В истории науки существует множество разных парадигм. В современном понимании парадигма(от греч. paradeigma – «пример, пример») – это определенные правила описания, понимания и объяснения мира.
Понятие «парадигма» введено Г. Бергманоми обширно использовано Т. Куномдля обозначения ведущих методов и представлений получения новых знаний. Оно довольно часто заменяется понятием «картина мира».
Определенная совокупность убеждений существует в любой исследовательской области. Приверженность к парадигмам отличает любое важное изучение. Без некоего комплекта априорных убеждений, установок и фундаментальных выводов научная деятельность по большому счету неосуществима.
Парадигмы несут не только познавательный, но и нормативный суть: они устанавливают набор и допустимые методы стандартных ответов. Но в науке допустимо коренное переопределение парадигм.
Одной из самые авторитетных парадигм есть объяснение мира исходя из принципа атомизма, либо элементарности. Сущность данного принципа пребывает в утверждении того, что целое понимается как сумма частей, элементов.
Такое познание обнаруживается во многих науках. На базе парадигмы атомизма основана классическая механика, учение об магнетизме и электричестве, кинетическая теория газов, неорганическая химия, клеточная теория живых организмов. Принцип элементарности реализуется и в социальных теориях (к примеру, в понимании общества как совокупности индивидов).
Иную картину мира дает парадигма целостности. Она исходит из того, что не существует несложных элементов, определяющих структуру и свойства целого мира. Первичным по отношению к частям возможно целое. Каждая вещь обретает определенные особенности благодаря нахождению в совокупности определенных взаимоотношений. Такое познание целого и части образовывает сущность системного подхода в науке. Системный подход стал одним из главных в математике, вторых естественно-научных предметах. Он активно используется и в гуманитарных науках.
Парадигма целостности подразумевает, что всякое единичное существование есть относительным, т. е. оно определяется отношением к «второму». Принцип относительности громаднейшее развитие взял в теории А. Эйнштейна,в которой пересмотру были подвергнуты фундаментальные представления о пространстве, времени, перемещении.
Познание относительности физической действительности углубила квантовая физика. В ее рамках изменились представления о самих физических объектах, каковые владеют двойственной природой, таких как волны и частицы.
Ограниченные возможности измерения высказывают состояния и вероятностную природу поведения объектов. Мысль относительности самый полно отразилась в принципе симметрии, не смотря на то, что природа знает и явления асимметрии.
На современном этапе все громадную популярность получает синергетическая парадигма. Синергетика(от греч. synergetike – «сотрудничество, совместное воздействие») изучает закономерности и общие принципы, лежащие в базе процессов самоорганизации в совокупностях разной природы. Синергетические совокупности характеризуются открытостью, неустойчивостью. Синергетика претендует на создание новой парадигмы в науке, разрабатывая новую картину мира, новые способы практического отношения и познания к действительности.
НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ
Любой новый цикл научного познания начинается с обнаружения трудности. Трудность, сформулированная в виде вопроса, является проблемой . В качестве одного из вариантов решения проблемы появляется догадка. Обоснованная догадка преобразовывается в научную теорию либо новую часть уже существовавшей ранее теории. Различаются теория и гипотеза тем, что догадка носит вероятностный темперамент, теория есть знанием точного.
Сам термин «теория» в литературе употребляется в двух смыслах. В широком смысле под теорией имеют в виду совокупность идей, направленных на объяснение и истолкование какого-либо явления, в более узком и особом смысле теория имеется верховная, самая развитая форма организации научного знания. В этом смысле она и анализируется ниже.
От догадки теория отличается собственной достоверностью, от вторых видов точного знания (к примеру, от научных фактов) теория отличается собственной строго логической организацией и своим объективным содержанием – отражением сущности явлений, неспециализированных законов их развития и функционирования. Исходя из этого лишь теория позволяет осознать объект познания в его целостности и внутренней связи, как совокупность. Именно поэтому теория делает не только функцию объяснения, но и не меньше серьёзную функцию научного предвидения.
К главным элементам теории, ее структурным звеньям в большинстве случаев относят в первую очередь совокупность главных понятий, категорий, отражающих объект изучения. При помощи этих понятий в теории выражается определенная совокупность главных утверждений, в которых фиксируются законы сотрудничества элементов, связей и сторон объекта. Среди этих утверждений выделяются самые общие, фундаментальные, каковые при логическом построении данной теории рассматриваются в качестве исходных (правила, постулаты, теоремы). Остальные утверждения теории выводятся либо доказываются исходя из этих главных и первичных посылок.
утверждения и Понятия, образующие содержание теории, расположены не в произвольном порядке, а являются логически стройную, последовательную совокупность, в следствии чего из одних утверждений посредством правил и законов логики возможно взять другие утверждения. Логичность сформировавшейся теории в целом, само собой разумеется, не отменяет наличия в ней диалектических противоречий, которые связаны с отсутствием фактического материала а также некоторых утверждений, каковые не абсолютно укладываются в логическую схему теории. Это несоответствие именно и порождает импульс к ее предстоящему формированию.
Неприятность соотношения ветхой и новой теории достаточно удачно разрешается «принципом соответствия». Данный принцип гласит, что ветхая теория при утверждении и возникновении новой не отбрасывается начисто, а сохраняется в ней в статусе частного случая.
При обнаружении неприятности, формулировании догадки, обосновании теории громадное значение имеет свойство к творческому воображению. Многие происходящие процессы нельзя воспринять как целое, но их возможно вообразить, в мыслях схватить. Конкретно фантазия, воображение, если они опираются на информацию о настоящих процессах, разрешают человеку посмотреть дальше и глубже, пробраться в сущность и осознать ее.