I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет
— Определите значения выражений.
700-160:2 (525 — 525) • (396 + 489)
584 + 0 : 216 (800 — 200 + 40): (201 — 200)
— Выразите в дециметрах, сантиметрах, миллиметрах.
6 м = … дм 9 дм = … см
80 см = … дм 50см = … мм
IV. Сейчас на уроке продолжим изучение темы «Единицы измерения длины».
— Назовите самую мелкую единицу длины.
— Назовите самую громадную единицу длины.
— Какие конкретно вы понимаете древние единицы измерения длины?
Локоть — это расстояние от локтя до конца среднего пальца. Как вы думаете, что измеряли при помощи локтя? Ответы детей.
Наматывая на руку, локтями торговцы измеряли реализовываемые ткани. Еще локтями измеряли высоту подъема реки Нил на протяжении половодья, высоту дерева, которое срубали на постройку дома.
Сажень кроме этого предназначена для измерения длины. Она приблизительно равна расстоянию от подошвы ноги до конца пальцев поднятой вверх руки. Существовало довольно много разных саженей — малая, морская, косая, маховая и др. (виды представлены на слайде). К примеру, обхват ствола дерева комфортно измерять маховой саженью. В случае, если нужно измерить высоту предмета, то употребляется косая сажень. А что возможно измерить малой, морской саженью? Ответы детей.
Существовали кроме этого другие меры длины: пядь — расстояние между финишами пальцев -указательного и громадного. Была малая пядь (расстояние между финишами раздвинутых указательного и громадного пальцев) и пядь великая (расстояние между финишами раздвинутых большого пальца и мизинца). (Демонстрация посредством собственных частей тела).
Для измерения маленьких расстояний кроме этого употреблялась ладонь- ширина кисти руки. любители и Крестьяне лошадей так имели возможность определить высоту животного.
-Поразмыслите, что в наши дни мы можем измерить ладонью и пядью? Ответы детей.
-Ребята, давайте измерим ладонью длину стола, а пядью- рост соседа. Дети выполняют измерения.
-Теперь давайте сравним результаты ваших измерений. Однообразные либо различные они у вас оказались? По какой причине?
Так же существовали и мелкие единицы измерения длины. К примеру, в Англии. Это дюйм- протяженность сустава громадного пальца. А сейчас представьте, как смотрелась героиня сказки Андерсена Дюймовочка, в случае, если ее рост был равен дюйму. Приблизительно продемонстрируйте, сколько это. Существовала и вторая мера длины- фут. Его воображали, как среднюю длину ступни человека. В 1101 году указом король Англии Генриха I был узаконен ярд- расстояние от носа короля до конца среднего пальца вытянутой им руки.
V. Работа по книжке.
№180 (с. 40). Из двух городов, расстояние между которыми 650 км, вышли навстречу друг другу два поезда. Один прошел 250 км, а второй- на 35 км меньше. На каком расстоянии друг от друга находятся поезда?
— Прочтите условие задачи.
— Как движутся поезда? (Навстречу друг другу.)
— какое количество прошел первый поезд километров? (250).
— А второй? (На 35 км меньше).
— Какое расстояние между городами? (650км).
— Что необходимо определить? (Расстояние между поездами).
— Решите задачу самостоятельно.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по книжке
№179 (с. 40). Начерти числовой луч. Отметь на нем точки, каковые соответствуют первым пяти четным числам.
— Что такое луч?
— Что такое числовой луч?
№ 181 (с. 40). (Независимое исполнение).
Работа в тетрадях с печатной базой
№43 (с. 26). Ответ задачи записать выражением.
№42 (с. 26).
— Какие конкретно треугольники именуют равносторонними?
— Какие конкретно треугольники именуют равнобедренными?
— Обведите синим карандашом номера равносторонних треугольников и красным карандашом — номера равнобедренных треугольников.
— Выпишите номера треугольников по группам.
VII. Подведение итогов урока
-С какими древними единицами длины мы познакомились?
-Для чего предназначена сажень? Назовите ее виды.
-Как вы вычисляете
Домашнее задание:Придумать собственную единицу измерения длины.Учебник: № 14, 20 (с. 47).
Приложение
Конспект урока по математике с историческим содержанием
Тема: «Устные и письменные приемы вычитаний».
Цели: познакомить с письменными приемами вычитания и сложения, и с римской нумерацией; обучиться записывать арабские числа римскими; развивать умения решать и составлять задачи.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
-Ребята, как мы именуем цифры, благодаря которым записываем числа?
— В чем различия арабских и римских цифр?
Вспомните, где римские цифры применяют в наши дни не считая циферблатов часов. Ответы детей.
Ученые предполагают, что римляне числа от 1 до 9 сперва обозначали определенным числом вертикальных палочек, дабы написать 10, палочку перечеркивали- Х, 20 –перечеркивали две палочки ХХ. Число 5 изображали половину креста V (символа для 10). В качестве символа для 100 позднее стали писать С, для 500- D, для 1000- М (римляне именовали тысячу «милле», что ранее означало «миля» — путь в тысячу двойных шагов). Обозначая числа, римляне записывали цифры так, дабы их сумма давала необходимое число:
V+I= VI (шесть), V+II = VII (семь) и т.д.
Попытайтесь сами образовать число восемь. V+III =? (VIII).
Четыре- это пять без одного –IV, девять- десять без одного- IХ.
Особенность римской записи чисел в том, что меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева-отнимается.
А сейчас, парни, руководствуясь таблицей, давайте попытаемся совершить кое-какие операции с римскими числами (Работа в тетрадях, один ученик у доски).
I | V | X | L | C | D | M |
-Запишите римскими цифрами числа: 11, 13, 14, 15, 16, 21, 90 (XI, XIII, XIV, XV, XVI, XXI, XC).
-Решите примеры:
X+II= X-III=
VII-II= VI+I=
Расшифруйте римские числа: МММ (3000), DXXIII (523), LX (60), CM (900), XXXIX (39), CCXXVI (226).