География неисчерпаемых природных ресурсов мира (рельеф ,климат, водные объекты)
Неисчерпаемые ресурсы. Среди явлений и тел природы ресурсного значения имеются и такие, каковые фактически неисчерпаемы, К ним относятся климатические, рельеф и водные ресурсы.
А) климатические ресурсы. самые жёсткие требования к климату предъявляют сельское хозяйство, рекреационное и лесное хозяйство, промышленное и гражданское строительство и др. В большинстве случаев под климатическими ресурсами знают запасы тепла и жидкости, которыми располагает конкретная местность либо регион. Неспециализированные запасы тепла, поступающие за год на 1 м.кв. поверхности планеты, равны 3.16 х 10 Дж (радиационный бюджет в среднем для планеты). Территориально и по сезонам года тепло распределяется неравномерно, не смотря на то, что в среднем для Почвы температура окружающей среды равна приблизительно + 15°С. Суша в целом хорошо обеспечена и атмосферной влагой: на ее поверхность каждый год выпадает в среднем около 119 тыс. куб. км осадков. Но распределяются они еще более неравномерно, чем тепло, и в пространственном и во временном отношениях. На суше известны районы, приобретающие каждый год более 12000мм осадков, к широкие местности, где за год выпадает менее 50-100 мм. В среднем долгом выражении и запасы тепла и количества выпадающей атмосферной жидкости достаточно постоянны, не смотря на то, что от года к году смогут наблюдаться значительные колебания в обеспечении территории теплом и влагой. Так как эти ресурсы формируются в определенных звеньях теплового и водного круговоротов, неизменно действующих над планетой в целом и над ее отдельными регионами, запасы тепла и жидкости смогут рассматриваться как неиссякаемые в определенных количественных пределах, совершенно верно установленных для каждого района.
Б)водные ресурсы. К водным ресурсам по большей части относятся воды мирового океана, не смотря на то, что и пресные воды также. К примеру, в озере Байкал, в случае, если произойти такое что воды не станет, в Байкале хватит пресной воды на 100лет! Причем на всех! Но не обращая внимания на это, все равно нужно беречь природу, и особенно питьевую воду, поскольку человек на 90% складывается из воды, а следовательно питьевую воду, по моему точке зрения, необходимо относить к исчерпаемым ресурсам.
Источник: http://www.ronl.ru/referaty/geografiya-ekonomicheskaya-geografiya/48815/
2.География исчерпаемых природных ресурсов мира (нужных ископаемых, водных, гидроэнергетических, лесных, рыбных, почвенных ресурсов)
Исчерпаемые ресурсы. Они образуются в земной коре либо ландшафтной сфере, но скорости и объёмы их формирования измеряются по геологической шкале времени. Одновременно с этим потребности в таких ресурсах со стороны производства либо для организации благоприятных условий обитания людской общества существенно превышают скорости и объёмы естественного восполнения. В следствии неизбежно наступает истощение запасов природного ресурса. В группу исчерпаемых включены ресурсы с объёмами формирования и неодинаковыми скоростями. Это разрешает совершить их дополнительную разделение. На скорости и основе интенсивности естественного образования ресурсы дробят на подгруппы:
1. Не возобновляемые к каким относят: а) все виды минеральных ресурсов либо нужные ископаемые. Они как мы знаем, всегда образуются в недрах земной коры в следствии непрерывно протекающего процесса рудообразования, но масштабы их накопления столь незначительны, а скорости образования измеряются многими сотнями и десятками миллионов лет (к примеру, возраст каменных углей насчитывает более 350 млн. лет), что фактически их учитывать в хозяйственных расчетах запрещено. Освоение минерального сырья происходит по исторической шкале времени и характеризуется всевозрастающими количествами изъятия. В данной связи все минеральные ресурсы рассматриваются в качестве не только исчерпаемых, но и невозобновляемых. б) Земельные ресурсы в их естественном природном виде — это материальный базис, на котором происходит жизнедеятельность людской общества. Морфологическое устройство поверхности (т. е. рельеф) значительно влияет на хозяйственную деятельность, на возможность освоения территории. в один раз нарушенные почвы (к примеру, карьерами) при большом промышленном либо гражданском постройке в собственном естественном виде уже не восстанавливаются.
