Игры со звуками, буквами и словами 8 глава

Психогимнастика

¦ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕС-
КОГО СОСТОЯНИЯ

Выразите чувство эйфории: наконец-то мы возвратились
к себе из дальнего путешествия. Вы делали весьма тя-
желую домашнюю работу, продемонстрируйте состояние усталос-
ти. Представьте, что вы стоите на крыше небоскреба. Что
вы наряду с этим ощущаете? Продемонстрируйте, как вы удивились,
заметив жилище эскимосов из снежных глыб (иглу).

¦ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Изобразите подъемный кран, груженый самосвал, бро-
шенный на дороге кирпич, бетономешалку, другие
инструменты и электродрель. Продемонстрируйте функциональное назна-
чение инструментов: пилы, топора, молотка, дрели и т. д.

Изобразите дом, покинутый хозяевами; ветхую избуш-
ку; дом, в который въезжают новоселы, и т. д.

¦ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Представьте, что мы — строители. Наливаем краску в
ведро, красим стенки, ставим лестницу к стенке, поднима-
емся по лестнице, забиваем гвозди молотком, сверлим
дырки дрелью, вставляем стекла в рамы, проводим элек-
тропроводку, открываем и закрываем замок.

Передайте перемещением, позой и мимикой общение ка-
менщика и крановщика, водителя и экскаваторщика са-
мосвала.

Предугадайте, что он делает. (Один ребенок показывает
действия строителей, а другие — угадывают.)

Обыгрывание выражения «строить воздушные замки».
Попытайтесь себе представить замок, в котором жили ко-
роль и королева, принцесса и принц. Нарисуйте пальчи-
ками в воздухе мнимый замок и поведайте, что
вы рисуете.

Развитие небольшой моторики.
Координация речи с перемещением

Делайте движения и действия пальчиками рук в соответ-
ствии со смыслом текстов стихотворений, высказывая мимикой собственный
отношение к происходящему.

ПАЛЬЧИКИ-СТРОИТЕЛИ

Пальчики-мальчики, вы — строители!
На стройке поработать не желаете ли?
песок пальчик и Этот цемент засыпает.
Данный воду в том направлении додаёт.
Данный включает бетономешалку,
Дабы раствор был похож на сметанку.
На данный раствор кирпичи по линейке
Каменщик уложит. Окажется стена.
Кровельщик крышу покроет железом.
В том месте высоко, мы в том направлении не полезем.
Вот — штукатур. Он выровнял стенки.
Маляр попытался — покрасил панели.
Электрик свет уже включил,
Сантехник воду подключил.

Осталось лишь подать газ —
Красивым будет дом у нас.
Новоселье отпразднуем в эту субботу.
Благодарю, строители, вам за работу!

мой домик

Пускай мой домик кос и крив.
Взгляни — как он красив!
Видишь — из окна
Выглянула кошка!

(Наблюдаем на «домик» с восторгом.)

Ветер воет: «У-у-у!

В клочья домик порву!»

(Дуем очень сильно на «домик».)

Но он крепкий, домик мой,

Хоть косой он и кривой!

(Пробуем ладошками сдавить

«домик», но он не поддается.)

Пускай семь дней ветер воет —

Домик мой меня укроет!

(Делаем крышу над головой.)

Перевод с германского О. Асписовой

Формирование
лексико-грамматического строя речи

¦ синонимы

Назовите слова, родные по значению к словам жилье, боль-
шой, прекрасный, строить.

жилье — дом, квартира, кров, приют, обитель, при-
станище

громадный — громадный, большой, большой
прекрасный — красивый, прекрасный, занимательный
строить — отстраивать, строить, возводить, воз-
двигать

¦ АНТОНИМЫ

Назовите слова с противоположным значением — «слова-не-
друзья».

порядок — беспорядок
уют — запущенность
чистота — грязь
ветхий — новый
прочный — ветхий
древний — современный
многоэтажный — одноэтажный

наружный — внутренний
строить — разрушать
забивать — выдергивать
прибить — оторвать
высоко — низко
в — снаружи
красиво — некрасиво

Составьте предложения со словами строить, разрушать, сна-
ружи, в.

Ветхий дом уничтожили, а новый — выстроили. Снару-
жи стенки красят, а в — клеят обоями.

¦ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

Познакомьтесь со значением слов окно, ключ, жилище, луко-
вица.

Окно. (Окно в доме, окно в мир, окно в природу.)

Ключ. (Скрипичный ключ на нотном стане у музыкан-
тов; ключ, которым открывают замок; ключ к шифру;
гаечный ключ; ключ — вода, бьющая из-под почвы.)

Жилище. (Жилище человека, домашних и диких жи-
вотных.)

Луковица. (Шаровидный церковный купол, головка
чеснока либо лука, подземная часть некоторых растений.)

¦ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Повторите родственные слова. Отыщите лишние слова.

стройка, строитель, строение, строительный, строят,
странник, строение

дом, домик, домишко, домище, домовой, домработни-
ца, домашний, дорога

бревно, бревнышко, бревенчатый, бренчит

жилье, жилец, жилплощадь, жилой, жить, жидкий

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Имя существительное

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Посредством СУФФИК-
СОВ

Образуйте новые слова. Какая часть добавилась к словам

терем, дом, стенки?

терем — теремок, теремочек
стенки — стена, стеночка
дом — домик, домишко, домище, домина
помещение — комнатка, комнатенка
новый — новенький, новехонький
прекрасный — красивенький, прекраснейший
яркий — светленький
комфортный — уютненький

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Какие конкретно два слова «спрятались» в одном?

небоскреб — небо скребет
многоэтажный — довольно много этажей
землекоп — почву копает
многоквартирный — довольно много квартир
одноэтажный — один этаж
однокомнатная — одна помещение
пятиэтажный — пять этажей
трехкомнатная — три помещения

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

прочный — прочнее — самый прочный (прочнейший)
древний — древнее — самый древний (старин-
нейший)

новый — новее — самый новый (новейший)
ветхий — ветше — самый ветхий (ветшайший)

Выберите верный ответ.

Пятиэтажный дом выше девятиэтажного. Пятиэтаж-
ный дом ниже девятиэтажного.

Самый большой из домов — небоскреб. Самый низкий
из домов — небоскреб.

Дополните предложения.

В отечественном городе открыли новое (кафе.) Еще новее —
(магазин). Ветшайшее на отечественной улице строение — (шко-
ла).

Ответьте на вопросы.

Что легче — дерево либо кирпич?

Какой стройматериал самый легкий — плас-
тик, камыш либо дерево?

Какой стройматериал прочнее — глина либо
кирпич?

¦ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ Посредством ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

Строить — выстроить, выстроить, перестроить, отстро-
ить, устроить.

Крыть — открыть, закрыть, перекрыть, укрыть.

Игры со звуками, буквами и словами 8 глава

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

¦ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТ-
ВИТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕ-
ЖАХ

«Один — довольно много».

дом — дома — довольно много домов
квартира — квартиры — довольно много квартир
лоджия — лоджии — довольно много лоджий
кирпич — кирпичи — довольно много кирпичей
дача — дачи — довольно много дач

Без чего не бывает дома? (Без стенку, окон, дверей, крыш,
потолков и т. д.)

¦ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки со словами балкон, дворец, замок.

Ок-ок-ок, на столе лежит (замок).
Ка-ка-ка, ключик нужен для (замка).
Ку-ку-ку, ключик подбери к (замку).
Ок-ок-ок, Ане не закрыть (замок).
Ком-ком-ком, отечественная дверь под (замком).
Ке-ке-ке, вот уж домик на (замке).

В каких жилищах живут различные народы?

русские — (в избах)
эскимосы — (в иглу)
гуцулы и украинцы — (в хатах)
чукчи — (в ярангах)
кавказцы — (в саклях)
ненцы — (в чумах)
монголы — (в юртах)
индейцы — (в вигвамах)
вьетнамцы — (в хижинах)

¦ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О каких строениях, частях дома и строительных инст-
рументах возможно сообщить мой, твой, отечественный, ваш, ее! (Дом,
этаж, балкон, ключ, дворец, замок, топор, рубанок.)

О чем возможно сообщить моя, твоя, отечественная, ваша? (Избуш-
ка, хата, квартира, дача, помещение, ванна, веранда.)

О чем возможно сообщить мое, твое, отечественное, ваше, его, их?
(Строение, строение, жилье, окно, сверло.)

О чем возможно сообщить мои, твои, отечественные, ваши, их? (Дома,
ключи, двери, окна, стенки.)

¦ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

Подберите необходимые слова.

древесные (полы, плинтусы, косяки)
древесная (рама, доска)
стеклянные (окна, лампочки)
кирпичные (стенки)

Имя прилагательное

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ и РОДАМ

Назовите три слова.

Небоскреб (какой?) (большой, громадный, огромный).
Крыша (какая?) (черепичная, металлическая, плоская).
Окно (какое?) (громадное, широкое, прямоугольное).
Замки (какие конкретно?) (древние, прекрасные, прекрасные).

¦ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, Причастиями и Местоимениями

Отыщите словам несколько.

коридор стенки дверь дом многоэтажный древесная узкий кирпичная

Какое слово не подходит?

Два высотных дома, строения, чума.

Три древних замка, кремля, дворца, киоска.

Дополните слово.

моя древесная (дача)
мой камышовый (шалаш)
мои муниципальные (квартиры)
окрашенные (стенки)
отклеившиеся (обои)
отремонтированный (дом)
трудящийся (кран, каменщик)
развалившаяся (избушка, стенки)

Глагол

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
жить строить живет, -ут сооружает, -ят ЖИЛ строил будет жить будет строить
чертить чертит, -ят чертил будет чертить
красить красит, -ят красил будет красить

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

Неизвестная форма Прошедшее время Будущее время
выстроить выстроил выстроит, -ят
покрасить покрасил покрасит, -ят
забить забил забьет, -ют
уничтожить уничтожил уничтожит, -ат

Ответьте на вопросы.

Что ты можешь делать строительными инструментами?
(Я могу пилить доску пилой. Я могу красить пол кис-
точкой.) Чего ты не можешь делать? (Я не могу забивать
гвозди молотком. Я не могу белить. Я не могу строгать
доску рубанком.)

Что делал кровельщик на крыше? Что совершил элект-
рик в доме? Что делали сварщики? Что будет делать
водопроводчик в доме? Что сделает маляр? Что сделали
строители?

¦ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Подберите три слова.

Что я делаю? (Я поднимаю, строю, крашу.)
Поинтересуйся у приятеля. (Ты строишь, красишь, пилишь?)
Что он (-а) делает? (Он (-а) сооружает, красит, строгает.)
Что вы делаете? (Вы строите, красите, чертите.)
Что мы делаем? (Мы строим, красим, подвозим.)
Что они делают? (Они строят, красят, пилят.)

¦ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

Поразмыслите и ответьте.

Как вы осознаёте такую пословицу: Сделали наспех,
курам — на хохот!

Что означает сделать наспех, второпях? Как строители
должны строить дома? (Отлично, добротно, красиво.)

Как трудятся строители? (Слаженно, дружно.)

Как закрываются в доме окна? (Наглухо.)

¦ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

пожелания и Наши просьбы.

Представь, что ты каменщик. Какую команду ты дашь
крановщику? (Опускай! Поднимай!)

С какой просьбой ты можешь обратиться к малярам
и строителям? (Стройте, прошу вас, стремительнее. Красьте,
прошу вас, бережно.)

Придумайте пожелания новоселам.

Живите счастливо!

Пускай дом ваш будет полной чашей!

Хотим здоровья и счастья!

Игры со звуками, словами и буквами

Назовите первый и последний звуки в словах дом, замок, киоск, банк, коридор, пол. Какие конкретно это звуки? (Жёсткие согласные звуки.)

Определите слова по первому и последнему звуку. Все предметы, каковые вы должны предугадать, возможно встретить в доме.

Какое это слово, в случае, если в нем первый звук л’, последний — т. (Лифт.) В слове первый звук б, последний — н. (Балкон.) Первый звук к, последний — а. (Помещение, крыша.)

Предугадайте слово. В слове имеется согласные звуки д, м. Какое это слово? (Дом.) В слове имеется согласные звуки х, т. (Хата.) В слове имеется согласные звуки з, б. (Изба.)

В заглавии строительной автомобили имеется один гласный звук — а? Что это? (Кран.) В слове один гласный звук о. (Пол.) В слове два гласных звука—у, а. (Ручка, труба.)

Составьте слова из «рассыпанных» звуков: а, р, а, м (рама), а, н, в, н, а (ванна), а, к, р, а (арка).

Определите слова по первому и последнему слогу.

В слове три слога, первый слог — ком, последний — та. Какое это слово? (Помещение.)

В слове два слога, последний слог — на. (Стенки.)

В слове первый слог — фор. (Форточка.)

Составьте слова из перепутанных слогов: и-тель-стро (строитель), щик-свар (сварщик), щик-нов-кра (крановщик).

Замените в словах животные, лама, тучка, вол, вата один звук (одну букву). Какие конкретно новые слова окажутся? (Двери, рама, ручка, пол, хата.)

«Слово в слове». Какие конкретно новые слова «спрятались» в словах порог (рог); раковина (рак, вина); луковица (лук); канализация (лаз, зал, канал, Лиза); розетка (роза, ток, кот); плотник (кит, ток, кино, плот).

Развитие познавательных процессов

¦ Восприятия и РАЗВИТИЕ Ощущения

Определите на ощупь стройматериалы: песок, дерево, пластмасса, кирпич, металл, обои и др.

Путешествие по помещению. Какие конкретно запахи возможно почувствовать в вашей квартире? Какие конкретно стройматериалы имеют запах?

Послушайте звуки дома и собственной квартиры.

Разглядите иллюстрации с изображением домов. По какой причине высотный дом, расположенный вдалеке, думается ниже одноэтажного дома? Какие конкретно части дома расположены внизу? Что находится вверху, внизу? Нарисуйте замысел собственной квартиры либо дома.

Выполните следующие команды. Поднимитесь так, дабы окно было справа, а стена — слева. Сообщите, что у вас в первых рядах, а что — позади?

Возможно ли выстроить кирпичный дом за один сутки?

По какой причине запрещено этого сделать? Для возведения каких строений не потребуется довольно много времени? (Для сбора юрт, чумов, иглу, хижин и т. д.)

Какие конкретно работы выполняются строителями сперва, а какие конкретно — позже?

Так происходит либо нет: маляр покрасил стенку, а каменщик позже ее сложил; кровельщик залил крышу битумом, а позже на нее поставил стенки?

Чем доски были прежде? (Бревном, деревом.)

Чем раньше был кирпич? (Песком, глиной и водой.)

Во что смогут превратиться дома по окончании их разрушения? (В развалины, руины, обломки, крошки и пыль.) Какие конкретно стройматериалы потом смогут стать землёй? (Дерево, бамбук, камыш и др.)

¦ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Составьте дом из фигур различного цвета.

Уточните, какого именно цвета стенки, двери, крыши и другие части дома. Какие конкретно фигуры использованы для «постройки» дома? Вырежьте из цветной бумаги и наклейте дома разной высоты и разных конструкций.

Постройка домика по примеру.

Составление домов из фигур по заданному примеру.

Какая новая подробность показалась?

Сравните два похожих дома и выделите отличия.

¦ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Послушайте, запомните и повторите слова каменщик, плотник, электрик, водопроводчик.

Запомните и назовите слова выпивала, рубанок, молоток, топор, дрель. Дополните и назовите слова — заглавия инструментов.

¦ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ

Объедините в пары две группы слов.

стенки ПОЛ подоконник окно потолок дверь ковер ключ картина пианино цветы занавеска люстра

К примеру: потолок — люстра, стенки — картина, пол — ковер.

