Хроника (от греч. chronika — летопись) — жанр эпического и драматического родов литературы, основанный на точном изображении исторически серьёзных событий в их временной последовательности.
Главные черты хроники — пристальный интерес к событиям, к течению самого времени. Хронику отличают гибкость сюжета, звенья которого приятель к приятелю, свободное и широкое композиционное построение, отражающее в большинстве случаев порядок чередования, длительность и последовательность тех либо иных событий.
Хроника уходит собственными корнями в устное народное творчество, в исторические предания, песни о подвигах храбрецов, саги, былины. Помимо этого, хроника усвоила опыт повествований о путешествиях, дипломатической переписки документов и т. д. Такая родословная, одновременно художественная и научно-деловая, обусловливает своеобразие хроникального жанра.
Хроника появилась в период античности и достигла расцвета в средневековье. В XI–XVII вв. она была очень распространена. В тот период переводятся и перерабатываются византийские хроники, а помимо этого, в хронографах и многочисленных летописях создается огромная литература по русской истории, владеющая и фактически эстетическими преимуществами (см. Древнерусская литература).
Начиная с ренесанса преимущественное внимание в хрониках переносится на человека. В центре драмы и эпоса нового времени делается будущее личности, «очеловеченное» время. Данный процесс ведет к вытеснению жанра хроники на периферию литературного процесса и кроме того за его границы — в науку (историю, филологию) и публицистику (газетную и журнальную хронику). В литературе нового времени хроника практически
не видится как независимый жанр. Она вливается в драму и эпос, наряду с этим обогащает их. Опыт хроники оказывается плодотворным при обращении к исторической теме (драмы «Генрих V», «Ричард III» У. Шекспира, роман «Хроника царствования Карла IX» П. Мериме, роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» М. Горького и др.).
К поэтике хроники тяготеют и разные формы автобиографий: повести-трилогии Л. Н. Толстого, А. М. Горького, С. Т. Аксакова, «Пошехонская старина» М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этих и им аналогичных произведениях нет единого конфликта, а формирование и рост характера раскрываются в последовательности изображенных в хронологическом порядке эпизодов. Применение хроникальных приемов таит возможности, которые связаны с пародированием строго объективной и хроникальной формы рассказа в остро критическом произведении на современную тему («История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.).
Сейчас жанр хроники приобретает собственную новую судьбу, отвечая все возрастающему интересу читателей и писателей к документу, к истории.