Iii. 10.2. восприятие как действие

Роль моторных компонентов в восприятии

Восприятие — необычное воздействие, направленное на обследование принимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Значительным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся перемещения руки, ощупывающей предмет, перемещения глаза, прослеживающего видимый контур предмета, перемещения гортани, воспроизводящие слышимый звук, и т. д.

Громадную роль играются моторные компоненты в акте осязания. Как мы знаем, что пассивное осязание характерно всей

кожной поверхности организма человека. Активное осязание характеризуется высокой точностью — адекватность отражения предмета появляется при перемещении движущейся руки довольно принимаемого предмета.

В работе глаза и руки имеется довольно много неспециализированного. Глаз, как и рука, последовательно осматривает, ощупывает контуры предмета и рисунка. И. М. Сеченов писал об этом: …Идет ли обращение о величине и контурах либо об относительном расположении и удалении предметов, двигательные реакции глаза при смотрении и рук при ощупывании совсем равнозначны по смыслу…1 Рука учит глаз своим приемам ощупывания, учит тактике и своеобразной стратегии этого ощупывания.

Анализ функций перемещений руки в ходе глаза и осязания в ходе зрения продемонстрировал, что они делятся на два громадных класса. В первоначальный входят перемещения поисковые, установочные и корректирующие. С их помощью осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза (либо руки) в исходную позицию, корректировка данной позиции. Во второй класс входят перемещения, участвующие в построении образа, в измерении пространственных черт объекта, в опознании привычных объектов и т. и. Это класс фактически гностических перемещений, перцептивных действий.

Делая большое число разных функций, перемещения глаз разнообразны по форме. При зрительном восприятии имеют место микро-, макродвижения глаз. Возможно выделить два главных типа макродвижений глаз: прослеживающие и саккадические.

Прослеживающие перемещения, как это подразумевается самим заглавием, являются сглаженные, плавные перемещения; они разрешают глазу непрерывно видеть перемещающийся объект.

Саккадические перемещения — это стремительные скачки глаз, замечаемые, к примеру, при чтении либо рассматривании неподвижных объектов. Человек не имеет возможности подсчитать число саккадических перемещений глаз и в большинстве случаев имеет фальшивое представление о поведении собственных глаз в ходе чтения либо рассматривания какого-либо предмета. Нам думается, что при чтении отечественные глаза быстро, с постоянной скоростью, последовательно перемещаются на протяжении строки, тогда как объективные способы регистрации перемещений глаз говорят о том, что в действительности глаза наряду с этим перемещаются скачкообразно и эти скачки перемежаются фиксациями. Саккадические перемещения глаз осуществляются в микроинтервалы времени. Так, при чтении маленький скачок совершается в среднем за 0,022 секунды,

а продолжительность скачка, благодаря которому происходит возвращение к началу следующей строки, образовывает примерно 0,04 секунды. В то время, когда глаз не движется, а взгляд внимательно устремлен на объект, говорят о зрительной фиксации объекта.

Неспециализированная роль фиксации глаза содержится в том, что именно в момент фиксации глаза мозг приобретает максимум информации. При исполнении разных зрительных задач солидную часть времени глаза будут в состоянии фиксации. Так, при рассматривании объектов и картин глаза будут в состоянии фиксации в течение 95 процентов всего времени рассматривания. Данные исследований перемещений глаз в ходе чтения говорят о том, что фиксации кроме этого занимают 90-95 процентов всего времени чтения.

Развитие навыков чтения является следствием трех факторов: 1) значительно уменьшается число фиксаций на одной строке, 2) уменьшается продолжительность фиксации и 3) уменьшается число возвратных перемещений в ходе чтения. Маленькое число возвратных перемещений показывает на то, что читатель пристально смотрит за смыслом прочтённого и возвращается для того, чтобы узнать непонятное. Количество фиксаций в ходе чтения во многом определяется сложностью либо доступностью текста для читателя. Хороший читатель приспосабливает, подстраивает собственную скорость чтения к изюминкам текста.

В случае, если наблюдатель внимательно наблюдает на какую-либо точку неподвижного предмета, то субъективно у него появляется представление, что он фиксирует эту точку неподвижным взглядом. Но регистрация перемещений глаз говорит о том, что в конечном итоге данный процесс сопровождается непроизвольными и незаметными для наблюдателя микродвижениями: медленным дрейфом, быстрыми колебаниями и быстрыми скачками (тремор глаз). Это возможно показать на несложном примере. Посмотрите внимательно на заходящее солнце, после этого перенесите взор на какую-нибудь поверхность, и вы заметите несколько, а два последовательных образа. Разумеется, фиксируемый объект не находится все время в одной и той же точке фиксации; две точки фиксации объекта дали два последовательных образа. Так, направляться сказать не о точке фиксации, а скорее о территории либо области фиксации.

