Рабовладельцы, феодалы, а позднее капиталисты постоянно стремились укрепить собственную власть, установив господство над умами людей при помощи религии. Особенно воинствующей была церковь, господствовавшая в средние века. Она старалась истребить всякое научное знание, преследовала всяческое проявление свободной мысли и везде насаждала слепую веру, невежество, суеверие.
Церковь всеми средствами поддерживала и усиливала существующий феодальный строй. Сами церковники во главе с папой римским были большими феодалами. церкви и Монастыри обладали множеством крестьян и огромными землями, которых церковники жестоко эксплуатировали. Обитатели городов и сёл платили духовенству нескончаемые поборы. Все яснее видел народ неправда «святых отцов», каковые говорили «о равенстве» людей перед всевышним, о «милосердии господнем», а на деле получали лишь мирских благ. В народе росло недовольство господствующей, официальной церковью. Все обиженные пробовали по-своему выразить протест. Они отвергали господствующую церковь, ее обряды и создавали собственные религиозные учения. Появившиеся учения церковники именовали «ересями», а приверженцев их — «еретиками».
Еретиками стали кроме этого именовать всех, кто восставал против феодального строя. Среди них были предприниматели и купцы, вышедшие из ремесленников. Зарождавшейся буржуазии феодальные порядки мешали вольно торговать, развивать ветхие и создавать новые отрасли производства.
Еретиками появились крестьяне и ремесленники, выступавшие в протест повинностей и тяжёлых поборов и стремившиеся освободиться от закрепощения феодалами.
Практически в каждой стране показались еретические секты — группы людей, несогласных с господствующей церковью. Во французском городе Лионе, к примеру, зародилось перемещение, которое позднее скоро распространилось по всей Франция, Швейцарии и в других государствах Европы и стало называться секты «вальденсов» (по имени торговца Петра Вальда, раздавшего в 1176 г. все собственный имущество и проповедовавшего бедность и простоту), их именовали кроме этого «лионскими бедняками». Весьма скоро число «лионских бедняков» существенно возросло и влияние их усилилось.
У вальденсов не было единой, строгой организации, среди них существовало довольно много общин, и у каждой были собственные порядки, собственные толкования религии. Одни общины с католической церковью полностью не порывали, другие думали, что молитва, сказанная в помещении либо конюшне, настояща не меньше молитвы в церкви, и отрицали необходимость существования церквей. Вальденсы утверждали кроме этого, что лишь индивидуальные заслуги человека, а не посвящение в сан священника дают ему право выполнять религиозные обряды. Из этого они делали вывод, что церковные служители не необходимы. А ведь больше всего церковь приобретала доходов по причине того, что лишь священники были «в праве» посредничать между богом и людьми.
Многие общины вальденсов сходились во взорах с другой еретической сектой, члены которой назывались «катарами» (от греческого слова «катар» — чистый). Катары вычисляли себя «чистыми перед всевышним». Согласно их точке зрения, все земное, среди них и церковь, — порождение сатаны. Исходя из этого они быстро выступали против церкви, ее обрядов, веры в святых, против мощей, икон, крестов, индульгенций — словом, того, чем сильна была церковь, на чем основывалось ее влияние и за что она приобретала огромные доходы. Катары осуждали другие платежи и десятину церкви и отказывались их вносить. Особенно бессчётна была секта катаров в южной части Франции, где их именовали альбигойцами (от города Альби).
Допрос еретика.
Церковь жестоко преследовала еретиков. В 1209—1229 гг. она организовала настоящие крестовые походы против альбигойцев. «Правоверным» католикам, принявшим участие в походах, было обещано такое же отпущение грехов, как и крестоносцам, шедшим в Палестину на освобождение «гроба господня». А основное, им были обещаны все земли еретиков, каковые они завоюют, и давалась отсрочка по уплате долгов. Надежда на земные блага очень сильно подогрела религиозное рвение поборников церкви.
При взятии городов, где жили еретики, не щадили никого, от грудного младенца до дряхлого старика. в один раз папского легата (представителя) задали вопрос, направляться ли щадить католиков. Легат ответил: «Убивайте всех, всевышний на том свете разберет собственных». И все обитатели были вырезаны, все было разграблено и сожжено.
Не обращая внимания на все избиения и преследования еретиков, ереси распространялись так скоро, что папы организовали в XIII в. особое судилище. Оно должно было наказывать не только за явные еретические выступления, но и за нежелательные церкви мысли и настроения, за покровительство и помощь еретикам, кроме того за знакомство и общение с ними, вести розыск всех подозреваемых в ереси, дабы давать предупреждение распространение неугодных церкви идей.
Так была создана ужасная «святая инквизиция» (от латинского слова «инквизицио» —расследование, розыск), перевоплотившая в кровавые застенки целые страны Европы. Инквизиторы зверски пытали и уничтожали передовых ученых, мыслителей и просто честных людей, все правонарушение которых было в том, что у них были верования и собственные мнения.
Любой человек, что-либо слышавший о еретиках, должен был доносить на них. Инквизиция сплела сложную сеть шпионажа. Для поощрения доносчикам отдавали часть имущества осужденного. Делала выводы инквизиция тайно и совсем произвольно.
Инквизиция подчинялась римскому папе — главе католической церкви. Личность инквизиторов считалась неприкосновенной. Все местные светские власти должны были повиноваться их распоряжениям по розыску еретиков.
Руководить инквизицией поручили монахам-доминиканцам, грамотным проповедникам, каковые имели возможность бы смотреть за «чистотой веры» и преследовать еретиков, «выгрызать» ересь. Недаром их именовали «псами господними». Основателя этого ордена испанца Доминика Гусмана так и изображали рядом с собакой, держащей в пасти горящий факел.
Как же действовала инквизиция? По первому подозрению либо доносу обвиняемых срочно арестовывали. После этого их подвергали пытке и допросу.
Терзали несчастных самым ожесточённым образом. Сознавшихся под пыткой в предъявленных им обвинениях инквизиторы приговаривали к разным наказаниям — от покаяния, телесных наказаний и до пожизненного тюремного срока. Нераскаявшихся, «закоренелых» еретиков инквизиция отлучала от церкви и передавала в руки светской власти для совершения казни. Наряду с этим церковники лицемерно заявляли, что сами они никого не убивают и по большому счету против пролития крови. Исходя из этого осужденных на смерть значительно чаще сжигали на кострах живыми, время от времени «милостиво» душили до сожжения и лишь иногда приговаривали к повешению.
Решения суда сопровождались конфискацией (захватом) имущества в пользу инквизиции, только некая часть его передавалась светской власти.
в течении XIII в. зверства инквизиции вызывали неоднократно народные беспокойства во Франции, Италии и других государствах. Но влияниям всегда получалось их подавить. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании.
король и Королева Испании, Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский, хотя укрепить собственную власть, решили создать в стране «святую инквизицию». С таковой просьбой они обратились к папе Сиксту IV. Папы уже давно грезили расширить собственные доходы за счет богатых мавров и евреев, живших в Испании и перешедших в христианство. Но испанская королевская чета поставила условие, дабы назначение инквизиторов зависело от светской власти, а конфискованное у осужденных еретиков имущество переходило в национальную казну.
Так, всю пользу от введения инквизиции в Испании приобретала королевская власть, а сама испанская инквизиция, по словам Маркса, сделалась «ужасным орудием испанского абсолютизма» (неограниченной монархии).
С громадным сожалением об потерянных доходах, по окончании продолжительных переговоров, отец все же дал согласие на требование испанских монархов. В 1480 г. в Испании была создана инквизиция.
Первые аутодафе над богатыми маранами (так именовали в Испании крещеных иудеев) доказали подлинные цели инквизиции. Сжигали не столько закоренелых еретиков, сколько невинных людей, имущество которых завлекало жадные взгляды инквизиторов. Инквизиторам принципиально важно было устрашить народ и заполучить имущество осужденных.
Год за годом, век за веком в Испании на кострах инквизиции сжигали все больше жертв.
Инквизиторы сжигают книги.
Огромные доходы, каковые приобретала испанская инквизиция, не давали спокойствия папе. Пробуя добиться собственной доли достатков, отец в пылу спора раскрыл подлинные цели инквизиторов. «Они руководствуются в собственных действиях по отношению к обвиняемым не религиозным усердием, а жадностью к деньгам; довольно много верных христиан… без всяких законных доказательств бросают в колонии, подвергают пыткам и объявляют еретиками», — писал он в одном послании. Кто же имел возможность лучше папы знать инквизиторов?
Доходов от имущества осужденных хватало и провинциальным трибуналам, и главному трибуналу (супреме), возглавляемому главным инквизитором (такая должность была создана лишь в Испании, в других же государствах главным судьей считался сам отец). Первым главным инквизитором был Торквемада, что загубил тысячи ни в чем не повинных людей.
Королевская власть создала в Испании инквизицию, дабы с ее помощью обогатиться и укрепить собственную власть. Но долгая деятельность инквизиторов только ослабляла и разоряла страну. Кое-какие районы Испании обезлюдели (как произошло с Гренадой по окончании морисков и выселения мавров — крещеных мавров), превратились практически в пустыни.
Папство, вынужденное поступиться собственной главной инквизиционной властью в Испании и потеряв землю в странах, где победила реформация, попыталось с XVI в. защищать собственные привилегии посредством подвластных ему учреждений.
Высшим органом инквизиции в Европе стал главный инквизиционный трибунал в Риме. Данный трибунал сжег в 1600 г. в Риме Джордано Бруно и вынудил Галилея на грани смерти отречься от утверждения, что Почва вращается. В Риме сжигали во славу господа множество страшных для католической церкви людей.
Но не только посредством костров пробовала церковь укрепить собственный могущество. с покон веков ее страшило просвещение. Исходя из этого с XVI в. папская канцелярия начала издавать особые «индексы» (перечни, указатели) запрещенных книг, в которых перечислялись все произведения, «вредные» для верующих католиков.
В 1540 г. папа римский утвердил орден иезуитов — воинствующую организацию для уничтожения еретиков.
Понемногу под напором революционного перемещения народа во всех государствах Европы инквизиция была стёрта с лица земли кроме того в самых реакционных странах, а в XIX в. она была официально отменена и в папском стране.
Но папы сохранили инквизицию называющиеся «конгрегации (собрания. — Ред.) священной канцелярии». Эта католическая организация сейчас не имеет возможности жечь людей, но преследует всякое проявление свободной мысли и ведает составлением «перечней запрещенных книг», куда внесены произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Ч. Дарвина, Л. Н. Толстого. В эти перечни попадают книги всех прогрессивных писателей мира. Католическим священникам предписано строго смотреть за верующими, дабы они не просматривали крамольных трудов. Церковь еще пробует бороться за власть над людьми, но все передовое человечество уже давно и бесповоротно заклеймило позором мракобесов в сутанах и в светской одежде.