Что неспециализированного между гнездом, конурой, домом, ульем, дуплом, скворечником и норой? (Это различные виды жилья живых существ.) Батареей, солнцем, костром и печкой? (От них исходит тепло.) В чем их отличие?

Чем похожи окно, дверь, диван, пол; стенки, шкаф, потолок? (Они имеют прямоугольную форму.)

Какой предмет лишний?

Из последовательности названных предметов исключить один, отличающийся каким-либо показателем от вторых. Потолок, шкаф, крыша, дверь, окно. Что между ними неспециализированного? (Они имеют прямоугольную форму.)

Подбери слову несколько.

кровельщик стекольщик маляр электрик каменщик столяр свет панели стенки окна крыша полы

К примеру: кровельщик — крыша, стекольщик — окна, маляр — стенки.

Игра «Хуже — лучше». Что лучше — дерево либо кирпич? Громадные либо мелкие окна? Круглая либо прямоугольная дверь? Дом с балконом либо без балкона? Жить на первом либо последнем этаже? Ходить по крашеным либо некрашеным полам? Иметь либо не иметь соседей?

Игра «Возможно — запрещено». Возможно ли детям одним выходить на балкон? Протирать пыль? Открывать самим окна? Держать дверь обратной стороны, в то время, когда кто-либо из детей пробует ее открыть? Мыть в доме полы? Сидеть на подоконнике?

Игра «Не запрещаеться — не разрещаеться». Что вам делать в доме не запрещаеться, а что — не разрещаеться? Поразмыслите и сообщите по одному предложению.

¦ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Придумайте диалоги.

Что смогут поведать Дом либо Квартира о собственных хозяевах? О чем может поведать Древесный дом Кирпичному дому? Чем может похвалиться Небоскреб перед Одноэтажным домом?

О чем предостерегает Дверь мелких детей?

Сочините чистоговорки со словами дом, дворец, магазин, шалаш.

Зин-зин-зин, пошли дети в (магазин). Аш-какое количество-аш, мы выстроили (шалаш). Рец-рец-рец, мы заметили (дворец).

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы.

Какой один неспециализированный дом имеется у всех людей? (Планета Земля.) По какой причине мы именуем ее домом? Для кого еще она есть домом? В любой момент ли люди жили в зданиях? (Не всегда. Имеется племена, у которых нет домов кроме того Сейчас.) Строили ли себе дома первобытные люди? (Первобытные люди не умели строить дома. Они жили в лесах и пещерах.)

Как именуется жилье у различных народов? Какие конкретно материалы применяют люди для постройки собственных домов? Из чего строят дома в деревне, в городе, на севере, на юге, в Африке, в Америке и т. д.? По какой причине люди строят дома из различных материалов? Какой материал не горит в огне? Какие конкретно стройматериалы весьма огнеопасны? (Дерево, пластик, краски и др.) Какие конкретно дома чаще видятся в городе? По какой причине у кочевников нет постоянных домов? Смогут ли всегда жить в снежных иглу канадские эскимосы? По какой причине японцы строят весьма легкие дома? По какой причине кое-какие народы применяют для постройки жилья листья и тростник пальмы, а не второй материал?

Кто выстроил твой дом? Люди каких профессий приняли участие в его постройке? Какие конкретно автомобили облегчают труд людей, строящих дома? Какими инструментами пользуются люди при постройке дома?

В каком доме ты живешь — древесном, панельном, блочном, кирпичном, многоэтажном либо одноэтажном? Что занимает ваша семья — дом либо квартиру? какое количество наружных стен в твоем доме? какое количество подъездов в твоем доме? какое количество этажей в твоем доме? На каком этаже ты живешь? какое количество квартир на вашей лестничной площадке? Имеется ли в вашем доме ванна и водопровод? Какие конкретно правила безопасности необходимо выполнять при пользовании водой? Что означает: «Экономьте воду и берегите тепло»? Как вы заботитесь о чистоте собственного жилья? Чего нельзя делать в лифте и подъезде? Уважительно ли вы относитесь к своим соседям?

Для чего в доме окна? какое количество окон в вашей квартире? Что следует сделать, дабы в доме был свежий воздушное пространство? Какие конкретно правила безопасности необходимо выполнять при закрывании и открывании окон и дверей?

Как поступить в таковой ситуации: с тобой в подъезд вошел незнакомый человек. Отправишься ли ты с ним на лифте? Будешь ли ты открывать дверь собственной квартиры, если он стоит рядом? В дверь позвонил незнакомый человек — открыть либо не открыть? По какой причине нельзя открывать дверь незнакомым людям?

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Поведайте,
о чем говорится в каждом стихотворении. Выучите понравивше-
еся стих.

плотник

Он бревно отешет умело,
Стенки сделает, навес

У него смолой спецовка
Как сосновый пахнет лес.

В. Степанов

КРАНОВЩИК

Высоко под небом синим
Крановщик сидит в кабине.
Он опустит крюк громадный
И поднимет блок цементный.
Он поднимет к небу блок,
Как картонный коробок.

В. Степанов

КРОВЕЛЬЩИК

То не град, то не гром —
Кровельщик на крыше.
Бьет он звучно молотком —
Вся округа слышит.
Он железом кроет дом,
Дабы сухо было в нем.

В. Степанов

КАМЕНЩИК

В переулке дом растет,

Стенки каменщик кладет.

С ним ассистент — мастерок,

Мастерок-лопатка.

Будет дом выстроен в срок,

Прочной будет кладка.

В. Степанов

НОВОСЕЛЬЕ

Едет, едет грузовик,
Грузы он возить привык.
Вот везет он и по сей день
То, что быть должно у нас:
Стулья, стол, кровать, буфет,
Этажерку, табурет,
Телевизор, пианино

И стиральную машину…
Кроме того ящик для газет!
Будут рядом в доме жить,
Жить, дружить и не тужить:
Академик, и монтер,
И механик, и водитель,
И литератор, и столяр,
И живописец, и маляр…
Так живет одной семьей
Целый народ отечественный трудовой!

А. Бродский

ОТЧИЙ ДОМ

Как же возможно не мил

Дом, в котором с детства жил?

Ветхий дом

И мать с отцом.

Как же возможно мне мил

Тот, кто данный дом забыл?

Ветхий дом

В краю родном.

Армянская песенка.
Перевод Л. Яхнина

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СОСЕДИ

В соседней квартире —
Отечественные соседи,

И в доме соседнем соседи — отечественные.

В соседнем районе —

Также соседи,

В соседней стране

Живут соседи.

И, значит, не будет

Несчастий на свете,

В случае, если все люди

Друг другу соседи!

О. Бундур

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН

Взгляни — подъемный кран.

Весьма, весьма долгий стан.

Как жираф

Либо журавль.

Он по рельсам движется,

Груз чуть-чуть колышется.

Вой! Лай!

Визг! Лязг!

Звон! Стон!

У дома выросла стенки,
И наступила тишина.

Л. Гулыга

СКОРОГОВОРКА

Дворник дверь два дня держал:
Древесный дом дрожал.
Ветер дергал в доме дверь,
Дворник думал — это зверь!

Г. Лагздынь

«ВИРА — МАЙНА»

Говорят с подъемным краном
Вдалеке

На каком-то зарубежном
Языке.

Он звучит очень:
«Майна! Вира!»
«Вира! Майна!»
«Майна!»

Груз отправился вниз.

«Вира!» —

Он вверху повис.

Кран превосходно осознаёт:

Опускает,

Поднимает.

Все, что сообщит крановщик,
Делает в тот же миг.

В. Берестов

НА СТРОЙКЕ

Экскаватор-динозавр,
Ходит он вперед-назад.
И рычит,
И фырчит,
И неласково ворчит,
И зубами он стучит.
А мотор из живота:
Та-та-та, та-ра-та-та!
И когтистая клешня,
Как будто бы лапа иль рука.

Был бугор — нет бугра,
Был песок — нет песка.
Распугал он всех детей,
Поразил он всех людей.
А в действительности он
Легко сооружает новый дом.
Экскаватор-носорог,
Довольно много он прорыл дорог —
Для кабеля, для труб.
Это весьма тяжёлый труд!

Л. Гулыга

МАЛЯР

Красить помещения пора —
Пригласили маляра.
Но не с вёдром и кистью
Отечественный маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес
Механический насос.
Брызжет краска по стенке,
Солнце светится в окне.
Стали стенки голубыми,
Как будто бы небо в вышине.

С. Баруздин

* * *

Гигант приехал к нам,
Гигант — подъемный … (кран).
Кран не спит на печи,

Поднимает … (кирпичи),
Стенку он несет с большим трудом,
Рядом с нами сооружает … (дом).
Скоро вырос дом радостный,
Приезжайте, … (новоселы).

М. Лаписова

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Что за башенка стоит,
А в окне свет горит?
В данной башне мы живем.
И она зовется … (дом).

По сеням ходит, а в избу не идет.

(Дверь)

Поля стеклянные,
Межи древесные.

(Окно)

Я несу в себе водицу,
Нам водица понадобится,
Возможно мыться без хлопот,
В случае, если имеется … (водопровод).

Сторож он узнаваемый,
Сторож он прекрасный.
без звучно он, а не крича
В дом не разрешит войти без ключа.

(Замок)

В том месте, где строят новый дом,
Ходит солдат со щитом.
Где пройдет он, станет гладко,
Будет ровная площадка.

(Бульдозер)

К нам во двор забрался крот,
Роет почву у ворот.
Много рук он заменяет,
Без лопаты он копает.

(Экскаватор)

Вот машина так машина —
Высотою с дом колеса
и кабина высотою
Выше нас с тобою в два раза.

(Подъемный кран)

Без водителя,
Без колес,

А к себе меня привез.
Прокатил меня практически
До дверей квартиры.
Руководили им в пути
Сами пассажиры!

(Лифт)

Весьма строгий контролер

Со стенки смотрит в упор.

Наблюдает, не моргает.

Стоит лишь свет зажечь

Иль включить в розетку печь —

Все на ус мотает.

(Счетчик)

МЕБЕЛЬ

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ гостиная гарнитур диван кресло стул софа стена стол прихожая вешалка тумбочка трюмо полка детская помещение кроватка полочка шкаф для игрушек письменный стол спальня кровать комод тахта диван-кровать кушетка раскладушка шкаф пуфик тумбочка шифоньер кухня табурет табуретка буфет сервант части мебели полка створка крышка столешница стена сиденье спинка ящик ручка ножка подлокотник матрац материал дерево кожа металл поролон стекло пластмасса гобелен велюр клей лак инструменты выпивала ножовка лобзик рубанок фуганок отвертка молоток клещи профессии дизайнер живописец
мебельщик строгальщик столяр сборщик обивщик полировщик продавец имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ мебельный столярный древесный пластиковый пластмассовый плетеный кожаный поролоновый матерчатый гобеленовый бархатный велюровый пружинный выдвижной полированный лакированный кухонный обеденный гостиный журнальный спальный письменный школьный книжный детский посудный платяной прямоугольный квадратный круглый круглый мягкий твёрдый тяжелый легкий ровный прочный блестящий матовый шероховатый ГЛАГОЛ мастерить делать обивать обтягивать перетянуть полировать склеивать сидеть отдыхать лежать дремать открывать закрывать складывать вытирать разламывать ремонтировать перевозить переносить ставить тащить распиливать обстрогать смастерить отремонтировать сломать склеить поставить сложить переместить передвинуть поставить протереть ПРИЧАСТИЕ раскрывающийся закрывающийся отодвинутый поставленный отремонтированный строящийся сломанный НАРЕЧИЕ довольно много мало близко рядом справа слева вверху внизу посередине около около наоборот перед близко открыто закрыто без движений не легко легко комфортно

15 ПУГАЮЩИХ ЗВУКОВ в играх / Пасхалки


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: