Маленькая Дания начала XIX в. Стада на лугах, домики с гнездами аистов на крышах, у моря — песчаные отмели, на которых сушатся рыболовные сети, парусники на горизонте. Города с высокими черепичными крышами, освещенными солнцем, с узкими мощеными улицами, по которым торопятся ремесленники, неторопливо идут разбогатевшие торговцы, шествуют в собственные канцелярии спесивые госслужащие.
Так протекала жизнь и в провинциальном датском городе Оденсе на острове Фин, где появился Ганс Христиан Андерсен. Папа его был сапожником, мать прачкой. В рассказе Андерсена «Пропащая» сынишка прачки в фуражке со сломанным козырьком, в легонькой заплатанной одежонке, обутый в тяжелые древесные ботинки, бежит к реке, где его мать, стоя по колено в ледяной воде, полощет чужое белье. Таким запомнилось Андерсену его детство. Рано погиб папа, и мелкому Гансу Христиану было нужно трудиться на швейной фабрике. Обучался он в школе для бедных.
Но были в его детстве и весёлые события, драгоценные 60 секунд, в то время, когда папа просматривал ему необычные сказки из «Тысячи и одной ночи», умные басни, радостные комедии. В самодельном кукольном театре мелкий Ганс Христиан импровизировал забавные сценки, переплетая жизненные наблюдения с ребячьим выдумкой. Мать, бабушка либо старая женщина соседки говорили по вечерам изумительные народные сказки, каковые через много лет Андерсен по-своему пересказал детям.
Четырнадцатилетним мальчиком Андерсен с узелком в руке и с десятью монетами в кармане пришел пешком в столицу Дании Копенгаген. Он принес с собой тетрадку, в которой с ужасными орфографическими неточностями были записаны большими буквами его первые произведения. Лишь в семнадцать лет ему опять удалось сесть за парту рядом с мелкими мальчиками, дабы продолжить образование. Пять лет спустя Андерсен стал студентом Копенгагенского университета.
Не обращая внимания на тяжелые условия судьбы — бедность, голод, унижения — он писал: стихи, комедии, драмы. В 1831 г. Андерсен создал собственную первую сказку, а с 1835 г. сборники его сказок выходили практически любой раз к Новому году в качестве подарка детям на елку.
И дети, и взрослые во всем мире полюбили эти фантастические и правдивые, забавные и умные сказки.
Андерсен довольно много путешествовал. Он подолгу жил в Германии, неоднократно бывал в Италии, посетил Англию, Францию, Испанию, Португалию, Грецию, Турцию, был кроме того в Африке. Он дружил со многими поэтами, писателями, композиторами. Андерсен писал стихи, драмы и романы, но прославился он и стал бессмертным благодаря своим «сказкам для детей и взрослых».
С Гансом Христианом Андерсеном мы довольно часто видимся в его сказках. Мы определим его и в том студенте из сказки «Цветы маленькой Иды», что умел говорить прекраснейшие истории и вырезать из бумаги прекрасные дворцы, затейливые фигурки; и в колдуне Оле-Лукое; и в радостном человеке из сказки «Ель», что, сидя под елкой, говорил детям про удачливого Клумпе-Думпе; и в одиноком старичке из сказки «Бузинная матушка», про которого говорили, что, до чего он ни дотронется, на что ни посмотрит, из всего выходит у него сказка. Таков был и сам Андерсен. Ему не нужна была чудесная палочка — все, на что ни падал его взор, он умел перевоплотить в сказку.
Вещи, растения и животные в сказках Андерсена живут собственной простой судьбой: елку с радостного рождественского праздника относят на пыльный чердак; навозный жук, вылетев из конюшни, шлепается в лужу; воротничок по окончании стирки, само собой разумеется, попадает под утюг… Но все — и будущее лебеденка, вылупившегося из яйца, и история льна, расцветшего голубыми цветочками, а позже ставшего белым холстом, — все преобразовывается у него в сказку. У Андерсена был меткий глаз. Любая вещь чем-нибудь напоминала ему человека: злого либо хорошего, чванливого и жадного либо добропорядочного и благородного, В повадках животных, в «истории» растения он умел подметить что-то, похожее на поведение, темперамент, судьбы людей. Воротничок в его сказке, оставаясь самым обычным воротничком, потрепанным и накрахмаленным, одновременно с этим как бы играет роль хвастливого кавалера-щеголя. Так же играется собственную «людскую» роль любой персонаж его сказки: свинья копилка, по горло набитая деньгами; жаба, которая желает утащить Дюймовочку в собственные «шикарные аппартаменты»; крот, гордящийся тем, что таковой богатой шубы, как у него, нет у самой королевы.
В сказочных историях, в отношениях сказочных персонажей, как будто бы в чудесном уменьшительном зеркале, отражаются картины настоящей судьбе — таковой, какой она была во времена Андерсена; отражаются отношения людей в буржуазном обществе. Исходя из этого в его фантастических сказках так много глубокой жизненной правды.
Андерсен горячо обожал несложных трудолюбивых людей, сочувствовал бедным и несправедливо обиженным — Мелкому Клаусу, пахавшему собственный поле лишь по воскресеньям, в силу того, что шесть дней в неделю он трудился на поле Громадного Клауса; бедной даме, которая жила на чердаке и каждое утро уходила топить печи в чужих зданиях, покинув дома больную дочку; садовнику Ларсену, выращивавшему для собственных спесивых господ цветы и удивительные плоды.
Андерсен ненавидел всех тех, кто думает, что за деньги возможно приобрести все, что в мире ничего нет полезнее богатства, и грезил о счастье для всех людей с умелыми руками и добрым сердцем.
Любимые храбрецы Андерсена — это соловей, певший звонко и сладостно и живший в зеленом лесу у моря; это всеми обижаемый гадкий утенок — птенец лебедя, что убежал из дому, дабы на свободе нырять глубоко-глубоко и высоко летать; оловянный солдатик, в любой момент державшийся стойко — кроме того в чёрном брюхе громадной рыбы.
В сказках Андерсена радостен не тот, кто прожил жизнь для себя, а тот, кто принес людям радость и надежду. Радостен был розовый куст, ежедневно даривший миру новые розы, а не улитка, закупорившаяся в собственной раковине («розовый куст и Улитка»), а из пяти горошин, выросших в одном стручке («Пятеро из одного стручка»), самой превосходной была не та, которая раздобрела в затхлой воде водосточного желоба и гордилась тем, что не так долго осталось ждать лопнет, а та, которая проросла в щели дощатого подоконника под чердачным окном. Росток выпустил зеленые листочки, стебелек обвился около бечевки, и в один раз весенним утром распустился светло-розовый цветок… Жизнь данной горошины не осталась без следа — ежедневно зеленое растеньице приносило новую эйфорию больной девочке.
Радостен был Андерсен, не смотря на то, что много горьких мин. выпало на его долю, — так как жизнь его не осталась без следа: он подарил миру собственные превосходные живые сказки. Слушая их, люди становятся умнее и лучше.
Много лет прошло по окончании смерти великого сказочника, а мы все слышим его живой голос. Сказки Андерсена учат уважать трудолюбивых, хороших, благородных и мужественных людей, горячо обожать все красивое и живое. Его сказки учат ненавидеть тупых, ожесточённых, равнодушных — тех, кто сооружает собственный благополучие на несправедливости.