2. Возобновляемые ресурсы (см. приложение №1), к каким принадлежат: а) ресурсы растительного и б) животного мира. И те и другие восстанавливаются достаточно скоро, и количества естественного возобновления отлично и совершенно верно рассчитываются. Исходя из этого при организации хозяйственного применения накопленных запасов древесины в лесах, травостоя на лугах либо пастбищах, промысла диких зверей в пределах, не превышающих ежегодное возобновление, возможно абсолютно избежать истощения ресурсов.
3. Довольно (не абсолютно) возобновляемые. Кое-какие ресурсы не смотря на то, что и восстанавливаются в исторические отрезки времени, но возобновляемые количества их намного меньше количеств хозяйственного потребления. Конкретно исходя из этого такие виды ресурсов оказываются очень уязвимыми и требуют особенно тщательного контроля со стороны человека. К довольно возобновляемым ресурсам относятся и весьма дефицитные природные достатки: а) продуктивные пахотно-пригодные земли; б) леса с древостоями спелого возраста; в) водные ресурсы в региональном нюансе. Продуктивных пахотно-пригодных земель относительно мало (по различным оценкам их площадь не превышает 1,5-2,5 млрд. га). самые продуктивные земли, относящиеся к первому классу плодородия, занимают, по оценкам ФАО, всего 400 млн. га. Продуктивные земли образуются очень медлительно — на формирование 1 мм слоя, к примеру, черноземных земель требуется более 100 лет. Одновременно с этим процессами ускоренной эрозии, стимулированными нерациональным землепользованием, за один год возможно уничтожено пара сантиметров верхнего, самоё ценного пахотного слоя. Антропогенное разрушение земель происходит в последние десятилетия так интенсивно, что дает основание отнести почвенные ресурсы к категории «довольно возобновляемых».
Источник: http://www.ronl.ru/referaty/geografiya-ekonomicheskaya-geografiya/48815/
Черта интернациональной торговли
Для характеристики интернациональной торговли используется последовательность показателей:
§ стоимостной и физический количество мирового товарооборота;
§ неспециализированная, товарная и географическая (пространственная) структура;
§ индустриализации экспорта и уровень специализации;
§ коэффициенты эластичности МТ, импорта и экспорта, условия торговли;
§ внешнеторговая, экспортная и импортная квоты;
§ торговый баланс.
Всемирный товарооборот
Всемирный товарооборот является суммой внешнеторговых оборотов всех государств. Внешнеторговый оборот страны — это сумма импорта и экспорта одной страны со всеми государствами, с которыми она находится во внешнеторговых отношениях.
Потому, что все государства ввозят и вывозят услуги и товары, то всемирный товарооборот определяют еще как сумму мирового импорта и мирового экспорта.
Состояние мирового товарооборота оценивают его количеством за определенный временной период либо на определенную дату, а развитие — динамикой этих количеств за определенный период.
Количество измеряется в стоимостном и физическом выражениях соответственно в долл. США и в натуральном измерении (тоннах, метрах, баррелях и т. п., если оно используется к однородной группе товара), или в условном физическом измерении, в случае, если товары не имеют единого натурального измерения. Для оценки физического количества стоимостной количество делится на среднюю мировую цену.
Для оценки динамики мирового товарооборота употребляются цепные, базовые и среднегодовые темпы (индексы) роста.
Структура МТ
Структура мирового товарооборота показывает соотношение в общем его количестве тех либо иных частей в зависимости от избранного показателя.
Неспециализированная структура отражает соотношение импорта и экспорта в процентах либо в долях. В физическом количестве это соотношение равняется 1, а в суммовом часть импорта в любой момент больше, чем часть экспорта. Это связано с тем, что экспорт оценивается в стоимостях FOB (Free on board), по которым продавец оплачивает лишь доставку товара в его погрузку и порт на борт судна; импорт же оценивается в стоимостях CIF (cost, insurance, freight, т. е. они включают в цена товара, цена фрахта, страховые затраты и иные портовые сборы).
Товарная структура мирового товарооборота показывает долю той либо другой группы товаров в его неспециализированном количестве. Наряду с этим нужно иметь в виду, что в МТ товар рассматривается как продукт, удовлетворяющий какую-либо публичную потребность, на что направлены две главные рыночные силы — предложение и спрос и одна из них непременно действует из-за предела.
Товары, создаваемые в национальных экономиках, по-различному участвуют в МТ. Кое-какие из них не участвуют в ней по большому счету. Исходя из этого все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.
Торгуемые — это товары вольно перемещаемые между государствами, неторгуемые — в силу тех либо иных обстоятельств (неконкурентоспособны, стратегически ответственны для страны и т. п.) не перемещаются между государствами. В то время, когда говорят о товарной структуре мирового товарооборота, то речь заходит лишь о торгуемых товарах.
В самая общей пропорции в мировом товарообороте выделяют торговлю услугами и товарами. На данный момент соотношение между ними образовывает 4 : 1.
Во всемирной практике употребляются разные совокупности услуг и классификации товаров. К примеру, в торговле товарами употребляется Стандартная интернациональная торговая классификация (ООН) — СМТК, в которой 3118 главных товарных позиций объединены в 1033 подгруппы (из них 2805 позиций входят в 720 подгрупп), каковые агрегированы в 261 группу, 67 разделов и 10 отделов. Большая часть государств применяют кодирования товаров и Гармонизированную систему описания (а также с 1991 г. — РФ).
При характеристике товарной структуры мирового товарооборота значительно чаще выделяют две многочисленные группы товаров: сырье и готовую продукцию, соотношение между которыми (в процентах) сложилось как 20 : 77 (3% другие). По отдельным группам государств оно изменяется от 15 : 82 (для развитых государств с рыночной экономикой) (3% другие) до 45 : 55 (для развивающихся государств). По отдельным государствам (внешнеторговый оборот) диапазон вариаций еще более широк. Это соотношение может изменяться в зависимости от трансформации цен на сырье, в особенности на источники энергии.
Для более подробной чёрта товарной структуры возможно использован диверсифицированный подход (в рамках СМТК либо в других рамках в соответствии с задачами анализа).
Для характеристики мирового экспорта серьёзное значение имеет расчет доли машиностроительной продукции в общем его количестве. Сопоставление его с подобным показателем страны разрешает исчислить индекс индустриализации ее экспорта (I), что может пребывать в промежутке от 0 до 1. Чем ближе он к 1, тем более тенденции в экономическом развитии страны совпадают с тенденциями развития глобальной экономики.
Географическая (пространственная) структура мирового товарооборота характеризуется его распределением по направлениям товарных потоков — совокупности товаров (в стоимостном физическом выражении), движущихся между государствами.
Различают товарные потоки между государствами с развитой рыночной экономикой (СРРЭ). Их принято обозначать «Запад — Запад» либо «Север — Север». На них приходится около 60% мирового товарооборота; между СРРЭ и РС, каковые обозначают «Запад — Юг» или «Север — Юг», на них приходится более 30% мирового товарооборота; между РС — «Юг — Юг» — около 10%.
В пространственной структуре направляться различать кроме этого региональный, интеграционный и внутрикорпорационный товарооборот. Это части мирового товарооборота, отражающие его концентрацию в пределах одного региона (к примеру, Юго-Восточной Азии), одной интеграционной группировки (к примеру, ЕС) либо одной корпорации (к примеру, какой-либо ТНК). Любой из них характеризуется собственной общей, товарной и географической структурой и отражает тенденции и глобализации и степень интернационализации глобальной экономики.
Специализация МТ
Для оценки степени специализации мирового товарооборота исчисляют индекс специализации (Т). Он показывает долю внутриотраслевой торговли (обмен подробностями, узлами, полуфабрикатами, готовыми предметами одной отрасли, к примеру, автомобилями различных марок, моделей) в общем количестве мирового товарооборота. Его величина постоянно находится в промежутке 0-1; чем она ближе к 1, тем более глубоко в мире интернациональное разделение труда (МРТ), тем больше в нем роль внутриотраслевого разделения труда. Конечно, что его величина будет зависеть от того, как обширно выяснена отрасль: чем она шире, тем выше коэффициент Т.
Особенное место в комплексе показателей мирового товарооборота занимают те из них, каковые разрешают оценить действие всемирный торговли на мировую экономику. К ним относят в первую очередь коэффициент эластичности всемирный торговли. Он рассчитывается как отношение темпов индексов роста физических количеств ВВП (ВНП) и товарооборота. Его экономическое содержание пребывает в том, что он показывает, на какое количество процентов увеличился ВВП (ВНП) при росте товарооборота на 1%. Для глобальной экономики характерна тенденция усиления роли МТ. К примеру, в 1951-1970 гг. коэффициент эластичности составлял 1,64; в 1971-1975 гг. и 1976-1980 гг. — 1,3; в 1981-1985 гг. — 1,12; в 1987-1989 гг. — 1,72; в 1986-1992 гг. — 2,37. В большинстве случаев, в периоды финансовый кризисов коэффициент эластичности ниже, чем в периоды подъёма и рецессий.
Условия торговли
Условия торговли — коэффициент, устанавливающий связь между средними мировыми стоимостями импорта и экспорта, потому, что рассчитывается как отношение их индексов за определенный период времени. Его величина изменяется от 0 до + ¥: если он равен 1, значит условия торговли стабильны и сохраняют паритет экспортных и импортных стоимостей. В случае, если коэффициент возрастает (если сравнивать с прошлым периодом), значит, условия торговли постоянно совершенствуются и напротив.
Квоты МТ
Внешнеторговая квота (ВТК) определяется как полусумма (S/2) экспорта (Э) и импорта (И) страны, отнесенная к ВВП либо ВНП и умноженная на 100%. Она характеризует среднюю зависимость от мирового рынка, ее открытость к всемирной экономике.
Анализ значимости экспорта для страны оценивается экспортной квотой — отношение суммы экспорта к ВВП (ВНП), умноженное на 100%; импортная квота рассчитывается как отношение суммы импорта к ВВП (ВНП), умноженное на 100%.
Рост экспортной квоты говорит о росте его значимости для экономического развития страны, но сама эта значимость возможно как хорошей, так и отрицательной. Она непременно хороша, в случае, если расширяется экспорт готовой продукции, а вот рост экспорта сырья, в большинстве случаев, ведет к ухудшению условий торговли для страны-экспортера. В случае, если наряду с этим экспорт монотоварен, то его рост может привести к разрушению экономики, исходя из этого таковой рост именуют разрушающим. Результатом для того чтобы роста экспорта делается недостаточность средств для его предстоящего наращивания, а ухудшение условий торговли по доходности не разрешает купить на экспортную выручку нужное количество импорта.
Торговый баланс
Результирующим показателем, характеризующим внешнюю торговлю страны, есть сальдо торгового баланса, которое является разницей между суммой импорта и экспорта. В случае, если эта отличие хорошая (к чему стремятся все страны), то баланс деятельный, в случае, если отрицательная — пассивный. Торговый баланс входит составной частью в платежный баланс страны и во многом определяет последний.
География транспорта Европы
Зарубежная Европа – район высокоразвитого транспорта. Региональная транспортная совокупность относится к западно-европейскому типу. Ее каркас образуют магистрали широтного и меридиального направлений. Транспортные сети отдельных государств имеют или радиальную (одноцентровую) конфигурацию (Франция), или многоцентровую (ФРГ). В местах пересечения разных транспортных линий, как сухопутных, так и водных образуются транспортные узлы. Такими узлами по сути являются и морские порты, обслуживающие в первую очередь интернациональные перевозки.
По дальности перевозок зарубежная Европа уступает США и России, но по обеспеченности транспортной сетью и интенсивности перемещения стоит на большом растоянии в первых рядах.
Ключевую роль в перевозке пассажиров и грузов играется автомобильный транспорт(автострады интернационального значения: Лиссабон — Париж — Стокгольм, Лондон — Франкфурт — Вена — Белград — Стамбул и др.).
ЖД транспортв Западной Европе уменьшается, а в Восточной Европе остается главным видом, занимающим по количеству перевозок первое место в регионе.
Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон — Мадрид — Париж — Берлин — Варшава (потом на Москву и Минск), Лондон — Париж — Вена — Будапешт — Белград — София — Стамбул (потом на Ближний Восток), Париж — Прага (потом на Киев). Наиболее значимые меридиональные дороги: Амстердам — Брюссель — Париж — Мадрид — Лиссабон, Лондон — Париж — Марсель, Копенгаген — Гамбург — Франкфурт — Цюрих — Рим, Гданьск — Варшава — Вена — Будапешт — Белград — Афины.
Речной транспорт региона отлично развит благодаря наличию водных дорог, имеющих меридиальное (Рейн) и широтное (Дунай) направления. Особенно громадно транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250-300 млн тысячь киллограм грузов в год. Сравнительно не так давно введен в строй водный путь, соединяющий обе главные водные артерии зарубежной Европы: Рейн — Майн – Дунай.
Интернациональное значение имеют морской транспорт. Во многих государствах Европы часть морского транспорта в грузообороте весьма громадна. К примеру, во Франции, Нидерландах, Ирландии она образовывает – 4/5, а в Англии – 9/10. Огромное значение имеют обслуживающие данный вид транспорта морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый большой из них — Роттердам, грузооборот которого образовывает около 300 млн. т в год есть наибольшим портом мира. Большие порты Европы по существу превратились на данный момент в единые портово-промышленные комплексы.
Кроме этого в зарубежной Европе развит трубопроводный и воздушный транспорт.
Во второй половине 90-х годов был составлен и начал осуществляться воистину грандиозный проект создания единой транспортной сети Европы. Он предусматривает формирование девяти транспортных коридоров между Востоком Европы и Западом неспециализированной протяженностью 17 тыс км. Любой коридор будет воображать собой полимагистраль, включающую и автострады, и железные дороги, а Дунайский коридор – кроме этого и водный путь. Два таких коридора будут проходить через Москву: Берлин – Варшава – Минск — Москва и Хельсинки — Петербург – Москва – Киев – Кишинев — Бухарест.
Зарубежная Европа — главной центр интернационального туризма. Тут взяли развитие все виды туризма. В качестве государств-фаворитов интернационального туризма неизменно выступают Испания, Франция и Италия. К числу самых популярных государств привлечения туристов относятся кроме этого Англия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако обслуживание туристов служит основным источником доходов (до 100 туристов на каждого обитателя).
В зарубежной Европе самый обширно представлены туристско-рекреационные районы двух типов – приморские (Средиземноморье) и горные (Альпы).
http://www.studfiles.ru/preview/1478568/page:2/
География транспорта США
В Соединенных Штатах развиты все виды транспорта. Транспортная совокупность США (вместе с Канадой) образует особенный, американский тип. Для нее характерно развитие всех видов транспорта. Грузы перевозят железными дорогами, машинами, водным и трубопроводным транспортом. Протяженность железных дорог — 265 тыс. км. На долю железных дорог в общем грузообороте приходится 30,5%. Протяженность дорог около 6,5 млн. км. Автомобиль в Соединенных Штатах — массовое транспортное средство. Авто- и железные дороги образуют «транспортные коридоры». Протяженность внутренних водных дорог — около 40 тыс. км. Соединенные каналами реки и озера образуют долгий в мире водный путь. В морторгфлот входит 730 судов неспециализированным дедвейтом в 24 млн. тысячь киллограм. Большая их часть зарегистрирована под «эргономичным флагом» Либерии, Панамы и др. государств. В Соединенных Штатах — 11 морских портов с грузооборотом более 40 млн. тысячь киллограм. Протяженность регулярных авиалиний 600 тыс. км. Летный парк складывается из современных турбореактивных самолетов, вертолетов. Наибольшие аэропорты США: Чикаго, О’Хара, Майами, Кеннеди (Нью-Йорк). Общая длина трубопроводного транспорта -280 тыс. км. Американский трубопровод «Громадной дюйм» имеет длину 2190 км.
В Соединенных Штатах развиты все виды транспорта. В перевозке грузов лидируют металлические (38%), автотранспорт (28%), внутренний водный (16%) и трубопроводы (18%). В пассажироперевозках ведущую роль играется автомобильный транспорт (82%) и летный (17%).
Часть железных дорог, внутреннего водного и морского транспорта, за исключением туристских круизов, сведена к минимуму. Возрастает роль авиации в перевозке грузов.
Протяженность сети железных дорог образовывает около 260 тыс. км. Железно-. эти в Соединенных Штатах находятся в частной собственности.
Протяженность дорог — около 6,5 млн км. Парк автомобилей имеет более 125 млн единиц (в основном автомобилей частного пользования), грузовых — около 50 млн, автобусов — около 500 тыс. единиц. •
Совокупность ЖД и автомобильных дорог образована магистралями широтных и меридиональных направлений, каковые стали называться транспортных коридоров.
Неспециализированная протяженность трубопроводов — более 280 тыс. км. Помимо этого, выстроено 400 тыс. км подводных запасных линий.
Протяженность внутренних водных дорог — более 40 семь дней. км.
Морторгфлот США за водоизмещением судов занимает девятое место в мире, а по грузообороту опережает все страны мира. Тут действует 11 больших морских портов.
Протяженность регулярных авиалиний — 600 тыс. км. Наибольшие аэропорты США: Атланта, О’Хара (Чикаго), Майами на полуострове Флорида, им. Кеннеди (Нью-Йорк).
Транспорт США занимает ведущую плозицию в мире по практически всем показателей. Сеть путей сообщения образовывает около 1/3 всемирный сети. На США приходится около 40 % мощности транспорта и около 30 % грузоподъемности транспорта капиталистического мира.
Принципиально важно знать, что громадное значение транспорта в Соединенных Штатах определяется обширностью территории страны, процессом и особенностями расселения субурбанизации, и взаиморасположением главных потребления и районов производства и т.д.
Фактически однообразное значение по грузообороту имеют на данный момент все главные виды транспорта США (ЖД — 27 %, автомобильный — 24 %, водный — 27 %, трубопроводный — 21 %). Причем растет часть автомобильного, трубопроводного, и воздушного видов транспорта.
Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали, протягивающиеся от Атлантического до Тихого океана и от канадской до мексиканской границы. На него как бы накладывается сеть внутренних водных дорог. В местах пересечения сухопутных и водных воздушных линий и магистралей появились большие транспортные узлы.
Источник: https://geographyofrussia.com/transport-ssha/
География неисчерпаемых природных ресурсов мира (рельеф ,климат, водные объекты)
Неисчерпаемые ресурсы. Среди явлений и тел природы ресурсного значения имеются и такие, каковые фактически неисчерпаемы, К ним относятся климатические, рельеф и водные ресурсы.
А) климатические ресурсы. самые жёсткие требования к климату предъявляют сельское хозяйство, рекреационное и лесное хозяйство, промышленное и гражданское строительство и др. В большинстве случаев под климатическими ресурсами знают запасы тепла и жидкости, которыми располагает конкретная местность либо регион. Неспециализированные запасы тепла, поступающие за год на 1 м.кв. поверхности планеты, равны 3.16 х 10 Дж (радиационный бюджет в среднем для планеты). Территориально и по сезонам года тепло распределяется неравномерно, не смотря на то, что в среднем для Почвы температура окружающей среды равна приблизительно + 15°С. Суша в целом хорошо обеспечена и атмосферной влагой: на ее поверхность каждый год выпадает в среднем около 119 тыс. куб. км осадков. Но распределяются они еще более неравномерно, чем тепло, и в пространственном и во временном отношениях. На суше известны районы, приобретающие каждый год более 12000мм осадков, к широкие местности, где за год выпадает менее 50-100 мм. В среднем долгом выражении и запасы тепла и количества выпадающей атмосферной жидкости достаточно постоянны, не смотря на то, что от года к году смогут наблюдаться значительные колебания в обеспечении территории теплом и влагой. Так как эти ресурсы формируются в определенных звеньях теплового и водного круговоротов, неизменно действующих над планетой в целом и над ее отдельными регионами, запасы тепла и жидкости смогут рассматриваться как неиссякаемые в определенных количественных пределах, совершенно верно установленных для каждого района.
Б)водные ресурсы. К водным ресурсам по большей части относятся воды мирового океана, не смотря на то, что и пресные воды также. К примеру, в озере Байкал, в случае, если произойти такое что воды не станет, в Байкале хватит пресной воды на 100лет! Причем на всех! Но не обращая внимания на это, все равно нужно беречь природу, и особенно питьевую воду, поскольку человек на 90% складывается из воды, а следовательно питьевую воду, по моему точке зрения, необходимо относить к исчерпаемым ресурсам.
Источник: http://www.ronl.ru/referaty/geografiya-ekonomicheskaya-geografiya/48815/
2.География исчерпаемых природных ресурсов мира (нужных ископаемых, водных, гидроэнергетических, лесных, рыбных, почвенных ресурсов)
Исчерпаемые ресурсы. Они образуются в земной коре либо ландшафтной сфере, но скорости и объёмы их формирования измеряются по геологической шкале времени. Одновременно с этим потребности в таких ресурсах со стороны производства либо для организации благоприятных условий обитания людской общества существенно превышают скорости и объёмы естественного восполнения. В следствии неизбежно наступает истощение запасов природного ресурса. В группу исчерпаемых включены ресурсы с объёмами формирования и неодинаковыми скоростями. Это разрешает совершить их дополнительную разделение. На скорости и основе интенсивности естественного образования ресурсы дробят на подгруппы:
1. Не возобновляемые к каким относят: а) все виды минеральных ресурсов либо нужные ископаемые. Они как мы знаем, всегда образуются в недрах земной коры в следствии непрерывно протекающего процесса рудообразования, но масштабы их накопления столь незначительны, а скорости образования измеряются многими сотнями и десятками миллионов лет (к примеру, возраст каменных углей насчитывает более 350 млн. лет), что фактически их учитывать в хозяйственных расчетах запрещено. Освоение минерального сырья происходит по исторической шкале времени и характеризуется всевозрастающими количествами изъятия. В данной связи все минеральные ресурсы рассматриваются в качестве не только исчерпаемых, но и невозобновляемых. б) Земельные ресурсы в их естественном природном виде — это материальный базис, на котором происходит жизнедеятельность людской общества. Морфологическое устройство поверхности (т. е. рельеф) значительно влияет на хозяйственную деятельность, на возможность освоения территории. в один раз нарушенные почвы (к примеру, карьерами) при большом промышленном либо гражданском постройке в собственном естественном виде уже не восстанавливаются.
2. Возобновляемые ресурсы (см. приложение №1), к каким принадлежат: а) ресурсы растительного и б) животного мира. И те и другие восстанавливаются достаточно скоро, и количества естественного возобновления отлично и совершенно верно рассчитываются. Исходя из этого при организации хозяйственного применения накопленных запасов древесины в лесах, травостоя на лугах либо пастбищах, промысла диких зверей в пределах, не превышающих ежегодное возобновление, возможно абсолютно избежать истощения ресурсов.
3. Довольно (не абсолютно) возобновляемые. Кое-какие ресурсы не смотря на то, что и восстанавливаются в исторические отрезки времени, но возобновляемые количества их намного меньше количеств хозяйственного потребления. Конкретно исходя из этого такие виды ресурсов выясняются очень уязвимыми и требуют особенно тщательного контроля со стороны человека. К довольно возобновляемым ресурсам относятся и весьма дефицитные природные достатки: а) продуктивные пахотно-пригодные земли; б) леса с древостоями спелого возраста; в) водные ресурсы в региональном нюансе. Продуктивных пахотно-пригодных земель относительно мало (по различным оценкам их площадь не превышает 1,5-2,5 млрд. га). самые продуктивные земли, относящиеся к первому классу плодородия, занимают, по оценкам ФАО, всего 400 млн. га. Продуктивные земли образуются очень медлительно — на формирование 1 мм слоя, к примеру, черноземных земель требуется более 100 лет. Одновременно с этим процессами ускоренной эрозии, стимулированными нерациональным землепользованием, за один год возможно уничтожено пара сантиметров верхнего, самоё ценного пахотного слоя. Антропогенное разрушение земель происходит в последние десятилетия так интенсивно, что дает основание отнести почвенные ресурсы к категории «довольно возобновляемых».
Источник: http://www.ronl.ru/referaty/geografiya-ekonomicheskaya-geografiya/48815/