Герой башкирского народа салават юлаев

По обеим сторонам Уральского хребта, между Волгой, Камой, верхним течением и Тоболом Яика (Урала), с покон веков жил кочевой народ — башкиры. В середине XVI в. Башкирия добровольно присоединилась к Русскому стране. Это имело огромное значение для культуры и развития хозяйства башкирского народа.

Под влиянием пришлого русского земледельческого населения в XVIII в. башкиры стремительнее стали переходить от кочевого скотоводства к оседлости и земледелию. Но вместе с тем усиливалась феодальная эксплуатация. Башкирские, татарские и русские феодалы, захватывавшие в собственные руки земли и огромные табуны скота, богатели за счет эксплуатации трудового населения. Рядовые общинники платили стране ясак (дань) по большей части пушниной и несли бессчётные повинности. Размеры других податей и ясака были непосильными. К тому же царские госслужащие при сборе их творили бесправия. Русские татарские феодалы и помещики забирали в собственную собственность широкие плодородные поля, расхищали богатые недра Южного Урала. Всему этому потворствовала царская администрация.

В XVIII в. русские промышленники начали основывать в Башкирии горные фабрики. Горнозаводчики дерзко захватывали либо скупали за бесценок башкирские почвы и переселяли на них крепостных крестьян из Центральной России, каковые закреплялись за фабриками. Усиливался колониальный гнет русского царизма.

В 1736 г. царское правительство запретило с покон веков существовавшие у башкир собрания — джиины. Позднее башкирам запретили иметь кузницы, брать порох, оружие, ограничили свободу передвижения.

Росли налоги и вместе с тем злоупотребления властей. Множество скотоводов — и башкир земледельцев — каждый год забирали на военно-сторожевую работу, отчего хозяйства их разорялись.

Положение трудового населения Башкирии стало особенно тяжелым во второй половине XVIII в., при Екатерине II.

В Башкирии много раз вспыхивали стихийные восстания. Но эти выступления феодальная башкирская знать и мусульманское духовенство в большинстве случаев применяли в собственных заинтересованностях. Они пробовали направить возмущение угнетенных башкир против русского народа и добиться отделения Башкирии от России, дабы сохранить собственные ветхие привилегии, право распоряжаться судьбой башкирского народа. Все эти выступления были жестоко подавлены царским правительством.

В 1773 г. началась крестьянская война под управлением Пугачева (см. стр. 425). Вместе с яицкими казаками, русскими работными людьми Урала встали и нерусские народы Поволжья и Приуралья, среди них и башкиры. воззвания и Манифесты Пугачева, дававшие слово угнетенному, беззащитному народу почву, свободу, защиту от администрации и произвола феодалов, обнаружили тёплый отклик в сердцах башкир.

Во главе восстания башкир стал один из старшин — Салават Юлаев.

Салават был грамотным для собственного времени человеком. Он отлично знал устное народное творчество, а из него — историю собственного народа, и сам был народным поэтом. в один раз Салават открыто нелестно высказался о царице Екатерине II, о чем ей донесли.

песни и Стихи Салавата высказывали протест против угнетения, прославляли свободу, любовь к собственной отчизне.

Еще до присоединения к восстанию Салават в собственной песне «Кто батыр?» прославлял народного вождя Пугачева:

Я не знаю Пугачева,
Не видал его лица.
Он пришел к нам в степи с Дона.
Кто же он? Казак ли, царь?
Все равно. Батыр он русский.
За народ он. Сердцем яр.
Бьет госслужащих царевых,
бояр и Генералов.
Обещает нам свободу
На родной почва везде,
Можем птицей виться в небе,
Плавать рыбою в воде.
И тогда своим народом
Будет править сам башкир
И на свободные кибитки,
Как будто бы песнь, прольется мир…

В осеннюю пору 1773 г. отряд башкир, в котором был и Салават Юлаев, был отправлен царским правительством к Оренбургу на помощь армиям, действовавшим против Пугачева. По призыву Салавата Юлаева целый отряд перешел на сторону восставших и влился в крестьянскую армию, осаждавшую Оренбург. С этого времени Салават стал одним из известный предводителей армии Пугачева. Входе боевых действий под Оренбургом Пугачев пожаловал Салавату чин полковника, а позднее бригадира (генерала).

Из-под Оренбурга Пугачев направил Салавата в центр Башкирии возглавить разгоревшееся в том месте восстание и создать новые повстанческие отряды. агитатор военный и Талантливый организатор, он пользовался любовью и большим уважением собственного народа. Салават призывал башкир объединиться с русским народом и вместе с ним бороться против крепостного гнета. Под его управлением замечательное национально-освободительное перемещение башкир и других нерусских народов в первый раз слилось с неспециализированной борьбой крестьянства России против феодалов-угнетателей. Тысячи башкир, привлеченных Салаватом, вместе с русскими повстанцами боролись за Оренбург, Уфу, Челябинск. Это был ответственный источник сил для Пугачева.

Восстание бушевало и по окончании ухода Пугачева из Башкирии. Салават осознавал общность заинтересованностей башкир и угнетённого народа России и до конца оставался верным втором и сподвижником Пугачева. Салават закрывал отряд Пугачева, двигавшийся к Казани. Сейчас Салават писал в собственных обращениях: «Против русских в сердцах у нас нет злобы. Нам, русским и башкирам, не нужно вести споры и разорять друг друга».

Среди начальников восстания, до конца остававшихся преданными Пугачеву, были и другие башкирские старшины: папа Салавата — Юлай Азналин, Кинзя Арсланов, Канзафар Усаев.

В августе — октябре, в то время, когда армия Пугачева боролась на правобережье Волги, в Башкирии кроме этого длились бои не на жизнь а насмерть с царскими армиями. Салават был неуловим, леса и горы скрывали его от преследователей. 29 октября 1774 г. глава Тайной канцелярии, ведавшей делами о национальных правонарушениях, Потемкин обратился с письмом к Салавату, призывая его сложить оружие и сдаться, давая слово прощение. Но Салават отверг это предложение. Он продолжал ожесточенную борьбу.

Зимний период отрядам Салавата передвигаться стало тяжелее. Правительственные армии сжимали повстанцев плотным кольцом. 24 ноября 1774 г. «главные башкирского народа предводители» были окружены в лесу в районе Катавских фабрик, около деревни Мендяшь, и захвачены в плен. По решению суда Тайной канцелярии его отца и Салавата Юлая провезли по местам, где случились самые крупные сражения повстанцев с правительственными армиями, и везде их били кнутом. Всего они взяли по 175 ударов. Им оторвали ноздри, на щеках и лбу поставили раскаленным клеймом символы национальных преступников и сослали на каторгу в Рогервик (сейчас Палдиски, Эстонская ССР). До нас дошли сведения, что в 1797 г. Салават Юлаев и другие сподвижники Пугачева были еще живы.

По окончании подавления восстания муллы и башкирские феодалы, царские госслужащие пробовали стереть с лица земли память о Салавате. Но народ не забывал о славном борце за радостную судьбу для всех угнетенных и посвящал ему множество сказок, преданий, песен.

И в последующей истории неоднократно проявлялась братская дружба башкирского народов и русского. Вместе с русским народом башкиры отстаивали независимость собственной отчизны от иноземных захватчиков. крестьяне и Рабочие Башкирии совместно с русскими крестьянами и рабочими боролись против помещичьего и капиталистического гнета и скинули его в октябре 1917 г.

Салават Юлаев (1941) Полная версия


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: