Интерпретация взятых данных по окончании анализа и обработки есть творческим процессом, что не подчиняется четкой алгоритмизации и довольно часто требует привлечения дополнительных данных теоретических и эмпирических изучений.
При дискуссии результатов (по окончании математической и графической обработки) направляться продемонстрировать сообщение результатов изучения с научными данными в литературе, растолковать вероятные отклонения взятых данных; продемонстрировать, какие конкретно закономерности взяты на протяжении изучения.
При обобщении и анализе взятых фактов нужно логическое умозаключение. Анализируется завершенность каждой отдельной части работы и доказательность их как по отдельным положениям, так и в масштабах изучения в целом.
Формулирование выводов
В конце интерпретации нужно сделать выводы, каковые должны быть краткими и содержательными.
Выводы рекомендуется формулировать в соответствии с поставленными задачами изучения, совершенно верно, не пропуская, не перегружая статистическими данными и частностями и не пробуя включить в них, кроме утверждений, их обоснование.
В работе кроме этого формулируются рекомендации и предложения по практическому применению выводов. В большинстве случаев, нужно учитывать не только существующие условия, но и те трансформации, каковые смогут случиться в объектах и предмете изучения в скором времени.
В выводах необходимо продемонстрировать:
какие конкретно главные результаты взяты в изучении — с обоснованными ссылками на конкретные эти (таблицы, графики);
как следствия соотносятся с литературными данными; их объяснение с позиций теоретических положений;
— практическое значение взятых результатов;
по возможности дать практические советы.
Формулирование выводов
Эта последняя часть дипломной работы. В ней создатель перечисляет главные положения, каковые излагались и доказывались в работе. Выводы должны быть краткими (1-2) предложения, без сносок на авторов. Нужно по главам сделать 5-7 выводов.
Структура ВКР
— Титульный лист (Приложение 5)
— Задание кафедры на работу (Приложение 2) (в файле)
— Отзыв научного руководителя (бланк) (Приложение 3) (в файле)
— Рецензия (Приложение 4) (в файле)
— Список принятых сокращений (при необходимости) (Приложение 11)
— Оглавление (Приложение 13)
— Текст работы (Введение, 1 глава — теоретическая, 2 глава — практическая, заключение)
— Список принятых терминов (при необходимости) (Приложение 12)
— Перечень применяемых источников (Приложение 6)
— Приложения (при необходимости)
1. Титульный лист (см. Приложение 5) содержит: официальные реквизиты МГЭИ, слова «наименование кафедры», наименование темы ВКР, фамилию, отчество и имя автора работы, ИНС автора, с указанием специализации, учёное звание и учёную степень, фамилию, имя, отчество научного руководителя; графу «допущено к защите»; подпись (место для заведующего) заместителя и подписи (рецензента заведующего) кафедрой. Внизу титульного страницы: год и Москва написания выпускной работы.
2. Оглавление включает перечисление разделов работы, начиная от введения и заканчивая приложениями, с указанием страницы начала подраздела и каждого раздела. подразделы и Разделы выпускной работы должны быть пронумерованы.
3. Введение. В нем обосновывается актуальность выбора темы, выделяется цель, догадка изучения, описываются задачи, объект, предмет изучения, перечисляются респонденты и их демографическая черта, база проведения изучения, главные психодиагностические методики и методы исследования; отражаются изюминке ее содержания и структуры работы. Во введении должны быть включены краткий обзор методологических и теоретических предпосылок изучения по вопросу, практическая значимость в работе.
4. Главный текст в большинстве случаев разбивается на 2 главы, поделенные на подразделы. Теоретическая глава.
Содержит обзор научной литературы и выводы; теоретический анализ вопроса дается с указанием источников, т.е. сноски делаются в соответствии с порядковым номером в перечне использованной литературы в квадратных скобках [5, с.13], возможно [5]. В скобках должно быть от 1 до трех ссылок.
Практическая глава содержит:
а) описание организации и программу исследования психодиагностических методик. Детально представить базу изучения, черта испытуемых, их
количество, пол, возраст. Выделить этапы развернутой программы изучения (что делали сперва, потом, позже, в итоге работы), нужно кроме этого представить условия сбора эмпирических данных, процедуры пилотажного изучения, проверки надежности приобретаемых данных. Непременно раскрыть содержание применяемых способов и подробное обрисовать параметры психодиагностических методик и психодиагностическую модель в целом. Вопросы психодиагностических методик, инструкцию, ключ направляться поместить в приложении.
Сделать вывод о соответствии целей изучения с выбранными методиками.
б) результаты:
анализ и описание взятых данных в соответствии с логикой задач и гипотез;
результаты изучения должны быть представлены качественным и количественными данными, сведенными в схемы, таблицы, и рисуночное отображение изучений в виде диаграммы, гистограммы, графиков, дендограммы.
в) дискуссию результатов изучения, выводы. Все выводы должны быть аргументированы ссылками на конкретные эти (таблицы, графики).
В конце работы нужно проанализировать вероятные побочные факторы, снижающие достоверность выводов, сделать личный вывод о вероятных дорогах уточнения, проверки, использования и расширения взятых данных.
5. Заключение, которое есть завершающей частью изучения, должно коротко, не повторяя содержания главного текста ВКР включать предложения и основные выводы, с рациональными вариантами ответа разглядываемой их обоснования и проблемы. Подводя итоги выполненной работы, даются краткие обобщения по каждой главе и выводы по задачам, обозначенным во введении. В заключении направляться отметить, как подтвердилась догадка (абсолютно, частично, не подтвердилась), и замысел на предстоящие изучения по данной теме.
6. Перечень использованной литературы приводится в конце работы, с соблюдением всех библиографических правил, на иностранных языках и русском. Приводится лишь та литература, на которую имеется ссылки в тексте, и другие проанализированные источники. Перечень обязан включать не меньше 20 источников (курсовая) и 50 источников (дипломная работа).
Перечень литературы возможно алфавитным (фамилии авторов либо названий работ даются по алфавиту); хронологическим (по годам публикаций, а в каждом году по алфавиту); тематическим (по главам работы либо отдельным темам).
В технике оформления главного текста особенное внимание нужно выделить следующим моментам:
— оформление библиографических ссылок (на каждой странице в квадратных скобках);
— цитирование (непременно полные инициалы автора);
— применение словесных обозначений и сокращений недопустимо;
— построение графиков, гистограмм, диаграмм (непременно).
В приложении страницы нумеруются с первой страницы и указывается номер
приложения.
В него включают:
— первичный материал изучения;
— вспомогательный материал, на что имеется ссылка в тексте;
— инструментарий, использованный в изучении — методики;
— протоколы наблюдений, кодировочные матрицы, первичные таблицы;
— статистические выкладки;
— картинки.
Смогут быть помещены материалы, каковые дополняют и иллюстрируют главной текст: копии документов, справочные таблицы, созданные автором уникальные материалы (памятки, программы, тексты бесед и т.п.).
— приложения употребляются лишь в том случае, если они дополняют содержание главных неприятностей изучения и носят справочный либо рекомендательный темперамент;
— темперамент приложения определяется автором работы самостоятельно, исходя из содержания работы;
— в тексте работы на все приложения имеются ссылки. Степень обязательности приложений при ссылках не указывается;
— приложения оформляют как продолжение работы на последующих страницах формата А4, А3, А4 x 3, А4 x 4, А2, А1 либо производят в виде независимого документа. Приложения находятся в порядке ссылок на них в тексте работы;
— каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и имеет тематический заголовок.
При наличии в ВКР более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без символа №), к примеру «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.
Графики приложений смогут быть начерчены вручную фломастерами либо тушью.
8. Требования к оформлению таблиц, схем, картинок:
Слово Таблица пишется над правым углом таблицы (вверху, перед заглавием таблицы).
От слова Таблица до заглавия должен быть 1 промежуток; от последней строки заглавия таблицы до самой таблицы 1 промежуток.
Слово его название и Рисунок пишутся внизу, т.е. по окончании самого рисунка, графика; жирным шрифтом 14 размера пишутся слово Рисунок 1. , а рядом — его наименование без кавычек.
Рисунок 1. Динамика развития интеллектуальных свойств подростков.
Графики, применяемые в тексте, должны иметь заглавия шкал (к примеру, количество участников изучения, уровни развития свойств) и соответствующие единицы измерения (человек, баллы, проценты и т.п.).
В приложении слово Таблица пишется под словом Приложение в верхнем правом углу. Приложение 1 Таблица 26
рисунков и Названия таблиц печатаются шрифтом такой же жирности, как и главы. Оформление формул.
Формулы должны быть вписаны в текст разборчиво и непременно тёмными чернилами. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко. Рекомендуются следующие размеры знаков для формул: цифры и прописные буквы — 7-8 мм, строчные — 4 мм, индексы и показатели — не меньше 2 мм. Нужно при работе на компьютере применять редактор формул.
9. Студент обязан делать ссылки на применяемые им литературные источники и нормативный правовой материал Заимствование текста из чужих произведений без ссылки (т.е. плагиат) возможно основанием для недопущения работы к защите, либо ее снятия с защиты.
Требования к оформлению сносок и ссылок (см. Приложения 7).
— при цитировании либо применении каких-либо положений из вторых работ даются ссылки на источник и автора, из которого заимствуется материал;
— в случае, если в работе приводится цитата для подтверждения разглядываемых положений, то в её тексте сохраняются все особенности документа, из которого она забрана: орфография, пунктуация, расстановка абзацев, шрифтовые выделения. Цитата в текста содержится в кавычки. Все цитаты, и заимствованные из разных документов доводы либо статистику подтверждаются библиографической ссылкой на источник;
— в выпускной работе употребляются постраничные сноски со сквозной нумерацией по всей работе;
— при повторных ссылках полное описание источника дается лишь при первой сноске. В случае, если пара ссылок на одинаковый источник приводится на одной странице работы, то в сносках подставляют слова «В том месте же» и номер страницы, на которую делается ссылка;
— в случае, если в работе при потреблении отдельных положений нужно привести библиографические ссылки, то эти положения помечаются надстрочными символами, сносками. Внизу страницы с абзацного отступа приводят сам текст библиографической ссылки, отделенной от главного текста маленькой узкой горизонтальной линией с левой стороны;
— порядок оформления ссылок на приложения по тексту выпускной работы такой же, как и порядок оформления ссылок на иллюстрации.
Печатание ссылок в конце работы с неспециализированной порядковой нумерацией не допускается. ВКР без ссылок к защите не допускается!!!
6. Требования к оформлению ВКР
1. ВКР должна быть в жёстком переплёте (в папке), непременно прошита (не на кольцах), либо переплетена. Для задания, рецензии и отзыва должны быть подшиты 3 файла и приложен конверт с подписанным CD диском с текстом ВКР.
Папка для ВКР должна быть подписана на лицевой и боковой сторонах переплета.
Требования к оформлению текста.
ВКР выполняется на компьютере в одном экземпляре и оформляется лишь на лицевой стороне белой бумаги.
— размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм);
— поля: левое — 30 мм, верхнее — 20 мм, правое — 10 мм, нижнее — 20 мм;
— ориентация: книжная;
— шрифт: Times New Roman;
— кегель: 14 пт (пунктов) по большей части тексте, 12 пт в сносках;
— междустрочный промежуток: полуторный по большей части тексте, одинарный в подстрочных ссылках;
— форматирование ссылок и основного текста — в параметре «по ширине»;
— цвет шрифта — тёмный;
— красная строчок — 1,5 см.
Требования к нумерации страниц.
— последовательно, начиная с 3-й страницы (введение), т. е. по окончании титульного страницы, оглавления и задания работы, и списка сокращений, применяемых в работе (если он имеется в работе);
— потом последовательная нумерация всех страниц, включая разделы, заключение, перечень применяемых приложения и источников (если они имеются в работе);
— нумерация страниц, на которых даются приложения, есть сквозной и продолжает неспециализированную нумерацию страниц главного текста;
— номер страницы находится в середине верхней части страницы.
Требования к заголовкам.
— набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт);
— выравнивание — по центру;
— точка в конце заголовка не ставится;
— заголовок, складывающийся из двух и более строчков, печатается через один междустрочный промежуток;
— заголовок не имеет переносов, другими словами на финише строчка слово должно быть непременно полным.
Пример:
1 Глава. Теоретические нюансы изучения мотивационно-потребностной сферы
студентов
1.1. Понятие потребностей и мотивации у студентов
2. Текст ВКР должен быть шепетильно выверен студентом, что отвечает за ошибки и опечатки, появившиеся благодаря перепечатки. Работа с неисправленными опечатками к защите не допускается, или возможно снята с защиты.
3. Ориентировочный объем работы — 50-60 страниц печатного текста (кроме список и приложение применяемых источников). При значительном превышении количества (более 10 страниц) работа возможно снята с защиты. Недостаточность количества работы есть основанием для недопуска ВКР к защите.
4. ВКР должна быть подписана студентом на последней странице текста (заключения), перед перечнем применяемых источников.
5. Надлежащим образом оформленная выпускная работа (ВКР) предоставляется научному руководителю для отзыва. Научный руководитель обязан написать отзыв не позднее 14 дней по окончании предоставления абсолютно готовой работы. В случае, если, согласно точки зрения научного руководителя, работа не соответствует требованиям, предъявляемым ВКР, и испытывает недостаток в доработке, а студент не согласен, то ответ о допуске таковой работы на защиту выносит заведующий кафедрой (либо его помощники по конкретной специализации).
Срок сдачи, порядок защиты ВКР
1. За 1,5 месяца до начала итоговой госаттестации студент обязан закончить разработку ВКР и с разрешения научного руководителя послать работу для проверки качества содержания.
2. Распечатанные в формате А4, абсолютно оформленные и сброшюрованные ВКР, к каким непременно прикладывается CD диск с текстом ВКР выпускник обязан представить на кафедру не позднее 1 месяца до начала работы ГАК с отзывом начальника.
3. Эксперт кафедры, взяв выпускную квалификационную работу, контролирует тему ВКР на соответствие приказу о закреплении тем и назначении научных начальников, и итог проверки ВКР на уровень качества содержания (определение степени заимствования). Полученные ВКР должны быть зарегистрированы в издании регистрации выпускных квалификационных работ. , если процент заимствования превышает допустимую норму ВКР отправляется на доработку.
4. Поступившая ВКР передается на рецензию. Срок подготовки рецензии образовывает 14 дней с момента поступления работы на кафедру.
В отзыве и рецензии отмечаются как плюсы, так и минусы ВКР, делается неспециализированный вывод об уровне изучения. Студент вправе ознакомиться с рецензией и отзывом. При отрицательной рецензии выпускная работа по решению заведующего кафедрой возможно передана для доработки студенту с учетом высказанных предложений и замечаний критика, замечаний заведующего кафедрой.
5. Для работ, к каким предъявлены претензии, возможно совершена процедура предзащиты. Она содержится в проверке содержания доклада и готового текста работы, отзыва начальника, рецензии, раздаточного материала. Для этого студенту назначается время и дата предзащиты, на которую он обязан явиться. В случае, если выпускная квалификационная работа имеет отрицательный отзыв либо рецензию, наряду с этим удачно прошла диагностику на плагиат, и большая часть присутствующих учителей и заведующий кафедрой сомневаются в правильности либо полноте раскрытия темы, то на данную работу оформляется выписка из протокола совещания кафедры, которая передается в ГАК для принятия решения.
6. На основании результатов отзыва научного руководителя, рецензии, оформления и содержания работы заведующий кафедрой либо его помощник принимает ответ о допуске работы к защите не позднее, чем за чемь дней до дня защиты.
Мотивом принятия ответа о недопуске к защите есть:
— неотёсанные нарушения правил оформления работы;
— нарушение сроков представления работы (ВКР, предоставленные позднее чем, за 1 месяц до начала работы ГАК);
— компилятивный темперамент работы, большой процент заимствования. Максимально допустимый процент заимствования из вне для юридических профессий — 60%, для остальных профессий — 50 %;
— применение в работе средств «защиты» от программы «Антиплагиат»;
— низкий уровень качества ВКР, несоответствие ВКР теме, целям, задачам либо утвержденному замыслу работы.
7. Защита ВКР происходит на совещаниях Национальной аттестационной рабочей группе) в срок в соответствии с графиком.
Защита ВКР происходит публично с соблюдением следующей процедуры:
— секретарь ГАК докладывает фамилию, имя, отчество студента-выпускника, тему выпускной работы;
— краткое (5-10 мин.) сообщение студента об основном содержании и актуальности темы работы, собственных предложениях и выводах;
— вопросы студенту со стороны участников ГАК, вторых присутствующих на защите лиц и ответы на вопросы;
— глава ГАК зачитывает отзыв научного руководителя и рецензию (либо главные выводы);
— слово студента, в котором он определяет собственный отношение к замечаниям, сделанным в рецензии и отзыве, и может коротко высказаться по вторым вопросам.
Параметрами оценки ВКР являются:
а) советы по оценкам рецензента и научного руководителя;
б) ее научный уровень, освещённости и степень самостоятельности в ней вопросов темы, значение для юридической практики;
в) творческий подход к разработке темы;
г) применение научной литературы, нормативных правовых актов, материалов судебной практики по теме изучения, полученные в ходе изучения конкретных дел;
д) научная обоснованность и правильность выводов;
е) стиль изложения;
ж) аккуратность оформления работы и ее научно-понятийного аппарата;
з) степень опытной подготовленности, проявившаяся как в содержании работы, так и в ходе ее защиты.
ГАК, по окончании рассмотрения всех ВКР, вынесенных на защиту в данном совещании, в отсутствие студентов обсуждает итоги и большинством голосов определяет оценку по каждой работе. После этого приглашаются студенты, и глава оглашает выставленные оценки.
8. Защищенные выпускные работы (ВКР) студентам не возвращаются и передаются в архив.
Подготовка студента к защите ВКР
Главными направлениями данной подготовки являются:
— Составление студентом письменного выступления:
— Изготовление схем, таблиц, графиков и т.д.
Письменный текст выступления подготавливается студентом. Структурно выступление формируется на базе введения, заключения и плана ВКР. В нем студент последовательно излагает:
1. актуальность и Наименование работы.
2. Цели, задачи, методы и объекты исследования.
3. сущность и Обоснование независимых предложений и выводов, сделанных по правовым вопросам.
4. Предложения по применению материалов работы в практической деятельности.
Наровне с этим в тексте выступления целесообразно указать новые нормативные акты и иные серьёзные источники, изданные по окончании написания ВКР и имеющие к ней прямое отношение, коротко прокомментировать их.
9.Примерная форма оценки выпускной квалификационной работы (ВКР)
участниками ГЭК
Критерии оценки | Превосходно | Отлично | ||
обоснование и Актуальность выбора темы | ||||
Степень завершенности работы | ||||
глубина и Объём знаний по теме | ||||
обоснованность и Достоверность взятых выводов и результатов | ||||
Наличие материала, подготовленного к практическому применению | ||||
Использование новых разработок | ||||
Уровень качества доклада (композиция, полнота представления работы, убежденность автора) | ||||
Эрудиция, применение междисциплинарных связей | ||||
Уровень качества оформления дипломной демонстрационных материалов и работы | ||||
Педагогическая ориентация: культура речи, манера общения, умение применять наглядные пособия, свойство заинтересовать аудиторию | ||||
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убежденность, умение применять ответы на вопросы для более полного раскрытия содержания совершённой работы | ||||
Деловые и волевые качества докладчика: важное отношение к работе, рвение к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, контактность | ||||
Неспециализированная оценка работы |
С позиций достигнутых уровней общекультурных и опытных компетенций, ВКР оценивается по следующим параметрам:
Оценка | Порядковый номер компетенции | Уровень освоения компетенции % | Уровень освоения компетенции |
«превосходно» | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9; ПК- 10; ПК-11 | 75-100 | Верховный |
«отлично» | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9; ПК- | 60-75 | Большой |
10; ПК-11 | |||
«удовлетво рительно» | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9; ПК- 10; ПК-11 | 40-60 | Средний |
«неудо- влетвори- тельно» | ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9; ПК- 10; ПК-11 | 0-40 | Низкий |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативная
1. Конституция РФ. М.: 1993.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Принят Госдумой 21.10.94г.
3. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. Принят Госдумой 22.12.95г.
Главная
Андреева Г.М. Социальная психология. — М. : Нюанс Пресс, 2014. — 363 с.
Арндт П., Клинген Н. Психосоматика и психотерапия. Справочник. — М. : Memorix, 2014. — 368 с. — 10 экз.
Гуревич П. Введение в профессию (психология). Учебник для бакалавров. — М. : Инфра-М, 2015. — 415 с.
Ермолаев-Томин О.Ю. Математические способы в психологии. — М. : Юрайт, 2013. -511 с.
Корягина Н.А., Михайлова Е.В. Социальная психология. практика и Теория: учебник для бакалавров. — М. : Юрайт, 2014. — 492 с.
Немов Р.С. Неспециализированная психология : учебное пособие. — М : Юрайт, 2014 — 739 с.
Немов Р.С. Психотерапевтическое консультирование. — М. : Юрайт, 2014. — 575 с.
Носс И.Н. Психодиагностика : учебник для бакалавров. — М. : Юрайт, 2013. — 439 с. Неспециализированная психология. Тексты: В 3 т. Т. 1: Введение. Книга 2 // Ред.-сост.: Дормашев Ю. Б., Капустин С. А., Петухов В. В. Москва : Когито-Центр, 2013. — 356 с (электронная книга).
Психология: учебник для бакалавров / под ред. В.А. Сластенина, А.С. Обухова. — М.: Изд. Юрайт, 2015. — 530 с.
Ступницкий В.П., Щербакова О.И. Психология. Учебник. — М. : ООО «ИТК «Дашков и К», 2013. — 517 с.
Хухлаева О.В. Психотерапевтическое консультирование и психокоррекция. — М. : Юрайт, 2014. — 423 с.
Шаграева О.А. Базы консультативной психологии. — М : Академия, 2012. — 272 с. Шаповаленко И.В. возрастная психология и Психология развития. 2-е изд. : учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2013. — 567 с.
Шилакина А.В. Психотерапевтическое консультирование в РФ. — М. : МГЭИ, 2014. — 320 с.
ЭксакустоТ.В. Групповая психокоррекция: ролевые игры и тренинги. — М. : Феникс, 2014. — 254 с.
Дополнительная литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология : учебник. — М.: Академия, 2005.
Ануфриев А.Ф. Психодиагностика. Базы ответа диагностических задач. — СПб.: Питер, 2012. — 208 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в неспециализированную психологию. Раз. II. — М. : ЧеРо, 2009. Карвасарский Б.Д. Психотерапия : учебник для институтов. — СПб. : Питер, 2008. — 672 с. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии : учеб. пособие. — СПб. : Питер, 2008. -448 с.
Корчемный П.А. Психология человека. — М. : МГЭИ, 2008. — 280 с.
Кочюнас Р. групповая психотерапия и Психологическое консультирование. — М.: Отвлечённый проект, 2005. — 464 с.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб. : Питер, 2005.
Крамер Ч. Мастерство психотерапии: как стать творческим и действенным психотерапевтом. — СПб. : Питер, 2003. — 240 с.
Крейн У. Теории психологии развития. — СПб, 2007.
Мастерство психотерапевтического консультирования/Под ред. Бадхена А.А., Отчизной А.М.)- СПб.: «Европейский Дом», 2002. — 123 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2007.
Немов Р.С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. — 4-е изд. — М. : ВЛАДОС, 2008. — Кн. 1: Неспециализированные базы психологии. — 687 с.
Никандров В.В. Психология : учебник. — М. : Волтерс Клувер, 2009.- 1008 с Неспециализированная психология. Тесты : в 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 2, 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. В.В. Петухов. — М. : УМК «Психология», МПСИ, 2007.
Палмад Г. Психотерапия : учебник. — СПб. : Питер, 2004. — 160 с.
Психология XXI века : учебник для институтов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. — М. : ПЕР СЭ, 2009. — С. 441- 511.
Рубинштейн С.Л. Базы неспециализированной психологии. СПб. Питер, 2010.
Смирнова Е.О. Детская психология. — СПб, 2009.
СтоляренкоЛ.Д. Основыпсихологии. 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: 2000. — 672 с.
Щербатых Ю.В. Неспециализированная психология. на следующий день экзамен. — СПб. : Питер, 2008. — 224 с. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. — СПб.:Питер, 2008. -384 с.
Яншин П.В. Клиническая психодиагностика личности. — СПб. : Обращение, 2007. — 365 с.
Словари
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2008. — 688 с.
Громадный психотерапевтический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова. — СПб. : Прайм «Еврознак»,2003.-С. 564-566.