В психологической жизни дошкольника только ключевую роль играется воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется так очевидно и интенсивно, что многие психологи разглядывали его как изначально заданную детскую свойство, которая с годами теряет собственную силу.
В общем воображение возможно выяснить как свойство к перекомбинированию образов. Отличительной свойством воображения есть необычный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений. Главным материалом для воображения есть лишь знания человека и собственный опыт. Так как для того чтобы материала у ребенка намного меньше, чем в жизни взрослого, детское воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играется в жизни ребенка большую громадную роль, чем в жизни взрослого, — оно проявляется значительно чаще и допускает намного более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника пребывает в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает мнимые события так же остро, как настоящие.
Самый ярко воображение проявляется в творческих видах и игре дошкольника деятельности — рисование, конструирование, словесное творчество.
Детский рисунок не только высказывает определенные результаты психологического развития ребенка, но и само рисование снабжает это развитие. В ходе рисования ребенок открывает для себя потребление знаков, чему содействует одновременное называние предмета и его графического изображения.
Развитие изобразительной деятельности начинается в доизобразительный период, в то время, когда ребенок чертит на месте бумаги собственные первые каракули, после этого он начинает «видеть» в каракулях определенные предметы и именовать их и лишь за этим рисует задуманный образ. Спецификой детского рисунка есть то. что ребенок изображает «всю реальность», какой он ее воображает: рисует то, что видит, что знает, что ощущает. Содержанием картинок становятся разные проявления во всем диапазоне возвышенного и низменного в человеке.
Познавательное развитие дошкольников неразрывно связано с развитием произвольности либо саморегуляции. Саморегуляция предполагает следование примерам социально одобряемого поведения, в то время, когда требования взрослых становятся требованиями ребенка к самому себе.
Процесс интериоризации внешних, материальных действий, каковые становятся средствами действий внутренних, исследовался на материале самых различных психологических разрывов: восприятия (Л.А. Венгер), мышления (П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков); воображения (О.М. Дьяченко), внимания (П.Я. Гальперин) и другие. В любых ситуациях превращение образов действия ребенка происходит в ходе особенного сотрудничества ребенка со взрослым, которое возможно названо процессом приобщения. Взрослый в ходе для того чтобы приобщения выступает в качестве посредника, что передает суть (мотив) и метод новой деятельности в их единстве.
Общение дошкольников со сверстниками
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Приблизительно к 4-м годам сверстник есть более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со взрослым отличает последовательность своеобразных изюминок, среди которых:
• разнообразие и богатство коммуникативных действий;
• чрезвычайная эмоциональная насыщенность;
• нестандартность и нерегламентированность;
• преобладание инициативных действий над ответными;
• маленькая чувствительность к действиям сверстника.
Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через последовательность этапов. На первой стадии (2-4 года) сверстник есть партнером по эмоционально-практическому сотрудничеству; невидимым зеркалом, в котором ребенок видит по большей части себя. На втором (4-6 лет) появляется потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения делается совместная игровая деятельность; параллельно появляется потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстниками получает черты внеситуативности; складываются устойчивые избирательные предпочтения. К 6 годам ребенок начинает принимать себя и другого как целостную личность, несводимую к отдельным качествам, благодаря чему делается вероятным личностное отношение к сверстнику.
Кризис шести лет
Финиш дошкольного возраста знаменуется кризисом. К этому времени происходят резкие трансформации на физическом уровне: стремительный рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации перемещений, появление первых постоянных зубов. Но главные перемены состоят не в трансформации внешнего мира ребенка, а в трансформации его поведения.
Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривлянье, демонстративные формы поведения. Ребенок делается трудновоспитуемым, перестает направляться привычным нормам поведения. За этими симптомами, как отмечал Л.С. Выготский стоит утрата непосредственности. Неестественное, неестественное, натянутое поведение 6-7 летнего ребенка, которое кидается в глаза и думается весьма необычным, именно и есть одним из самые очевидных проявлений данной утраты непосредственности. Механизм этого явления пребывает в том, что между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент — ребенок желает что-то продемонстрировать своим поведением, придумывает новый образ, желает изобразить то, чего нет в действительности.
Многие правила, которым ребенок следовал раньше сейчас воспринимаются им как воплощение детского, не им установленного образа судьбы. Из этого появляется потребность нарушить, самостоятельно поменять привычные правила.
В один момент с симптомами необычного поведения и трудновоспитуемости появляются наиболее значимые хорошие новообразования этого периода. Появляется обобщение собственных переживаний (я радуюсь, я огорчен, я сердит), общение со взрослыми и со сверстниками
делается произвольным, опосредованным определенными правилами. Особенного внимания заслуживает рвение включиться в публичную судьбу, занять определенную социальную позицию. В наше время это рвение 6-7 летних детей занять социально значимую роль в большинстве случаев и самый конечно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.