В 1859 г. в издании «Отечественные записки» был напечатан роман «Обломов» Номера издания разошлись мгновенно. Романом зачитывались во всех слоях общества, он вызывал оживленные споры. «Необходимо было жить в то время, — писал много лет спустя один из современников, — чтобы выяснить, какую сенсацию возбудил данный роман в публике и какое потрясающее чувство произвел он на общество». Роман затрагивал многие наболевшие вопросы русской судьбы крепостной эры. Автором его был Иван Александрович Гончаров.
Появился Гончаров в Симбирске в богатой купеческой семье. В то время, когда он окончил личный пансион, родители отдали его в Коммерческое училище. Но мальчика больше всего интересовала литература. При училище была красивая библиотека. В том месте, забыв обо всем, он часами просиживал над книгами, запоем просматривал а также пробовал писать. В 1831 г. И. А. Гончаров поступил на словесное отделение МГУ. По окончании университета он является чиновником в Симбирске, а с 1835 г.— в Санкт-Петербурге. нравы и Быт провинциального и столичного чиновничества дали наблюдательному молодому человеку богатый материал для его будущих произведении.
Литературную деятельность Гончаров начал как автор и поэт романтических очерков и повестей, оставшихся совсем незамеченными.
В 1847 г. издание «Современник» издал первый роман Гончарова — «Обычная история», что сразу же принес известность молодому автору. В этом романе Гончаров уже выступает как сложившийся писатель , представитель школы критического реализма.
В «Обычной истории» Гончаров изображает Россию 30-х гг., показывает, как начинает ломаться патриархально-помещичья судьба, как складываются новые буржуазно-капиталистические отношения.
Герой романа юный Адуев жил в собственном имении, огражденный от всяких житейских невзгод. Он едет в Санкт-Петербург искать счастья. Но в том месте его наивные романтические представления сталкиваются с трезвой прозой судьбы. Жизнь втягивает его в собственный водоворот, заставляя стать карьеристом и дельцом. С Адуевым происходит «обычная история» превращения мечтателя, «романтика» в трезвого госслужащего.
Белинский оценил роман Гончарова, как «ужасный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» — этим порождениям крепостнического уклада судьбы.
Следующий роман Гончарова — «Обломов» также посвящен дореформенной России. И в случае, если Адуев в «Обычной истории» все же пытается вырваться из застоя и обстановки затхлости, то храбрец нового романа — Обломов «заглохнул в дичи».
С необычайным мастерством нарисовал Гончаров на примере Обломовки, имения, в котором появился и вырос храбрец, жизнь уездного барства, которое существовало за счет труда крепостных крестьян. Безделье, отсутствие всяких стремлений и интересов — вот что характеризует жизнь жителей Обломовки. Десятки лет они спали, ели, выпивали, и нет ничего, что нарушало спокойного однообразия их жизни. Труд считался у них наказанием. Таким же воспитывали они и молодое поколение.
Илюша — жизнерадостный мальчик и живой. Но все его попытки что-нибудь сделать с раннего детства пресекались взрослыми. В следствии он вырос совсем неприспособленным к труду. Обломов взял образование, которое открывало ему широкую дорогу в судьбу. Он кроме того грезил помогать России, «до тех пор пока станет сил». Но лень и безразличие к судьбе у него были столь глубокими, что все его добропорядочные грезы остались неосуществленными.
Он преобразовывается в байбака и ленивца, труд для которого тошен. Уже к началу действия романа Илья Ильич «свернулся, совершенно верно ком теста, и лежит», обрюзг не по летам.
Обломов понемногу и незаметно для себя порывает сообщение с обществом. Он отгоняет от себя всякие житейские заботы, опять и опять отодвигая серьёзные дела «на завтра».
Будущее Обломова была обычной для многих дворянских интеллигентов 40-х гг. XIX в. Его история — это история духовной смерти человека, незаурядные задатки которого подавлены крепостническим укладом русской судьбы.
В собственном творчестве Гончаров стремился продемонстрировать, что разлагающее влияние крепостного строя сказывалось не только на поместном дворянстве, но и на вторых привилегированных слоях общества. Так, в романе «Обрыв» (1869) автор, продемонстрировав любителя от мастерства, неспособного создать что-либо большое, — Райского, осудил обломовщину аристократических кругов дворянской интеллигенции. Но, верно осуждая дворянскую интеллигенцию, Гончаров в то нее время неверно изображает в этом романе демократическую молодежь 60-х гг. в лице другого храбреца «Обрыва» — Марка Волохона. Его Марк Волохов — человек без моральных правил, себялюбец и в сущности столь же никчемный, как и Райский.
Во всех трех романах — «Обычная история», «Обломов» и «Обрыв» — отмечено одно да и то же социальное явление: нарождение русского капитализма. Разоблачая неприспособленность и праздность к труду дворянства, Гончаров пробует заметить храбреца собственного времени в образе воротилы-предпринимателя буржуазного типа. Это — Адуев-старший, дядя главного героя романа «Обычная история», приятель Обломова Штольц, в какой-то помещик и меря Тушин из романа «Обрыв» — энергичные, деловые, предприимчивые люди. Но вся их деятельность сводится к накоплению. Они не доросли до идеала настоящего публичного деятеля; никто из них не сумеет на языке, понятном для русской души, сообщить всемогущее слово «вперед».
Превосходны образы русских дам, созданные Гончаровым: с одной стороны, Наденька, Ольга Ильинская, Вера — умные, гениальные, глубокие натуры, с другой — броская, весёлая Марфинька и величавая старая женщина-помещица бабушка Татьяна Марковна. Через всю трилогию автор проводит идея о том, что дама призвана играться ключевую роль в публичной судьбе.
Особняком среди произведений Гончарова стоит «Фрегат «Паллада» (1855—1857). Эта книга — путевые очерки, написанные в следствии кругосветного путешествия писателя на русском фрегате «Паллада» в 1852—1855 гг. Автор ярко и увлекательно говорит о жизни различных народов. Особенно увлекательны очерки об угнетенных населениях украины. С негодованием пишет он о принудительном труде порабощенных народов в колониях. В одном из очерков Гончаров рисует непривлекательный образ британского хищника-воротилы, ужасную «фигуру в тёмном фраке, в круглой шляпе, в белом жилете с зонтиком в руках». Таких предприимчивых хищников автор видел не только на английской бирже, но и на плантациях Китая Филиппин, на юге Африки.
Писал критические статьи и Гончаров. Его статья «Миллион терзаний» — превосходная черта «Горя от ума» А. С. Грибоедова.
Гончарову-живописцу было свойственно внимание к настоящей судьбе со всеми ее повседневными мелочами. Он внимательно всматривается в окружающую реальность, замечает и оценивает ее. «Небольшие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с неординарным мастерством, создают, наконец, какое-то обаяние. Вы совсем переноситесь в тот мир, в который ведет вас создатель», — справедливо увидел Н. А. Добролюбов. Реализм Гончарова проявился и в его языке. В поэтическую обращение Гончарова-романиста широким потоком вливаются колоритные просторечные слова, придающие ей задушевность и живость, броскую ясность.
Темой творчества Гончарова, великого писателя-патриота, всегда была Российская Федерация, ее будущее. Во всех собственных произведениях он стремился ответить на неотложные вопросы, каковые выдвигались русской судьбой. Но его храбрецы не умирали с началом новой эры в жизни страны. Как превосходные образцы художественного мастерства и как психотерапевтические типы они живут и по сей день. В. И. Ленин применял образ Обломова, в то время, когда боролся с праздностью, с разгильдяйством, косностью, отдельными пережитками «обломовщины», каковые мешали строительству.