Игры со звуками, буквами и словами 6 глава

Что мы делаем? (Мы кладем, ставим, режем.)
Поинтересуйся у приятеля. (Ты кладешь, ставишь, режешь?)
Сообщите обо мне, что я делаю. (Вы кладете, ставите,
режете.)

Сообщи, что делает Оля либо Коля. (Он(-а) кладет, ста-
вит, режет.)

Что они делают? (Они кладут, ставят, режут.)

¦ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Придумайте просьбы, пожелания и рекомендации в обращении с
посудой.

Поставь, прошу вас, чашки на стол. Положи вилки
в коробку стола.

Осмотрительнее неси стеклянные чашки! Вымой, пожа-
луйста, посуду.

Чище мойте посуду! Не ешьте из нечистой посуды!

Поставьте тарелки на стол.

¦ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЕМ

Исключите лишнее слово.

Посуда вымыта (чисто, бережно, горячо).

Как необходимо вытирать посуду? (Насухо, наспех, медлительно.)

Игры со звуками, словами и буквами

(Задания выполняются с применением наглядного материала.)

Какого именно звука (буквы) не достаточно в словах …иска (м’), …ружка (к), …ерка (т’), …уршлаг (д)?

Засуньте пропущенные гласные буквы в слова с…то (и), н…ж (о), б…чк… (о,а).

Засуньте пропущенные согласные буквы в слова щи-п…ы (ц), г…афин (р).

Составьте слова из «рассыпанных» звуков: и, в, л, а, к (вилка); а, ш, ч, а, к (чашка). Выясните количество согласных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки слова бидон. Назовите гласные звуки этого слова.

В заглавиях какой посуды имеется звуки с, с’? (Стакан, сковорода, сито, сахарница, супница, сухарница, соусник, судок, кастрюля, солонка, масленка, салатник.)

В заглавиях какой посуды имеется звуки р, р’? (Дуршлаг, тарелка, терка, решето, ведро, графин, сковорода.)

Назовите восемь слов — названий посуды, в которых имеется звук ч. (Чашка, чайник, сливочник, чайница, мисочка, блюдечко, вилочка, перечница.)

Назовите шесть слов — названий посуды, в которых имеется звук ц. (Салатница, супница, хлебница, сахарница, блюдце, сухарница.)

Поделите на слоги слова чашка, графин, сухарница, масленка. Сосчитайте количество слогов в каждом слове.

Назовите пропущенный слог: по…да (су), сахар…ца (ни), сково…да (ро).

Предугадайте слова по первому слогу: мас…(ленка), каст… (рюля), со…(лонка).

Предугадайте слова по перепутанным слогам: ник-фей-ко (кофейник), кан-ста (стакан), ка-чаш (чашка), ка-лож (ложка), дон-би (бидон), ка-мис (миска), катер (терка), вар-само (самовар).

Замените в словах ложки, вилка, бидон, бачок один звук (либо одну букву). Какие конкретно новые слова оказались? (Ножки, пилка, бизон, бычок.)

«Слово в слове». Отыщите новые слова в следующих словах: супница (суп), самовар (сам, вар, сом, рама), соусник (соус, сон, сок, шнобель, ус, кони), кофейник (кофе, кино), чайник (чай), салатник (салат), конфетница (конфета), поднос (шнобель).

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с применением наглядного материала.)

¦ Восприятия и РАЗВИТИЕ Ощущения

Выясните на ощупь посуду, изготовленную из различных материалов. (Стеклянный стакан, пластмассовую чашку, другие предметы и металлическую ложку.)

Закройте глаза и выясните, к чему прикоснулась рука. (К терке, чашке, вилке, дуршлагу и т. д.) Что теплее, что холоднее? Что легче, что тяжелее? Какая посуда самая ровная?

Восприятие цвета

Какого именно цвета не редкость посуда, сделанная из различных материалов?

Какими красками сделана роспись посуды? Нарисуйте посуду различного цвета.

формы и Восприятие величины Какой из предметов посуды на вашей кухне самый большой?

Что самое мелкое? Какой формы дно кастрюли, сковороды и чашки?

У какого именно сосуда самое узкое горлышко?

У какого именно сосуда самое широкое горлышко?

Сравните однообразный количество воды, налитой в широкую и узкую посуду.

В каком сосуде, на первый взгляд, больше воды?

Из какого именно кувшина лучше выливать молоко — из кувшина с узким горлышком либо из кувшина с широким горлышком? (Молоко лучше выливать из кувшина с узким горлышком.)

Что больше — тарелка либо блюдце? Что выше — стакан либо чашка?

Восприятие пространственных взаимоотношений

Положите чайную ложечку в чашку, на блюдце, рядом с чашкой; поставьте стакан между кружкой и чашкой и др.

Поставьте тарелку рядом с хлебницей, а между ними положите салфетки и объясните расположение каждого предмета.

Сервировка стола.

Положите нож и ложку справа от тарелки, а вилку — слева. Между какими предметами стоит тарелка? Где лежит нож? Где лежит вилка?

Восприятие времени

Чем была раньше древесная ложка?

Чем были раньше фаянсовые чашки и глиняный кувшин? (Куском глины.)

Чем глиняный кувшин станет, в то время, когда разобьется? (Черепком.)

Чем были раньше чугунная сковорода и металлические ножи? (Куском породы, металлом.)

¦ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Работа с картинами.

¦ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Кто знает, пускай продолжает.

Я знаю такую чайную посуду: чашка, блюдце… Я знаю такую столовую посуду: тарелка, вилка..

Посмотрите, запомните и назовите.

Где находятся эти предметы? (Картины с изображениями посуды раскладываются на листе бумаги.)

Что расположено посередине? Что в правом нижнем углу?

Что в левом нижнем углу? Что в верхнем правом углу?

Игра «Что изменилось?». Детям предлагается запомнить размещение посуды. После этого она переставляется на второе место, и дети говорят, что изменилось.

Игра «Чего не стало?». Из последовательности выставленной посуды убирается один предмет, дети именуют, чего не стало.

Послушайте, запомните и повторите слова ведро, кувшин, бидон, банка, графин, стакан.

Что объединяет эти предметы? (В них возможно что-нибудь налить.)

Послушайте слова еще раз: ведро, кувшин, бидон, банка, графин. Какое слово провалилось сквозь землю из последовательности? (Стакан.)

¦ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Поиск неспециализированных различий и признаков.

Игра «Четвертый лишний».

Какой из перечисленных предметов лишний?

Кастрюля, ведро, чайник, плита. (Плита, поскольку она не относится к посуде.)

Чашка, стакан, кружка, тарелка. (Тарелка, поскольку из нее нельзя пить.)

Чем похожи тарелка, подсолнух и солнце? (Они имеют круглую форму.)

Что неспециализированного между рыбацкой сетью, дуршлагом, шумовкой и ситом? (Они имеют дырки.) Сковородой, ложкой, вилкой и поварёшкой? (Они сделаны из металла.) лейкой и Чайником? (У них имеется ручка и носик.) Ведром, чашкой и чайником? (У них имеется ручки.) кастрюлей и Сахарницей? (У них имеется крышка и ручки.)

¦ УСТАНОВЛЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ И АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ

Классификация посуды по материалу.

Игра «Кто стремительнее отыщет?». Отыщите и принесите посуду, сделанную из металла, пластмассы, стекла, фаянса, других материалов и дерева.

Установите связи между двумя группами слов (нож, стакан, ведро, чашки, поднос, ложка; имеется, носить, резать, выпивать, наливать, мешать) и составьте предложения.

Что возможно ставить на поднос? На поднос возможно ставить чашки. Что может разбиться? Может разбиться стеклянный стакан.

Какая посуда подойдет для этих продуктов?

Продукты Посуда Продукты Посуда
вермишель котлеты сухари рыба чай сок тушка утки кофе чайник кастрюля вилка сухарница масленка солонка перечница сахарница соль сахар перец соус хлеб селедка масло суп соусник дуршлаг сковорода кофейник селедочница хлебница утятница стакан

Решите логические задачи.

К Лене к себе домой пришли подружки — Аня и Оля. Лена захотела угостить их чаем. Она поставила на стол три блюдца и две чашки. Каких предметов посуды не достаточно для чаепития? (Не достаточно одной чашки, сахарницы, ложечек, розеток и чайника для варенья.)

Мама попросила Лизу накрыть стол к обеду. В их семье было пять человек. Лиза поставила на стол пять глубоких тарелок и хлебницу, положила пять ложек и пять ножей. Какой посуды не достаточно для обеда? (Не достаточно пяти вилок и небольших тарелок.)

Ненужные рекомендации Домовенка Кузи. Объясните, по какой причине эти рекомендации Домовенка возможно назвать ненужными.

Варите картошку в чайнике. Выпивайте чай из тарелки. Варите суп в стакане. Ешьте котлету ножом. Насыпьте соли в масленку. Поджарьте рыбу в чашке. Заварите чай в сковороде.

¦ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Придумайте диалоги.

О чем смогут сказать Чашка с Ложкой, Чайник с Водой, Тарелка с Супом?

Какие конкретно рекомендации давали детям Графин и Стеклянный Стакан?

О чем говорили между собой нечистые и чистые Чашки? О чем поведали друг другу Древесная и Серебряная Ложки?

Какой совет вы дадите Карлсону и Чебурашке, приглашенным бабушкой Федорой?

Сочините чистоговорки-«смешинки» и чистоговорки-«стра-шилки».

Илка-илка-илка, на столе лежала (вилка).

Илка-илка-илка, заплясала с ложкой (вилка).

Ро-ро-ро, на люстру прыгнуло (ведро).

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Посуда». Составьте мини-диалоги.

Для чего нужна посуда? В любой момент ли люди пользовались посудой? Какая посуда была у первобытных людей? Возможно ли на данный момент обойтись без посуды? Что возможно применять вместо посуды? (Высушенные плоды растений, к примеру тыкву, кокосы и др.)

По какой причине посуда так именуется — чайная, столовая, кухонная? В какую тарелку нельзя налить суп? Из какой тарелки возможно имеется суп? Без какой посуды нельзя пообедать? По какой причине мы не едим суп чайной ложечкой? Для чего нужен нож? Для чего точат ножи? Из какой посуды возможно выпивать? По какой причине мы предпочитаем выпивать чай из чашки, а не из стакана?

Что возможно приготовить в сковороде? По какой причине нельзя сварить суп в сковороде? Что возможно приготовить в кастрюле? В какой посуде лучше кипятить молоко? В какой посуде готовят супы, борщи и другие первые блюда?

По какой причине чайник назвали заварным? Для чего нужна чайница? Для чего нужна сахарница? Для какого именно сахара необходимы щипцы?

Из каких материалов делают посуду? Какая посуда самая прочная? Какая посуда самая хрупкая? По какой причине хрустальную и стеклянную посуду лучше не брать в походы?

Какие конкретно инструменты применяет резчик для изготовления древесной посуды? Кого именуют стеклодувом? Какую посуду делают стеклодувы? Что делает гончар? Из чего делают посуду гончары? Кого именуют горшечником?

Для чего нужно мыть посуду? Кто моет посуду? Для чего посуду убирают в шкаф либо на полку? Чем моют посуду? Какие конкретно моющие средства применяют для мытья посуды? Какие конкретно моющие средства можно считать экологически чистыми? Для чего нужен фартук?

Какая посуда воображает опасность для детей? Как верно нужно подавать нож и вилку? Какие конкретно правила поведения за столом вы понимаете? Что может произойти при неправильном обращении с вилкой и ножом? Как нужно обращаться с тёплой посудой? Возможно ли детям брать чайник с кипятком? Для чего необходимы прихватки? Как направляться обращаться со стеклянной посудой? Какую опасность воображает разбитая стеклянная посуда? Как вы относитесь к таким детям, каковые разбивают стеклянные бутылки на улице? Что вы им сообщите?

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Поведайте,
о чем идет обращение в стихотворениях.

ТРИ хозяйки

Что за сестры! Прямо чудо!
Эта вымыла посуду,
Та посуду вытирает,
Ставит все на полки,
Ну а третья подбирает
На полу осколки.

Е. Ильина

КТО СКОРЕЙ ДОПЬЕТ?

Мама чашку молока
Маше налила.
«Мяу,— киска говорит,—
Вот и я пришла!»
Киске в миску
Отольем —

Радостнее выпивать вдвоем.
Ну-ка,

Кто скорей допьет?
Кто ни капли
Не прольет?

С. Капутикян

САМОВАР

— Самовар, самовар,

Где же, миленький, твой пар?

Что ж стоишь ты и молчишь,

Что никак не закипишь?

— Напрасно изволите ругаться,
Начинаю нагреваться.
Хоть и не забываю, как ни стар,
Что для пара нужен жар…
Так что — щепочек подбросьте,
В противном случае вскиплю от злобы.

— Хорошо, хорошо, не серчай.

— Шу-шу-шу, …………………..

……………..пожалте, чай!

В. Пальчинскайте

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Новая посудина вся в дырках.

(Сито)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не желаю.
Крышка звучно зазвенела.
— Выпивайте чай, вода вскипела!

(Самовар)

Вперед идут — поют,
Назад идут — плачут.

(Ведра)

Сама не ем, а людей кормлю.

(Ложка)

Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине —
Пламя да вода.

(Самовар)

Часть моя — подобье лодки,
Как весло — вторая часть.
У меня маршрут маленький —
Мимо рта бы не попасть!

(Ложка)

Ю. Чичев

Я горячее храню,

досок

Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю.

лето.

(Термос)

Смастерили из

И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное

(Бочка)

Всем раздаст по полной доле,
Сам пустой по хорошей воле.

(Половник, черпак)
Ю. Чичев

В случае, если я безлюдна бываю, про тебя я забываю,
Но в то время, когда несу еду — мимо рта я не пройду.

(Ложка)

ОДЕЖДА

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ женская одежда платье юбка блузка колготки чулки купальник жакет шаль мужская одежда костюм-тройка пиджак штаны рубаха майка носок джемпер пуловер свитер джинсы летняя одежда шорты сарафан футболка демисезонная одежда плащ куртка ветровка перчатка зимняя одежда шуба полушубок дубленка тулуп рукавица варежка шарф головные уборы шапка шапка-ушанка шляпа берет платок косынка пилотка шлем фуражка бескозырка кепка одежда младенца ползунки распашонка рабочая и особая одежда костюм фартук халат бушлат тельняшка куртка колпак фрак скафандр шинель китель рабочий костюм школьная форма части и детали одежды рукав манжета
воротник петля пуговица кокетка карман оборка пояс ремешок волан бретелька хлястик пряжка подкладка опушка вышивка аппликация нашивка ткани ситец лен сатин бязь шелк штапель вискоза атлас фланель батист крепдешин кружева драп шерсть трикотаж вельвет швейные принадлежности ножницы иголка нитка катушка сантиметр выкройка мел пуговица кнопка крючок молния игольница булавка наперсток швейная машина профессии модельер закройщица швея портниха манекенщица ткач продавец вязальщица другие слова ателье швейная фабрика мастерская магазин универмаг трикотажная фабрика имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ детский подростковый торжественный вечерний рабочий спортивный особый ситцевый шелковый вельветовый атласный шерстяной синтетический джинсовый трикотажный бархатный уличный домашний демисезонный зимний летний осенний весенний шейный головной лицевой изнаночный долгий маленький узкий широкий прямой новый теплый прочный эргономичный нарядный неряшливый шикарный броский актуальный ноский прекрасный восхитительный превосходный изумительный светло-серый темно-красный ГЛАГОЛ моделировать кроить
шить подшивать штопать примерять надевать одевать носить снимать вывешивать пачкать стирать полоскать гладить чистить беречь порвать заштопать испачкать почистить застегнуть наметать приобрести сложить ПРИЧАСТИЕ одетый раздетый сшитый связанный смятый укороченный удлиненный выстиранный выглаженный окрашенный порванный намокший высохший испачканный расклешенный утепленный стеганный НАРЕЧИЕ ЧИСТО грязно комфортно прочно в самый раз досуха вкривь вкось наизнанку налицо через чур кратко напоказ длинно бережно осторожно

Психогимнастика

¦ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Представьте себе, что у вас показался новый костюм, ис-
пачкалось платье, порвалось платье, что вы укололи паль-
чик, рассыпали булавки и мамины иголки.

Выразите собственный отношение к происходящему: мама в
новом платье, братик упал в лужу и испачкал рубаху,
вы с родителями дарите бабушке прекрасный платок, вы с
родителями выбираете одежду сестренке, братику.

¦ ОБЫГРЫВАНИЕ ОБСТАНОВКИ

«Шитье одежды». Продемонстрируйте, как модельер рисует мо-
дель, закройщик делает выкройку, портниха шьет, ма-
некенщица демонстрирует готовое платье.

Продемонстрируйте, как шьют на ручной, ножной и электри-
ческой машинке, вяжут на спицах.

«Стирка». Представьте, что мы наливаем воду в та-
зик, определяем, какая она — холодная, весьма тёплая,
теплая (выразить собственные ощущения). Сыплем стиральный
порошок, стираем белье, полощем, отжимаем, встряхи-
ваем, вешаем на веревку, закрепляем прищепками. Ве-
тер срывает белье с веревки, оно падает на землю, пач-
кается. Мы огорчены, нужно будет стирать его снова. Белье
высохло, его нужно погладить.

¦ ОЖИВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Представьте себя новой шубой; варежкой и
потерянной варежкой, которую вернули хозяину; рубахой, бро-
шенной на пол, и бережно сложенной рубахой.

Представьте себе, что поясок — это змея, а меховая
рукавичка — мышонок.

Развитие небольшой моторики.
Координация речи с перемещением

Делайте движения и действия пальчиками и руками в со-
ответствии со смыслом текстов стихотворений.

Вот кудрявая овечка.

Шерстка белая в колечках,

Шерстка мягкая, густая —

Шубка у овцы такая.

В шубке данной через чур жарко!

Дай мне шерстки, коль не жалко.

Я колечки состригу

И в комочки соберу.

Кружится веретено,
Ниточку прядет оно.
Нитку я выбираю,
Из нее клубок мотаю.

Вот сейчас заберу я спицы
(А вязать я мастерица!),
Петлю к петле нанижу,
варежки и Шарф свяжу.

И. Лопухина

Маме презент я сделать решила.

Шкатулку с катушками негромко открыла,

Нитки и пяльцы дотянулась я с полки,

Вдела зеленую нитку в иголку.

Мамин наперсток — на дочкином пальце.

Белую ткань я надела на пяльцы.

Иголкой веду за стежочком стежочек.

Я вышиваю прекрасный цветочек:

Сперва — зеленые стебельки,

По окончании — радостные лепестки.

В центре цветка — ярко-желтый кружок.

Я закрепляю последний стежок.

Я разминаю утомившиеся пальцы.

Я убираю древние пяльцы.

Нитку с иголкой в шкатулку кладу.

В мамину помещение негромко иду.

Поднимусь на низкую табуретку,

И на комод постелю я салфетку.

И. Лопухина

Формирование
лексико-грамматического строя речи

¦ синонимы

Запомните и повторите родные по значению слова — «слова-
друзья».

одежда — костюм, туалет, одеяние, гардероб, экипиров-
ка, костюм

неосторожность — неаккуратность, неряшливость, нера-
дивость
аккуратный — тщательный, правильный, чистоплотный
неопрятный — небрежный, неряшливый
неординарный — необычный, особый, диковинный,
необыкновенный

нарядный — шикарный, прекрасный, дорогой, кра-
сивый, богатый, торжественный

Что неспециализированного между словами одежда, костюм, гардероб, на-
последовательность, одеяние?

— АНТОНИМЫ

Вспомните слова с противоположным значением — «слова-
неприятели».

чистюля — грязнуля
аккуратный — небрежный
дорогой — недорогой
чёрный — яркий
изнаночный — лицевой
толстый — узкий
однотонный — цветной
ворсистый — ровный
ручная — ножная
долгий — маленький
надеть — снять

одеть — раздеть
порвать — заштопать
смять — погладить
испачкать — постирать
смочить — высушить
оторвать — пришить
застегнуть — расстегнуть
приобрести — реализовать
укоротить — удлинить
громадно — мало

¦ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

Какие конкретно значения имеется у слов шляпка, иголка, дорогой?

Где возможно встретить шляпку? (Шляпка не редкость у гри-
ба, гвоздя, девочки.)

Какие конкретно бывают иголки? (Хвойные, швейные, медицин-
ские.)

У каких зверей имеется иголки? (Иголки имеется у дикобраза и
ежа.)

О каких предметах возможно сообщить дорогой? (Костюм,
браслет, ковер, презент.)

О ком возможно сообщить дорогой? (Приятель, человек, брат.)

¦ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Назовите родственные слова. Какое слово лишнее? По какой причине
одно из слов нельзя назвать родственным?

одежда, одеяние, наряжаться, одетый, один
стирка, стиральная, стирать, выстиранный, высушен-
ный

покрой, раскрой, закройщик, раскроенный, раскроить,
кровельщик

шитье, швея, вышивка, швейная, шить, вышитый,
вешалка

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

¦ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ и СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Посредством СУФФИКСОВ

Сообщите нежно.

платье — платьице
блузка — блузочка
носок — носочек
куртка — курточка

узкий — узенький
маленький — коротенький
теплый — тепленький
долгий — длинненький

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Составьте новые слова.

Одежда, которую носим ежедневно, — ежедневная.
Ткань из бумаги и хлопка — хлопчатобумажная.
Чёрный и красный — темно-красный.

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

теплый — теплее — самый теплый (теплейший)
прочный — прочнее — самый прочный (прочнейший)
эргономичный — эргономичнее — самый эргономичный (эргономичный)
нарядный — наряднее — самый нарядный (наряднейший)

Дополните предложение.

Это платье долгое, это — (дольше), а это — самое
(долгое).

Шапка из драпа достаточно теплая, вязаная шерстя-
ная — (теплее), а меховая — самая (теплая).

О чем возможно сообщить наряднейшее?

¦ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ Посредством ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

кроить — раскроить, перекроить, скроить
шить — зашить, пришить, нашить, подшить, вышить,
прошить

стирать — постирать, выстирать, застирать, перестирать
гладить — погладить, выгладить, перегладить, загла-
дить, пригладить

носить — поносить, выносить, заносить, сносить

Игры со звуками, буквами и словами 6 глава

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

¦ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один — довольно много».

одна шапка — шапки — довольно много шапок
одно платье — платья — довольно много платьев
один носок — носки — довольно много носков

один чулок — чулки — довольно много чулок
одни штаны — штаны — довольно много штанов
одно пальто — пальто — довольно много пальто
Я желаю приобрести один (костюм). В магазине продаются
(костюмы), довольно много (костюмов).

¦ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки со словами пиджак, пальто, носки.

Жак-жак-жак, нужен папочке (пиджак).
Ка-ка-ка, ходит он без (пиджака).
Ку-ку-ку, приобретём штаны к (пиджаку).
Ак-ак-ак, приобрели папе мы (пиджак).
Ом-ом-ом, возвратились с (пиджаком).
Ке-ке-ке, ходит отец в (пиджаке).

Скажите слово платье в верной форме.

Мама, давай сошьем Ане (платье). Что необходимо для по-
шива (платья)?

Для пошива (платья) необходимы ткань, нитки, иголки и
швейная машинка.

На (платье) пришьем кружева и оборки.

Аня весьма была рада новому (платью).

Она наслаждалась своим новым (платьем).

¦ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

О какой одежде возможно так сообщить?

мой, твой, отечественный, ваш, его (пиджак, костюм, шарф, галстук)
моя, твоя, отечественная (одежда, блузка, рубаха, юбка)
мое, твое, отечественное (пальто, платье, кашне)
мои, твои, отечественные (штаны, шорты, пальто, перчатки)

Имя прилагательное

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ и РОДАМ

Подберите необходимые слова.

сарафан (какой?) (летний, ситцевый, легкий)

рубаха (какая?) (детская, клетчатая, фланелевая)

пальто (какое?) (женское, драповое, осеннее)

штаны (какие конкретно?) (мужские, шерстяные, полосатые)

нарядный (костюм)

узкий (пояс, шарф)

осенняя (куртка)

зимняя (одежда, шапка)

широкое, долгое (пальто, платье)

ситцевые, актуальные, трикотажные (вещи, пиджаки, блузки)

Глагол

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
кроить кроит, -ят кроил будет кроить
шить шьет, -ют шил будет шить
примерять примеряет, -ют примерял будет примерять
надевать надевает, -ют надевал будет надевать
одевать одевает, -ют одевал будет одевать

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

Неизвестная форма Прошедшее время Будущее время
застегнуть застегнул застегнет, -ут
вышить вышил вышьет, -ют
наметать наметал наметает, -ют
испачкать испачкал испачкает, -ют
порвать порвал порвёт, -ут

Ответьте на вопросы. Применяйте слова шить, кроить, сме-
тывать, гладить, надеть, стирать, штопать

Что возможно делать с платьем? (Носить, складывать,
шить, стирать, гладить т. д.)

Что делает швея с тканью? (Кроит, сметывает, шьет.)

Что делает мама с одеждой? (Стирает, гладит, штопает.)

Что делает Оля со своим новым платьем? (Надевает,
носит, вешает в шкаф, кладет на полку.)

Что делала мама с мятым бельем? (Мама гладила белье.)

Что будет делать мама с порванной рубахой? (Мама
заштопает рубаху.)

Что мы сделали с испачканным платьем? (Мы пости-
рали платье.)

¦ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Рассказываете и делайте. Задайте вопросы.

Что я делаю? (Я шью, надеваю, ношу.)
Спросите у приятеля. (Ты шьешь, надеваешь, носишь?)
Что мы делаем? (Мы шьем, надеваем, носим.)
Что вы делаете? (Вы шьете, надеваете, носите.)
Что он (-а) делает? (Он (-а) шьет, надевает, носит.)
Что они делают? (Они шьют, надевают, носят.)

¦ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

Выберите необходимое слово.

Мне укоротили платье (длинновато, кратко, через чур).
Носить одежду нужно (бережно, неосторожно).
Надел рубаху (наизнанку, в самый раз).

¦ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Отечественные рекомендации, просьбы и пожелания.

Берегите собственную одежду.

Не бросайте одежду на пол.

Складывайте одежду бережно.

Постирай собственный сарафан.
Наденьте теплое пальто.

Снимай шапку, в то время, когда входишь в помещение.
Погладь собственную рубаху.
Застегни пуговицу.

Пришей, прошу вас, пуговицу к платью.
Завяжите, прошу вас, шарф.

Игры со звуками, словами и буквами

Назовите первый звук в словах варежка, рубаха, штаны, рукавицы (в, р, б) Какие конкретно это звуки? (Согласные жёсткие звуки.) Назовите последний звук в этих словах. (а, и, ы) Какие конкретно это звуки? (Гласные звуки.)

Назовите пять слов — названий одежды, каковые начинаются со звука ш. (Шуба, шарф, шапка, шорты, шляпа.)

Назовите шесть предметов одежды, в заглавии которых имеется звук р. (Рубаха, куртка, сарафан, перчатки, рукавицы, ветровка.)

Назовите четыре слова — заглавия одежды, в которых первый звук п. (Платье, плащ, пальто, платок.)

Игры с буквами для детей от 5 лет


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: