Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

На третьем году судьбы ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе образовывает 2—2,5 кг. Дети деятельно овладевают разнообразными перемещениями. Растущие двигательные возможности разрешают детям более деятельно знакомиться с окружающим миром, познавать качества и свойства предметов, осваивать новые методы действий, но наряду с этим малыши еще не могут всегда контролировать собственные перемещения. Исходя из этого воспитателю нужно проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных перемещений, приучать к надёжному поведению в среде сверстников.

Организм младших дошкольников слишком мало окреп. Дети легко подвергаются заразам. Особенно довольно часто страдают их верхние дыхательные пути, поскольку количество легких ребенка до тех пор пока небольшой, и кроха должен делать выдохи и частые вдохи. Эти особенности детей воспитателю нужно всегда иметь в виду: смотреть за чистотой воздуха в помещении, за верным дыханием детей (через шнобель, а не ртом) на прогулке, на протяжении подвижных игр и ходьбы.

В младшем возрасте интенсивно развиваются функции и структуры головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько думают, сколько конкретно действуют. Чем более разнообразно применяет ребенок методы чувственного познания, тем полнее его восприятие, уже ощущения, бросче эмоции, соответственно, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

На третьем году судьбы заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских вопросах и высказываниях, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет стремительное освоение грамматических форм.

Под влиянием общения со взрослыми, упражнений и речевых игр к трем годам ребенок начинает удачно применять простые и распространенные предложения, воспроизводить маленькие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

Общение детей с воспитателем всегда обогащается и начинается. Это и эмоциональное общение (обмен хорошими чувствами), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а помимо этого, познавательное общение. Дети смогут тихо, не мешая друг другу, играться рядом, объединяться в игре с неспециализированной игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, делать совместно простые поручения.

Младший дошкольный возраст (3—4 года). На рубеже трех лет любимым выражением ребенка делается «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное несоответствие кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких эмоций и чувств, как любовь к родным, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать второму ребенку.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок значительно чаще не воображает, нормативно развивающемуся ребенку характерно чувство безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.

Дети 3—4-х лет усваивают правила поведения и элементарные нормы, которые связаны с запретами и определёнными разрешениями («возможно», «необходимо», «запрещено»).

В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями собственного пола. В этом возрасте дети дифференцируют вторых людей по полу, возрасту; выявят детей, взрослых, пожилых людей, как в реальности, так и на иллюстрациях.

У развивающегося трехлетнего человека имеется все возможности овладения навыками самообслуживания(становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно имеется, наряжаться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять собственные естественные потребности. К концу четвертого года судьбы младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения на протяжении еды за столом и умывания в туалетной помещении. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из главных компонентов которого есть уровень развития моторной координации.

В это время высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность образовывает не меньше половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать главные перемещения, обнаруживая при исполнении физических упражнений рвение к целеполаганию (скоро пробежать, дальше прыгнуть, совершенно верно воспроизвести перемещение и др.).

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных особенностях предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при верно организованном развитии уже должны быть организованы главные сенсорные эталоны. Он знаком с главными цветами (красный, желтый, светло синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать главные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по примеру, допуская время от времени незначительные неточности. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он удачно выбирает больший либо меньший.

В 3 года дети фактически осваивают пространство собственной помещения (квартиры), групповой помещения в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются кое-какие пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит в один момент с развитием речи: ребенок обучается пользоваться словами, обозначающими наречия отношения (и пространственные предлоги).

Кроха знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки выпивают и т. п.), с назначением некоторых публично-бытовых строений (в магазине, супермаркете берут игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о привычных средствах передвижения (машина , грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (доктор, водитель, дворник), праздниках (Новый год, сутки собственного рождения), особенностях воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, жёсткий; из мокрого песка возможно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и именует состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет ливень). На четвертом году судьбы ребенок различает по форме, окраске, вкусу кое-какие овощи и фрукты, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, чаще всего видящихся насекомых.

Внимание детей четвертого года судьбы непроизвольно, но его устойчивость зависит от интереса к деятельности. В большинстве случаев ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 мин., но привлекательное для него дело может продолжаться достаточно продолжительно. Память детей ярка, непроизвольна и имеет броскую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят лишь те данные, которая остается в их памяти без всяких внутренних упрочнений (понравившиеся песенки и стихи, 2—3 новых слова, рассмешивших либо огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка есть наглядно-действенным: кроха решает задачу методом яркого действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по примеру и т. п.). В 3 года воображение лишь начинает развиваться, и в первую очередь это происходит в игре. Кроха действует с одним предметом и наряду с этим мнит на его месте второй: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено рвение к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной публичной функции. Желание ребенка делать такую же функцию ведет к формированию игры. Дети овладевают игровыми действиями с предметами и игрушками-помощниками, покупают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года судьбы — это скорее игра рядом, чем совместно. В играх, появляющихся по инициативе детей, отражаются умения, купленные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, которые содержат одну-две роли.

Неумение растолковать собственные действия партнеру по игре, договориться с ним ведет к конфликтам, каковые дети не в силах самостоятельно дать добро. Конфликты значительно чаще появляются по поводу игрушек. Понемногу к четырем годам ребенок начинает согласовывать собственные действия, договариваться в ходе совместных игр, применять речевые формы вежливого общения.

В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общениесо сверстниками для участия в общей игре либо продуктивной деятельности. Но ему все еще необходимы внимание и поддержка взрослого.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками есть обращение. Словарь младшего дошкольника состоит преимущественно из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, родных ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает применять сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, познание прочтённого, запоминание замеченного и услышанного) превосходят мальчиков.

В 3—4 года в ситуации сотрудничества со взрослым формируется интерес к литературным персонажам и книге. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже узнаваемые тексты так же, как и прежде приводят к интересу.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. План управляется изображением и изменяется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы значительно чаще схематичны, исходя из этого тяжело додуматься, что изобразил ребенок. Конструирование носит процессуальный темперамент. Ребенок может конструировать по примеру только элементарные предметные конструкции из двух-трех частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит яркий и синкретический темперамент. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, разглядеть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые особенности предметов, осваивает звуковые предэталоны (звучно — негромко, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять избирательность и интерес по отношению к разным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим перемещениям).

Средний дошкольный возраст (4—5 лет). Дети 4—5 лет все еще не поймут правила поведения и социальные нормы, но у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как нужно и не нужно себя вести. В большинстве случаев, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «благодарю» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, культурно обращаются к нему. Помимо этого, они смогут по собственной инициативе убирать игрушки, делать простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети отлично выделяют несоответствие правилам и нормам не только в поведении другого, но и в своем. Так, поведение ребенка 4—5 лет не столь импульсивно и конкретно, как в 3—4 года, не смотря на то, что в некоторых обстановках ему все еще требуется напоминание взрослого либо сверстников о необходимости придерживаться тех либо правил и иных норм.

В этом возрасте детьми отлично освоен метод процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и применяют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые устройства. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети вольно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать собственный самочувствие, привлечь интерес взрослого при недомогания.

Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по последовательности показателей («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня маленькая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об изюминках самый распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

К четырем годам главные трудности в общении и поведении ребенка с окружающими, каковые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), понемногу уходят в прошлое, и любопытный ребенок деятельно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир людских взаимоотношений. оптимальнее это удается детям в игре. Дети 4—5 лет проигрывают действия с предметами, но сейчас внешняя последовательность этих действий уже соответствует настоящей действительности: ребенок сперва режет хлеб и лишь позже ставит его на стол перед куклами (в раннем и в начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры для того чтобы значения). В игре дети именуют собственные роли, знают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и настоящих взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый.

В возрасте от 4 до 5 лет длится усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение методами их применения и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, в большинстве случаев, уже хорошо владеют представлениями об главных цветах, отношениях величин и геометрических формах. Ребенок уже может произвольно замечать, разглядывать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте понемногу делается осмысленным, целенаправленным и разбирающим.

В среднем дошкольном возрасте сообщение мышленияи действий сохраняется, но уже не есть таковой яркой, как раньше. Во многих случаях не нужно практического манипулирования с объектом, но в любых ситуациях ребенку нужно четко принимать и наглядно воображать данный объект. Вниманиестановится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (в случае, если ребенок отправился за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие увлекательные предметы). Серьёзным показателем развития внимания есть то, что к пяти годам появляется воздействие по правилу — первый нужный элемент произвольного внимания. Конкретно в этом возрасте дети начинают деятельно играться в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно начинается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинах.

В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, каковые описываются в стихах, рассказах взрослого, видятся в мультипликационных фильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

В этом возрасте происходит самостоятельности ребёнка и развитие инициативности в общениисо взрослыми и сверстниками. Дети сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наровне с этим деятельно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в бессчётных вопросах (по какой причине? Для чего? Для чего?), рвении получить от взрослого новую данные познавательного характера.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей отмечается потребность в уважении взрослых, их похвале, исходя из этого на замечания взрослых ребенок пятого года судьбы реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками так же, как и прежде тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), но уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Для поддержания сотрудничества, установления взаимоотношений в словаре детей появляются выражения и слова, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь интерес сверстника и удержать его в ходе речевого общения, ребенок обучается применять средства интонационной речевой ясности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от обстановки общения. В ходе общения со взрослыми дети применяют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, признательности, вежливой просьбы, утешения, сочувствия и сопереживания. Обращение делается более связной и последовательной.

С нарастанием произвольности и осознанности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка делается вероятным ответ более непростых задач в области безопасности. Но наряду с этим взрослому направляться учитывать несформированность волевых процессов, связь поведения между эмоций и ребенка, доминирование эгоцентрической позиции в поведении и мышлении.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного мастерства, художественную литературу, в которых посредством образных средств переданы разные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно принимать сюжеты и осознавать образы.

Ответственным показателем развития ребенка-дошкольника есть изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов достаточно широк. В картинках появляются подробности. План детского рисунка может изменяться по ходу изображения. Дети обладают несложными навыками и техническими умениями. Конструирование начинает носить темперамент продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и реализовывают поиск способов ее выполнения.

Старший дошкольный возраст (5—6 лет). Ребенок 5—6 лет пытается познать себя и другого человека как представителя общества, понемногу начинает осознавать зависимости и связи в взаимоотношениях людей и социальном поведении.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные трансформации — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, каковые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они смогут, не отвлекаясь на более занимательные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в помещении и т. п.). Это делается вероятным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и обязательности и правил поведения их исполнения.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят трансформации в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в этот отрезок времени, но и качества, которыми он желал бы либо, напротив, не желал бы владеть в будущем («Я желаю быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной мере ориентированы на сверстников, солидную часть времени выполняют с ними в беседах и совместных играх, их оценки и мнения становятся значительными для них. Увеличивается устойчивость и избирательность взаимоотношений с ровесниками. Собственные предпочтения дети растолковывают успешностью того либо иного ребенка в игре.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности по значительным показателям (женские и мужские качества, особенности проявления эмоций, чувств, специфика гендерного поведения).

Большие трансформации происходят в игровом сотрудничестве, в котором значительное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры возможно время от времени замечать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей значительно чаще появляются еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (к примеру, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей делается менее ситуативным. Они с радостью говорят о том, что с ними случилось: где были, что видели и т. д. Дети пристально слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более идеальной делается большая моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных перемещений: может пройти по неширокой скамье и наряду с этим кроме того перешагнуть через маленькое препятствие; может отбивать мяч о почву одной рукой пара раз подряд. Уже наблюдаются различия в перемещениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.

К пяти годам дети владеют большим запасом представлений об окружающем, каковые приобретают благодаря собственной активности, рвению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже отлично знает главные цвета и имеет представления об оттенках (к примеру, может продемонстрировать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года судьбы смогут поведать, чем отличаются фигуры друг от друга. Для них будет не сложно сопоставить между собой по величине много предметов: к примеру, расставить по порядку 7—10 тарелок различной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек различного размера. Возрастает свойство ребенка ориентироваться в пространстве.

Внимание детей делается более устойчивым и произвольным. Они смогут заниматься не весьма привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин. совместно со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен функционировать по правилу, которое задается взрослым. Количество памяти изменяется не значительно, улучшается ее устойчивость. Наряду с этим для запоминания дети уже смогут применять средства и несложные приёмы.

В 5—6 лет ведущее значение получает наглядно-образное мышление, которое разрешает ребенку решать более непростые задачи с применением обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о особенностях разных явлений и предметов. Возраст 5—6 лет возможно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает покупать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения существенно полнее и правильнее воспроизводят реальность. Ребенок четко начинает различать настоящее и вымышленное.

Действия воображения — воплощение и создание плана — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее сюжет и замысел. Понемногу дети покупают свойство функционировать по предварительному плану в рисовании и конструировании.

На шестом году судьбы ребенка происходят ответственные трансформации в развитии речи. Для детей этого возраста делается нормой верное произношение звуков. Дети начинают использовать обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей кроме этого деятельно пополняется существительными, обозначающими заглавия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, магазин, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей различных профессий, наречиями и прилагательными, отражающими уровень качества действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети обучаются самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние храбреца, его настроение, отношение к событию, применяя сравнения и эпитеты.

Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, а также связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти громадной количество информации, ему доступно чтение с продолжением.

Увеличиваются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом произвольности и осознанности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок делается талантливым подняться на позицию другого). Начинается прогностическая функция мышления, что разрешает ребенку видеть возможность событий, предвидеть (предвосхищать) отдалённые последствия и близкие собственных действий и действий и поступков, и поступков вторых людей.

В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются как следует, скоро, осознанно. Делается вероятным освоение детьми различных видов ручного труда.

В ходе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного мастерства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его посредством элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им отношения и чувства, разные эмоциональные состояния людей, животных, борьба хороша со злом. Совершенствуется уровень качества музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства ясности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также будут изобразить задуманное (план ведет за собой изображение).

Ребенок на пороге школы (6—7 лет) владеет устойчивыми социально-нравственными эмоции и чувствами, высоким самосознанием и осуществляет себя как поведения и субъект деятельности.

Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться кроме этого его представлениями о том, что отлично и что не хорошо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать собственные поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, эйфории, в то время, когда поступает верно, отлично, и смущение, неловкость, в то время, когда нарушает правила, поступает не хорошо. Неспециализированная самооценка детей представляет собой глобальное, хорошее недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят значительные трансформации в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная судьба, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. Иначе, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что разрешает им предвосхищать последствия собственных действий. Это значительно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не только отказаться от нежелательных действий либо отлично себя вести, но и делать скучное задание, в случае, если будет осознавать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким трансформациям в эмоциональной сфере поведение дошкольника делается менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом потребностей и интересов вторых людей.

Сложнее и богаче по содержанию делается общение ребенка со взрослым. Дошкольник пристально слушает рассказы своих родителей о том, что у них случилось на работе, быстро интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми довольно часто задаёт вопросы, где они живут, имеется ли у них дети, кем они трудятся и т. п. Громадную значимость для детей 6—7 лет получает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, конкретно в это время зарождается детская дружба. Дети продолжают деятельно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в взаимодействии и общении они стремятся первым делом показать себя, привлечь интерес вторых к себе. Но у них имеется все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный темперамент и избегать негативных форм поведения.

К семи годам дети определяют возможности взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют рвение к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на исполнение будущих социальных ролей.

К 6—7 годам ребенок с уверенностью обладает культурой здоровья и культурой самообслуживания.

В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре возможно пара центров, в каждом из которых отражается та либо другая сюжетная линия. Дети этого возраста смогут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от выполнения одной к выполнению второй. Они смогут вступать во сотрудничество с несколькими партнерами по игре, выполняя как основную, так и подчиненную роль.

Длится предстоящее развитие моторики ребенка, самостоятельное использование и наращивание двигательного опыта. Увеличиваются представления о самом себе, собственных физических возможностях, физическом виде. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, возрастает их протяженность, появляется гармония в перемещениях ног и рук. Ребенок способен скоро перемещаться, ходить и бегать, держать верную осанку. По собственной инициативе дети смогут организовывать простейшие соревнования и подвижные игры со сверстниками.

В возрасте 6—7 лет происходит углубление и расширение представлений детей о форме, цвете, величинепредметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние изюминки предметов. Наряду с этим он ориентируется не на единичные показатели, а на целый комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста значительно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что ведет к меньшей отвлекаемости детей. длительность и Сосредоточенность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей возрастает количество памяти, что разрешает им непроизвольно запоминать большой количество информации. Девочек отличает устойчивость памяти и больший объём.

Воображение детей данного возраста делается, с одной стороны, богаче и уникальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Не обращая внимания на то что замеченное либо услышанное иногда преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, к примеру, кроме того в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических картинках — передать возможность. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.п. дети 6—7 лет не только удерживают начальный план, но смогут обдумывать его до начала деятельности.

В этом возрасте длится развитие наглядно-образного мышления, которое разрешает ребенку решать более непростые задачи с применением обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о особенностях разных явлений и предметов. Действия наглядно-образного мышления (к примеру, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, в большинстве случаев, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям кроме того в случаях затруднений. Возможность удачно выполнять действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году судьбы в процесс мышления все более деятельно включается обращение. Применение ребенком (за взрослым) слова для обозначения значительных явлений и признаков предметов ведет к появлению первых понятий.

Речевыеумения детей разрешают полноценно общаться с различным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, привычными и незнакомыми). Дети не только верно произносят, но и отлично различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической совокупностью языка разрешает им удачно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В собственной речи старший дошкольник все чаще применяет сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет возрастает словарный запас. В ходе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует собственные реплики с репликами вторых. Деятельно начинается и вторая форма речи — монологическая. Дети смогут последовательно и связно пересказывать либо говорить. Наиболее значимым итогом развития речи в течении всего дошкольного детства есть то, что к концу этого периода обращение делается настоящим средством как общения, так и познавательной деятельности, и регуляции и планирования поведения.

К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий независимый читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — наиболее значимый результат развития дошкольника-читателя.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется громадной самостоятельностью. Развитие познавательных заинтересованностей ведет к рвению приобретать знания о жанрах и видах мастерства (история создания музыкальных шедевров, творчество и жизнь исполнителей и композиторов). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, осознавать сокровище произведений музыкального мастерства.

В продуктивной деятельности дети знают, что желают изобразить, и смогут целенаправленно направляться к собственной цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от собственного плана, что сейчас делается опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на настоящий предмет, узнаваемы и включают множество подробностей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному плану постройки из разнообразного стройматериала, дополняя их архитектурными подробностями; делать игрушки методом складывания бумаги в различных направлениях; создавать фигурки людей, животных, храбрецов литературных произведений из природного материала. самоё важным достижением детей в данной образовательной области есть овладение композицией.

ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: