О’кей, давайте заберём следующую несколько. (Расс и Пенни садятся на тёплые стулья). Итак, начните с гештальт-молитвы и посмотрите, что вы имеете возможность из этого извлечь. Ты сообщи это ему, а ты – ей.
Пенни: Я ожидаю от тебя, дабы ты трудился. Ты ожидаешь от меня, дабы я трудилась (смеется). Я ожидаю, дабы ты интересовался моими заинтересованностями. Ты ожидаешь, дабы я забыла о собственных заинтересованностях.
Фриц: Подмечаете, какая у нее появилась глупая, самодовольная ухмылка? Раскройте лишь глаза и уши.
Расс: (Пауза) Я ожидаю от тебя, что ты будешь интересоваться моими заинтересованностями. (Пауза). Я безлюден. (Пауза). Я ожидаю, что ты будешь общаться со мной, но я не ожидаю от себя коммуникации с тобой. (Пауза). Что-то наподобие этого (вздыхает).
Пенни: Я ожидаю от тебя, что у тебя имеется кое-какие ответы, а ты ожидаешь от меня, что у меня имеется ответы на все, что угодно.
Расс: Я желаю, дабы у тебя были дети. Я желаю, дабы ты была хорошей матерью.
Фриц: Мне из этого не видно, наблюдал ли ты на нее. Сообщи это еще раз, глядя на нее.
Расс: Я желаю, дабы ты была хорошей матерью… для меня. (Смеется; хохот в помещении). Я полагаю, что ты не желаешь.
Пенни: Я знаю, что ты этого ожидаешь.
Расс: Я ожидаю, что время от времени ты будешь устраивать мне преисподняя по этому поводу. И ожидаю, что так будет, пока я не прекращу этого желать; я ожидаю твоей помощи в этом отношении.
Фриц: Давайте мало поработаем над этим. Посади эту мать, которую ты желаешь иметь – жену-мать – на безлюдный стул, и поболтай с ней.
Расс: Я желаю твоей помощи. Я желаю твоей любви. Я желаю твоего управления.
Фриц: Отлично, сейчас побудь ею. Пересядь на ее стул и дай ему все, чего он желает. Дай ему помощь, управление, любовь, понянчи его, дай ему грудь и другое в этом роде.
Расс (смеется, качает головой): Это не моя роль.
Фриц: Сообщи это ему.
Расс: Это… это не моя роль. От меня тяжело этого ожидать. Я…
Фриц: Подделай это (хохот). Я пологаю, что у тебя по крайней мере имеется образ того, чего ты желаешь. Многие люди всегда носят с собой собственных своих родителей. Человеку нужна мама и другое, даже в том случае, если ему подчас пятьдесят либо шестьдесят, и он очень многое делает, дабы изображать ребенка. Так что побудь матерью. Дай ему то, чего он желает. Он…
Расс: Я не знаю как.
Фриц: Отлично, поменяй место. Сообщи матери, как это сделать, сообщи данной матери, жене, чего ты желаешь.
Расс (пауза, после этого он пинает подушечку, так что она пролетает через помещение; после этого идет поднять ее, возвращается, садится. Вздыхает, наблюдает на безлюдный стул).
Фриц: Что ты на данный момент испытываешь?
Расс: Злобу. Бешенство.
Фриц: Это не звучит со злобой. Ты не кажешься иудеем (хохот). Но сообщи это матери.
Расс: Я зол на тебя. Я желаю твоей внимания и любви, но ощущаю, что мне этого не взять.
Фриц: О’кей. Сейчас еще раз. Займи тот стул и дай ему внимание и любовь. Расс, я обожаю тебя, я даю тебе всю любовь и все внимание, которого ты желаешь.
Расс: (Пауза) Ты… ты знаешь, я обожаю тебя, сын. Но ты должен быть другом. Ты не можешь так себя вести. Ты обязан находиться на собственных ногах. Ты должен быть другом в семье. (Меняет стул). Мамочка, я не мужик. Я мелкий мальчик. Я желаю того, чего желает мелкий мальчик.
