9) временного пользования земельным наделом в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
10) свободного доступа к прибрежной полосе.
В литературе, комментирующей законодательство, имеется высказывания, что в Земельном кодексе РФ (п. 3 ст. 23) установлен исчерпывающий список потребностей, для реализации которых смогут устанавливаться публичные сервитуты[26]. С этим дать согласие запрещено, потому, что действующее федеральное законодательство предусматривает возможность:
- для неспециализированного водопользования (ст. 6 ВК РФ);
- для свободного нахождения граждан в лесах (ст. 9 и 11 ЛК РФ).
Установление публичных сервитутов в области градостроительства определяется национальными либо публичными заинтересованностями: на земельных наделах, через каковые осуществляется проход (проезд) к стационарным пунктам наблюдений, входящим в национальную наблюдательную сеть (п. 4 ст. 13 ФЗ «О гидрометеорологической работе» от 19 июля 1998 г.).
Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных слушаний. Проведение публичных слушаний для выяснения публичных сервитутов основано на закрепленном в Земельном кодексе РФ принципе общественных организаций и участия граждан (объединений) в ответе вопросов, касающихся прав на землю (п. 1 ст. 1). Порядок проведения таких слушаний Земельный кодекс не предписывает. Представляется, что порядок, определение и процедура слушаний их результатов должны устанавливаться исходя из предписаний закона «Об публичных объединениях» от 17 мая 1997 г. (в ред. от 22.07.2010 г.). В соответствии с этому закону граждане есть в праве создавать по собственному выбору публичные объединения без предварительного разрешения органов власти и муниципальных органов власти, и право вступать в такие публичные объединения на условиях соблюдения норм их уставов (ст. 3). Для осуществления уставных целей публичное объединение в праве: проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, вносить предложения в органы власти (ст. 27).
Отличительной чертой публичного сервитута есть отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого устанавливается сервитут. Поэтому в юридической литературе много раз высказывалось мнение, что такие сервитуты не являются ограниченными вещными правами в собственном смысле слова, потому, что не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют «пределы прав публичных и частных собственников соответствующих недвижимостей»[27]. Помимо этого, из анализа Правил ведения Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219[28] (в ред. от 28 ноября 2006 г.), возможно сделать вывод о том, что потому, что круг правообладателей публичного сервитута не выяснен, то он регистрируется не как ограниченное вещное право, а как ограничение права собственности на объект недвижимости.
Согласно точки зрения автора настоящего учебного пособия, публичный сервитут нужно разглядывать не в плане ограничения права собственности на объект земельной недвижимости, а в плане расширения права собственности народов, живущих на данной территории, на землю и иные ресурсы и природные объекты. Конкретно народы, живущие на данной территории, и их будущие поколения в силу естественно-исторического права (по праву рождения) являются настоящими собственниками почвы и других природных объектов в местах собственного проживания, потому, что природные объекты не созданы человеком, а даны всем людям как естественная база их деятельности и жизни, что юридически подтверждено Конституцией РФ (п. 1 ст. 9).
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного надела, в отношении которого он установлен. Нужным условием его установления есть отсутствие возможности обеспечения потребностей заинтересованных лиц каким-либо иным методом, кроме сервитута. Хозяин земельного надела, обремененного сервитутом, сохраняет права владения, распоряжения и пользования этим участком (п. 2 ст. 274 ГК Российской Федерации). В один момент установлена гарантия прав лиц, в интересах которых установлен сервитут. Закон (п. 1 ст. 275 ГК Российской Федерации) закрепляет в отношении сервитутов таковой показатель, характерный для вещных прав, как право следования. Сервитут сохраняется при перехода прав на земельный надел, что обременен этим сервитутом, к второму лицу.
На хозяина земельного надела, обремененного сервитутом, возлагается пассивная обязанность — не мешать действиям обладателя сервитута, но принудить хозяина к осуществлению каких-либо хороших действий запрещено.
Сервитут возможно срочным либо постоянным.
Хозяин земельного надела, обремененного сервитутом, вправе потребовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, в случае, если иное не предусмотрено законами . Такая плата представляется честной компенсацией за неудобства, каковые известным образом ограничивают пределы хозяина по применению собственного земельного надела.
В случае, если установление публичного сервитута ведет к неосуществимости применения земельного надела, хозяин земельного надела вправе потребовать изъятия, а также методом выкупа у него данного земельного надела с возмещением органом власти либо органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков либо предоставления равноценного земельного надела с возмещением убытков.
В то время, когда установление публичного сервитута ведет к значительным затруднениям в применении земельного надела, его хозяин вправе потребовать от органа власти либо органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Сервитуты подлежат госрегистрации в соответствии с законом «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997г.(в ред. от 4.06.2011 г.) Сервитут начинает действовать по окончании его регистрации в Едином национальном реестре прав[29].В случае, если сервитут относится к части земельного надела, к документам, в которых указывается сфера и содержание действия сервитута, прилагается заверенный организацией по учету соответствующего объекта недвижимости замысел, на котором отмечена сфера действия сервитута. В случае, если сервитут есть обузой целый земельный надел, предоставление замысла земельного надела не нужно. В документах об установлении сервитута должно быть указано его содержание и наименование (к примеру, личный постоянный сервитут, устанавливающий право проезда через земельный надел), площадь участка, которая предоставляется в ограниченное пользование, кадастровый номер участка, на котором устанавливается сервитут, дата начала взаимоотношений, срок, на что установлен сервитут, плата за пользование (если она установлена).
Документы, представленные на регистрацию, заверяются собственниками земельного надела. С заявлением в регистрирующий орган может обратиться или хозяин обремененного земельного надела, или лицо, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у него соглашения о сервитуте.
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, смогут осуществлять защиту собственных прав по суду.
5. Безвозмездное срочное пользование земельными наделами. Субъектами этого вида землепользования закон признает юридических лиц и граждан.
Из земель, находящихся в национальной либо муниципальной собственности, земельные наделы предоставляются на срок не более чем один год юридическим лицам, имеющим статус национальных и муниципальных учреждений, федеральных казенных фирм или органов власти и муниципальных органов власти.
Из земель, находящихся в собственности юридических лиц и граждан, земельные наделы в безвозмездное срочное пользование предоставляются вторым юридическим лицам и гражданам согласно соглашению.
Разновидностью безвозмездного срочного пользования земельным наделом будут считаться служебные участки земли. Они предоставляются работникам организаций отдельных отраслей экономики, а также организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной индустрии, охотничьих хозяйств, национальных природных заповедников и национальных парков.
Категории работников организаций отраслей экономики, имеющих право на получение служебных наделов, и условия их предоставления устанавливаются законодательством РФ и законодательством ее субъектов. На данный момент эти отношения регулируются такжеПостановлением Совета министров РСФСР «О служебных участках земли работников лесного хозяйства и лесной индустрии, охотничьих хозяйств, линейных работников ЖД транспорта, трасс , речного флота, магистральных трубопроводов и связи»(в ред. от 26.02.92 г.) [30].
Служебные наделы предоставляются работникам из земельных участков, которыми владел организациям, с которыми у них установлены трудовые отношения. Таковой надел выделяется на основании решения организации и заявления работника, в которой он трудится, и на время его работы в ней.
Контрольные вопросы
1. Каковы значение и понятие земельно-правового университета не собственников земельных участков?
2. Какие конкретно существуют отличия в правовых статусах не собственников земельных участков и арендаторов земельных участков?
3. В чем отличие и сходство правовых статусов землепользователей в пореформенный и коммунистический период?
4. В чем отличие и сходство земельно-правовых статусов арендаторов земельных участков и землепользователей?
5. Какие конкретно отличия существуют в порядке происхождении, прекращении и изменении земельных прав у арендаторов земельных участков от подобных прав пользователей и владельцев аналогичных участков?
6. В чем сходство аренды временного пользования и земельного участка земельным наделом и чем они отличаются?
7. Имеется ли особенные права у землепользователей и землевладельцев земельный участков в части приватизации данных участков?
8. В чем сходство служебного срочного пользования и земельного надела земельным наделом и чем они отличаются?
9. Каковы пределы прав физических лиц на пользование земельным наделом без приобретения права собственности на него?
10. В чем заключаются ограничения прав лиц и иностранцев без гражданства на пользование земельными наделами без приобретения права собственности на них?
11. Какова роль университета владения земельными наделами без права собственности на них в экономическом развитии России?
12. Каковы возможности развития университета владения земельного надела без права собственности на него?
Глава 6
Происхождение прав на землю
6.1. Основания происхождения прав на землю
Права на земельные наделы появляются по основаниям, установленным гражданским законодательством, законами .
Земельные наделы, каковые были национализированы до 1 января 1991 г. в правовом поле, действовавшим на момент передачи в госимущество, возврату не подлежат, их цена бывшим собственникам не возмещается и не компенсируется.
Самый распространенными основаниями приобретения прав на земельные наделы направляться признать акты национальных органов и муниципальных органов власти (ст. 28 и 29 ЗК РФ), и иные сделки и договоры (ст. 22 и 37 ЗК РФ, п. 3 ст. 274 и 549 ГК Российской Федерации). Ограниченные вещные права смогут появляться на основании правопреемства. К примеру, к наследнику погибшего гражданина переходит право пожизненного наследуемого владения принадлежащим ему земельным наделом (п. 2 ст. 21 ЗК РФ). Но в этом случае направляться иметь в виду, что в случае, если при рассмотрении заявления об установлении факта принадлежности земельного надела выяснится, что появился спор о праве, то заявление должно остаться без рассмотрения (п. 14 Обзора практики применения арбитражными судами земельного законодательства)[31].
Гражданское законодательство предусматривает происхождение гражданских прав из иных сделок и договоров, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Но практика все же исходит из того, что права на земельный надел появляются только из сделок, предусмотренных законом. Согласно точки зрения автора, такая практика соответствует естественной сущности почвы как общенародного достояния.
Права на земельные наделы, появившиеся по основаниям, перечисленным в законах , подлежат госрегистрации. Она есть единственным доказательством их существования. Датой госрегистрации определяется момент происхождения права на земельный надел. Вместе с тем национальные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные юридическим лицам и гражданам до введения в воздействие закона «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином национальном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ст. 3 закона «О введении в воздействие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 г.).
В особо важных случаях, в то время, когда нужен дополнительный контроль за динамикой имущественных взаимоотношений с таким ответственным объектом, как почва, предусмотрена отдельная регистрация сделок, объектом которых выступают земельные наделы (п. 3 ст. 339, ст. 584, п. 2 ст. 609 ГК Российской Федерации). Но данное положение не должно трактоваться расширительно, все случаи регистрации таких сделок должны быть указаны в законах (п. 14, 15, 18 Обзора практики разрешения споров, которые связаны с применением закона «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[32]).Так, контракты аренды земельного надела, субаренды земельного надела, безвозмездного срочного пользования земельным наделом, арестанты на срок менее чем один год, не подлежат госрегистрации, за исключением случаев, установленных законами (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).
6.2. Документы о правах на земельные наделы
Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает новых правил удостоверения прав на земельные наделы. Он отсылает к сложившейся практике, адресуя субъектов реализации прав к действующим нормам, установленным в первую очередь ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. В соответствии с этому Закону права на сделки и недвижимое имущество с ним фиксируются в Едином национальном реестре прав. Он образовывает базу документов, удостоверяющих права на земельные наделы. Его неотъемлемым элементом являются дела, включающие правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.
Дело с правоустанавливающими документами раскрывается на любой объект недвижимости (среди них и на земельные наделы). В деле комплектуются документы, поступающие для регистрации прав на земельный надел.
Книга учета документов содержит информацию о принятых на регистрацию документах: об объекте недвижимости; о правообладателях; регистрируемом заявителях и праве; выданных свидетельствах о госрегистрации прав; справках и выписках из Единого госреестра прав и т.д.
переход и Возникновение прав на земельный надел удостоверяется свидетельством о госрегистрации. порядок и Форма заполнения данного свидетельства установлены Правилами ведения Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утверждено Распоряжением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219[33]). Свидетельство выдается правообладателю (при регистрации любого вещного права на землю), арендатору (при регистрации права аренды), залогодержателю (при регистрации ипотеки).
Регистрация сделок и договоров с почвой имеет кое-какие особенности. Ее проведение удостоверяется штампом регистрационной надписи на оригинале документа, высказывающего содержание сделки (соглашение аренды, контракт безвозмездного срочного пользования и т.д.). В один момент с регистрацией сделки регистрируется и право на земельный надел, появившееся на основании данной сделки. Правообладателю в этом случае выдается свидетельство, а в штампе регистрационной надписи на документах указывается вид зарегистрированного права. В случае, если госрегистрация сделки совершена, но права наряду с этим не появилось (к примеру, в силу установленных в контракте условий), свидетельство не выдается (наряду с этим в штампе делается соответствующая запись).
направляться иметь в виду, что права на землю, не предусмотренные ст. 15 и 20—24 ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения Земельного кодекса в воздействие. Вместе с тем будут считаться настоящими и имеют равную юридическую силу с записями в Едином национальном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные ранее документы о правах на земельные наделы. Имеются в виду свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Главы Российской Федерации «О регулировании земельных взаимоотношений и развитии аграрной реформы в РФ» от 27 октября 1993 г. № 1767, национальные акты на право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельными наделами по формам, утвержденным Распоряжением Совета министров РСФСР «Об утверждении форм национального акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования почвой» от 17 августа 1991 г. № 493, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель договора и сельскохозяйственного назначения временного пользования почвой сельскохозяйственного назначения» от 19 марта 1992 г. № 177.
6.3. Ограничение оборотоспособности
земельных участков
Земельный надел как объект недвижимости возможно предметом гражданских и земельных правоотношений. Словосочетание «оборот земельных участков» говорит о том, что речь заходит о включении земельных участков в совокупность рыночных взаимоотношений. Подоборотоспособностью земельного надела направляться осознавать свободу отчуждения земельных участков от законных правообладателей либо перехода их от одного лица к второму в порядке универсального правопреемства (наследование, реструкуризация юрлица) или иным методом, в случае, если земельные наделы не изъяты из оборота либо не ограничены в обороте. Эти неспециализированные правила оборота выяснены гражданским законодательством (ст. 129 ГК Российской Федерации).
Список земельных участков, изъятых из оборота, выяснен в п. 4 ст. 273 ЗК РФ. Изъятые из оборота земельные наделы не смогут предоставляться в личную собственность, и быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ими признаны земельные наделы, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
- национальными национальными парками и природными заповедниками (за исключениями, указанными в ст. 95 ЗК РФ);
- строениями, сооружениями и строениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы РФ, другие войска, органы и воинские формирования;
- строениями, сооружениями и строениями, в которых размещены армейские суды;
- объектами организаций федслужбы безопасности;
- объектами организаций федеральных органов национальной охраны;
- объектами применения ядерной энергии, пунктами хранения ядерных радиоактивных веществ и материалов;
- объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
- аккуратно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Минюста РФ и МВД РФ;
- воинскими и гражданскими захоронениями, инженерно-техническими сооружениями, коммуникациями и линиями связи в интересах охраны и защиты Национальной границы РФ.
Необходимость полного изъятия из оборота земельных участков, находящихся в федеральной собственности, обусловлена характером объектов, расположенных на этих участках. Их список, изложенный в Земельном кодексе РФ, есть исчерпывающим и не может быть расширен согласно решению органов власти субъектов РФ либо муниципальных органов власти.
Изъятие земельного надела из оборота свидетельствует только то событие, что по поводу таких земельных участков нельзя совершать гражданско-правовые сделки, а распоряжение ими осуществляется в форме административных актов, каковые издают национальные органы, уполномоченные федеральным правительством. При издании таких актов эти органы не владеют полным количеством полномочий хозяина. Они не вправе предоставлять такие земельные наделы в личную собственность и выполнять по поводу их гражданско-правовые сделки.
Другую категорию составляют почвы, ограниченные в обороте, находящиеся в национальной и муниципальной собственности.
К ним относятся земельные наделы:
- в пределах очень защищаемых природных территорий (за исключением национальных природных заповедников и национальных парков, отнесенных к изъятым из оборота);
- из состава земель лесного фонда;
- в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в национальной либо муниципальной собственности;
- занятые очень полезными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Перечень глобального наследия историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
- предоставленные для безопасности и обеспечения обороны, оборонной индустрии, таможенных потребностей (не отнесенные к изъятым из оборота);
- не отнесенные к изъятым из оборота почвы закрытых административно-территориальных образований;
- предоставленные для потребностей организаций транспорта, а также морских, речных портов, вокзалов, аэропортов и аэродромов, сооружений навигационного обеспечения судоходства и воздушного движения, терминальных комплексов и терминалов в территориях формирования интернациональных транспортных коридоров;
- предоставленные для потребностей связи;
- занятые объектами космической инфраструктуры;
- расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
- предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
- загрязненные страшными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации почвы;
- расположенные в границах земель, зарезервированных для национальных либо муниципальных потребностей;
- в первом и втором поясах территорий санитарной охраны объектов, применяемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения.
Земельные наделы, отнесенные к почвам, ограниченным в обороте, не предоставляются в личную собственность, за исключением случаев, указанных законами .
Ограничение оборота земельных участков, находящихся в национальной и муниципальной собственности, обусловлено необходимостью обеспечения целевого их применения в интересах общества и соответствует кроме этого предписаниям п. 3 ст. 129 ГК Российской Федерации.
В ней сообщено, что почва и другие природные ресурсы смогут отчуждаться либо переходить от одного лица к второму иными методами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. К примеру, почвы индустрии и иного особого назначения смогут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для иного использования и сельскохозяйственного производства (п. 6 ст. 87 ЗК РФ).
Возможности ограниченного включения в гражданский оборот земель, предоставленных для потребностей ЖД транспорта, указаны в ФЗ «О ЖД транспорте» от 10 января 2003 г.[34] и Положении о порядке применения земель федерального ЖД транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденном Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. (на сегодняшней сутки до тех пор пока действует, не смотря на то, что МПС ликвидировано). В соответствии с названному Положению свободные земельные наделы в полосе отвода, относящиеся к почвам ЖД транспорта, смогут предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, не считая складов горюче-любых типов и смазочных материалов автозаправочных станций, и складов, предназначенных для хранения страшных материалов и веществ, и иных целей, в случае, если наряду с этим будут соблюдаться требования безопасности перемещения.
Ограничение оборота земельных участков зависит от охраны и направления использования отдельных категорий земель либо намерено указанных земельных участков. Так, закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г.[35]определяет особенности оборота садовых, огородных и дачных земельных участков. В частности, он устанавливает, что при совершении сделок с садовыми, огородными и дачными земельными наделами не допускается изменение их целевого назначения и разрешенного применения.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и будет рассмотрен потом.
6.4. Приобретение прав
на земельные наделы, находящиеся в национальной
либо муниципальной собственности
Земельные наделы из земель, находящихся в национальной либо муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам и гражданам в собственность либо в аренду. В предусмотренном законом случае (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) юридическим лицам земельные наделы предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, юридическим лицам и гражданам — в безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 24 ЗК РФ).
Новеллой действующего земельного законодательства стало то, что земельные наделы в постоянное пользование гражданам сейчас не предоставляются. Но в случае, если такое право у гражданина появилось до даты официального опубликования действующего Земельного кодекса, то оно за гражданином сохраняется. В один момент ему не запрещаеться по его жажде переоформить собственный право постоянного пользования земельным наделом на право собственности.
Юридические лица в отличие от граждан по закону были обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными наделами на право аренды либо купить земельные наделы в собственность по собственному жажде до 1 января 2010 г.
Правом предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, наделены органы национальной аккуратной власти, осуществляющие распоряжение и управление федеральным имуществом.
Почвами, находящимися в собственности субъектов РФ, распоряжаются органы аккуратной власти субъекта Федерации в соответствии с его законодательству.
Муниципальной земельной собственностью распоряжаются муниципальные органы власти.
Ответ органа власти либо органа местного самоуправления о предоставлении земельного надела есть первичным и главным юридически значимым выражением воли хозяина почвы по передаче прав на земельный надел. При безвозмездной передаче земельного надела данное ответ есть основанием для отвода участка в государственной регистрации и натуре прав на участок; при возмездном отчуждении — основанием для заключения соглашения.
Предоставление земельных участков, находящихся в национальной либо муниципальной собственности, в юридических лиц и собственность граждан осуществляется за плату. Это неспециализированное правило, предусмотренное Земельным кодексом РФ. Безвозмездно земельные наделы в юридических лиц и собственность граждан предоставляются лишь в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, законами субъектов и федеральными законами РФ. Так, не взимается плата с граждан, имеющих земельные наделы на праве постоянного (бессрочного) пользования либо праве пожизненного наследуемого владения, если они реализуют собственный право по переоформлению их в собственность. Гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и личного жилищного строительства безвозмездно смогут предоставляться земельные наделы в пределах больших размеров земельных участков, установленных правильно земельного нормирования.
Ответ о предоставлении земельного надела в собственность гражданину, имеющему земельный надел на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в аккуратный орган власти либо орган местного самоуправления.
В случае, если граждане либо юридические лица просят о предоставлении им в собственность для постройки участки из земель, находящихся в национальной либо муниципальной собственности, то отказ не допускается, за исключением случаев, в то время, когда испрашиваемые земельные наделы изъяты из оборота, или законом установлен запрет на их приватизацию, или они зарезервированы для национальных и муниципальных потребностей.