¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Неизвестная форма | Прошедшее время | Будущее время |
просеять | просеял | просеет, -ют |
замесить | замесил | замесит, -ят |
разрезать | разрезал | разрежет, -ут |
сварить | сварил | сварит, -ят |
попытаться | попытался | попытается, -ют |
Ответьте на вопросы.
Что делает повар? (Повар готовит обед.)
Что делал повар? (Повар варил борщ.)
Что делают кондитеры? (Кондитеры пекут пирожные и
торты.)
Что будет делать мама с рыбой? (Мама будет жарить
рыбу.)
Что сделает мама с тестом? (Мама испечет из теста
пирожки.)
«Я могу — не могу».
Я могу делать бутерброды. Я могу месить тесто.
Я не могу варить суп. Я не могу печь пирожки.
Загадайте желание.
Я желаю, дабы мама испекла торт.
Я желаю, дабы мама…
Я желаю, дабы отец…
¦ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Рассказываете и делайте.
Что я делаю? (Я взбиваю, замешиваю, пеку, ем.)
Что мы делаем? (Мы взбиваем, замешиваем, печем, едим.)
Спросите у приятеля. (Ты взбиваешь, замешиваешь, пе-
чешь, ешь?)
Сообщите обо мне, что я делаю. (Вы взбиваете, заме-
шиваете, печете, едите.)
Сообщите, что делает Оля либо Коля. (Он(-а) взбивает,
замешивает, печет, ест.)
Что они делают? (Они взбивают, замешивают, пекут,
едят.)
¦ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Отечественные просьбы, пожелания и рекомендации.
Мама, свари, прошу вас, кашу.
Налей, прошу вас, мне киселя.
Мойте руки перед едой!
Храните молочные продукты в холодильнике!
Не ешьте тёплую пищу!
Не выпивайте тёплый чай!
Кушайте, гости дорогие!
¦ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ
Исключите лишнее слово.
Как возможно сварить яйца? (Вкрутую, всмятку, натощак.)
Нарежем овощи для салата (мелко, крупно, жидко).
Кушать на ночь (вредно, полезно).
Игры со звуками, словами и буквами
(Задания выполняются с применением наглядного материала.)
¦ Восприятия и РАЗВИТИЕ Ощущения
Предугадайте на вкус (кислое, сладкое, соленое, горькое). (Детям предлагается не обращать внимания и определить, какую пищу им положили на язык: соль, сахар, овощи, фрукты, варенье и т. д.)
Посмотрите и сообщите, из каких овощей приготовлен салат либо винегрет.
Отгадайте, что в руке. Выясните на ощупь макаронные изделия (вермишель, рожки, разные крупы и макароны).
Предугадайте по запаху. Какие конкретно продукты имеют запах?
Восприятие цвета
Какие конкретно продукты питания бывают белого цвета? (Молоко, сметана, кефир, творог, мороженое и др.)
Какие конкретно продукты питания имеют желтый цвет? (Сливочное и растительное масло, мед, кукурузная крупа, горох, пшено.)
Какая пища не редкость зеленого, красного, оранжевого цвета?
Восприятие формы
Какую форму имеют куриные яйца, горошины, фасоль, зерна овса, ржи и др.?
Восприятие величины
Какие конкретно зерна возможно назвать громадными либо большими? Какие конкретно зернышки возможно назвать мелкими либо маленькими?
Что больше — горошины либо бобы?
Где больше муки — в булочке либо в батоне?
Где больше чая — в стакане либо в чашке?
Восприятие пространственных взаимоотношений
Какие конкретно продукты лежат в холодильнике на нижней полке?
Что лежит на верхней полке? На какую полку холодильника кладут овощи? Куда ставят молочные продукты — в поддон либо на верхнюю полку?
Восприятие временных взаимоотношений
Что делают сперва — пекут пирожки либо замешивают тесто? Муку мелют на мельнице либо везут на хлебозавод? Рыбу чистят либо жарят? Наливают масло в салатник, а позже кладут овощи либо напротив?
Какую пищу едят на протяжении завтрака, обеда, ужина и полдника?
Слуховое восприятие
Предугадайте по звуку, какая крупа находится в коробке.
¦ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Разложите по коробкам фасоль, горох и бобы.
Игра «Съедобное — несъедобное». Произносятся различные слова: котлета, кассета, картошка, поварешка, горошек, камешек и др. Дети должны хлопнуть в ладоши, в случае, если слово обозначает наименование продуктов питания.
Игра «Выпиваем — едим». Произносятся пищи и названия напитков, а дети додают слово выпиваем либо едим.
¦ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Кто знает, пускай продолжает.
Я знаю такие блюда из муки: блины, оладьи…
Я знаю такие блюда из овощей: пюре…
Я знаю блюда, приготовленные из мяса: котлеты, фрикадельки, жаркое, гуляш, пельмени…
Игра «Запомни, назови». Послушайте, запомните и повторите слова хлеб, пряники, печенье, сушки.
Какие конкретно новые слова показались в последовательности этих слов: хлеб, пряники, печенье, сушки, баранки, пирожок? (Баранки, пирожок.)
Повторите все слова. (Количество слов, предлагаемых для запоминания, возможно увеличено до десяти.)
Запомните слова мороженое, пирожное, пирожки, конфеты. Какое слово провалилось сквозь землю из данного последовательности: пирожное, пирожки, конфеты? (Мороженое.)
Какое слово не подходит?
жарят (компот, рыбу, мясо, картошку) варят (варенье, овощи, компот, хлеб) солят (суп, чай, мясо, яичницу, пирожное)
Ответьте, что в коробочках.
Демонстрируется пара коробочек с крупой, после этого дети должны назвать, какую крупу они видели.
¦ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Какой предмет лишний? Выделите предмет, что отличается от других по какому-либо показателю.
сыр, масло, бидон, молоко колбаса, сосиски, сметана, сардельки сыр, сало, масло, кефир пирожное, булочка, каша, пирожок
Ответьте на вопросы.
Что неспециализированного между котлетой, рыбой и беляшом? (Их жарят на масле.)
Что неспециализированного между снегом, сахаром и солью? (Они имеют белый цвет и растворяются в воде.)
Какая связь существует между этими предметами?
вода — чайник кофе — кофейник лук — нож котлета — вилка
суп — тарелка сахар — сахарница масло — масленка селедка — селедочница
(В чайнике кипятят воду. Масло хранится в масленке. И т. д.)
Какая связь существует между предметами первой и второй группы? Выберите слова, связанные между собой.
корова свекла пшеница рис пчела огород | мед каша молоко пирожок овощи сахар | (Корова дает молоко. На молоке варят рисовую кашу. Кашу варят из риса. В кашу додают сахар. Сахар делают из свеклы. И т. д.) |
¦ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Придумайте диалоги между предметами.
О чем смогут сказать между собой Салат и Шоколад; Хозяйка, Растительное масло и Рыба; Хозяйка, Капуста и Пирожок; Чай и Сахар, Конфеты и Мед, Сковорода и Картошка, Лук и Нож?
Развитие диалогической речи
Ответьте на вопросы.
Для чего человеку нужна пища? Сможет ли человек жить без пищи?
Какие конкретно продукты питания вам известны? Где их возможно забрать?
Какую растительную пищу вы понимаете? (Овощи, фрукты, ягоды, грибы, злаки, водоросли и кое-какие травы.) По какой причине пищу назвали растительной? Какие конкретно блюда готовят из овощей? (Из овощей готовят щи, борщ, рассольник, рагу, икру, пюре, разные гарниры и салаты.) Какие конкретно фрукты вы понимаете? В каком виде они употребляются в пищу? Что возможно сварить из ягод и фруктов?
Какое масло приобретают из семян подсолнечника? Зерен кукурузы? Сои? Каким однообразным словом возможно назвать все виды этих масел? (Растительное масло.) Как употребляется в пищу растительное масло? (Его додают в тесто и салаты, на нем жарят рыбу, мясо и овощи.)
Какие конкретно зерновые культуры люди применяют в пищу? (Рожь, пшеницу, овес, ячмень, рис, кукурузу, просо, гречиху и сорго.) Какие конкретно продукты питания возможно изготовить из зерен этих злаков? (Хлеб, крупу, макаронные и кондитерские изделия, крахмал.) Какие конкретно зернобобовые культуры выращивают люди для потребления в пищу? (Фасоль, горох, сою, арахис, чечевицу и др.)
Какая мука получается из пшеницы? (Пшеничная.) Из ржи? (Ржаная.) Что пекут из пшеничной муки? Какой хлеб пекут из ржаной муки? Что делают из гречихи, овса, ячменя, проса и риса? (Крупу.) Из чего варят кашу? Какую кашу варят из гречневой крупы? Какую кашу возможно сварить из пшеницы? (Пшеничную и манную.) Как именуют кашу, сваренную из пшенной крупы? (Ее именуют пшенной кашей.) Каша из овсяной крупы именуется (овсяная либо геркулесовая). По какой причине овсяную крупу назвали «геркулес»? (Крупу назвали так по имени храбреца греческой мифологии Геркулеса, что, по преданию, был весьма сильным и ловким. Овсяная крупа считается самой нужной. Дети, каковые обожают геркулесовую кашу, вырастут сильными и ловкими, как храбрец Геркулес.) Какие конкретно продукты, не считая крупы, необходимы для того чтобы? (Молоко, вода, масло, соль и сахар. В кашу возможно додавать варенье и изюм.)
Какие конкретно молочные продукты вы понимаете? По какой причине их назвали молочными продуктами? Назовите кисломолочные продукты.
Какие конкретно продукты именуют мясными? Что возможно приготовить из мяса? Какие конкретно мясные продукты возможно посолить и имеется сырыми? (Сало, бекон.) Как готовят пищу из мясных продуктов? (Их варят, тушат, жарят, коптят и запекают в духовке.)
Какие конкретно продукты именуют рыбными? Что относится к рыбным продуктам? Какую рыбу едят люди? В каком виде возможно имеется рыбу?
Какие конкретно продукты питания возможно заморозить? Какие конкретно продукты должны непременно храниться в холодильнике? Что может произойти, в случае, если съесть несвежие продукты? Какие конкретно продукты необходимо непременно мыть перед едой?
Какую пищу именуют здоровой пищей?
Что нужно иметь для того чтобы? (Необходимо иметь продукты, огонь и посуду.) На чем готовят пищу в городских квартирах? (На газовых и электрических плитах.) На чем возможно приготовить пищу в деревне, в случае, если таких плит нет? (На керогазе и в печке.) Как возможно сварить еду в лесу? О чем нужно не забывать, в то время, когда готовишь либо подогреваешь еду? (О правилах безопасности, об осмотрительном обращении с огнем.) Какие конкретно правила обращения с огнем вы понимаете? Какие конкретно правила нужно выполнять на кухне, в случае, если на плите варится обед либо стоит кипящий чайник?
Возможно ли садиться за стол с нечистыми руками?
Кто в вашей семье варит еду? Для чего маме нужен фартук? Как вы помогаете маме? Какое твое любимое блюдо?
Люди каких профессий причастны к производству продуктов питания? Кто готовит пищу? Кто обслуживает людей в столовых, ресторанах, на борту самолета, на пароходах и в магазинах? Для чего людям этих профессий необходимо носить особую одежду? (Особая одежда оказывает помощь сходу подметить их среди вторых людей. Продавцы, повара трудятся с продуктами, исходя из этого их одежда должна быть в любой момент чистой. Белые халаты, куртки и колпаки, каковые носят люди этих профессий, необходимо довольно часто стирать.)
Что такое отходы? Возможно ли как-то применять пищевые отходы? По какой причине нельзя оставлять в лесу и выбрасывать в водоемы бутылки и полиэтиленовые пакеты? Куда их необходимо выбрасывать? Какой вред окружающей природе наносят мусорные свалки с отходами?
Стихи
Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Поведайте,
о чем идет обращение в каждом стихотворении.
* * *
— Булки, сайки, калачи,
Не шалите вы в печи!
Сильным жаром пышет печь,
Нужно корочку беречь.
Ну, румяньтесь, не шалите!
В противном случае вы подгорите.
Станете, бедняжки,
Легко замарашки.
Напугаете народ,
И никто вас не заберёт.
О. светло синий. Перевод Г. Сапгира
ПОВАР
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот,
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье,
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой,
Сахар сыплет в бульон,
И весьма доволен он.
То-то был винегрет,
В то время, когда починили свет!
О. Григорьев
* * *
— Вы откуда, калачи?
— Как откуда? Из печи!
— И куда же вы идете?
— К тем, кто в поле на работе.
Пусть-ка всласть покушают.
А лентяи поглядят.
Ю. Капотов
Дополните стих, выполняйте рифму.
Очень ВКУСНЫЙ ПИРОГ
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе ….
Приобрел муку, приобрел творог,
Испек рассыпчатый ….
Пирог, вилки и ножи тут,
Но лишь гости ….
Я ожидал, пока хватило сил,
Позже кусочек ….
Позже подвинул стул и сел
И целый пирог в 60 секунд ….
В то время, когда же гости подошли,
То кроме того крошек ….
Д. Хармс
ХОРОШИЕ ПШЕНИЧНЫЕ
Мы печем пшеничные
Пироги хорошие.
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
Мама, отец, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
И другие, все кто, может,
Пускай приходят с ними также.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
Печка радостно горит.
Отечественная мама говорит:
— Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
Шведская песенка.
Обработка И. Токмаковой
УБЕЖАЛО МОЛОКО
Убежало молоко,
Убежало молоко!
Вниз по лестнице
Скатилось,
На протяжении по улице
Пустилось,
Через площадь
Потекло,
Постового обошло,
Под скамьёй
Проскочило,
Трех старух подмочило,
Угостило двух котят,
Разогрелось и назад:
На протяжении по улице
Летело,
Вверх по лестнице
Пыхтело
И в кастрюлю заползло,
Отдуваясь не легко.
Тут хозяйка подоспела:
— Закипело?
— Закипело!
М. Боровицкая
* * *
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки, и пампушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Довольно много пряников, конфет,
Пастила имеется и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Именуйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
И. Лопухина
АППЕТИТ
Я с горы на санках еду.
Мишка кубарем летит.
Прибежали мы к обеду.
И пришел к нам Аппетит.
Вместе с ним за стол мы сели,
С Аппетитом все мы съели.
Приходи к нам, Аппетит!
Отечественная мама говорит,
Что хороший Аппетит
Никому не повредит.
Г. Сапгир
РЫБИЙ ЖИР
— Что произошло?
Что такое?
Что за крик на сто квартир?
— Это мой
Братишка Коля
Принимает рыбий жир.
А. Масленникова
ПИРОГ
Мы задали вопрос отечественную печь:
— Что сейчас нам испечь?
Печку мы задали вопрос,
Тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали —
Не устали.
Начинили творогом
И назвали пирогом!
— Ну-ка, печка,
Дай творожнику местечко!
Венгерская песенка
* * *
Крайне важно спозаранку
Имеется за завтраком овсянку.
Тёмный хлеб нужен нам,
И не только по утрам.
Л. Зильберг
Загадки
Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.
Вот король — Сластена Третий,
Обожает сладкое, как дети.
Ланч, обед и ужин
У него — целый десерт —
Вафли, пряники, печенье,
Шоколад, зефир, варенье…
На столе его в любой момент
Лишь сладкая еда.
И, решив побить рекорд,
Ест король десертный … (торт).
С. Сит
Лоснятся у него бока,
Он сотворен из молока,
Нужен только,
И вот что страно:
Для хвостатых серых мышек
Слаще самых сладких пышек.
Так как для мелких проныр
Нет еды вкусней, чем … (сыр).
С. Сит
Отгадать легко и просто:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и тёмный, он и белый,
А не редкость подгорелый.
(Хлеб)
Что полезно —
ке
Всем известно?
Я ответ отыщу легко,
ко).
На моей любимой чаш-
Нарисованы ромашки,
Ну а в чашке … (моло-
Г. Сапгир
ПОСУДА
СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ чайная посуда чашка блюдце чайник чайница сахарница ситечко ложечка щипцы самовар конфетница сервиз сухарница сливочник столовая посуда супница тарелка салатник салатница соусник соусница селедочница вилка нож | ложка хлебница солонка перечница масленка салфетница кухонная посуда кастрюля сковорода дуршлаг миска гусятница утятница поварешка ковш шумовка кружка терка скалка доска поднос решето сито термос миксер комбайн | хозяйственная посуда ведро кринка бачок бидон кадушка бочка бочонок таз стеклянная посуда стакан бокал рюмка фужер графин ваза другие слова ручка глина фаянс фарфор керамика металл алюминий | |||
медь серебро хрусталь пластмасса звон блеск прозрачность матовость хрупкость прочность шероховатость ломкость профессии живописец гончар горшечник стеклодув рабочий резчик имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ стеклянный пластмассовый древесный железный чугунный металлический алюминиевый кухонный фаянсовый | фарфоровый керамический хрустальный глиняный эмалированный серебряный кофейный чайный столовый обеденный хозяйственный ломкий хрупкий прочный блестящий ровный острый тупой ГЛАГОЛ накрывать ставить класть раскладывать наливать варить жарить тушить кипятить резать имеется выпивать | убирать мыть вытирать чистить выдувать сервировать накрыть уронить разбить ПРИЧАСТИЕ упавший стоящий лежащий наливающий моющий закрывающийся разбившийся бьющийся режущий колющий сверкающий НАРЕЧИЕ грязно чисто горячо холодно бережно неряшливо наспех не торопясь | |||
Психогимнастика
¦ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕС-
КОГО СОСТОЯНИЯ
Выразите мимикой огорчение — разбили чашку; какое количество-
дость — приобрели новую посуду; неудовольствие — нечистая
посуда.
Продемонстрируйте, как мы моем посуду; наливаем воду в кув-
шин с узким горлышком; несем чашку, наполненную во-
дой; поднимаем тёплую сковороду; черпаем суп пова-
решкой.
¦ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
Изобразите кипящий самовар; кастрюлю, наполненную
водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с
заваренным чаем.
¦ ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЭТЮД С ПРИМЕНЕНИЕМ СТИХОТВОРЕ-
НИЯ
Послушайте стих и изобразите чайник.
Я чайник — ворчун,
Хлопотун, сумасброд,
Я всем напоказ выставляю пузо,
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
— Эй, люди, я с вами «почайпить» желаю.
Американская песенка.
Перевод А. Сергеева
Развитие небольшой моторики.
Координация речи с перемещением
Делайте действия в соответствии со смыслом текста сти-
хотворения.
Воду в чайник наливаем
И заварку засыпаем.
Сахар ложечкой берем
И вареньице кладем.
Будем выпивать чаек тёплый
У себя в саду на даче.
Е. Еголаева
Формирование
лексико-грамматического строя речи
¦ синонимы
Назовите родные по значению слова — «слова-друзья».
накрывать — сервировать (стол)
крепкая — прочная, небьющаяся (посуда)
¦ АНТОНИМЫ
Придумайте слова, противоположные по значению,— «сло-
ва-неприятели».
глубокая — небольшая
полная — безлюдная
ветхая — новая
целая — разбитая
острый — тупой
тяжелая — легкая
тусклая — блестящая
прозрачная — матовая
прочная — хрупкая
чистая — нечистая
забрать — положить
разбить — склеить
закрыть — открыть
налить — вылить
уронить — поднять
бережно — неосторожно
Сообщите, какого именно слова не достаточно.
Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу — раскла-
дывают в … (небольшую) тарелку.
Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чаш-
ка … (хрупкая).
¦ МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ
Ответьте на вопросы.
У кого имеется носик? (У ребенка, у котенка.) У каких
предметов имеется носик? (У чайника, кофейника.)
У каких предметов имеется стена? (Стена имеется у каст-
рюли, чашки, мебели, дома.)
Как именуется нижняя часть посуды? (Дно.) Где еще
возможно дно? (Дно в колодце, реке, озере и глазное
ДНО.)
Какие конкретно бывают комбайны? (Кухонные, уборочные, улич-
ные.) По какой причине эти предметы назвали комбайном? (Они мо-
гут делать в один момент работу нескольких автомобилей.)
¦ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Послушайте и повторите слова. По какой причине эти слова назвали
родственными? Какая неспециализированная часть имеется в родственных словах?
соль, солонка, солянка, соленый, солить, пересолить,
пересоленный
чай, чаепитие, чайник, чаевод, чайная
посуда, посудная, посудомойка
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
¦ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ и СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ
Сообщите нежно.
нож — ножик
ложка — ложечка
ковш — ковшик
миска — мисочка
чашка — чашечка
вилка — вилочка
прозрачный — прозрачненький
острый — остренький
Определите новые слова. Куда вы положите продукты?
сахар — в сахарницу
масло — в масленку
соль — в солонку
перец — в перечницу
суп — в супницу
селедку — в селедочницу
сухари — в сухарницу
сливки — в сливочник
конфеты — в конфетницу
салат — в салатницу
соус — в соусник
кофе — в кофейник
чай — в чайник
хлеб — в хлебницу
¦ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ
острый — острее — самый острый (острейший)
тупой — тупее — самый тупой (тупейший)
полный — полнее — самый полный (полнейший)
Ответьте на вопросы.
Что легче — пластмассовая либо железная ложка?
(Пластмассовая.)
Какая посуда самая хрупкая? (Стеклянная.)
Какая посуда самая прочная? (Железная.)
О чем возможно сообщить острейший? (Нож.)
¦ УСВОЕНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Каких два слова «спрятались» в одном?
овощерезка — овощи режет
скороварка — не так долго осталось ждать варит
мясорубка — мясо рубит
соковыжималка — сок выжимает
рыбочистка — рыбу чистит
самовар — сам варит
яйцерезка — яйца режет
кофеварка — кофе варит
картофелечистка — картофель чистит
¦ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ Посредством ПРИСТАВОК
Составьте новые слова.
кипятить — прокипятить, вскипятить
лить — вылить, слить, отлить, залить, перелить
класть — складывать, накладывать, перекладывать
сложить — положить, переложить, подложить, прило-
жить, заложить
ставить — расставить, переставить, поставить
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное
¦ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ
«Один — довольно много».
один чайник — чайники — довольно много чайников
один нож — ножи — довольно много ножей
одна чашка — чашки — довольно много чашек
одна ложка — ложки — довольно много ложек
одно блюдце — блюдца — довольно много блюдец
одно ситечко — ситечки — довольно много ситечек
Ответьте на вопросы.
Без чего не бывает чайников? (Без носиков.)
Без чего не бывает кастрюль? (Без ручек.)
¦ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Посоветуйте финиш чистоговорки.
Из-из-из, приобрели новенький (сервиз).
Релки-релки-релки, суп едим мы из (тарелки).
Ару-ару-ару, сядем ближе к (самовару).
Дон-дон-дон, молоко нальем в (бидон).
Ожкой-ожкой-ожкой, чай размешиваем (ложкой).
Ле-ле-ле, не оставляй посуду на (столе).
Ой-ой-ой, мой посуду за (собой)!
Сочините чистоговорки со словами стакан, графин, ведро,
ножи, вилка.
Ответьте на вопросы.
Без какой посуды нельзя обойтись на протяжении обеда? (Без
ложки, вилки, ножа, тарелки.)
На какую посуду сверху кладут крышку? (На кастрю-
лю, сковороду, чайник.)
В какую посуду возможно налить молоко? (В бидон, чаш-
ку, стакан.)
Между какими предметами ставят тарелку, сервируя
стол к обеду? (Между ножом (ложкой) и вилкой.)
Составьте предложения из перепутанных слов.
шкаф, в, стоит, посуда, кухонная
кипит, на, чайник, плита
девочка, из, забрала, конфетница, конфета
¦ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ответьте на вопросы.
О каких предметах, относящихся к посуде, возможно ска-
зать мой, твой, отечественный? (Чайник, стакан, графин, нож.)
О какой посуде возможно сообщить моя, твоя, отечественная? (Та-
релка, чашка, вилка, кастрюля, сковорода.)
О чем из посуды возможно сообщить мое, твое, отечественное? (Блюд-
це, ситечко, ведро.)
О каких предметах посуды возможно сообщить мои, твои,
отечественные? (Ножи, вилки, ложки.)
¦ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ,
ПРИЧАСТИЕМ и ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ
Сосчитайте.
три (чайника) семь (блюдец)
две (чашки) трое (щипцов)
Подберите необходимые слова.
стеклянный (стакан, графин, бокал, кувшин)
фарфоровая (ваза, чашка, тарелка, селедочница)
железное (ситечко, ведро, сито)
блестящие (вилки, ложки, ножи)
Назовите лишнее слово.
острый (нож, вилка)
керамическая (чашка, чайник)
фаянсовое (блюдце, солонка)
железные (ножи, ведро)
Отыщите слову несколько.
разбившийся (стакан)
блестящее (ситечко)
бьющаяся (посуда)
сверкающие (ножи)
Имя прилагательное
¦ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ и РОДАМ
Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие конкретно?
нож (какой?) (острый, кухонный, железный, сто-
ловый, пластмассовый)
чашка (какая?) (фаянсовая, фарфоровая, глиняная,
пластмассовая, расписная)
ведро (какое?) (пластмассовое, эмалированное, метал-
лическое, громадное, мелкое)
вилки (какие конкретно?) (острые, железные, пластмассо-
вые, серебряные)
Глагол
¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ, ЧИСЛАМ
Неопределен- ная форма | Единственное и множест- венное число настоящего времени | Прошедшее Будущее время время |
накрывать | накрывает, -ют | накрывал будет накрывать |
ставить | ставит, -ят | ставил будет ставить |
класть | кладет, -ут | клал будет класть |
расклады- вать | раскладывает, -ют | расклады- будет вал раскладывать |
наливать | наливает, -ют | наливал будет наливать |
¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ
Неизвестная форма | Прошедшее время | Будущее время |
накрыть | накрыл | накроет, -ют |
сервировать | сервировал | сервирует, -ют |
уронить | уронил | уронит, -ят |
разбить | разбил | разобьет, -ют |
налить | налил | нальет, -ют |
Ответьте на вопросы.
В чем мама варит суп? (Мама варит суп в кастрюле.)
На чем мама жарила рыбу? (Мама жарила рыбу на
сковороде.)
Что делают дежурные перед обедом? (Дежурные сер-
вируют столы.)
В чем дед будет носить колодезную воду ? (Дедуш-
ка будет носить воду в ведре.)
Что сделала мама с разбитой чашкой? (Мама выкинь-
ла чашку.)
Что сделает бабушка с нечистой посудой? (Бабушка вы-
моет посуду.)
Исключите лишнее слово.
(наливать, варить) в кувшин
(ставить, жарить) тарелки
(резать, накрывать) ножом
(чистить, кипятить) вилки
«Я могу — не могу».
Я могу имеется ложкой. Я могу пользоваться ножом.
Я не могу…
¦ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Рассказываете и делайте. Задайте вопросы.
Что я делаю? (Я кладу, ставлю, режу.)