Фриц: О! Вот здесь появляется прошедшая работа с его сном. Он начал в собственном сне с той же неприятности. Дорога, которая должна была его поддерживать. Это, м-м, возможно назвать скорее личной терапией, тут речь заходит о личностном росте, тут больше того, что он имел возможность бы проработать с ней. О’кей, давайте возвратимся назад. Не забывайте ли вы гештальт-молитву? Имеете возможность ли опять прочесть ее?
Пенни (вздыхает): Мне нужна твоя помощь.
Фриц: Нет, дорогая, тебе, возможно, нужна пара новых ушей. Это один из случаев дефицита ушей. Она, возможно, говорит. А люди, каковые говорят, в основном не имеют ушей. Они ожидают, что у других людей имеется уши, но сами они глухи. (Рассу) А ты не забываешь гештальт-молитву?
Расс: Я не забываю начало.
Фриц: Сообщи ей.
Расс: Я – это я. Ты – это ты.
А больше я ничего не могу отыскать в памяти.
Фриц: Можешь ли ты заявить, что не желаешь вспоминать?
Расс: Нет, я желаю отыскать в памяти. Ну… (пауза)
Фриц: Что ты на данный момент испытываешь?
Пенни: Я ощущаю себя как бы немой.
Фриц (Рассу): Что ты испытываешь в связи с тем, что она не помнит?
Расс: Она не немая.
Фриц: В то время, когда ты не помнишь, ты нем. Если она не помнит, она не немая.
Расс (смеется): Она через чур напряжена на данный момент.
Фриц: М-м-м-м.
Расс: А это не содействует вспоминанию. (Вздыхает, долгая пауза).
Фриц: Возможно дать ему это, угостить его куриным бульоном? (Хохот).
Расс (прокашливается, пауза): М-м, я не могу, я не могу продвинуться.
Фриц (Пенни): Ты наблюдаешь на меня. Чего ты желаешь от меня? Когда я задал вопрос, твои глаза ушли от меня. Что происходит?
Пенни: Я… (смеется) все в порядке, я ничего не вижу.
Фриц: Итак, мы по-видимому попали в тупик. Тупик – в то время, когда вы в замешательстве, немы, в то время, когда вы оказываетесь на карусели, повторяя все опять и опять, пробуя выбраться из нее, но вы завязли. Эта пара вправду думается завязшей в собственных ожиданиях. Но раз сценарий установлен, он не будет прекращаться и длиться, если вы не пройдете через тупик. Я горжусь тем, что в гештальттерапии мы в первый раз обучились проходить тупик. Если вы не пройдете тупик, то все, в чем вы заинтересованы – это сохранение статус-кво. В терапии, либо в конфликте в собственном браке – все, чего вы достигаете, это повторение статус-кво. В лучшем случае вы меняете терапевта, меняете партнеров по браку, изменяете природу внутренних распрей, но природа самой разделенности остается неизменным жизненным сценарием – хотя бы актеры и заменяли друг друга. Благодарю вас. Прошу вас, пара номер три.
(Обращается к Биллу) – Итак, сообщи ей гештальт-молитву.
Билл: Я – это я. А ты – это ты. И я не буду иметь ожиданий довольно тебя. И не приму ожиданий от тебя довольно меня. (Пауза). Я – это я, а ты – это ты. Аминь.
Фриц: Сейчас ты сообщи это ему.
Энн: Я – это я. А ты – это ты. Я не буду ничего ожидать от тебя. А ты не будешь ничего ожидать от меня. Я – это я, а ты – это ты.
Билл: Это великолепно. (Вздыхает). Так и живет мир. Это замечательно трудится.
Энн: Я не ощущаю в действительности, что это так для меня. (Смеется). Я полагаю, что… что это будет, ты знаешь, как…
Билл. на данный момент это для тебя не так. (Пауза). А как это для тебя на данный момент?
Энн: Я ощущаю, м-м, я ощущаю, что ты, м-м, у-м-м, пришел ко мне, а я не пришла в действительности к тебе. Так что я ощущаю, в каком-то смысле, ожидание, что, ты знаешь…
Билл: Ты ощущаешь, что я чего-то требую. Как бы говорю Повернись ко мне.
Энн: Да. В то время, когда ты говоришь, что это великолепно, это, м-м, это как бы требование, дабы я также ощущала, что это великолепно. (Начинает плакать).
Билл: Поверишь ли ты, в случае, если я тебе сообщу, что в случае, если я так сообщил, это относится лишь того, что я так ощущаю?
Энн: Сообщи, сообщи это еще раз.
Билл (вздыхает): Я – это я. А ты – это ты. (Пауза). Но на данный момент я не могу заявить, что это великолепно, в силу того, что в этом показалось какое-то напряжение.
Фриц: Видите ли, легко повторить фразу. И гипнотизировать себя, что веришь, что эта фраза – действительность.
Энн: Я, я ощущаю, м-м (плачет), о, это не то чувство, в то время, когда… знаешь, ты ощущал, что-то было для тебя вправду отлично, а я этому наподобие помешала, я, наподобие, не дала тебе того, чего ты желал, другими словами… не разрешила тебе уйти с этим. Как ты себя ощущаешь, в то время, когда Фриц…
Билл: Я также, м-м, почувствовал в этом какое-то напряжение. Это, возможно, в то время, когда ты попросила меня сообщить это еще раз, я почувствовал какое-то принуждение, в том, дабы сказать это. И это, м-м, не было настоящим.
Энн: Что ты тогда почувствовал ко мне? Билл (пауза): Я сейчас… Я пробую отыскать в памяти… Я ощущал, я ощущал себя спокойным.
Энн: Снисходительным. Спокойным. Что ты имеешь в виду под спокойным?
Билл: Я не считал, что ты обязана что-то делать. Я довольно часто так ощущаю, но тогда этого не было. В том месте не было долженствования. (Пауза). Сейчас ты осознаёшь, что я ощущал. А сейчас, сейчас сообщи, где на данный момент ты?
Энн: М-м-м-м. Я, м-м, пробую опять отыскать себя. Я думаю, я… да, это все думание.
Фриц: Ты завязла?
Энн: М-м, да, завязла.
Фриц: Обрисуй это переживание. Как ты завязла?
Энн (пауза): Я ощущаю, что я, вот, сижу тут, совсем несобранная, и ожидаю, что что-нибудь меня вытянет. (Пауза). М-м, я чувствую, м-м, подергивание около глаз.
Фриц: Как ты ощущаешь себя завязшей?
Энн: Я, я ощущаю нежелание двигаться. (Пауза) М-м, я ощущаю, что я в действительности не знаю, где я нахожусь. (Пауза). Иначе, я не желаю, что ты () поведал мне. Я желаю отыскать…
Билл: А мне, ты знаешь, хочется отыскать это за тебя, что-то наподобие того. (Пауза).
Фриц: Обращение возможно грубо поделить на три категории. Одна – беседы о том-сем (aboutism), болтовня, в то время, когда вы рассказываете о втором человеке либо о собственных эмоциях, не касаясь сути дела. Это в большинстве случаев происходит и в групповой терапии – люди говорят между собой либо друг другу. Вторая не в полной мере проявляется тут, но образовывает базу второй коммуникации. Это – обязывание (shoudism) либо морализм. Вечное недовольство тем, что имеется. Ты должен быть вторым, ты обязан сделать то, я обязан сделать это, – обязан, обязан, обязан. Это то же, что ожидание. Я ожидаю, что ты будешь слушаться моих приказаний либо требований.
Третий вид речи – сказать о том, что имеется (isism), либо экзистенциализм. Что-то имеется то, что оно имеется. Роза, это роза, это роза (A rose is a rose is a rose). Я завяз. Я ощущаю, что чего-то желаю от тебя. Я не знаю, что делать. Я желаю сообщить Фрицу, дабы он отправился к линии. Мне скучно. Либо как-то еще.
Давайте попытаемся еще мало, на более честном уровне обязывания, долженствования. Сообщите друг другу, что вы должны делать, один второму, позже в ответ, и без того потом.
Энн: Ты обязан, м-м, ты должен быть рядом, в то время, когда я потерялась. Но (плачет) не показывать мне дорогу. Лишь будь тут. И ты не должен давать мне направление.
Фриц: Это серьёзная форма манипуляции. Разыгрывание плачущего ребенка. Я увидел, что это одна из твоих любимых ролей.
Энн: М-м-м-х-хм-м-м.
Фриц: Вместо того, дабы вынудить его плакать, ты плачешь сама. Плач – отлично узнаваемая форма агрессии. Взгляни, что ты со мной делаешь. Сообщи ему это.
Энн: Взгляни, что ты со мной делаешь.
Фриц: Еще раз.
Энн: Взгляни, что ты со мной делаешь.
Фриц: Громче.
Энн: Взгляни, что ты со мной делаешь.
Фриц: Еще громче.
Энн (плачет): Взгляни, что ты со мной делаешь!
Фриц: Вот сейчас ты начала общаться. Сейчас он обязан ощутить, что виноват и целый в дерьме. Ты ощущаешь это?
Билл: Нет (хохот)
Фриц: Тогда начинай сперва (хохот).
Энн (смеясь): Он слышал это через чур довольно часто.
Билл: Я думаю, ты удивляешься, что это я с тобой делаю.
Фриц: Ты не живешь в соответствии с ее ожиданиями. Ты весьма плохой мальчик (хохот).
ПАРЫ № 1
Любой из нас имеет собственный жизненный сценарий и пытается воплощать его в реальность. И вот вы встречаете человека, что думается подходящим для вашего сценария, вступаете с ним в брак, и наступает великий момент, в то время, когда вы вязнете (stuck) друг в друге. Эта идея стара как мир. Менее известно то, что жизнь в браке не имеет возможности наладиться, пока вы не обратите все внимание на то, как конкретно вы вязнете.
Многие из вас видели фильм Дама в песках. Не забывайте, как мужик пробовал выбраться ямы, в которой он завяз, и чем больше он старался, тем больше тонул в зыбучем песке? Мы попали в ту же обстановку с войной во Вьетнаме. Чем больше мы стараемся выбраться из нее, тем больше вязнем в ее зыбучем песке.
Я горжусь, что мне удалось преодолеть мертвую точку (sick point), как русские это именуют. Они считают, что в центре каждого невроза имеется мертвая точка, и уверены в том, что с ней ничего нельзя поделать, возможно лишь покинуть ее в том месте, где она имеется, и организовать энергии около нее – так сообщить, сублимировать их.
Я полагаю, что мы можем пройти тупик, в случае, если обратим все внимание на то, как конкретно мы завязли. Это, конечно же, не очень приятно. Значительно легче играться в игры, обвиняя друг друга: Ты должен быть не таким, какой ты имеется, – и без того потом, вместо того, чтобы выяснить, что ты завяз, узнать, как конкретно ты завяз, и проработать собственный путь из тупика.
Я желаю дать вам хотя бы поверхностную картину того, как вы – женатые либо живущие совместно люди – вязнете друг в друге. Я попрошу каждую несколько выйти и совершить со мной пара мин.. Как вас кличут?
Расс: Расс.
Пенни: Пенни.
Фриц: Расс и Пенни.
Расс, сообщи Пенни: Пенни, я завяз в отношениях с тобой. Сообщи ей, как ты в ней завяз.
Расс: Сообщить ей, как я в ней завяз? Я завяз в тебе. Как я завяз в ней?
Фриц: Это отлично. (Хохот).
Позднее мы поболтаем о дырах в личности. По-видимому, у Расса нет ушей. Я попытаюсь быть нужным. Я говорю: сообщи ей, как ты завяз в ней.
Расс (пауза).
Фриц: О’кей, Пенни, можешь ты сообщить ему, как ты завязла в нем?
Пенни: Я завязла в тебе. Ты – ленивый осел. Я вязну в твоем упрямстве, в твоем эмоции собственного величия. Мне надоел твой мотоцикл. (Хохот).
Фриц: О’кей, сейчас ты, Расс.
Расс: Я завяз в твоей злобности (хохот), в твоей, временами, экстравагантности, я завяз в твоей практичности.
Фриц: Снятся ли тебе сны? (Пауза) Что я сообщил?
Расс: Я не расслышал.
Фриц (Пенни): Что я сообщил?
Пенни: Снятся ли тебе сны?
Фриц: Сообщи нам.
Пенни: Мне снятся сны – броские, живые.
Расс: А мне – смутные. Я в большинстве случаев их не помню.
Фриц: О’кей. Перейдем к следующей паре.
* * *
Марк: Ты желаешь, дабы я начал? (Пауза). Я завяз в твоих снах, твоей чистосердечной импульсивности, твоих поэтических качествах, твоих снах.
Фриц: Под снами ты имеешь в виду дневные мечты, либо ночные сновидения?
Марк (пауза).
Дженни: Я завязла в том, что ты не желаешь, дабы я делала определенные вещи, в твоей постоянной критике. Я завязла в твоих страхах, в твоем консерватизме.
Фриц: А у тебя как со снами? Видишь ли ты сны?
Дженни: Да. Тебя интересуют повторяющиеся образы сновидений?
Фриц: Да, возможно.
Дженни: Я не подмечала повторяющихся образов, но сны я вижу.
Фриц: А ты?
Марк: Я поразмыслил о сновидении, которое довольно часто повторяется у нее. Вот один из ее снов: лестничный Пролет без ступеней. Пугающий образ, что оказывается чем-то наподобие…
Дженни: Ну, я в большинстве случаев вижу во сне приключения, либо я что-то делаю. Довольно часто это мучительно.
Фриц: О’кей, благодарю. Перейдем к следующей паре.
* * *
Сильвия: Я ощущаю, что мне приходится как бы выдумывать что-то. Я не могу ничего придумать.
Кен: Я завяз в твоей бесцеремонности, подчас – агрессивности, твоих небрежных обобщениях, твоих требованиях.
Фриц: А бывают ли у тебя сны? Повторяющиеся сны?
Сильвия: Ты имеешь в виду одинаковый сон неизменно?
Фриц: Да, что-то наподобие этого.
Сильвия: Нет. У меня все сны различные.
Фриц: А у тебя?
Кен: У меня было что-то наподобие этого сравнительно не так давно. Лишь я его, думается, забыл.
Фриц: О’кей.
Кен: В том месте была Сильвия, и мы с ней влезали на гору вместе с моей кошкой (хохот). В том месте была ЖД колея, идущая в гору, и я не имел возможности осознать, как поезд может въехать наверх. И мы влезали весьма высоко. Кошка перепрыгивала со шпалы на шпалу, а в то время, когда добралась до верха, начала спускаться…
Фриц: О’кей.
* * *
Джуди: По какой причине ты не начинаешь?
Ник: Опасаюсь, что я по большому счету не завяз.
Фриц: Сообщи это ей.
Ник: Я по большому счету не ощущаю себя завязшим.
Джуди: Ну, а я завязла.
Фриц: Сообщи ему, как ты завязла.
Джуди: Ну, он знает, что я завязла, но я… я пологаю, что нет ничего особого, для того чтобы, о чем я имела возможность бы сообщить, в силу того, что мне думается, что он таковой человек, что вязнет, в том смысле, что в нем все заблокировано. Так что я не могу заявить, что я завязла в каких-то определенных вещах по поводу него, в силу того, что я могу быть объективной и заявить, что ты мне нравишься, но в отечественных отношениях ты завяз, в силу того, что ничего из этого не выходит. И в случае, если я желаю чего-то, я в любой момент обязана заняться этим и взять это сама.
Фриц: Снятся ли тебе сны?
Ник: Весьма редко, а в то время, когда снятся, я в большинстве случаев могу их отыскать в памяти в полусознательном состоянии. В то время, когда я лишь просыпаюсь, я могу отыскать в памяти сон весьма быстро, но позднее он забывается.
Фриц: А тебе?
Джуди: Я довольно часто вижу сны. И имеется настроение, которое довольно часто повторяется в моих снах, не смотря на то, что события постоянно меняются. Мне снятся сложные сюжеты, но с одним и тем же настроением.
Фриц: О’кей, благодарю.
* * *
Билл: Я ощущаю, что время от времени вязну в твоей неуверенности, в то время, когда ты отравляешь мне все около, переворачивая все вверх дном, и создавая такие неудобства, что я начинаю на все натыкаться.
Фриц: А ты? Как тебя кличут?
Энн: Энн. Имеется довольно много мелочей, в которых я временами вязну с тобой, но основное – это игра, в которую мы с тобой играем. Имеется довольно много мелочей, каковые злят меня в тебе, в то время, когда мы это делаем, что-то как бы опрокидывается на меня… Я становлюсь чем-то наподобие сторожа твоей колонии, человеком, что как бы тебя ограничивает.
Фриц: Это занимательное замечание: Я становлюсь сторожем твоей колонии – это сразу же заставляет заподозрить, что ему в его жизненном сценарии нужна колония. Так что ты выбираешь кого-то, кто обеспечит тебе колонию. Жизненные сценарии человека – воистину необычная вещь. Люди пишут драмы либо комедии, но тяжело поверить, что человек может применять все эти вещи для самого себя. Что тебе снится?
Энн: Я вижу довольно много снов, и многие из них не забываю. Два из них повторяются.
Фриц: А ты, Билл?
Билл: Мне сны снятся реже. Имеется один, что повторяется. Это сон о свободе.
Фриц: Отлично. Превосходно. Колония – свобода (хохот). Прошу вас, следующая пара.
* * *
Дик: Начинай.
Джули: Я вязну в твоей возбудимости, твоем нетерпении, в твоей снисходительности.
Дик: Я вязну в… м-м… как бы получается, что мне необходимо, дабы ты меня останавливала, дабы я не доводил собственный нетерпение до предела, в то время, когда я…
Фриц: Ему нужен выключатель.
Дик: На своем ли он месте? (хохот)
Фриц: О’кей, благодарю. Имеется еще пары? какое количество пар у нас уже было?
* * *
Вопрос: Мне думается, что Ник уже так привык к слову завяз и к тому, что ты стараешься узнать, что в этом не хорошо, что в этом не так… Мы привыкли к этому слову.
Ответ: Мне думается, что Фриц сделал это. Я сходу обиделась на тебя за твои фантастические обобщения относительно людей, каковые завязли. Как словно бы это что-то, что ты осознал и заметил во множестве пар, и потому это справедливо для каждого, и я почувствовала себя связанной твоим клише. Я могу заявить, что обижаюсь на очень многое, но не могу заявить, что я вязну в этом.
Вопрос: Не вязнешь ли ты в словах?
Ответ: Возможно. Я выбираю завязнуть, исходя из этого я не вязну, вот так. Я имею в виду, что я выбираю. (Хохот)
Вопрос: Слово завяз подразумевает, что ты желаешь выбраться.
Ответ: Возможно это легко разговор о значении слов.
Вопрос: Отлично, планирует ли человечество вязнуть в браке еще продолжительное время, либо мы можем отыскать лучшие формы?
Фриц: Отправится ли кто-то из этих пар к консультанту по браку, будет ли искать какую-нибудь другую помощь? Так что я пологаю, что не в порядке все это в целом. Возможно снять фильм о браках, с идеей, как оказать помощь мертвым бракам наладиться. Вы имеете возможность попытаться улучшить брак, не делая вид, что вы разрываете цепи (хохот).
Отлично, следующая пара.
(Выходят Элен и Гордон)
Первое, что мы тут видим – и это принципиально важно в гештальт-терапии – это что невербальное поведение в любой момент серьёзнее слов. Слова лгут либо преследуют какую-то цель. Но поза, голос, невербальное поведение подлинны. Увидели? В первую очередь – закрытая поза. Как тебя кличут?
Элен: Элен.
Фриц: Элен. Вы видите, что Элен – замкнутая совокупность. Ноги сомкнуты, руки сомкнуты, Тяжело общаться с замкнутой совокупностью. Не сделаешь ли ты мне одолжение?
Элен: М-м-м-м-х-м.
Фриц: Давай посмотрим, что произойдёт, если ты откроешься. Как ты себя почувствуешь?
Элен: Легче.
Фриц: Сейчас, не сообщишь ли ты Гордону, как ты в нем вязнешь.
Элен: Не знаю. Я продолжительно не видела Гордона.
Фриц: Гордон, ты можешь сообщить Элен, как ты завяз в ней?
Гордон: Я на данный момент не ощущаю, что я в тебе завяз.
Элен: Я не осознала, что ты имеешь в виду. Ты сообщил завяз, и я пробовала осознать, это что может значить.
Фриц: Завяз. Завяз. (Хохот)
Элен: Я не чувствую себя завязшей в Гордоне. Я чувствую себя… чувствую себя собой.
Фриц: Так у вас нет жалоб по поводу вашего брака?
Элен: М-м, ну, были.
Фриц: А сейчас нет?
Элен: М-м… дело в том, что мы не живем совместно.
Фриц: При таких условиях вы не вязнете друг в друге (хохот). Имеется ли у вас фантазии относительно того, дабы опять сойтись?
Элен: У меня больше, пожалуй, нет.
Фриц: А ты как вычисляешь, Гордон?
Гордон: Я ощущаю некую незавершенность. Мы помой-му договорились разойтись, но необходимо еще поразмыслить о детях, и меня это все еще… все еще тревожит каким-то образом.
Фриц: А ты?
Элен: Меня также это заботит, но это не обязательно значит, что необходимо жить совместно.
Фриц: И чего ты желаешь от него? Ты говоришь, что остались вещи, каковые необходимо обсудить. Какова твоя позиция?
Элен: Я полагаю, что очень многое возможно обсудить. Но я не вижу… у меня нет никаких определенных ожиданий, относительно того, дабы… м-м… опять сойтись, либо оставаться врозь, либо как-то еще.
Фриц: Не имеет значения, так или иначе. Я бы не сообщил этого, но. Быть может, что где-то у тебя в руках скрывается но.
Элен (смеется): Возможно у тебя?
Фриц: Имеется два убийцы. Один – ухмылка, либо, скажем, злобный хохот. Второй – словечко но. Это два психотерапевтических убийцы. Сперва говорится да, позже появляется но. Бац! Имеется маленькая история про это. Мама говорит дочке: Ну, он, само собой разумеется, некрасив, но у него тридцать тысяч долларов. – А дочка отвечает маме: Мама, ты совсем права, у него тридцать тысяч американских долларов, но он некрасив. (хохот)
ПАРЫ № 2
У нас в группе показалась новая пара, и мне весьма интересно взглянуть, что может случиться с людьми, каковые еще не привычны с гештальт-подходом. Садитесь. Как вас кличут?
Ирвин: Ирвин.
Фриц: Ирвин. А тебя?
Нэнси: Нэнси.
Фриц: Нэнси. Давайте начнем с того, что вы несколько мин. поговорите между собой.
Ирвин: Привет.
Нэнси: Как дела?
Ирвин: Замечательно, (Пауза). Как тебе понравилось лежать на солнышке?
Нэнси: Я отлично отдохнула. Мне понравилось.
Ирвин: Гм. (Пауза). Мне почему-то тяжело с тобой сказать. Я не знаю, что сообщить.
Нэнси: Так возможно ничего не требуется сказать?
Ирвин: Г-м, я как бы ощущаю, что обязан что-то сообщить. Но не знаю, что мне сообщить. Г-м, я в первоначальный раз так продолжительно наблюдал в твои глаза. Я еще не наблюдал в твои глаза так продолжительно. М-м…
Фриц: Возможно мне тебя задать вопрос? Что ты думаешь о вашем браке?
Ирвин: Гм, в некоторых отношениях он оптимален, в некоторых – не весьма. Отлично то, что между нами время от времени появляются утепленные моменты, нежность. Плохо, либо не отлично, что я время от времени разыгрываю из себя хозяина, а она – негра. Что-то наподобие раба и отношений хозяина.
Фриц: Видите, игра попирающего и попираемого не исчерпывается внутренней борьбой. Нам довольно часто нравится проецировать ее, разыгрывать ее внешним образом, и тогда мы сознаем в себе лишь попирающую, а не попираемую часть; но попираемая в любой момент тут. И напротив. Нэнси, а ты…
Нэнси: Ну, я полагаю, что я довольно часто играю роль попираемой, и тогда я обижаюсь, и мне думается, что я бы желала быть попирающей, до какой-то степени, каким-то образом.
Фриц: М-да. Трудясь между собой, мы можем поиграть в кое-какие брачные игры. Ничто из того, что вы сообщите, не будет развёрнуто против вас. Это значит, что если вы что-то дадите обещание тут, либо что-то сообщите, это вправду лишь в пределах данной ситуации. Я говорю об этом, дабы вы имели возможность мобилизовать собственную фантазию.
Давайте сперва сыграем в вызывания. В то время, когда мы кличем кого-то, мы желаем, дабы данный человек был тут; мы его вызываем. Говорим ли мы дорогая либо эй, чертов сын, либо моя хорошая, либо Христос (хохот). Я желаю, дабы вы поиграли в игру вызывания так. Ты будешь сказать Нэнси, и повторять это опять через некое время. А ты кивни, либо покачай головой, в зависимости от того, удалось ли ему достигнуть тебя, легко именуя тебя по имени.
Ирвин: О’кей. (Вздыхает) Нэнси……Нэнси…..Нэнси…..Нэнси (пауза). Паршивка.
Нэнси (смеется).
Ирвин: Ослица.
Фриц: Произноси лишь имя Нэнси.
Ирвин: М-м-м-хм. О’кей. Нэнси… Нэнси….. Нэнси…. Нэнси….. Нэнси….. Нэнси! Нэнси….. Нэнси… Нэнси…..
Фриц: Сейчас давайте напротив. Посмотрим, можешь ли ты позвать его.
Нэнси: Ирвин. (Прочищает горло) Ирвин.
Фриц (Ирвину) Можешь ли ты покачать головой, либо кивнуть, дабы…
Ирвин: Угм. В первоначальный раз, мне думается, ты меня дотянулась. Во второй раз (качает головой)…
Нэнси: Ирвин…..Ирвин…..Ирвин…..Ирвин…..
Фриц: Я увидел, что любой раз, в то время, когда она тебя кличет, ты наблюдаешь в сторону. Очень многое происходит, в то время, когда два имени. Увидели ли вы, как много вы пережили на протяжении данной несложной игры? Это лучшая проверка коммуникации. Давайте сейчас сыграем в игру обид. Ты, Нэнси, будешь сказать: Я обижаюсь на тебя за то-то и за то-то, – и ты также, Ирвин, сообщишь собственную фразу: Я обижаюсь на то-то и то-то. Поиграйте в пинг-понг обид.
Ирвин: О’кей. (Вздыхает) Мне жалко, что ты не убираешься в доме так отлично, как мне хотелось бы.
Нэнси: Я обижаюсь, что ты желаешь, дабы я убиралась в доме, как убиралась твоя мать.
Ирвин: М-м, я обижаюсь, что ты время от времени не осознаёшь, что я ощущаю. Ты не ощущаешь совместно со мной.
Нэнси: Я обижаюсь, что ты требуешь, дабы я ощущала как ты.
Фриц: Подмечаете, что происходит? Она все время отбивает мячик. Не сообщишь ли ты полдюжины предложений относительно того, на что ты сама обижаешься?
Нэнси: О’кей, я обижаюсь, ум-м, мне жалко, что ты в любой момент мной обижен.
Ирвин: М-м-м-м-м…
Фриц: Нет, поведай еще о собственных обидах.
Нэнси: Ох, хорошо. Мне жалко, что, м-м, каким-то образом ты заставляешь меня ощущать себя виноватой… Мне время от времени жалко, что ты не проводишь больше времени со мной и с детьми. Мне время от времени жалко, что ты меня не встречаешь. М-м…
Ирвин: Мне жалко, что время от времени, в то время, когда я злюсь, ты поднимаешь руки и уходишь с рыданиями, не давая мне, ну, не знаю… рассердиться. Мне жалко, что ты затыкаешь пальцами уши, в то время, когда я сердит на тебя.
Фриц: Отлично, давайте сделаем то же самое по поводу того, что вы цените.
Ирвин: У м-м, отлично. Я ценю, что время от времени, в то время, когда я кличу тебя, ты тут. Я ценю, что время от времени ты меня поддерживаешь и даешь мне необычное чувство тепла; чувство ласковой заботы. Время от времени я ценю твои идеи.