Новые эти относительно роли моторных компонентов в ходе зрительного восприятия были взяты в изучении восприятия изображений, стабилизированных относительно сетчатки глаза (В. П. Зинченко, Н. Ю. Вергилес). В случае, если стабилизировать изображение относительно сетчатки глаза, то испытуемый через 2-3 секунды перестает его видеть. Для получения какое количество-нибудь убедительных разрешённых необходимо увеличить время восприятия изображений, стабилизированных относительно сетчатки. Оказалось, что световая модуляция (мелькание света вместе с трансформацией яркости

стабилизированного изображения) разрешает фактически неограниченно продлевать время восприятия стабилизированного образа (эффект переадаптации). Так была взята возможность изучить особенности восприятия пассивной зрительной совокупности, лишенной возможности абсолютно применять собственную моторику.

Опыты продемонстрировали, что в условиях стабилизации появляется последовательность образов, большинство которых неадекватна действительности. Испытуемые в условиях стабилизации не различают плоские и объемные объекты. Настоящая усеченная ее изображение и пирамида воспринимаются одинаково — то как плоские, то как объемные. Объемная спираль, пересекающая изображение куба, воспринимается как нарисованная на фоне куба. Наблюдатель в условиях стабилизации затрудняется дифференцировать неподвижный и движущийся объекты, фон и фигуру, плоский и объемный объекты и т. д.

Разумеется, что посредством таких образов, каковые испытуемые видят в условиях стабилизации, неосуществима ориентировка в ситуации и регуляция поведения. Задача субъекта пребывает в том, дабы среди многих образов отыскать и зафиксировать тождественный. Это осуществляется посредством перемещения глаз. Конкретно так зрительная совокупность снабжает константность восприятия. Свойство манипулирования образами разрешает видеть константными и стабильными предметы, поворачивающиеся к нам различными сторонами.

Критерии адекватности образов восприятия действительности вырабатываются под влиянием обучения и условий жизни и подвержены перестройкам. Об этом свидетельствуют, например, информацию о восприятии слепорожденных в первые дни по окончании удаления катаракты. Наблюдения над человеком, ослепшим в десятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено через 51 год, продемонстрировали, что по окончании операции, в то время, когда повязка была снята с глаз больного, он не заметил ничего, не считая расплывчатых очертаний. Он не заметил всю землю предметов, как видим его мы, открывая глаза. Понемногу зрение его восстанавливалось, но он принимал мир тусклым и расплывчатым. В течение долгого времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он определил ранее методом осязания. Он так и не обучился просматривать глазами, но имел возможность зрительно выяснять печатные числа и заглавные буквы, в силу того, что в школе для слепых его учили просматривать конкретно большие буквы. Его картинки свидетельствовали о неспособности воспроизвести что-либо, о чем он раньше не знал через осязание. Ему кроме того через год по окончании возвращения зрения не получалось нарисовать сложный предмет, если он не имел возможности изучить его руками.

Испытания со стабилизацией изображений относительно сетчатки глаза и наблюдения над слепорожденными, которым зрение возвращено в зрелые годы, дают основания утверждать, что

мы не можем принимать прежде, чем обучимся принимать.

Восприятие — это совокупность перцептивных действий, и овладение ими требует практики и специального обучения.

Уровни перцептивных действий

Глаз, как было сообщено, подвижный орган, талантливый выполнять перемещения довольно принимаемого объекта. Известны бессчётные записи перемещений глаз при рассматривании разных объектов. Такова, к примеру, запись перемещений глаза наблюдателя, разглядывающего долгое время фотографию скульптурного портрета Нефертити (рис. 13). Но человек может легко определить эту скульптуру и при предъявлении ее на пара сотых долей секунды, т. е. на период, за что не успеют совершиться перемещения глаз. Для чего движется глаз в первом случае, если восприятие может случиться и без этих перемещений? Трудно предположить, что природа создала сложнейший механизм лишь чтобы наблюдатель очерчивал взглядом контуры видимых предметов и не пользовался этим механизмом в условиях недостатка времени. Какую же роль играются перемещения глаз в восприятии и что собой воображает свойство мгновенного видения, как бы фотографирования предметов? Эта неприятность по существу есть проблемой разных уровней перцептивного действия.

Результаты бессчётных изучений в области зрительного восприятия и осязания продемонстрировали, что возможно выделить четыре операции, либо четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.

Обнаружение — исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На данной стадии субъект может ответить только на вопрос, имеется ли стимул. Следующая операция восприятия — различение, либо фактически восприятие. Конечный итог ее — формирование перцептивного образа эталона

Рис. 13

Для изучения перцептивных и опознавательных действий самый пригодным был генетический способ изучения. Экспериментальные изучения формирования этих процессов у детей дошкольного возраста проводились на материале зрительного и осязательного

восприятия формы. На протяжении опытов использовалась кинорегистрация прослеживающих перемещений глаза и ощупывающих перемещений руки.

Анализ глаза движений и траектории руки продемонстрировал, что процесс формирования образа включает следующие перцептивные действия: обнаружение, выделение в объекте адекватного задаче информационного содержания, ознакомление с выделенным содержанием.

В зависимости от возраста испытуемых перечисленные перцептивные действия характеризуются различной степенью развернутости. К примеру, у дошкольников трех лет еще не организовано перцептивное воздействие выделения информативного содержания. Они еще не выделяют контур в качестве главного информативного показателя фигуры, что ведет к некачественному ознакомлению и к неточностям узнавания. Дети шести лет детально обследуют контур фигуры. Взрослые испытуемые ограничиваются беглым осмотром фигуры, пересекая ее двумя-тремя перемещениями. Вся конфигурация для взрослого так несложна, что он мгновенно относит фигуру к определенному классу, т. е. тут восприятие практически сливается с опознанием.

Но задача формирования перцептивного образа не исчерпывается рамками дошкольного возраста. Такая задача появляется всегда, в то время, когда человек сталкивается с новыми для него объектами, будь то геометрическая форма, картина и т. п. Наряду с этим в ходе ознакомления с объектом наблюдатель начинает выделять одно свойство либо маленькое число особенностей в качестве самые информативных. Иными словами, он превращает кое-какие свойства предметов (либо комплексы особенностей) в своевременные единицы восприятия. Под своевременными единицами восприятия направляться осознавать содержание, выделяемое субъектом при исполнении той либо другой перцептивной задачи.

Такими единицами смогут стать, к примеру, градации яркости, очертания, другие показатели предметов либо их комплексы, целые предметы и, наконец, отношения и совокупности предметов между ними.

Своевременные единицы восприятия динамичны. Их смену возможно проследить, к примеру, на ходе обучения чтению. Сначала обучающийся действует с отдельной буквой, выделяя в ней элементы, очертания, после этого, по окончании усвоения алфавита, предметом и единицей его действия делается целая буква, после этого — слоги, слова, отрывки фраз, целые фразы; и, наконец, умелые чтецы смогут, как показывают наблюдения, мгновенно схватывать суть целых абзацев.

изюминками предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Конечный итог наряду с этим — формирование образа предъявляемого объекта.

В то время, когда перцептивный образ организован, допустимо осуществление опознавательного действия. Для опознания необходимы идентификация и сличение. Операция идентификации возможно выделена как промежуточное звено между опознанием и актом различения. Идентификация имеется отождествление двух в один момент принимаемых стимулов либо отождествление конкретно принимаемого стимула с образом, хранящимся в памяти.

Опознание непременно предполагает идентификацию, но не сводится к ней. Опознание включает кроме этого категоризацию (отнесение предъявляемого стимула к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из долгосрочной памяти.

Опознавательный процесс на первых стадиях в значительной мере напоминает процесс ознакомления. В нем кроме этого присутствуют действия обнаружения, выделения адекватного задаче информативного содержания. В то время, когда это содержание выделено, начинает осуществляться идентификация и сличение предъявляемого предмета с записанным в памяти эталоном. При солидном числе значительных показателей в объекте процесс сличения осуществляется по элементам и продолжается тем больше, чем больше таких показателей в его модели и объекте, созданной при ознакомлении. Этому соответствует детальное и как бы вторичное рассмотрение объекта, в ходе которого совершаются глаза и многочисленные движения руки. Но по мере усвоения данного алфавита объектов темперамент опознавательного процесса изменяется. Процесс сличения быстро уменьшается за счет отсева избыточной и излишней информации, за счет выделения опорных показателей. Количество таких опорных точек возможно в следствии повторных предъявлений сведено к минимуму, что формирует возможность выяснять предмет фактически без перемещений глаз.

Перемещения глаза (либо руки) начинают делать функцию не построения образа, а сличения организованного образа с предъявляемым объектом. Наряду с этим появляется возможность так именуемого симультанного опознания, т. е. мгновенного узнавания уже известного.

Опознанию предшествуют операции построения и обнаружения образа, выделения адекватного сличения и информативного содержания. Но все эти операции не осуществляются последовательно: сперва нашёл, после этого различил, потом сопоставил и, наконец, опознал. В развитых формах восприятия все эти операции, осуществляющиеся в составе опознавательного действия, фактически сливаются с опознанием. Целый данный процесс может занимать микроинтервалы времени.

Появляется серьёзный с теоретической и практической точки зрения вопрос, за счет чего допустимо симультанное опознание, какими механизмами оно осуществляется. Это, пожалуй, самый трудный пункт в изучении опознания и процессов восприятия.

Для решения этого вопроса были совершены изучения опознания формирования и процессов образа в условиях стабилизации образа на сетчатке. В опытах испытуемым предъявляли незнакомые фигуры , японские иероглифы, сложные лабиринты и т. п. Исходя из концепции, разглядывающей восприятие как совокупность перцептивных действий, предполагалось, что эти непростые задачи ознакомления, поиска и узнавания испытуемые в условиях стабилизации решить не смогут.

Но эти ожидания не оправдались: испытуемые достаточно легко решали все предлагаемые задачи.

Казалось бы, концепция восприятия как действия взяла вместо решающего довода серьёзный контраргумент. Но один факт не разрешает его принять. Все испытуемые отмечали, что у них создается отчетливое чувство того, что их глаз движется по объекту. Этому субъективному впечатлению соответствовали очевидно выраженные и регистрируемые на протяжении опытов перемещения глаз. Не смотря на то, что в условиях опытов отсутствовали какие-либо смещения изображения относительно сетчатки, однако у испытуемых создавалось чувство, что такие смещения имеют место. Тогда испытуемым была дана инструкция, запрещающая перемещения глаз на протяжении опыта. В этих условиях испытуемые не могли решить непростые задачи ознакомления и поисковые задачи. В то время, когда же испытуемым разрешали выполнять перемещения глаз, задачи легко решались. Не обращая внимания на собственную кажущуюся бессмысленность, перемещения глаза в условиях стабилизации выясняются нужными для ответа зрительных задач. С их помощью у испытуемых создается чувство перемещения взгляда по стабилизированному изображению.

Каков механизм этого внутреннего взгляда и какое отношение к этому механизму имеет перемещение глаз? Как мы знаем, что отдельные рецептивные элементы сетчатки объединяются в более большие функциональные единицы — рецептивные поля сетчатки. Рецептивные поля принимают данные и, по-видимому, смогут ее хранить некое ограниченное время. Информация, хранящаяся в рецептивных полях, или снимается и передается в более высокие этажи нервной совокупности, или стареет и стирается новыми стимулами. Явление перемещения взгляда по стабилизированному изображению возможно представить себе как последовательное включение соответствующих групп рецептивных полей. Зрительная совокупность есть многоканальной. И она имеет так довольно много каналов, что появляется неприятность

их взаимодействия и организации в единый процесс зрительного восприятия. Функцию таковой сужения и организации числа каналов в любой отдельный момент и принимает на себя глазодвигательная совокупность, осуществляя включение рецептивных полей и съем информации с тех полей, каковые ее накопили.

Так, на высоких стадиях развития восприятия, в то время, когда зрительная совокупность начинает трудиться по большей части со привычными объектами, показатели которых известны, для опознания объектов, для учета их своеобразия достаточно времени, имеющегося между двумя перемещениями глаза, т. е. времени фиксации.

Опознавательный процесс переключается на другой алфавит объектов. Объект как бы запечатлевается на сетчатке, и в то время, в то время, когда он довольно неподвижен, происходит съем информации, опосредствованный более тонкимл и небольшими перемещениями глаз, т. е. осуществляется внутреннее перцептивное воздействие.

Так, более тщательный анализ моторных компонентов зрительного восприятия продемонстрировал, что они присутствуют и на стадии симультанного опознания, но с их помощью совершается съем информации не из внешнего мира, а с послеобраза, запечатленного сетчаткой глаза. Совокупность перцептивных действий, имеющая источником информации след на сетчатке, была названа викарной, т. е. замещающей внешние перцептивные действия.

Наличие совокупности викарных действий при реализации столь элементарного, казалось бы, процесса, как процесс опознания, заставляет высказать предположение, что и более сложные процессы кроме этого должны опираться на в полной мере определенную материальную базу, т. е. должны иметь некий личный моторный алфавит. Одновременная регистрация в ходе ответа задач макродвижений движений и глаза, осуществляющихся в моменты кажущейся пассивности глаза, т. е. на протяжении фиксации, разрешила проверить эту догадку. Данные исследований продемонстрировали наличие двух форм глазодвигательного поведения в ходе ответа задач. Первая — это снаружи выраженные и визуально замечаемые перцептивные действия громадной амплитуды, благодаря которым осуществляется ознакомление с обстановкой и формирование ее образа. На второй фазе, в момент зрительной фиксации, наблюдаются викарные действия — серии скачков малой амплитуды, осуществляющие преобразование образа и участвующие в выработке совокупности действий, каковые нужно произвести для ответа.

Так, викарные перцептивные действия участвуют в преобразовании образа обстановки и составляют серьёзное условие образного мышления.

Количество восприятия

При исполнении разнообразных задач, таких, как чтение, рассматривание неподвижных объектов, поиск, глаза перемещаются саккадически и извлекают данные лишь на протяжении фиксационной паузы между скачками. Появляется вопрос: какое количество объектов может охватить наблюдатель в течение одной фиксации (либо маленькой экспозиции)? Как изменяется количество восприятия в зависимости от руководств, данных испытуемому, от характера материала, от тренированности и возраста испытуемых?

В опытах по изучению количества восприятия в большинстве случаев применяют в качестве раздражителей разные объекты: цифры, буквы, тщетные слоги, точки. Испытуемым ненадолго предъявляют разное число объектов и определяют число верно опознанных.

В ряде источников было продемонстрировано, что при предъявлении не связанных между собой объектов количество восприятия образовывает 4-8 элементов. В то время, когда же объекты группируются, к примеру штрихи — в буквы, буквы — в слова, части фигур — в целые фигуры, точки — в конфигурации точек и т. п., порог лежит так же, как и прежде в пределах от 4 до 8 единиц, но это уже не 5-6 не связанных между собой букв, а столько же целостных, сгруппированных единиц, к примеру слов.

На данный момент взяты новые эти, характеризующие количество восприятия. Была высказана догадка, что кроме того при маленьких экспозициях испытуемому возможно доступно значительно большее количество информации, чем то, о котором он позднее информирует, отчитываясь об замеченном. Для подтверждения данной догадки воспользовались методикой частичного воспроизведения: испытуемым предъявляли 12 букв, сгруппированных в 3 последовательности; время экспозиции было равняется 0,05 секунды. За экспозицией раздавался звуковой сигнал, показывающий, какой последовательность обязан воспроизводить испытуемый.

Полученные результаты продемонстрировали, что по окончании окончания экспозиции в памяти испытуемых еще хранится в среднем 76 процентов от предъявленных знаков, т. е. 9,1 знака. Было предложено следующее объяснение результата. Зрительный образ объекта сохраняется ненадолго по окончании окончания времени экспозиции в виде послеобраза. Испытуемые смогут применять данный скоро стирающийся отпечаток, осуществляя выбор той части материала, которая соответствует команде. Другое стирается из памяти и не может быть воспроизведено. Так, количество воспроизведенного материала зависит не от количества восприятия, а от возможности памяти.

Наблюдение

Серьёзная форма произвольного восприятия — наблюдение — преднамеренное, планомерное восприятие предметов либо явлений окружающего мира.

В наблюдении восприятие выступает как независимая деятельность. Необходимо обучиться пользоваться органами эмоций,

обучиться осязать, видеть, слышать и т. д. Мы довольно часто не различаем отдельные звуки зарубежного языка, не слышим фальши в исполнении музыкального произведения либо не видим ее в передаче цветовых тонов картин. Наблюдению возможно и необходимо обучаться. Так же, как говорят о культуре речи, возможно сказать и о культуре восприятия, наблюдения. В данной связи уместно отыскать в памяти слова известного голландского астролога М. Миннарта: От вас самих зависит прозрение — вам стоит только дотронуться до собственных глаз волшебным жезлом называющиеся знай, на что наблюдать2.

Вправду, успех наблюдения в значительной мере определяется четкой постановкой задачи. Было подсчитано, что глаз человека делает около 100000 саккадических перемещений в сутки. Представьте себе, что эти перемещения никак не связаны между собой, хаотичны, бесцельны и неуправляемы. При таких условиях наблюдатель чуть ли сумеет разобраться в том хаосе впечатлений, каковые он взял. Ему нужен компас, показывающий направление наблюдения. Таким компасом и есть задача, стоящая перед наблюдателем, замысел наблюдения.

Для успешного проведения наблюдения громадное значение имеет предварительная подготовка к нему, прошедший опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем богаче его восприятие. Эти закономерности наблюдения обязан учитывать преподаватель, организуя деятельность обучающихся. Дабы обеспечить успешное восприятие нового учебного материала, преподаватель обязан подготовить учеников, активизировать их помочь и прошлый опыт связать его с новым материалом, направить восприятие обучающихся, ставя перед ними новые задачи.

Наконец, той же цели — организации наблюдения обучающихся и обеспечению более действенного усвоения новых знаний — помогает и с покон веков разрабатываемый в педагогике принцип наглядности обучения. Еще К. Д. Ушинский (1824-1870), говоря о наглядности в обучении, писал, что наглядное обучение — это такое ученье, которое строится не на словах и отвлечённых представлениях, а на конкретных образах, конкретно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под управлением наставника либо прежде, независимым наблюдением ребенка…3.

Наглядность обучения достигается применением особых средств (наглядных пособий, оборудования, демонстрационных опытов, разных экскурсий и т. п.) в сочетании их со словом учителя.

Роль этих средств до сих пор рассматривалась как запасной: их завлекали как иллюстративный материал, облегчающий усвоение знаний и содействующий возбуждению у школьников интереса к изучаемому материалу. Но результаты совершённых сейчас экспериментальных изучений разрешают в другом замысле подойти к реализации принципа наглядности в обучении.

Разумеется, процесс обучения не должен строиться только по принципу, в то время, когда обучающиеся принимают данные, которую информирует на уроке преподаватель; процесс обучения должен быть организован как активная интеллектуальная деятельность обучающегося. Конечный итог данной деятельности — открытие новых для обучающихся знаний — и имеется цель процесса обучения. Какими же средствами возможно достигнута эта цель для обеспечения самоё прочного усвоения знаний? Экспериментальные изучения продемонстрировали, что значительным компонентом процесса принятия ответа есть манипулирование образом обстановки, сложившимся на базе ориентировочно-исследовательской перцептивной деятельности. Эта фаза — фаза отвлечения от настоящей обстановки — имеется не что иное, как деятельность по переструктурированию образа в соответствии с поставленной задачей.

Необходимость перевода проблемной обстановке во внутренний замысел для процесса принятия ответа свидетельствует в пользу чрезвычайной важности верного подхода к применению принципа наглядности в обучении. Наглядные пособия не должны быть только иллюстрацией к излагаемому материалу. Чтобы акт открытия новых знаний не был для обучающегося столь мучительным, как процесс ответа творческих неприятностей в науке либо в мастерстве, применение наглядности в обучении должно направлять не только процесс создания образа обстановки, но и процесс переструктурирования этого образа в соответствии со стоящей задачей. При таком подходе значительное значение получает не только темперамент применяемых наглядных пособий, их подбор, но и динамика предъявления их на уроке. Последовательность применения наглядных пособий на уроке обязана направлять деятельность обучающихся по созданию модели изучаемого материала.

Таковой подход к применению принципа наглядности в обучении, в то время, когда оно строится на активном наблюдении и активной умственной деятельности обучающихся, обязан снабжать действенное и прочное усвоение знаний.

———————————————————————————

1 Сеченов И. М. Осязание, как чувство, соответствующее зрению. — Избранные философские и психотерапевтические произведения. М., Госполитиздат. 1947, с. 555.

2 Миннарт М. цвет и Свет в природе. М., Наука, 1969, с. 14.

3 Ушинский К. Д. Родное слово. Книга для обучающихся. — Собр. соч., т, 6. М. — Л., Изд-во АПН РСФСР, 1949, с. 265-266.

О шаблонности сознания-3: первые шаги и действия при выходе из шаблонов


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: