Характерные черты классической философии

· Хорошая философия основывается на правилах рациональной, гармоничной и реалистической интерпретации мира;

  • Выдвигала общества познания и требование природы с целью их разумного преобразования;
  • Наряду с этим большая часть мыслителей исходило их того, что познание истины доступно каждому человеку;
  • Разум рассматривается как познавательная свойство, сверхопытной сущностью, другими словами не выводимое из опыта и не сводимое к нему; как средство человека и переустройства мира;
  • Высшей безотносительной сокровищем есть разум;
  • Считалось, что между знанием и окружающим миром имеется согласованность, поскольку миру свойствен внутренний порядок, дело мыслителя содержится только в том, дабы отыскать принцип согласования;
  • Сущность человека определяется границами разума и сводится к познавательной свойству человека постигать законы бытия;
  • Свобода понималась как свобода, не имеющая границ, как полная свобода личности;
  • Хорошие философские совокупности отличались претензией на целостность, завершенность, монологическо-поучительным стилем изложения, рвением к объяснению закономерностей субъективной и объективной действительности;
  • Хороший рационализм обрисовывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, причем деятельность понималась через сознание, другими словами происходило сознания и отождествление деятельности;
  • Свойственны строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочной схемой рассуждения, возможностью успехи полного знания;
  • Философское знание строится как особенная форма объективного знания, а субъект как бы извне исследует и собственный состояние и внешнее ему бытие;
  • Характерна естественная упорядоченность мироустройства, которому свойствен разумный порядок, гармония, убежденность в универсальности способов познания, всеобщности правил развития истории, их доступности рациональному постижению.

Ключевые принципы:

u поиск единых оснований сущего (Милетская школа, Аристотель и т. д.);

u сведение всего многообразия духовного мира человека к рациональной свойству мышления;

u говорилось о высочайшем развитии человечества и человека;

u субъектно-объектные отношения выступали базой процесса познания;

u постижение истины являлось основной целью гносеологии.

Постклассическая философия связана с неприятием основных правил хорошего философствования, попытками их радикального переосмысления. Формирование постклассической философии было социально подготовлено и позвано кризисом культуры и философии Западной Европы. В конце 19 века происходит рассогласование между рационально сконструированными действительным миром и образцами мироустройства, обычно антиразумным, иррациональным, иным по собственной природе.

В постклассической философии пересматривается статус разума познающего субъекта, структура познавательного процесса. Актуальными становятся другие, противоположные рационализму человека осмысления и формы бытия – иррационализм.

№ 13. Классика и постклассика. Главные направления постклассической философии

В развитии европейской философии нового и новейшего времени выделяют две эры:

Классика Постклассика
Период, охватывающий эволюцию европейской философской мысли 17 – первой половины 19 вв. (до Г. Гегеля включительно). Развитие европейской философии с середины 19 в. сейчас.

Иррационализм (лат.неразумный, бессознательный) – это отрицание возможностей разума в ходе познания. Базой познавания объявляются интуиция, эмоции, воля, мистический опыт. Представители иррационализма:А. Шопенгауер; Ф. Ницше; С. Кьеркегор; А. Бергсон.

В постклассической философии центральной проблемой делается антропологическая. Человек рассматривается не как существо рационально-познающее либо социально-активное, а как существо переживающее, сомневающееся, самосозидающее.

Речь заходит не о возможности получения универсальных истин, как в хорошей философии, а о постижении смысла бытия личности, испытывающей массирование, репрессирование, социальное действие. Основное, что тревожит постклассическую философию – это познание того, что происходит с человеком, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Постклассическая философия задается вопросом, что предпринять, дабы остаться человеком в таком социальном окружении.

Постклассическая философия переходит от поиска общих правил, универсалий к самоценности личного единичного.

Марксизм – это основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом совокупность философских взоров, включающая диалектику, материалистическое познание истории, обоснование экономических законов развития капиталистического общества.

Относится и неотомизм. Основатель Маритен, Жильсон. Ко мне же входит психоанализ (Фрейд, Юнг и др) и прагматизм (Пирс, Джемс).

Третий этапоформился к середине 20 века. Главные направления:

Экзистенциально-феноменологическая философия.Главная цель – создать философию человека, которая бы учитывала специфику людской бытия и разглядывала человека как единичного, конкретного. Среди представителей такие экзистенциалисты, как Паскаль, Достоевский, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль.

Экзистенциализмвозникает незадолго до Первой мировой в РФ – Шестон, Бердяев. По окончании Первой мировой – в Германии – Хайдеггер, Ясперс, Бубер.

Во время Второй мировой распространяется во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, Симона-де-Бовуар). В середине 20 века и в других государствах, а также в Соединенных Штатах. В Испании экзистенциализму близок Хосе Ортега-и-Гассет.

Экзистенциализм – это философское течение, разглядывающее человеческое существование как что-то неповторимое, единичное. Настоящее существование постигается в пограничных обстановках.

Пограничные обстановки – это самые опасные моменты людской существования, в то время, когда появляются состояния страха, заботы, вины, выбора, ожидания смерти. В таких ситуации раскрывается человеку настоящий суть его бытия.

Аналитическая философия.Развивали Рассел, Витгенштейн. Они решали проблему установления границ познания, видят в философии не теорию, а способ философского анализа, пробуют переориентировать философию на изучение языка науки. Представители аналитической стратегии внесли предложение создать универсальный язык науки, другими словами устранить разрыв между опытом и словами, избавиться от неясности обыденного языка. Главная цель аналитической философии – устранение псевдопроблем и выработка логически безукоризненных структур языка. Ключевые принципы выражены в работах Фреге, Рассела, Мура, Витгенштейна.

Позитивизм – философское направление. Основал Конт в 30-е годы 19 века. Основная мысль позитивизма – научное знание – это совокупный итог особых естественных наук. Главные способы познания – наблюдение, опыт.

Главные формы позитивизма:

Хороший позитивизм (Конт, Миль, Спенсер); Эмпириокритицизм (махизм) – Мах, Авинариус; Неопозитивизм (Шлик, ассел, Витгенштейн).

Эмпириокритицизм (махизм) – это субъективно-идеалистическое течение финиша 19 – начала 20 века. Мир – совокупность ощущений, восприятий. Познание – средство биологического приспособления к окружающей среде. Задача науки – описание фактов на целесообразности и основе простоты.

Неопозитивизм – направление философии 20 века. Противопоставляет науку философии, ликвидирует философию из науки. Задача науки – разработка способа логического либо лингвистического анализа знания. Развивает идеи современной логики.

Герменевтика – течение в современной философии. Базы заложил Шлейермахер. Идеи развивали Аильтей, Рикер, Гадамер.

Появилась в Греции как мастерство понимания жрецов. Сократ в диалоге «Ион» сказал: «Поэты – толкователи воли всевышних, одержимые любой тем всевышним, что им обладает». Аристотель разглядывает герменевтику как вид логической грамматики.

Млейермахер утверждал: «Чтобы выяснить чужой текст, нужно пробраться в душевное состояние, психику, язык автора текста».

Неотомизм – влиятельное учение современной философии католицизма. Представители: Жильсон, Маритен.

База неотомизма – учение о разума и гармонии веры. разум и Вера – два пути постижения Всевышнего: сверхъестественный – через откровение, слово Божье; естественный – через познание разумом мира, сотворенного Всевышним.

Признает три формы познания истины: науку, философию, теологию. Наука фиксирует явления, философия – служанка теологии, теология – сверхразумное знание, равное вере.

Постмодернизм – представители Деррида, Делез, Лиотар. В работе «обстановка постмодерна (1979 г.) светло синий отмечает, что закономерным плодом рационалистического индустриального прогресса стали тоталитаризм, противостояние юга и Севера, безработица.

Представители постмодернизма скептически относятся к установке на преобразование действительности. Согласно точки зрения представителей постмодернизма мир не только не поддается людским упрочнениям его переделать, но и не вмещается ни в какие конкретно теоретические схемы. Делает упор на уникальности, неповторимости всякого явления, события, факта. Крайние формы критических возможностей познания проявляются в полном отрицании науки, в поиске ее замены «субъективностью», в распространении мистицизма в научной среде.

№ 14. структура и Предмет марксистской философии. Материалистическое познание истории

Марксизм – философское, политическое и движение и экономическое учение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют разные интерпретации учения Маркса, которые связаны с разными движениями и политическими партиями в публичной мысли и политической практике. Политический марксизм есть одним из вариантов социализма наровне с левым анархизмом, христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал демократии.

В собственных ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за ее умозрительное сознание, но иначе, упорно подчеркивает необходимость воплощения философии в реальность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы только разным образом растолковывали мир, но дело содержится в том, дабы изменять его»

Марксизм разглядывает философию в качестве фактически ориентированной науки, сущность которой выражена в тезисе «философы только разным образом растолковывали мир, но дело содержится в том, дабы поменять его» Вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в философию пребывает в том, что они:

O создали материалистическую диалектику как философское учение о взаимосвязи и развитии в природе, мышлении и обществе;

O открыли материалистическое познание истории, в соответствии с которому экономические отношения составляют базис всех иных публичных взаимоотношений (в этом проявилась определенная абсолютизация роли экономики в обществе). Сущность материалистического понимания истории К. Маркс кратко выразил в предисловии «К критике политической экономии»: «Метод производства материальной судьбе обусловливает социальный, политический и духовный процессы судьбы по большому счету. Не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их публичное бытие определяет их сознание»;

O растолковали закономерности исторического процесса, что отыскало отражение в формационном подходе к формированию человечества. К. Маркс выделил три эры глобальной истории, критерием которых выступает форма собственности: древнюю, феодальную и буржуазную, воображающие собой этапы прогресса экономической публичной формации. Ей предшествуют архаические, доклассовые общества, а сменяет ее методом социальной революции коммунистическая формация, которой свойственны:

  • отсутствие эксплуатации человека человеком и противопоставления умственного труда физическому;
  • превращение труда в первую потребность судьбы;
  • всестороннее развитие индивидов, в следствии чего «общество сможет написать на своем знамени: «Любой по свойствам, каждому по потребностям» (К. Маркс «Критика Готской программы»);

Характерные черты классической философии

Рабовладельческое государство Феодальное государство Капиталистическое (буржуазное) государство Социалистическое государство
u первый исторический тип страны u экономическая база – собственность рабовладельца на раба u существовали в окружении «дикарей», каковые были основным источником рабочей силы u государство защищает интересы рабовладельцев u экономическая база – личная собственность феодалов на землю как основное средство производства u личная связь между землевладельцев и крестьян-феодалов. u государство защищает интересы феодалов, сословные привелегии которых закрепляются в законах u защищает буржуазный строй и его базу – личную собственность на средства и орудия производства u есть аппаратом власти, снабжающим эксплуатацию трудящихся u применяет экономическое принуждение к труду u есть орудием политической власти трудящихся (рабочего класса) u государство поддерживает публичную собственность на средства и орудия производства u не эксплуатируя вторых, государство перестает быть фактически государствои и понемногу отмирает.

O внесли предложение познание сущности человека как совокупности всех публичных взаимоотношений, где господствуют производственные отношения, каковые включают в себя:

1)отношения людей к средствам, производства (формы собственности);

2)отношения обмена продуктами производства;

3)отношения распределения произведенных продуктов.

O проанализировали проблему «отчужденного труда» как таковой деятельности человека, которая, являясь главным условием его жизни, вместе с тем лишает его возможности всесторонне развивать и удовлетворять потребности и свои способности. В следствии при капитализме, в соответствии с К. Марксу, происходит отчуждение человека от:

1)результатов его труда;

2)его собственной творческой природы (самоотчуждение) и родовой сущности, те труда;

3)другого человека.

Человек (рабочий) предстает в качестве:товара; рабочей силы; публично-исторического существа («Экономическо-философские исходники 1844 года»);

O ввели понятие публичной практики, которая имеется материальная, целесообразная деятельность людей по преобразованию и освоению природных и социальных объектов. В структуре практики выделяются две стороны: субъектная – человек, его способности, действия и цели; объектная – предмет, средства и продукты деятельности.

№ 15. Исторические судьбы марксистской философии. Неомарксизм. Постмарксизм

Неомарксизм – неоднородное и противоречивое течение. Лозунг «Назад к подлинному Марксу!» раздался в первый раз в 30-х годах 20 в. Его выдвинули представители франкфуртской школыХоркхаймар, Адаржо и др.

В 60-е годы его подхватили деятели той же франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм и др.). Неомарксизм появился в 30-80 гг. 20 века. Распадается на два противостоящих друг другу направления:

1. Диалектико-гуманистическое.Основоположники – Лукач, Корш, Грамш, позднее – Хабермас, Маркузе, Фром, Мерло-Понти. Они стремились поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия, опирались на ранние работы Маркса.

2. Сциентическое.Представители – Альтюссер, Вольпе, Коэн, Ремер. Они считали, что марксизм слишком мало научен, ставили задачу придать историческому материализму строго научную форму, наряду с этим применяли функциональный анализ, теорию игр.

К неомарксизму относятся:группы марксистски ориентированных теоретиков национально-освободительного перемещения; Исследователи неприятностей «третьего мира»; Исследователи неприятностей глобализации Самин, Франк, Валлерстайн

Классический неомарксизм в большинстве случаев противопоставляет молодого К. Маркса, «философа антрополога», зрелому Марксу, автору «Капитала» с его «неромантической» ориентацией на научное знание. Теоретики неомарксизма отрицают общезначимость марксистской диалектики, сводя ее содержание лишь к обществу.

Неомарксизм обвинял «коммунистический марксизм» в сциентическо-позитивистском ревизионизме, исходящего из тезиса о возможности социального познания, не зависящего от классового интереса. Такое познание согласно точки зрения неомарксистов нереально. Исходя из этого, полагают неомарксисты необходимо полностью надеяться на «универсальное «критическое сознание»» «государственного социализма» и «позднего капитализма», везде разоблачающего отчуждение, подавление человечности, различные формы иллюзорного, фальшивого и извращенного сознания.

В качестве новой движущей силы политической общественных изменений и борьбы в наше время неомарксизм выдвигает «критическую интеллигенцию», бунтующую молодежь, студенчество, движение сопротивления в третьем мире.

В 50–70-х гг. неомарксизм стал идеологией «новых левых». Совокупности идейных политических движений и течений, противопоставляющих себя «ветхим левым» – практикам и теоретикам коммунистических и рабочих партий. Первоначально новые левые выступили как элитарное литературно-философское течение «социал-критических интеллектуалов», проповедовавших финиш буржуазной культуры и бунт против капиталистической цивилизации, но разочарованных в революционности рабочего класса и потому искавших новые антибуржуазные силы. Теоретиками для того чтобы неомарксизма стали Г. Маркузе, Фромм, Хабермас и другие представители франкфуртской школы, группировавшиеся около издания «…».

В начале 60-х годов число новых левых стало расти за счет студентов, втянутых в массовое общедемократическое перемещение в государствах развитого капитализма: в борьбу против войны во Вьетнаме, за гражданские права негров и других, национальных меньшин, демократическую реформу высшего образования, против апартеида в ЮАР. Интеллектуальное перемещение переросло в практическое с конкретными политическими требованиями. Новые левые поднялись на путь террористических методов и абсолютизации насилия борьбы. В героев и число авторитетов молодых новых левых были французский теоретик политического экстремизма Р. Дебре с идеей «горящего партизанского очага», Ф. Фанон с проповедью «самоцельности» политического насилия, Мао Цзэдун как вдохновитель «культурной революции», неоанархисты и троцкисты. Такая левоэкстремистская ориентация привела в 70-е гг. новых левых к глубокому и затяжному кризису, к идейному и организационному разброду.

В связи с кризисом социалистицизма и реставрацией капитализма в пост социалистических государствах марксизма и защитники его критики вынуждены были обратиться к проблеме был ли коммунистический командно-бюрократический социализм попыткой реализации марксистского коммунизма либо нет.

В изучении данной неприятности и сформировался постмарксизм. Постмарксисты в большинстве случаев пробуют защищать марксизм, обосновывая, что коммунистический опыт в РФ не есть частью марксистского наследия. Дж. Макмертри (Канада) ссылками на работу К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие», отмечает, что коммунистические испытания начались в стране, уровень развития производительных сил которой не имел возможности стать базой нового социалистического экономического порядка. А по Марксу, напоминает Дж. Макмерти, «Новые, более высокие производственные отношения не появляются , пока материальные условия их существования не вызрели в недрах ветхого общества».

советский деспотизм и Большевистская революция были органистическим результатом только русской истории, идеологические теории данной революции и всех последующих коммунистических опытов направляться искать не в марксизме, а в ленинизме. Ленин только мобилизировал большую энергию народа создал тоталитарную партию и навязал собственной стране твёрдую, никакими правилами не связанную, тоталитарную диктатуру. Этого выяснилось достаточно для победы над неприятелями, но слишком мало с целью достижения цели. Одна из главных обстоятельств этих неточностей Ленина была в том, что он не был философом отчуждения и «кроме того хорошим философом по большому счету», не знал «работ молодого Маркса». Он «сконцентрировался на проблеме классовой борьбы, понятой как безжалостная борьба за власть… самой характерной чертой Ленина была железная воля осуществить, не смотря ни на что коммунистическую утопию».

Эти установки ленинизма противоречат положению Маркса о том, что коммунистическое общество возможно выстроено лишь на базе развитых индустриальных производственных сил. Исходя из этого сейчас, согласно точки зрения постмарксистов, необходимо понять, что реставрацией капитализма в постсоциалистических государствах случился не столько провал марксизма как футурологической теории публичного развития, а провал ленинизма с которым, начиная со Сталина, стали отождествлять марксизм. Но сейчас не только нужно вернуть марксизму его аутентичный вид, и «отреставрировать» теорию Маркса. Необходимо придать теории Маркса второе дыхание, ввести ее в контекст сегодняшней практики. Футурологические заявления Маркса вытекали из анализа капитализма XIX в. и основывались на выводе о том, что разногласия между условиями роста производственных сил и условиями роста капиталистической прибыли смогут быть разрешены только методом захвата пролетариатом власти.

Современное развитое капиталистическое общество благодаря вмешательству государства и непрерывным усилиям отыскало иные пути ослабления либо разрешения разногласия между заинтересованностями производственных сил и капиталистической собственностью (на нем, фактически, делал основной упор Маркс), и отыскало метод избежать тупика массовой безработицы и неизбежного наряду с этим провала циклов воспроизводства. Постмарксистская концепция социализма обязана учитывать, что командно-бюрократический социализм сталинского типа не может быть альтернативой современному капитализму.

№ 16. Особенности и главные направления развития русской философии финиша 19-начала 20 века

Первый опыт русского философствования направляться отнести к древнекиевской принятию и эпохе христианства в Киевской Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики, учение восточных отцов Церкви. Подлинно уникальная национальная философия появляется лишь в 19 в.

Начало опытного философствования в РФ связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), публициста и философа. В 1819 г. он был принят в «Альянс благоденствия», в 1821 г. – в Северное общество декабристов. Был участником похода русской армии в Европу 1812-1813 гг., путешествуя в 1823-1826 гг. по европейским государствам познакомился с Шеллингом. Основное философское произведение П. Я. Чаадаева «Письма о философии истории» («Философические письма») было написано в 1829-1831 гг. и в первый раз размещено в издании «Телескоп» в 1836 г. Его основная тема – рефлексия по поводу исторического назначения России, историософская оценка духовной эволюции русско-православного мира. Чаадаев сказал об отлученности России от глобального воспитания людской рода, национальном самодовольстве, духовном застое, косности в деле осознания исторической миссии. Идеи Чаадаева были встречены быстро очень плохо как в кругах просвещенной публики, охваченной патриотическим порывом по окончании победы над Наполеоном, так и властями России. Создатель «Философических писем» был заявлен безумным и в течение года был под политическим и медицинским наблюдением. Отвечая на обвинения в отсутствии патриотизма, Чаадаев писал в следующей собственной работе «Апология сумасшедшего» (1837) о том, что России еще лишь предстоит решить солидную часть неприятностей социального порядка, ответить на наиболее значимые вопросы, каковые занимают человечество. Чаадаев продолжительное время оставался влиятельным мыслителем, обозначив горизонты русской историософии в ее развитии. В 19 — 20 вв. идеи Чаадаева были осмыслены представителями самых разных направлений, например, славянофилами и западниками.

Западничество как течение русской публичной судьбе оформилось в 40-60-х гг. 19 в. Его главные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В.(Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена — Огарева. Среди этих идей направляться выделить главные:

1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре;

2) мысль социально-экономического реформирования по западному примеру, в следствии чего Российская Федерация должна была усвоить плоды и европейскую «науку векового просвещения»;

3) отрицание революционных способов разрешения социальных неприятностей; средством социальных преобразований должно было выступить в первую очередь пропаганда и просвещение;

4) серьёзная мысль западничества заключалась кроме этого в высокой оценке преобразований эры Петра I. Перспективный источник социального развития России усматривался западниками в применении опыта западноевропейских государств. Стремясь выстроить собственную совокупность философии истории, они старались выяснить роль русского народа среди вторых населений украины. Обсуждение вопросов и проблем религии о способах реформ раскололо прежде идейно единое западничество на два направления: либеральное(П. А. Анненков, Т .Н. Грановский, К .Д .Кавелин), отстаивавшее догмат о бессмертии души; революционно-демократическое(А .И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г.Белинский), трактовавшее сущность души с материализма и позиций атеизма, выдвигавшее идеи революционной борьбы.

К середине 19 в. под влиянием социальных реформ либеральное крыло западничества сходит на нет, революционно-демократическое выливается в идеологию разночинцев.

Славянофильство – религиозно-философское течение русской публичной мысли, оформилось в конце 30 — начале 60-х гг. 19 в. Среди основных представителей славянофильства были: «старшие» славянофилы: А .С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин; «младшие» славянофилы: К .С. Аксаков, А. И. Кошелев, П. В. Киреевский, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов; «поздние» славянофилы: Н .Я. Данилевский, Н. Н. Страхов.

Главная мысль славянофильства – утверждение самобытности России, ее публичного уклада; обоснование ее особенной всемирный миссии. В качестве своеобразного фактора развития русско-православного мира западники именовали факт восприятия Русью христианства в его первозданном (византийском) виде, не опосредованном западным рационализмом. Своеобразие России виделось славянофилам в соборности русской судьбы, проявлявшейся в общинном земледелии, и особенном «живознании», т. е. познании Всевышнего не через рассудок, а через цельность духа. Славянофилы отвергали западный рационализм и через национальный абсолютизм.

База русском судьбе, утверждали славянофилы, – это узнаваемая триада: Православие (соборность, цельность духа); Самодержавие (царь несет на себе бремя греха власти); Народность (православная община, нравственность и солидарность).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), русский религиозный философ, поэт, публицист, критик. Сын известного историка С. М. Соловьева. В 1873 г. В. С. Соловьев защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов», а в 1880 г. – диссертацию «Критика отвлеченных начал». По окончании известной речи против смертной казни (в связи с убийством Александра II народовольцами) был отстранен от преподавательской деятельности. Выступал как публицист, проповедуя Запада объединения и идеи Востока через воссоединение церквей; занимался философской и литературной работой, вел философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

Главной целью собственной философии В. С. Соловьев видел построение новой категориальной совокупности, не сводимой к какой-либо одной традиции. Он стремился объединить в великом синтезе христианский платонизм, германский научный эмпиризм и классический идеализм. Новая философская совокупность, вычислял В. С. Соловьев, будет выражением «совершенной судьбе», воображая собой особенное знание – знание всеединства. Фундаментальный принцип знания для того чтобы рода – хорошее всеединство, ориентирующее на познание непременно сущего как начала всякого бытия. База постулируемого синтеза –нравственный элемент, исходя из этого его искомая форма существует только в виде жизненнопрактического знания, в виде собственного рода «философии судьбы». Лишь такое знание приведет к постижению смысла бытия как его укорененности в Всевышнем. Философия В. С. Соловьева пантеистична, т. к. утверждает изначальнуюединосущность мира и Бога.

Гносеологическим коррелятом концепции всеединства выступает теория цельного знания, направленная против сведения познавательных потенций человека к его рациональной сфере. Абсолют дан человеку в форме ощущения до всякого самосознания. Различая три источника познания — опыт, разум, мистику, В. С. Соловьев утверждал, что истина постигается лишь методом третьего метода познания, основанного на вере. Осмысливая тенденции мирового развития финиша 19 — начала 20 вв., В. С. Соловьев говорит о существовании в нем трех коренных сил: 1) центростремительной (Восток), подчиняет многообразие единому главному началу; 2) центробежной (Запад), инициирует личную свободу; 3) интегрированной силы, которая синтезировала бы в себе первые две, открыла бы хорошие возможности формированию человечества.

Таковой силой возможно лишь славянство. Историческая миссия России, писал B.C. Соловьев, – в ее участии в развитии христианской цивилизации – моральными, но не политическими средствами. Лишь русский народ, по мысли B.C. Соловьева, имел возможность инициировать процессы воссоединения человечества под руководством глобальной технократии. Нарастание ощущения катастрофичности истории в ее понимании Соловьевым приводит его в итоге к отказу от религиозной утопии.

направляться подчернуть, что искомое в философии B.C. Соловьева всеединство – романтически переживалось философом в образе Софии – «вечной женственности». Стихи «софийного цикла», его эстетическая концепция повлияли на русскую поэзию символистов (А. Блок, А. Белый). Его философская совокупность оказала влияние на развитие русской философии начала 20 в. В данной связи направляться упомянуть имена С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, и Н А. Бердяева.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948), русский религиозный философ. В юности он испытал неокантианства и влияние марксизма, идей Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева, В. Н. Несмелова, германского мистика Я. Беме, был выслан за границу, с 1924 г. жил во Франции. Философия Н. А. Бердяева – совокупность нескольких свободных друг от друга идейных комплексов: идеи свободы; объективации и идеи творчества; идеи личности; идеи метаисторического эсхатологического смысла истории. Онтология Н. А. Бердяева исходит из существования двух последовательностей мировых начал: свободы, духа (Всевышнего), ноумена, субъекта (личности), Я; необходимости, мира, феномена, объекта.

Причем, как видим, в качестве «ноумена» («вещи-в-себе») у философа выступает субъект, включающий в себя непостижимую внутреннюю глубину, проявляющуюся в свободе. Абсолютная начальная свобода – первоисток бытия, существующий до ничто.

Категория второго последовательности – объективация – употребляется для обозначения своеобразного бытия свободы в посюстороннем вещном мире. В контексте этого мира результаты самовыражения духа преобразовываются в мертвые продукты, объекты. Они подчиняются внешней, механической необходимости – законам организации пространства и времени, причинно-следственным зависимостям. Суть истории, по Н. А. Бердяеву, – в преодолении объективации, правильнее, в рвении человека к такому преодолению, потому что сама объективация выясняется принципиально неодолимой. Достижение мистического смысла истории допустимо только в «финише времен» в следствии выхода в метаисторический эон, евангельское царство, мир безотносительной свободы.

Метаисторический эон – это не отдаленное будущее, потому что он существует извечно. Соприкосновение с ним допустимо конкретно в актах творчества. объективации и Конфликт человека – философии и главная идея. Общество пытается перевоплотить личность в элемент социальной совокупности, усреднить, стандартизировать ее. Главное же рвение человека – его порыв к свободе, творчеству, индивидуализации. Философия Н. А. Бердяева оказала большое влияние на западноевропейскую культуру 20 в., в частности на становление персонализма и французского экзистенциализма.

В качестве уникального духовно-теоретического феномена выступает русский космизм, сложившийся в РФ в к. 19 — нач. 20 вв. В философии космизма выделяют следующие направления: религиозно-философское(Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский); методологическо-философское(Е. М. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский)

Первое направление видело в человеке Божий план, обосновывало необходимость активного участия человечества в божественном творении.

Второе разглядывало преобразующую деятельность человека как космическую (планетарную) силу. В качестве инвариантных философских идей, представленных в обоих вариантах космизма, выделяются: мысль всеединства; мысль человека развития и незавершённости мира, что оставляет открытым вопрос о возможности людской участия в эволюции мироздания; интерпретация человечества как органичной части космоса;мысль активности, внутренне присущей человеку; мысль преображения мира как суть людской деятельности; мысль вечности судьбы (в богочеловечестве).

В понимании космизма человек выступает как организатор и устроитель вселенной (В. С. Соловьев), создатель ноосферы (В. И. Вернадский). Космизм обосновывал идею антропоприродной гармонии; его экофильный потенциал выясняется созвучным современным поискам идеала глобальной цивилизации как единого антропоприродного комплекса.

№ 17. философские традиции и Национальное самосознание в культуре Беларуси

содержательная специфика и Статус белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами:

  • отсутствие в истории независимой национальной формы государственности (территориально белорусские почвы входили в состав вторых национальных совокупностей – ВКЛ, Речи Посполитой, России);
  • обстановка пограничья: Беларусь находится в пространстве цивилизационного, политического, экономического и Востока и культурного взаимодействия Запада;

Немецкая классическая философия. Видеоурок по обществознанию 11 класс


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: