Храпченко михаил борисович (1904–1986)

Академик М. Б. Храпченко — исследователь марксистско-ленинской эстетики, истории и теории литературы, госдеятель, организатор филологической науки. Он был главой Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР (1939–1948), главным редактором издания «Октябрь», с 1967 г. академиком и членом президиума-секретарем языка и Отделения литературы АН СССР, с 1970 г. президентом Интернациональной ассоциации литературы русского и преподавателей языка (МАПРЯЛ).

М. Б. Храпченко принадлежат фундаментальные труды по методике литературоведения, развития русской и истории литературы социалистической культуры. В центр литературоведческого анализа он ставил творческую индивидуальность писателя. Её неповторимую специфику формирует «личность живописца в её отношении к эстетическим запросам общества» и в её внутренней обращенности к читателям.

Второй стороной поэтики, по мысли М. Б. Храпченко, выступает марксистская концепция художественного образа, представляющего собой синтез происходящего в действительности методом отбора комплекса особенностей. Познание образа как формы опосредованного мышления единства единичного и неспециализированного растолковывает такие явления, как собирательные образы М. Е. Салтыкова-Щедрина, как коллективный храбрец у Л. Н. Толстого и многие другие явления реалистической литературы. Оно дает верный взор на фантастику, гротеск, разъясняет «жизнь в столетиях» гениальных произведений.

Слитность личного отношения писателя к судьбе и образного её освоения формирует художественность. В образе скрещиваются синтетический подход и творческая личность писателя к действительности. Данный наиболее значимый для М. Б. Храпченко тезис разрешает критически разглядеть многие догмы литературоведения, к примеру познание образности как анализа, т. е. описания «обычных линия» происходящего, либо отождествление мировоззрения и художественного метода. Он разрешает кроме этого осознать диалектику соотношения неспециализированного и личного в творческом ходе, сходства и иных видов и различия искусства познания мира, в первую очередь научного.

Выдвинутое М. Б. Храпченко познание баз поэтики позволяет литературоведению изучать произведения, примечательные по их действию на читателя, и выявлять их общность, причем не в отвлечении от личного, а во связях и внутренних тенденциях («неповторимость не свидетельствует несоприкасаемости»). На месте историко-генетического и сравнительно-исторического, а частично и новейшего структурного литературоведения он провозглашает историко-функциональное и историко-типологическое. Эти два подхода дают действительно системный анализ, объективно вскрывают эстетические сокровища — настоящие и мнимые, разрешают пробраться в тайны литератур и взаимообогащения культур.

Собственные теоретические построения М. Б. Храпченко постоянно создавал на узком анализе творчества великих писателей, их выдающихся произведений. Возможно, самый полно и глубоко он раскрыл творческие обобщения и демократические истоки Н. В. Гоголя; ему принадлежат кроме этого изучения произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Горького, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, К. А. Федина, последовательности западноевропейских авторов.

Главные труды М. Б. Храпченко собраны в четырехтомнике. Принципиальное значение имеет не вошедшая в него книга «Горизонты художественного образа». Нужно назвать монографию «Творчество Гоголя» и отмеченную в 1974 г. Ленинской премией книгу «развитие литературы и Творческая индивидуальность писателя».

М. Б. Храпченко было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был награжден многими советскими и зарубежными орденами, был лауреатом Ленинской и Национальной премий СССР, почетным участником последовательности зарубежных академий наук.

Как Михаил Борисович Миндлин наворовал свои миллионы из бюджета


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: