В базу крестьянской реформы был забран опыт Пруссии и Франции, в которых была создана дробная класс и поземельная собственность небольших собственников почвы. Законодательные меры этих государств предусматривали выкуп крестьянами почвы в собственность.
Аграрная реформа 1861 г. была осуществлена на правилах, сформулированных при императоре Александре II:
1) собственность на землю сохраняется за прошлыми обладателями-помещиками;
2) крестьяне приобретают наделы и усадебную оседлость на условиях последующего выкупа либо отработки;
3) крестьяне выступают как социальный субъект земельно-правовых взаимоотношений лишь в составе общины;
4) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реструкуризации земельных взаимоотношений.
Манифестом от 19 февраля 1861 г. и Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, было заявлено, что крестьяне освобождаются от крепостной зависимости и наделяются почвой за выкуп. Почву они приобретали не в собственность, а только в «постоянное пользование». За пользование почвой крестьяне должны были отбывать в пользу помещиков натуральные повинности либо компенсировать их деньгами. В следствии реформы крепостные крестьяне становились «временно обязанными» и должны были так же, как и прежде трудиться безвозмездно на помещика. По окончании девяти пореформенных лет крестьянам разрешался выкуп почвы. Порядок выкупа определялся особым Положением о выкупе. Оно различало право выкупа усадьбы и право выкупа полевого надела. Усадьбу возможно было выкупить при отсутствии недоимки на наделе крестьянина. Полевая почва выкупалась лишь с согласия помещика. В один момент помещику было дана возможность принудить крестьян перейти на выкуп, в случае, если ему это было выгодно. Помещики были заинтересованы в получении всей выкупной суммы сходу, дабы создать капитал для перехода к новым формам хозяйства. Царское правительство за казенный счет выдавало помещикам ссуду в размере 75—80% причитающейся им с крестьян выкупной суммы, а крестьяне должны были погасить эту ссуду в течение 49 лет, внося в казну каждый год так именуемые «выкупные платежи».
Размер надела крестьян определялся так называемыми «местными положениями». В них устанавливались для каждой отдельной местности две нормы наделов — низшая и верховная. Лишь в степной полосе была одна так называемая «указная норма». Помещик был в праве обязать крестьян принять высшую норму наделов. Но он не был обязан давать крестьянам больше почвы, чем им причиталось по низшей норме. В плодородных районах помещики выделяли чаще наделы по низшей норме, а в том месте, где были малоплодородные наделы, обязывали крестьян приобретать самую высшую норму наделов.
В законодательстве об отмене крепостного права находился ряд других правил, имевших целью сохранить власть помещиков над крестьянами. Им не запрещалось требовать, дабы крестьяне переносили собственные усадьбы в второе место, потребовать обмена крестьянских земель на свои земли, в случае, если это вызывалось заинтересованностями помещичьего хозяйства.
Положение от 19 февраля 1861 г. устанавливало, что крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, в административном порядке объединяются в сельские общества. В большинстве случаев, сельское общество образовывалось методом объединения крестьян, которыми владел одному помещику. Оно имело возможность складываться из одного селения либо из части громадного селения, населенного крестьянами, принадлежащими различным помещикам.
Сельское общество являлось поземельным альянсом крестьян, связанных общностью землепользования (при общинном порядке землевладения), и одновременно с этим административной единицей, делающей административные и милицейский функции. Все члены общества были связаны круговой порукой. Без согласия общества крестьянин не имел возможности уйти на доходы вне собственного места жительства.
Надельная почва предоставлялась не каждому лицу в отдельности, а крестьянскому двору, крестьянской семье в лице ее представителя — домовладельца. Он нес ответственность перед обществом за исправное отбывание повинностей. Без согласия домовладельца отдельные члены семьи не могли уйти на доходы, поменять место жительства и т.п.
Для надельного крестьянского землевладения было характерно наличие множества разрядов крестьянских хозяйств, отличавшихся друг от друга размерами надела, условиями выкупа, характером землевладения. На базе материалов земской статистики исследователи тех лет писали, что крестьяне делятся на следующие разряды: дарственники, собственники, полные собственники, национальные, национальные с общинным владением, национальные с четвертным владением, национальные из помещичьих, удельные, арендаторы казенных участков, безземельные, собственники бывшие помещичьи, на выкупной усадьбе, собственники бывшие удельные, поселяне-собственники, переселенцы, дарственные бывшие помещичьи, собственники бывшие национальные, вольноотпущенные, безоброчные, свободные хлебопашцы, временнообязанные, бывшие фабричные и т.д., а после этого еще крестьяне приписные, пришлые и пр.
При таковой «разноголосице» правовых состояний и разрядов права радетелей-земли и крестьян землепашцев русском, конечно, были трудноразличимы. бесправие и Безземелье вели российского крестьянина к требованию и волнениям реформ.
Подводя результат рассмотренному, возможно сделать следующие главные выводы.
1. Происхождению крепостного права в РФ содействовали факторы двух видов:
- внешние — практически двухвековое господство Золотой Орды вынуждало закрепощать крестьян для выплаты дани;
- внутренние — феодальных тип взаимоотношений, кроме этого держащийся на закрепощении крестьян.
2. Крепостное право, сыграв собственную историческую роль в развитии русского страны, в новых исторических условиях (развитие индустрии, появление новых производительных сил и т.д.) стало тормозом для предстоящего развития страны.
3. Ликвидация крепостного права в РФ была осуществлена в такой последовательности:
- предоставлением ограниченных возможностей по выходу из режима крепостного права — права на приобретение почвы в 1791 г.; права крепостных крестьян на волю за выкуп в 1803 г.; права помещиков предоставлять крестьянам почву в пользование согласно соглашению в 1842 г. и т.д.;
- подготовкой к повсеместной отмене крепостного права в РФ во время с 1857 по 1861 г.;
- отменой крепостного права в РФ в 1861 г.
2.2. Реформы Столыпина
земельного правопорядка
Первая аграрная реформа в РФ не принесла экономического процветания крестьянам, взявшим за выкупные платежи от 2,5 до 5,7 десятины среднедушевой надельной почвы. Они не соответствовали потребностям и трудовым силам земледельческого населения.
Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в землепользовании России и сельском хозяйстве начала называться по имени премьера того времени П.А. Столыпина.
Эта реформа, не затрагивая значительно правового статуса помещичьих земель, имела собственной целью внести коренные трансформации в землевладения крестьянства и правовое положение личности. Так, Указом от 8 ноября 1905 г. были отменены выкупные платежи за надельные почвы, отведенные крестьянам на протяжении реформы 1861 г.
В базе же последующих указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г. и Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция замены общинного землепользования и крестьянского землевладения личной (подворной).
В соответствии с указам выход крестьян из общины был поставлен независимо от согласия общества. Каждому домовладельцу предоставлялось право потребовать закрепления за ним участка земли в выделения и частную собственность из общины кроме того в том случае, если размер этого надела превышал норму, причитающуюся на долю двора в данном сельском обществе на момент выдела.
В тех земельных обществах, в которых в течение 24 лет не было неспециализированных переделов, общинный порядок землевладения считался ликвидированным. За отдельными домовладельцами закреплялись в личную собственность находящиеся в их владении участки.
Общество обязывалось выделять почву выходящим из общины крестьянам в одном месте (отруб). Крестьянам разрешалось перенести собственные усадьбы и образовать хутор. Были установлены методы удостоверения права собственности крестьян на подворные участки и выяснен порядок их отчуждения. Был существенно ограничен принцип домашней собственности в крестьянском дворе. Хозяином имущества и земли по указу становилась не семья в целом, а глава семьи — домовладелец.
Большое место в Столыпинской реформе отводилось землеустройству. Законом о землеустройстве от 29 мая 1911 г. определялись методы раздела земельных обществ, порядок выдела почвы при выходе из общины и преобразование разных форм владения почвой при создании хуторов и отрубов. Царское правительство поощряло кроме этого переселение крестьян из европейских областей России в отыскивании свободных земель в Сибирь и на Дальний Восток. Данный процесс происходил неодинаково в разных губерниях России. В районах с громаднейшим расслоением крестьянства, где устанавливались большие цены на землю, число крестьян, вышедших из общин, было существенно (до 40%). В районах, где цены на землю были низкие, процент хозяйств, вышедших из общин, был малым (до 7%). Всего до 1917 г. около 28% крестьянских хозяйств перешло от общинного к подворному владению почвой.
Во время Столыпинской реформы совсем сложился земельный правопорядок России, что после этого существовал до 1917 г. По правовому режиму земельный фонд России того периода включал следующие почвы.
1. Национальные почвы. К ним по закону относились почвы, не принадлежащие никому в особенности, т.е. ни частным лицам, ни сословиям лиц, ни дворянскому ведомству, ни установлениям. Таковыми признавались казенные почвы, пустопорожние и дикие поля, леса, морские берега, озера, судоходные их берега и реки. В случае, если почвы пребывали в ведомстве казны, то они именовались кроме этого казенными.
Почвы, имевшие чисто стратегическое и военное значение (занимаемые другими сооружениями и крепостями), не могли быть предметом товарного оборота, казенные почвы имели возможность предоставляться в пользование частным лицам.
Временным правительством в марте 1917 г. удельные и кабинетские почвы вошли в состав национальных земель.
2. Монастырские почвы. Православному духовенству отводились лучшие почвы в поднятом размере. В один момент монастырям и архиерейским домам не запрещалось покупать в собственность всякого рода ненаселенные недвижимые имения как приобретением, так и через дар либо завещания от частных лиц. Ограничения в праве собственности монастырей и архиерейских дворов были двух видов:
- запрет на владение либо приобретение недвижимых имений;
- запрет на отчуждение в посторонние руки земельных угодий, отведенных казной. Правовой режим церковных и монастырских земель и источники их образования практически не отличались друг от друга.
3. Майоратские почвы. Данный вид землевладения появлялся по инициативе царя, что собственной властью жаловал имения отдельным, преданным ему сановникам на праве майората (потомственного владения). Майоратское владение было недробимым. Не имело возможности отчуждаться, закладываться либо иным методом уменьшаемо. Имение в целом переходило лишь к старшему наследнику. С прекращением наследников мужского пола майоратское имение возвращалось в казну. Законом от 21 октября 1906 г. не запрещалось обладателям майоратских имений отчуждать крестьянам за деньги участки из состава этих имений.
4. Частновладельческие почвы. До Столыпинской реформы данное право принадлежало только аристократам-помещикам. Только Указом от 9 ноября 1906 г. субъектом права собственности на надельную почву был признан и крестьянин.
5. Посессионные почвы. Субъектами права собственности посессионных земель были обладатели посессионных фабрик, имеющие пособие от казны либо в людях, либо в почвах, либо в лесах, либо в рудниках.
6. Публичные почвы. Правовой режим в законодательстве России этих земель не был создан. В Своде законов России было дано только неспециализированное перечисление субъектов права собственности на публичные почвы. Ими признавались города и муниципальные общества; дворянские общества; общества сельских обывателей; земства и земские учреждения.
Суммируя изложенное, возможно сделать следующие главные выводы.
1. Вторая (Столыпинская) реформа была направлена на коренное трансформацию правового статуса крестьянского землевладения и выразилась:
- в облегчении его положения методом отмены выкупных платежей за надельные почвы, отведенные крестьянам на протяжении реформы 1861 г.;
- в ослаблении над крестьянами господства общинного землевладения, предоставив крестьянину право облегченного выхода из общин;
- в предоставлении возможности фактического отделения земель крестьян, выходящих из общин, в отруба и хутора и в переселении в сибирскую часть России с ее пустующими почвами.
2. Концепция столыпинской реформы выражалась в постепенной замене общинного крестьянского землевладения личной (подворной).
3. Земельный правопорядок в России, сложившийся на протяжении столыпинской земельной реформы, просуществовал до 1917 г.
2.3. Земельное законодательство советского периода
Первым законом СССР стал Декрет Общероссийского съезда Советов «О земле» от 26 октября (7 ноября) 1917 г. В соответствии с ему почвы, находящиеся в собствености помещикам (и принадлежащие им строения и сельскохозяйственный инвентарь), удельному ведомству (царской фамилии), монастырям и церквям, конфисковались, т.е. бесплатно отчуждались, изымались у бывших собственников и без выкупа и компенсации передавались в пользование крестьянам.
Почвы рядовых крестьян и рядовых казаков не изымались. Наделы земли с высококультурным хозяйством, сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и др. не подлежали разделу и передавались в необыкновенное пользование страны либо общин. В необыкновенное пользование были переданы конные фабрики, казенные и частные племенные скотоводческие и другие хозяйства. На их базе создавались первые национальные хозяйства (совхозы), и первые сельскохозяйственные коллективные объединения беднейших крестьян.
С отменой частной собственности на землю были ликвидированы все дореволюционные вещные права на землю. Сложившиеся до Октябрьской революции категории землевладения абсолютно были упразднены.
В базу Декрета о земле был положен «Крестьянский наказ о земле». В ст. 1 Наказа было сообщено, что «почва не может быть ни реализовываема, ни покупаема, ни сдана в аренду или в залог, ни каким-либо вторым методом отчуждаема». В соответствии с требованиями крестьян были установлены правила землепользования: право пользования почвой взяли все граждане Русского страны, желающие обрабатывать ее своим трудом, наемный труд не допускался.
Предстоящее развитие земельно-правовые правила взяли в Декрете «О социализации почвы» от 19 февраля 1918 г. Он исходил, как и Декрет о земле, из того, что личная собственность на землю отменяется окончательно и что почва есть общенародным достоянием и передается трудящимся на началах уравнительного землепользования.
Декрет о земле действовал в течение шести лет, но его положения легли в будущем в базу советского земельного законодательства. Так, были приняты Декрет СНК «О запрещении сделок с недвижимостью» от 29 декабря 1917 г., Декрет ВЦИК «О лесах» от 27 мая 1918 г., Декрет СНК РСФСР «О недрах почвы» от 30 апреля 1920 г.
С 1922 г. началась кодификация земельного законодательства, преследовавшая цель «создать стройный, дешёвый пониманию каждого земледельца свод законов о земле». Кодификация завершилась созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 г. В его главных положениях подтверждалось, что вся почва в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни состояла, образовывает собственность рабоче-крестьянского страны и образует единый национальный земельный фонд.
Земельный кодекс 1922 г. детально урегулировал трудовое землепользование крестьян-единоличников, поскольку единоличная форма землепользования была в тот период преобладающей. В один момент была разрешена применение и трудовая аренда земли вспомогательного наемного труда в единоличных крестьянских хозяйствах.
В один момент Земельный кодекс РСФСР предусматривал коллективные формы землепользования, различая три их формы:
- сельскохозяйственные коммуны;
- сельскохозяйственные артели;
- товарищества по совместной обработке почвы.
Определенное место в Земельном кодексе было уделено совхозам как национальным сельскохозяйственным фирмам в сельском хозяйстве.
Земельный кодекс 1922 г. был в подавляющей части посвящен регулированию земельных взаимоотношений в сельском хозяйстве. Правовой режим вторых категорий земель регламентировался в самой неспециализированной форме.
Первым общесоюзным законом, выяснившим правовой режим всех категорий земель, стали землеустройства и Общие начала землепользования, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г. Они выяснили компетенцию Альянса ССР и союзных республик по распоряжению национальным земельным фондом, которым стала вся земельная территория Альянса ССР, ранее именовавшаяся в Декрете о земле всеобщим достоянием. землеустройства и Общие начала землепользования определяли правила и основные принципы земельного правопорядка в РСФСР и других союзных республиках в течении сорока лет. В 1968 г. им на смену были приняты Базы земельного законодательства Альянса ССР и союзных республик. Они отразили все трансформации в правовом режиме отдельных категорий земель, первоначально, в большинстве случаев, излагавшихся во многих подзаконных правовых актах (значительно чаще в совместных распоряжениях Совета министров и ЦК ВКП (б) или в Примерном уставе сельскохозяйственной артели, Положении о почвах, предоставленных транспорту, и др.).
в течении всех лет советского периода земельный правопорядок всегда реформировался. В базе реформ земельного строя лежала мысль преимуществ большого социалистического земледелия, создания в сельском хозяйстве больших колхозов и совхозов на базе национальной либо кооперативной формы собственности на средства производства и праве постоянного (бессрочного) пользования почвами сельскохозяйственного назначения. Последующие реформы 1953 и 1965 гг., принятие Продуктовой программы 1982 г. и внедрение способов внутрихозяйственного, арендного и домашнего подрядов на селе не дали ожидаемого результата. Необходимы были более радикальные трансформации в правилах владения и пользования почвами в РФ. И они были совершены в последнем десятилетии ушедшего столетия.
Так ушедший в историю период развития земельных взаимоотношений подарил потомкам следующие главные уроки:
1) ставка на большое социалистическое земледелие продемонстрировала ошибочность данной точки зрения, исходя из этого сейчас действующая Конституция РФ предусматривает равноправное разнообразие форм собственности (ст. 8, 9, 35, 36 и др.);
2) никакие реформы, не основанные на коренном интересе землепользователей, не смогут дать хороших результатов;
3) социалистический период истории развития земельных взаимоотношений в РФ продемонстрировал пагубность действия на личную собственность и на торможение конкурентных взаимоотношений.
2.4. Современная аграрная реформа
в РФ и ее результаты
С 1990 г. в РФ был забран курс на развитие рыночной экономики. Земельный правопорядок, основанный на монополии гос собственности на землю и другие природные ресурсы, мешал формированию рыночных взаимоотношений.
Нужна была реформа советского землепользования. 23 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР «О земельной реформе». Он предусматривал, что аграрная реформа имеет целью перераспределение почвы в интересах создания условий для равноправного развития разных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, охраны земель и рационального использования на территории РСФСР (ст. 1). При проведении земельной реформы предусматривалась передача почвы гражданам в собственность безвозмездно. Монополия страны на землю на территории РСФСР отменялась.
Применение почвы в РСФСР стало платным. Собственники почвы, землепользователи и землевладельцы, не считая арендаторов, облагались ежегодным земельным налогом.
С целью проведения операций, которые связаны с оценкой, куплей, продажей земель, провозглашалось создание Российского земельного банка. Об этом указании было забыто еще до отмены этого исторического закона.
В ходе осуществления земельной реформы не запрещалось создавать особый земельный фонд для перераспределения земель и наделения земельными наделами в первостепенном порядке для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства. В данный фонд предлагалось включать часть земель, применяемых не по целевому назначению, и выбывших из оборота либо переведенных в менее полезные угодья.
Аграрная реформа осуществлялась в один момент с аграрной, предусматривавшей создание нового уклада в сельском хозяйстве РФ — крестьянских (фермерских) хозяйств и реструкуризацию совхозов и колхозов. Был принят Закон РСФСР
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Он вводился в воздействие с 1 января 1991 г.
Для ведения крестьянского хозяйства почва предоставлялась в собственность граждан безвозмездно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного трудящегося в сельском хозяйстве. Дополнительная земельная площадь для ведения крестьянского хозяйства до предельных норм, устанавливаемых в республиках, краях, областях, могла быть взята за плату.
Работникам, выходившим из колхоза (совхоза) с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз (совхоз) должен был выдать в счет акций средства производства либо выкупить акции. В случае, если колхоз (совхоз) не имел таковой возможности, то он обязан был выступить для крестьянского хозяйства поручителем получения кредитов в банке на эту сумму и компенсировать проценты за пользование ими.
Период с 1990 г. возможно охарактеризовать как время бурного издания солидного числа указов Президента РФ и правительственных правовых актов, направленных на конкретизацию законодательных предписаний о направлениях, правилах и порядке осуществления земельной перераспределения и реформы земель между пользователями и собственниками земельными наделами. Особенное место среди законодательных предписаний в реализации земельной реформы стали занимать нормы Гражданского кодекса РФ (части первая и вторая). Они содействовали формированию реализации сделок и земельного рынка о перераспределении земельных участков между землепользователями и собственниками, юридическими лицами и гражданами.
На протяжении земельной реформы в РФ случились большие трансформации. Ликвидирована монополия гос собственности на землю. Совершена реструкуризация совхозов и колхозов, осуществлена приватизация более 100 млн га земель. В итоге практически 12 млн работников бывших совхозов и колхозов стали собственниками земельных долей. Был организован большой слой крестьянских (фермерских) хозяйств, которым в распоряжение передано более 13 млн га земель. Создан фонд перераспределения земель на площади 32 млн га. В собственность граждан передано 63% всех сельскохозяйственных земель. Собственниками приватизированных фирм и иных объектов недвижимости выкуплено 10 тыс. земельных участков под такими фирмами. В поселениях и городах муниципального типа в юридических лиц и собственность граждан передано 6% почвы.
Вместе с тем аграрная реформа, согласно точки зрения Правительства РФ, не была полностью закончена. Исходя из этого была создана и утверждена Правительством РФ 26 июня 1999 г. Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в РФ на 1999—2002 годы»[7]. В ней было сообщено, что перед Россией стоит непростая задача завершения реформирования земельных создания и отношений русском национальной совокупности землепользования, которая разрешила бы соединить свободу владения почвой, ее действенное применение и социальную справедливость при распределении почвы.
Распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Программы развития экономики РФ на среднесрочную возможность (2003—2005 годы)» от 15 августа 2003 г. № 1163-р[8] были сформулированы задачи по формированию иной рынка недвижимости и инфраструктуры земли.
В 2003—2005 гг. планировалось решить последовательность задач, связанных, в первую очередь, с необходимостью совершенствования правовой базы рынка недвижимости, увеличения эффективности национального регулирования в данной сфере, устранения избыточного административного вмешательства в функционирование рынка.
В сфере совершенствования нормативной правовой базы земельной реформы работа была организована по следующим направлениям:
1) завершение территориального иных земель территорий и зонирования поселений с целью установления градостроительных регламентов разрешенного применения недвижимости;
2) совершенствование механизма передачи собственности на земельные наделы, находящиеся в национальной либо муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости, установление порядка определения арендных платежей и выкупных цен на земельные наделы с учетом их сопоставимости, необходимости уменьшения размера отвлекаемых собственных средств фирм на эти цели, а также с учетом возможности рассрочки платежей по выкупу земельных участков;
3) формирование земельных участков при разграничении гос собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные наделы РФ, субъектов РФ, городов;
4) формирование информационной базы землеустроительной документации;
5) создание единого кадастра объектов недвижимости на федеральном уровне;
6) совершенствование совокупности госрегистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним с индивидуализацией земельных участков и иных объектов недвижимости;
7) создание реестра свободных земель, обеспеченных соответствующей производственной инфрастуктурой (транспортными коммуникациями, газо-, тепло-, электроснабжением, средствами связи), каковые смогут быть использованы под промышленную застройку с предоставлением отсрочки при покупке и внесены в реестр запрета на вторичную ее продажу на срок отсрочки или с продажей земельных участков в рассрочку с обеспечением применения упрощенного порядка регистрации прав на указанные земельные наделы;
упрощение предоставления права на земельные наделы в целях реализации инвестиционных проектов;
9) законодательное оформление концепции единого объекта недвижимости, предполагающего регистрацию права собственности в один момент на земельный надел и на находящиеся на нем строения (сооружения);
10) обеспечение перехода к в основном конкурсному предоставлению земельных участков с их предварительным формированием как объекта недвижимости, предоставляемых в собственность либо долговременную аренду в целях создания возможности для кредитования будущего строительства под залог земельного надела;
11) организация действенного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов, направленного на восстановление и сохранение природных особенностей почвы;
12) обеспечение правовых условий оборота земель сельскохозяйственного назначения, включая ипотеку.
В сфере совершенствования национального регулирования рынка недвижимости деятельность осуществлялась в направлениях:
1) законодательного установления исчерпывающих условий каждого вида национальной экспертизы проектной документации, сроков ее проведения;
2) разработки регламента сотрудничества осуществляющих экспертизу органов, основанного на принципе одного «окна», и порядка определения цены проведения национальной экспертизы: приведение порядка финансирования органов, осуществляющих госэкспертизу, в соответствие с бюджетным законодательством;
3) передачи части функций по регулированию деятельности опытных участников рынка недвижимости (оценщиков, страховщиков, землеустроителей) их ассоциациям и объединениям с целью стимулирования опытного бизнес-сообщества к эффективности сделок и повышенной надёжности на рынке недвижимости;
4) обеспечения продажи национальной и муниципальной недвижимости по конкурсу, и заблаговременного и публичного предоставлению информации о таких конкурсах.
На данный момент работа по совершенствованию правового регулирования земельных взаимоотношений длится. В данной связи была значительно реорганизована структура федеральных властей осуществляющих национально-властные функции в сфере действия земельно-правовых норм, большой модернизации подверглось действующее законодательство.
Контрольные вопросы
1. Назовите главные этапы развития земельно-правового регулирования в РФ и дайте им наименование.
2. Как появилось и формировалось крепостное право в РФ?
3. Как развивалось крепостное право в РФ и в то время, когда оно начало изживать себя?
4. Как реформировалось крепостное право в совокупность рыночных земельных взаимоотношений?
5. Что воображал собой земельный строй России к 1917 г.?
6. Как осуществлялось строительство совокупности социалистических земельных правоотношений?
7. Какую роль для России сослужил социалистический земельный строй?