Марек: на данный момент я сознаю, м-м, напряжение в правой руке, на данный момент я сознаю лица (радуется), каковые наблюдают на меня. на данный момент я сознаю тебя, Фриц. на данный момент я снова сознаю руку. на данный момент я сознаю, что устраиваюсь эргономичнее. на данный момент я сознаю коробочку передо мной. на данный момент я сознаю, что ожидаю, в то время, когда снимется напряжение (радуется).
Фриц: Видите, сейчас он перепрыгивает в будущее. Слово ожидаю свидетельствует, что он прекратил сознавать происходящее. Мы попытаемся ослабить его предвосхищение протекающего процесса – мы сделаем это посредством вопроса как. Как охватывает все вероятные формы поведения. Как ты испытываешь ожидание?
Марек: Я испытываю ожидание так, что сейчас у меня огромное напряжение вот тут. Определенное напряжение по всему телу, и, помимо этого, некая пугающая чернота охватывает мой процесс мышления.
Фриц: Сейчас я обязан добавить, что сознаю я. Я вижу, что ты довольно много радуешься. А также в то время, когда ты говоришь о неприятном – наподобие неприятного напряжения – ты улыбаешься . Мне это думается несоответствием.
Марек (смеется): Это правильно, м-м, это оружие, я полагаю.
Фриц: Что ты делаешь на данный момент?
Марек: Интеллектуализирую?
Фриц: Да, ты защищаешься. Сознаешь литы это?
Марек: Да, сейчас сознаю.
Фриц: Так, возможно, мое замечание было для тебя не очень приятно?
Марек: Возможно, до некоей степени (кусает губы, радуется).
Фриц: Сознаешь ли ты на данный момент собственную ухмылку?
Марек: М-м, тебе не нравится моя ухмылка?
Фриц: Сознавал ли ты, что ты делал своим предложением?
Марек: Я полагаю, что, быть может, это было мало враждебно.
Фриц: Ты напал на меня.
Марек: Я не желал нападать на тебя, но…
Фриц: Ты сознаешь, что на данный момент снова защищаешься?
Марек: Да, я, возможно, весьма склонен к защите по природе.
Фриц: О’кей, прошу вас, следующий. Я желаю дать лишь маленькие примеры, дабы создать базу для сознавания. Мы примеры, знакомимся с протеканием процесса сознавания и с тем, как разные люди избегают полной вовлеченности в то, что происходит.
Сейчас мы можем сделать следующий ход и взглянуть, с чем вы находитесь в соприкосновении. Имеется три возможности: вы имеете возможность быть в соприкосновении с миром, вы имеете возможность быть в соприкосновении с собой, либо вы имеете возможность быть в соприкосновении с судьбой собственной фантазии. Жизнь фантазии – средняя территория – в первый раз была открыта Фрейдом, называющиеся комплекса, и эта средняя территория выясняется нездоровой частью в нас, в случае, если мы принимаем эти фантазии за что-то настоящее.
Нездоровый человек – это тот, кто говорит, что он – Наполеон, и вправду в это верит. В случае, если я сообщу, что желал бы быть Наполеоном, вы не назвали бы меня безумным. Но в случае, если человек сообщит, что он Наполеон, и прикажет вам маршировать в Аустерлиц либо что-нибудь в этом роде, его поведение покажется вам необычным.
Имеется территория, в которой мы абсолютно, совсем сумасшедшие – это отечественные сны. Позднее вы заметите, что эти сны, средняя территория, купили такое значение в нашей жизни, что мы перестаем принимать действительность, которая есть или действительностью мира, или действительностью отечественного настоящего я.
Итак (поворачивается к Дону, что находится в тёплом стуле), начни опыт: на данный момент я сознаю, что…
Дон. М-м, прямо на данный момент я сознаю, что твое внимание отвлеклось от меня, м-м, а сейчас обратилось ко мне, что мой голос дрожит; м-м, что мой ум как бы разделяется между фантазией и сознаванием моего тела.
Фриц. Ты говоришь, что ум разделяется между телом и фантазией. По мне ум (mind) и имеется фантазия. (Пауза). В то время, когда ты говоришь, что твой ум разделен, ты, возможно, имеешь в виду, что внимание поделено.
Дон. Да, совсем совершенно верно. В случае, если тело у меня в уме, то ум сосредоточен на теле, на него обращено мое внимание. М-м, я так же, как и прежде чувствую дрожание, как словно бы у меня в груди – дрожащий лист. Я подмечаю, что моя рука пара суетливо движется; я показывал ею на грудь. М-м, дрожание поднимается в горло. Я сознаю, что уставился на ковер. В том месте движутся чьи-то ноги.
Фриц: Сознаешь ли ты кроме этого, что избегаешь наблюдать на меня либо на кого-нибудь еще?
Дон: Угу. Я не наблюдал – до сих пор; люди выглядят весьма напряженными, как бы в ожидании чего-то. Но весьма настоящими.
Фриц: Попытайся сейчас перемещаться между сознаванием себя и сознаванием мира. Сознавание себя символизируется словом я, а мира – словом ты. Я и ТЫ. В случае, если у вас через чур много я, вы сосредоточены на себе, изолированы и т.п. В случае, если через чур много ты, это возможно паранойей, агрессией, либо легко бизнесом, либо чем-то наподобие этого.
Дон (группе). Ну, я наблюдал на вас. Я наблюдаю на вас на данный момент, и чем больше я на вас наблюдаю, тем меньше дрожания я чувствую в себя. М-м, кое-какие из вас наблюдают прямо на меня, а кое-какие как бы выглядывают сбоку либо сверху. Ширли, ты наблюдаешь на меня то сверху, то снизу. Даун, ты наблюдаешь со стороны, а другие…
Фриц: Сейчас возвратись к сознаванию себя.
Дон (кашляет): М-м, я чувствую комок напряжения вот тут. У меня пересохло во рту.
Фриц: Сейчас возвратись опять к сознаванию мира.
Дон: М-м, я как бы желаю сосредоточиться на…
Фриц: Ты так же, как и прежде в я.
Дон: М-м, Гордон, ты выглядишь с большой уверенностью, но мало свирепо (радуется).
Фриц: Сейчас ты встретился с ним. Сейчас возвратись опять к себе.
Дон: Это делает меня уверенным, что ты (хихикает) уверен.
Фриц: Сейчас, как видите, ты достиг интеграции. Мир и я едины. В случае, если я вижу – я не сознаю, что вижу, а просто мир выясняется тут. А вдруг я наблюдаю, – я напрягаюсь, стараюсь пробраться куда-то, я делаю множество вещей, но лишь мира перед собой не имею. О’кей, благодарю.
(Пауза. К тёплому стулу выходит Пенни).
Фриц: Тебя кличут…
Пенни: Пенни,
Фриц. Пенни, да, ты – Пенни.
Пенни: М-м, я сознаю собственный сердцебиение. У меня холодные руки. Я опасаюсь взглянуть, и сердце у меня так же, как и прежде бьется.
Фриц: Сознаешь ли ты, как ты меня избегаешь? Ты взглянуть на меня в этот самый момент же начала смотреть в сторону. Чего ты избегаешь? Сознавала ли ты, что радовалась, в то время, когда взглянуть на меня?
Пенни: М-м-м-м-хм.
Фриц: Какого именно рода ухмылку ты сознавала, в то время, когда взглянуть на меня?
Пенни: Я опасаюсь. Я стараюсь запрятать собственный ужас (Сдерживает слезы, кусает губы).
Фриц. Приятен ли твой ужас? Комфортно ли тебе с ним?
Пенни: Да. Мое сердце больше не стучит.
Фриц: М-м-м. Попытайся сейчас в основном ощутить ритм контакта либо обхождения с миром и ухода.
Это ритм судьбы. Вы раскрываетесь миру и позже вы уходите в себя. Это главный ритм судьбы. Зимний период мы уходим в основном, летом мы более открыты. Ночью мы глубоко уходим в себя, днем мы больше заняты обхождением с миром. В случае, если мне не достаточно слова, я ухожу в словарь и возвращаюсь, в то время, когда отыскал слово, которое мне необходимо засунуть в предложение. Данный ритм всегда продолжается, эта пара – я и ты – образует единство. В случае, если же появляется средняя территория, она попадает между вами и миром и не дает вам адекватно функционировать. В данной средней территории особенно сильны катастрофические ожидания либо комплексы и другое, что искажает ваш взор на мир. Позднее мы займемся этим. А на данный момент я желаю дать вам чувство ухода и контакта.
Уйди в себя так глубоко, как допустимо. Можешь кроме того уйти из данной помещения, а позже возвратись и опять взглянуть на нас. И взгляни, что будет происходить, в то время, когда ты переживаешь данный ритм.
Пенни. Возвращение более приятно.
Фриц. Продолжай. Опять закрой глаза. Уходи и любой раз скажи, куда ты уходишь. На пляж? В размышления? В ощущения мышечных напряжений? Позже опять возвращайся и скажи, что ты сознаешь.
Пенни. Я чувствую себя более расслабленным. Я как словно бы, м-м, больше, я ухожу в себя (Пауза). Но я не желаю оставаться. (Пауза). Мне это надоело.
Фриц. Не забывайте, о чем мы договорились? В любой момент сказать на данный момент я сознаю… Что ты сознавала, в то время, когда взглянуть на меня?
Пенни (пауза). Я искала ответ.
Фриц: Угу. Конечно же, это не очень приятно. И ты прекратила сознавать. Ты начала думать и пробовать, высматривать. Иными словами, ты так же, как и прежде уходишь в себя, в собственный компьютер. Ты не со мной. Ты все еще не в мире. Закрой глаза. Уйди в себя. (Пенни вздыхает). В последний раз, в то время, когда ты уходила, ты поняла, что тебе надоело. Приятно ли твое чувство скуки?
Пенни. Не очень приятно.
Фриц: Побудь с ним и поведай нам, что неприятного в скуке.
Пенни:. (Пауза) Я ощущаю фрустрацию. Я желаю что-то сделать.
Фриц: Сообщи это еще раз.
Пенни. Я желаю что-то сделать. (Пауза, закрывает глаза).
Фриц. Сейчас возвращайся. Что ты испытываешь, тут и по сей день?
Пенни (оглядывается): Краски стали броскими.
Фриц: Несложна?
Пенни: Краски броские.
Фриц: Это хороший показатель. Это то, что мы в гештальттерапии именуем мини-сатори. Она начинает просыпаться. Подмечаете? Мир делается настоящими, краски – броскими. Это звучит весьма подлинно и спонтанно.
(Пауза) Не желаешь ли ты попытаться? Как тебя кличут?
Энн: Энн.
Фриц: Энн. (Пауза)
Энн: Я сознаю напряжение в голове. Около всей головы. Я чувствую его как покалывания и сжатие. Как словно бы моя голова планирует заснуть, как засыпает конечность. И она, м-м, тёплая.
Фриц: Сейчас обратись к миру. Что ты сознаешь в окружающем?
Энн (пауза, оглядывается около и начинает плакать): Я сознаю, что данный мальчик наблюдает весьма мягко на меня и на тебя. Мне думается, что он весьма хороший и осознающий.
Фриц. Вот еще одно условие гештальттерапии. Мы постоянно стараемся установить контакт. Можешь ли ты сообщить это ему, а не сказать о нем?
Энн: Мне думается… мне думается, что ты весьма хороший и осознающий.
Фриц: Сейчас опять уйди в себя. (Пауза) Сознавала ли ты, что плакала?
Энн: М-м-м-м.
Фриц: А по какой причине ты об этом не сообщила?
Энн: Я сознаю, я сознаю, что плачу. М-м, я пара расстроена (вздыхает). Во мне что-то, м-м, как бы надломлено, каким-то образом.
Фриц: Сейчас возвратись к нам. В этом случае возвратись ко мне. Как ты принимаешь меня?
Энн: Я принимаю тебя как, м-м, весьма, весьма, м-м, ну, что ли, настоящего, определенного человека, весьма близкого, м-м, ты тут со мной. Ну, не со мной, но с каждым, кто тут.
Фриц: Сейчас опять уйди в себя. Расставание – такая сладкая скорбь (радуется).
Энн (пауза): Я ощущаю, я сознаю, м-м, напряжение в голове. Какое-то напряжение прямо над ушами.
Фриц: Можешь ли ты не обращать внимания?
Энн: М-м-м-м.
Фриц: И узнать, как ты это делаешь. Что ты напрягаешь, каюты создаешь напряжение?
Энн (пауза): Я ощущаю, как я стягиваю, стягиваю что-то.
Фриц: М-м-м. Возвратись опять.
Энн (оглядывается): Я ощущаю, м-м, что несколько как бы мало открылась.
Фриц: Угу. Отлично. (Пожимает ей руку). Итак, вот база для расширения сознавания. Нам не требуется подогревать себя посредством ЛСД или других неестественных средств. В случае, если мы создаем собственное сознавание, в случае, если мы делаем это сами и не ищем неестественных средств, у нас имеется все, что нужно для развития. Давайте сделаем паузу.
БРАК
День назад мы говорили о жизненном сценарии человека и о том, что в данный сценарий включено много других людей. К примеру, нам необходимы другие люди чтобы поддерживать самоуважение. Мы нуждаемся в других людях для удовлетворения половых потребностей. И во многих случаях отечественный жизненный сценарий требует вступления в законный брак. Трудности в браке начинаются тогда, в то время, когда один из супругов не вписывается в жизненный сценарий другого. Иными словами, в то время, когда человек обожает не собственного супруга, а образ того, каким тот должен был бы быть.
Образ супруга редко соответствует настоящему человеку, так что появляются трудности и фрустрации, в особенности в случае, если человек подвержен проклятью перфекционизма. Тогда дела вправду нехороши. Это нехорошее, что лишь возможно с человеком. У перфекциониста имеется палка, которой он в любой момент может побить себя и других, в силу того, что его требования невыполнимы. А когда вы начинаете потребовать от собственного партнера невыполнимого, начинаются обвинения, жалобы и другое в этом роде.
В таковой ситуации лучшее, что возможно сделано, это попытаться разыграть эти игры прямо тут, дабы найти три базы, на которых покоятся отношения людей. Давайте начнем с того же коммуникативного подхода, что мы применяли в сознавании: я и ты. Пускай двое выйдут ко мне (Клер и Дон занимают тёплые стулья) и встретят неприятеля лицом к лицу (хохот). Как вас кличут?
Клер: Клер.
Дон: Дон.
Фриц: Клер, мы с Доном просим вас выполнить это упражнение: уход в себя, обозначаемый словом я, и возвращение к Дону, обозначаемое словом ты. В том направлении и обратно: я и ты. Ты, Дон, делай то же самое: перемещайся и наблюдай, в какой степени вероятна несложная коммуникация. Больше всего нас, само собой разумеется, интересует, какого именно рода коммуникации вы избегаете. Очевидно, тут множество катастрофических ожиданий. В случае, если я сообщу ей, что я вправду о ней думаю, она не будет меня обожать, она меня бросит, – и другое в этом духе.
Клер: М-м, мне думается тяжёлым уйти в себя. (Пауза). Мне хочется обратиться к тебе и, м-м, уверить тебя, что я с тобой.
Фриц: Возвратись опять в себя.
Клер: Я возвращаюсь в себя, я кроме этого желаю быть и собой (радуется).
Фриц: Сознаешь ли ты, что ты полна хороших намерений: я желаю того, я желаю этого. Ты говоришь нам не о том, что ты сознаешь, а о том, чего ты желаешь. Иными словами, ты не в настоящем, ты говоришь не о том, что ты делаешь, а о том, что ты желаешь делать. О’кей, сейчас Дон.
Дон: М-м, я опять возвращаюсь в собственную внутреннюю схватку, мне легко уйти в себя и, м-м, тяжелее возвратиться к вам. И, я думаю, м-м, я… я был… я сознавал… я на данный момент вспоминаю, в то время, когда я наблюдал на людей тут, я не наблюдал на тебя, в то время, когда я сел ко мне.
Фриц: Это легко: это ясный симптом избегания. Если ты избегаешь наблюдать на кого-то, это значит, что ты не открыт. Твоя очередь, Клер.
Клер (пауза): Я сознаю напряжение, в себя. Что-то наподобие трепета, биения. (Пауза). Какое-то дрожание, ожидание чего-то. Я сознаю твое самообладание. (Радуется). М-м, твою уверенность. Вот что за всем этим. Я сознаю неумение выразить себя. Я держу собственный громадный палец. Я сознаю неуверенность.
Фриц: Сознаешь ли ты собственный голос?
Клер: Он негромкий.
Фриц: Можешь ли ты сообщить Дону о собственном голосе и о том, что ты делаешь с ним своим голосом?
Клер: Ну, я надеюсь, что он не таковой негромкий, дабы тебе приходилось… приходилось напрягаться, дабы меня слышать.
Фриц: Твои надежды… Что ты делаешь?
Клер: Я говорю негромко. С сомнением. (Пауза) Неуверенно.
Фриц: Кстати, таковой негромкий голос постоянно является симптомом скрытой жестокости. Это один из лучших способов мучить вторых людей.
Клер: Я не всегда говорю негромко (радуется).
Фриц: Дон.
Дон: Я сознаю, что пара успокоился. И, м-м, я полагаю, что я спокойнее, в силу того, что ощущаю твою неуверенность, твой ужас, это требует от меня быть тут и находиться. М-м, в себя я ощущаю какую-то ригидность. М-м, я полагаю, я пробую сообщить тебе…
Фриц: Сознаешь ли ты, что всегда говоришь: Я полагаю, Я пробую? Можешь ли ты сообщить нам, что ты сознаешь?
Дон (вздыхает): Я сознаю чувство, что я становлюсь как бы цементным. Я как бы затвердеваю.
Фриц: Как бы.
Дон: Как словно бы я затвердеваю. Становлюсь негибким. Все делается неподвижным. (Пауза, Клер наблюдает на Фрица)
Фриц: Чего ты желаешь от меня?
Клер (поворачивается к Дону) М-м, я ощущаю…
Фриц: Чего ты желаешь от меня?
Клер: Ну, я планировала заговорить с ним, и, м-м, я возможно желала свериться с тобой.
Фриц: Ты желала проверить себя с моей помощью?
Клер: Нет, этого я не ощущаю.
Фриц: М-м-м-м?
Клер: Я как бы задавала вопросы, верно ли я делаю.
Фриц: Можешь ли ты сообщить ему то же самое?
Клер: Мне не нравится сказать ему то же самое – что я ожидаю от него управления. Но я осознаю, что в моем отношении это содержится. Я собиралась заявить, что почувствовала обиду, что ты стал негибким, в то время, когда почувствовал, что я опасаюсь, что я могу совладать с собственными эмоциями, и именно поэтому ощущаю себя сильной.
О’кей, давайте поработаем с другой парой. на данный момент я не желаю идти глубже. Мне хочется лишь продемонстрировать вам, как происходит коммуникация. Как вас кличут?
Расс: Расс.
Пенни: Пенни. (Пауза)
Фриц: Итак, еще раз. Опыт весьма несложен. Я не возражаю против того, дабы вы делали его пара ригидно. Сперва вы рассказываете о том, что сознаете в отношении себя, позже – в отношении другого. В случае, если это задание покажется через чур тяжёлым, сообщите об этом, и мы разглядим ваши трудности в отношении этого несложного задания.
Расс: Я сознаю, что опасаюсь того, что ты планируешь сказать. (Пауза) Я могу слушать.
Фриц: Твоя очередь, Пенни.
Пенни: Я сознаю напряжение в груди. Я сознаю, что ты наблюдаешь на меня внимательно, что ты желаешь, дабы я забрала это на себя (смеется).
Фриц: Ты сознаешь это, либо ты так думаешь?
Пенни: Это то, что я думаю.
Расс: Я сознаю, что желаю этого. Я желаю, дабы ты сообщила мне, как обойтись с этим, и сознаю, что…
Фриц: Сознаешь ли ты, что делают твои руки? Попытайся выполнить самое тяжёлое из всех заданий: придерживайся очевидного. Разумеется, что ты сделал это перемещение головой. Разумеется, что ты держишь руки в некотором роде. Разумеется, что ты киваешь головой. Попытайся выполнить это тяжёлое задание – быть несложным.
Расс: Я сознаю, что через чур стараюсь. Я стараюсь расслабиться, и одновременно с этим стараюсь держать себя.
Фриц: Как ты это делаешь?
Расс: Ригидностью рук, тела. Я застываю в неподвижности.
Фриц (показывает на Пенни): А что ты сознаешь в том месте?
Расс: Твои руки что-то говорят. Мягко, негромко – ты отодвигаешься от меня.
Фриц: Он наконец в первый раз что-то видит, а? Сейчас опять возвратись в себя. Что случилось за это время? Ты репетируешь?
Расс: Думается, да.
Фриц: Сообщи ей, как ты репетируешь.
Расс: Я желаю сообщить то, что было бы верным. Я желаю верно поступить. Я ни при каких обстоятельствах ни в чем не уверен, в то время, когда я с тобой, все время. Я не уверен, вправду ли я тебя слышу либо я проецирую.
Фриц: Твоя очередь, Пенни.
Пенни: Я сознаю давление в правой руке. Я сознаю, что отклоняюсь от тебя. Я ощущаю, как отодвигаюсь от тебя. Я опасаюсь, что ты меня втянешь в себя.
Фриц: Твоя очередь, Расс.
Расс (пауза): Я желаю втянуть тебя вовнутрь.
Фриц: Ты это сознаешь? М-м, еще один тяжёлый момент. Мы весьма склонны к зафакиванию мозгов. Слова, слова, слова; сообщи легко, как ты на это реагируешь, что ты испытываешь. Ты чувствуешь, что сидишь на стуле, что киваешь головой – скажи о несложном.
Расс: Хорошо. Я ощущаю, что давлю на собственную правую руку.
Фриц: Вот. Этому я верю.
Расс: Я удерживаю себя собственной левой рукой.
Фриц: Сейчас мы взяли мало действительности. Открой опять глаза. Что ты видишь? Что ты слышишь?
Расс: Мне думается, я никак не могу выйти вовне.
Фриц.: О’кей. Благодарю.
Следующая пара. (Пауза) Поразительно, что люди, каковые живут совместно, по сути дела так мало общаются между собой – в случае, если взглянуть реально.
Энн: Я сознаю, что…
Фриц: Как вас кличут?
Энн: Энн.
Билл: Билл.
Фриц: Энн; Билл.
Энн: Я сознаю, что у меня стучит сердце, и что я сознаю, наподобие, что сижу на этом стуле, как бы, весьма твердо, глубоко на стуле, а руки у меня расположены по обе стороны. И я сознаю, что ты наблюдаешь, весьма, м-м, внимательно, мне в глаза. (Пауза). Дыхание стремительное, м-м, по крайней мере я сознаю твое дыхание.
Фриц: Билл.
Билл: У меня колотится сердце. И я пара опираюсь на левую руку. Дело в том, что я как бы устраиваюсь, центрируюсь. (Пауза). И я вижу тебя, Энн. Я вижу твое лицо, мягкое, но пара напряженное. Я вижу твое правое плечо, оно пара напряжено, и…
Фриц: Сознаешь ли ты, что делают твои глаза?
Билл: Они блуждают.
Фриц: Чего ты избегаешь, в то время, когда наблюдаешь на нее?
Билл: Я пологаю, что я на данный момент стараюсь отыскать себя. И я не готов иметь дело с тем, что в том месте, пока я в том направлении не возвращусь.
Фриц: Отлично. Закрой глаза и уйди в себя. Это хороший пример – он не готов справляться с внешней действительностью, ему необходимо больше времени, дабы побыть в себе, дабы получить в том месте, внутри, опору. Что ты испытываешь?
Билл: Я ощущаю потребность вправду отыскать положение, прийти прямо в центр… Возвратиться, м-м…
Фриц: Сделай это. В то время, когда готовься возвратиться к нам, возвратись.
Билл: Прямо на данный момент я чувствую напряжение в коленях. У меня мало трясутся ноги.
Фриц: Давай интегрируем эти две вещи. Сообщи ей о собственных внутренних переживаниях.
Билл: Я чувствую какое-то дрожание, я пара робок, нервничаю. (Пауза) на данный момент это проходит.
Фриц: Вы увидели, что случилось? От мыслей, от намерений – к вниманию, к применению собственных переживаний как средства для общения. Сейчас он не прячет собственной дрожи, он говорит о ней Энн. Когда вы начинаете в действительности испытывать собственные переживания, каждый неудобство исчезает. В противном случае: если вы ощущаете себя неуютно, имеете возможность быть уверены, что вы нечестны в собственном общении. О’кей, благодарю.
ГЕШТАЛЬТ-МОЛИТВА
В этом случае я желал бы начать, так сообщить, с конца дороги. То есть – с гештальт-молитвы. Я желаю предложить вам сперва повторять ее за мной, а позже пускай пара пар попытаются что-нибудь сделать с этими фразами.
Гештальт молитва звучит приблизительно так:
Я – это я (I am I),
Несколько: Я – это я,
Фриц: А ты – это ты.
Несколько: А ты – это ты.
Фриц: Я в нашем мире не чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
Несколько: Я в нашем мире не чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.
Фриц: А ты – не чтобы жить в соответствии с моими.
Несколько: А ты не чтобы жить в соответствии с моими.
Фриц: Я – я (I is I),
Несколько: Я – я,
Фриц: А ты – ты
Несколько: А ты – ты.
Фриц: Аминь (хохот).
Давайте сейчас поработаем с несколькими парами, посмотрим, что они смогут сделать с гештальт-молитвой. (Выходят Клер и Дон)
Дон: М-м, ты ожидаешь, дабы я приходил к себе любой раз в три часа, а я не планирую этого делать (смеется).
Клер: Не думаю, дабы я этого ожидала (смеется).
Дон: М-м, я пологаю, что ожидаешь.
Клер: Я желаю ощущать, что делюсь с тобой определенными вещами, а ты, как мне время от времени думается, не желаешь чем-то со мной делиться. (Пауза). Я вправду стараюсь быть собой, но, возможно, я не даю тебе в достаточной мере быть собой. (Прокашливается) И чем больше я стараюсь быть собой… этого все время думается слишком мало. Думается, что мне необходимо быть этим значительно больше. Я как бы ни при каких обстоятельствах не могу себя поймать.
Дон (пауза). М-м, если ты не в полной мере отлично себя ощущаешь, будучи собой, если ты разочарована, это не моя неприятность.
Клер: Быть может, что я через чур волнуюсь по поводу того, что такое ты, в дополнению к тревоге (смеется) о себе.
Дон: Если ты волнуешься о том, где я и что я делаю…
Фриц: Видите, что происходит? Я дал им задание, и сразу же целый гештальт-подход выкинут в окно. Они больше не говорят о переживаниях в настоящем, о том, что реально происходит. Вместо настоящей коммуникации на том уровне, на котором они находятся, они начинают все ту же игру в зафакивание мозгов, которая со временем переходит в игру обоюдных обвинений.
Давайте попытаемся еще раз, но В этом случае оставаясь в настоящем. Рассказываете друг другу о своих мыслях и своих реакциях. Самый несложный метод – думать вслух.
Я могу обеспечивать каждому, что он станет писателем за шесть недель, в случае, если лишь будет записывать в точности каждое слово из собственных мыслей. Это возможно чем-то наподобие следующего: Фриц сообщил мне, что я стану писателем за шесть недель. Я в это не верю. Я пологаю, что все это треп. Что бы мне на данный момент написать? Я не знаю. Я завяз, ничего не приходит в голову. К линии Фрица. (Хохот) Если вы станете правильны и честны, каждое слово в вашем думании, в силу того, что думание – не что иное, как тихая обращение. Значительно чаще в отечественном так именуемом мышлении мы репетируем; мы пробуем и пропускаем это через цензуру, и разрешаем показаться лишь тем предложениям, каковые необходимы для манипулирования вторыми людьми. Мы в большинстве случаев произносим предложения, дабы гипнотизировать вторых – убеждаем, уговариваем, обманываем. Мы редко говорим, дабы выразить себя. В следствии все такие встречи между людьми бесплодны. В большинстве случаев это либо зафакивание мозгов, либо манипуляция.
Так что попытайтесь еще раз, на данной базе, сказать о том, что лежит в базе ваших ожиданий. Для экономии времени рассказываете: на данный момент я испытываю то-то и то-то, – и т.д. И не репетируйте. Терапевтическая обстановка – это надёжная чрезвычайная обстановка. Возможно попытаться многие вещи и убедиться, что мир не развалится, если вы станете сердитыми либо если вы станете честными. А после этого вы выйдете в мир и, возможно, станете пара более уверенными. Вы заметите, что люди ценят честность значительно больше, чем вы предполагали. Само собой разумеется, многие будут обижаться и раздражаться, но это, в большинстве случаев, такие люди, которых не следует вычислять приятелями.
Клер: Я вижу, что ты кажешься неспокойным, ты сжимаешь пальцы, как словно бы ищешь, что сообщить.
Дон: М-м, ты, м-м, я… я также это увидел, что я пощипываю себя, и я недоумеваю, по какой причине я это делал – игрался собственными пальцами.
Фриц: То, что человек делает на невербальном уровне, в большинстве случаев относится к второму, к тому, кто очевидно либо не очевидно имеет отношение к делу. Если он щиплет себя, это значит, что он желал ущипнуть ее. Мы в большинстве случаев делаем с собой то, что желали бы сделать с другими. Так ущипни ее.
Дон (смеется, наклоняется и щиплет Клер за лодыжку): Это не сильный щипок. (Хохот) Я полагаю, что в этом имеется действительно, в силу того, что, м-м, я сказал тебе только что, перед тем как мы вышли ко мне, что ты обязана поведать тот сон.
Клер: Ты подталкивал меня.
Дон: Да, подталкивал, а я сейчас пологаю, что не мое дело, что ты делаешь, в силу того, что у меня также был сон.
Клер: О-о!
Фриц: Второе наиболее значимое невербальное выражение – маска, которую носит человек. Подмечаете, что она все время гримасничает, а он все время удерживает серь^ езное, профессорское выражение лица? Поговорите мало между собой о ваших лицах. Что вы видите? Что вы подмечаете?
Дон: Ну, мне нравится твое лицо, но ты через чур много радуешься, м-м, я полагаю это отражает неудобство, ты стараешься что-то сделать людям собственной ухмылкой.
Фриц: Он занимается толкованием мотивов ее поведения.
Клер: Ну, я согласна, м-м…
Фриц: А любое толкование, это, само собой разумеется, вмешательство. Вы рассказываете второму человеку, что он думает и что он ощущает. Вы не даете ему самому это найти.
Клер: Ну, я полагаю, что это совсем верно. Я, м-м, прячу то, что ощущаю, за ухмылкой. Я, м-м, не желаю обижать людей либо быть, возможно, через чур честной. (Радуется). Возможно, вот так. М-м, я нахожу, что ты выглядишь весьма устойчивым и честным, возможно, пара насмешливым.
Фриц: Чем ты не желаешь его обидеть? Сообщи ему: Я не желаю тебя обидеть, продемонстрировав то-то и то-то.
Клер. М-м, возможно, будучи честной. (Смеется). Показывая, что я, быть может, через чур зависима, либо, м-м, желаю чего-то, чего ты не желаешь дать.
Фриц: Видите, в то время, когда она перестает гримасничать, она возможно весьма хорошенькой.
Дон: (пауза). Ты прекрасна.
Клер (смеется):
Это…(вздыхает) Это прекращает разговор. (Смеется).
Фриц: Я желаю, дабы вы применяли определенную фразу; давайте до тех пор пока назовем ее трюком. Я желаю ввести тут два трюка. Один пребывает в том, дабы быть весьма честными в том месте, где вы находитесь. Наподобие: Я завяз, я не знаю, что на данный момент сообщить. Либо: Ты приводишь меня в смущение. – Это весьма легко, если вы сознаете себя, – вы об этом; это сразу же вызывает какую-то реакцию и какую-то коммуникацию. Второй трюк пребывает в том, дабы переводить экран проекции, – оно – в я либо ты. Не вывешивать всю ответственность на это либо оно. (Пауза).