Только из бюджета финансируются следующие функциональные виды затрат:
— обеспечение деятельности Главы Российской Федерации, федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, ЦИК РФ, федеральных органов аккуратной власти и их территориальных органов, другие затраты на общегосударственное управление по списку, определяемому при утверждении закона о бюджете страны на очередной денежный год;
— функционирование федеральной судебной совокупности;
— осуществление интернациональной деятельности в общефедеральных заинтересованностях межправительственных соглашений и соглашений с интернациональными денежными организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов аккуратной власти, взносы РФ в интернациональные организации, другие затраты в области интернационального сотрудничества, определяемые при утверждении закона о бюджете страны на очередной денежный год;
— обеспечение безопасности и национальная оборона страны, осуществление конверсии оборонных индустрии;
— содействие и фундаментальные исследования научному прогрессу;
— господдержка ЖД, воздушного и морского транспорта
— господдержка ядерной энергетики;
— ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий федерального масштаба;
— использование и исследование космического пространства;
— содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности либо в ведении органов власти РФ;
— формирование федеральной собственности;
— погашение и обслуживание госдолга РФ;
— компенсация национальным внебюджетным фондам затрат на выплату национальных пособий и пенсий, вторых социальных выплат, подлежащих финансированию в правовом поле РФ за счет средств бюджета страны;
— пополнение национальных запасов драгоценных драгоценных камней и металлов, национального материального резерва;
— проведение референдумов и выборов РФ;
— федеральная инвестиционная программа;
— обеспечение реализации ответов федеральных органов власти, приведших к повышению бюджетных затрат либо уменьшению бюджетных доходов бюджетов вторых уровней;
— обеспечение осуществления отдельных национальных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
— денежная помощь субъектов РФ;
— официальный статистический учет;
— другие затраты.
Только из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды затрат:
— обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и аккуратной власти субъектов РФ;
— погашение и обслуживание госдолга субъектов РФ;
— проведение референдумов и выборов субъектов РФ;
— обеспечение реализации региональных целевых программ;
— формирование гос собственности субъектов РФ;
— осуществление интернациональных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
— развитие и содержание фирм, организаций и учреждений, находящихся в ведении органов власти субъектов РФ;
— обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
— оказание финпомощи местным бюджетам;
— обеспечение осуществления отдельных национальных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
— выплата дополнительных затрат, появившихся в следствии ответов, принятых органами власти субъектов РФ, приводящих к повышению бюджетных затрат либо уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
— другие затраты, которые связаны с осуществлением полномочий субъектов РФ.
Только из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды затрат:
— содержание муниципальных органов власти;
— формирование муниципальной собственности и управление ею;
— организация, развитие и содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и физической культуры, средств массовой информации;
— вторых учреждений, находящихся в муниципальной собственности либо в ведении муниципальных органов власти;
— содержание муниципальных органов охраны порядка;
— организация, развитие и содержание муниципального ЖКХ;
— муниципальное содержание дорог и дорожное строительство местного значения;
— озеленение и благоустройство территорий городов;
— переработки и организация утилизации бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
— содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
— организация учреждений обслуживания и транспортного населения, находящихся в муниципальной собственности либо в ведении муниципальных органов власти;
— обеспечение противопожарной безопасности;
— охрана окружающей природной среды на территориях городов;
— реализация целевых программ, принимаемых муниципальными органами власти;
— погашение и обслуживание муниципального долга;
— целевое дотирование населения;
— содержание муниципальных архивов;
— проведение муниципальных местных референдумов и выборов;
— финансирование реализации иных ответов муниципальных органов власти и другие затраты, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными муниципальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Бюджетное законодательство предусматривает определенные функциональные виды затрат, каковые совместно финансируются из бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов городов. В соответствии со ст. 85 БК РФ совместно за счет средств бюджета страны, денег из бюджета субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды затрат:
— господдержка индустрии (за исключением ядерной энергетики), строительной индустрии и строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, дорожного хозяйства и связи, метрополитенов;
— обеспечение правоохранительной деятельности;
— обеспечение противопожарной безопасности;
— научно-исследовательские, умело-конструкторские и проектно-изыскательские работы, снабжающие научно-технический прогресс;
— обеспечение соцзащиты населения;
— обеспечение охраны окружающей природной среды, воспроизводства и охраны природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
-ликвидации последствий и обеспечение предупреждения ЧС и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
— развитие рыночной инфраструктуры;
— обеспечение развития федеративных и национальных взаимоотношений;
— обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в правовом поле РФ;
— обеспечение деятельности средств массовой информации;
— финпомощь вторым бюджетам;
— другие затраты, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и городов.
закрепление и Распределение между бюджетами различных уровней бюджетной совокупности РФ затрат, указанных в ст. 85, производится по согласованию соответственно органов власти РФ и органов власти субъектов РФ и утверждается соответствующими законами о бюджетах или по согласованию органа власти субъекта РФ и муниципальных органов власти, расположенных на территории данного субъекта РФ.
закрепления согласования расходов и Порядок распределения совместного ведения РФ и субъектов РФ определяется Правительством РФ.
Бюджетная классификация
расходы и Доходы бюджетов различных уровней по своим показателям весьма разнообразны. При сопоставлении, рассмотрении, исполнении и утверждении бюджетов нужно сопоставить эти показатели. Для данной цели проводится их систематизация по однородным показателям посредством бюджетной классификации. Бюджетная классификация утверждается соответствующим нормативным актом, получая наряду с этим определенную юридическую силу. Первоначально бюджетная классификация утверждалась распоряжениями Минфина. В первый раз она купила высшую юридическую силу с принятием закона от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации РФ» *. В названном Законе содержится определение бюджетной классификации как расходов бюджетов и группировки доходов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. В главе 4 БК РФ бюджетная классификация выяснена как группировка расходов и доходов бюджетов всех уровней бюджетной совокупности РФ и источников финансирования недостатков этих бюджетов, применяемая для исполнения и составления бюджетов и снабжающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной совокупности РФ.
* СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4030.
В состав бюджетной классификации включена: 1) классификация доходов бюджетов РФ; 2) функциональная классификация затрат бюджетов РФ; 3) экономическая классификация затрат бюджетов РФ; 4) классификация источников внутреннего финансирования недостатков бюджетов РФ; 5) классификация источников внешнего финансирования недостатка бюджета страны; 6) классификация видов национальных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, городов; 7) классификация видов национального внешнего долга РФ и национальных внешних активов РФ; ведомственная классификация затрат бюджета страны.
Классификация доходов бюджетов есть группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной совокупности РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной совокупности страны Группы доходов, со своей стороны, складываются из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по способам и источникам их получения.
Функциональная классификация затрат бюджетов является группировкой затрат бюджетов всех уровней бюджетной совокупности страны и отражает направление бюджетных средств на исполнение главных функций страны, а также на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами власти, на финансирование осуществления отдельных национальных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Всего в Бюджетном кодексе РФ названо четыре таких уровня: первый уровень — разделы, определяющие расходование бюджетных средств на исполнение функций страны; второй уровень — подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на исполнение функций страны в пределах разделов; третий уровень — классификация целевых статей затрат бюджета страны, отражающая финансирование затрат бюджета страны по конкретным направлениям деятельности основных распорядителей средств бюджета страны в пределах подразделов данной классификации; четвертый уровень — классификация видов затрат бюджета, которая детализирует направления финансирования затрат бюджета по целевым статьям.
Экономическая классификация затрат бюджетов есть группировкой затрат бюджетов всех уровней бюджетной совокупности страны по их экономическому содержанию.
Классификация источников финансирования недостатков бюджетов — группировка заемных средств, завлекаемых Русским Федерацией, субъектами РФ и муниципальными органами власти для покрытия недостатков соответствующих бюджетов.
Ведомственная классификация затрат бюджета страны есть группировкой затрат, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджета страны. Главные распорядители средств бюджета страны утверждаются законом .
законом о бюджете страны на очередной денежный год утверждаются затраты бюджета страны по главным распорядителям средств бюджета страны по разделам, подразделам, видам расходов и целевым статьям функциональной классификации затрат бюджетов РФ. Этим же законом утверждаются группы затрат, предметные статьи, подстатьи и элементы затрат экономической классификации затрат бюджетов РФ.
Список основных распорядителей денег из бюджета субъектов РФ, распорядителей средств местных бюджетов утверждается соответственно органом аккуратной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Рассмотренные виды бюджетной классификации являются едиными для бюджетов всех уровней бюджетной совокупности РФ и утверждаются законом . Законодательные органы субъектов РФ и муниципальные органы власти смогут создавать предстоящую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых видов и статей затрат, не нарушая единства и общих принципов построения бюджетной классификации РФ.
Межбюджетные отношения
Бюджетная совокупность РФ состоит, из бюджетов трех уровней и включает в себя: бюджеты и федеральный бюджет национальных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных национальных внебюджетных фондов, и местные бюджеты. Как всякое системное образование бюджетная совокупность является совокупностью не просто составляющих ее независимых, свободных друг от друга элементов, а совокупность взаимодействующих между собой взаимосвязанных, взаимообусловленных университетов, функционирующих в соответствии с едиными правилами с целью достижения неспециализированных задач и целей. Достижение сбалансированности бюджета в целом допустимо лишь в следствии повседневной деятельности национальных органов, именуемой бюджетным регулированием, направленным на перераспределение расходов и доходов между бюджетами всех уровней. Появляющиеся наряду с этим публичные отношения являются межбюджетными отношениями. анализу и Характеристике названных взаимоотношений посвящена глава 16 Бюджетного кодекса РФ, в которой отмечается, что межбюджетные отношения — это взаимоотношений между органами власти РФ, органами власти субъектов РФ и муниципальными органами власти.
Названные отношения основываются на таких правилах, как:
1) закрепление и распределение затрат по определенным уровням бюджетной совокупности;
2) разграничение (закрепление) на постоянной базе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной совокупности;
3) равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образовании;
4) выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, городов;
5) равенство бюджетов РФ во взаимоотношениях с бюджетом страны, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
В целях успехи сбалансированности бюджетов отдельные виды доходов и расходов смогут передаваться из одного уровня бюджета второму. Так, отдельные виды затрат передаются из бюджета в бюджеты субъектов РФ методом включения соответствующих трансформаций в закон о бюджете страны на конкретный год и в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Отдельные виды затрат бюджетов субъектов РФ, каковые финансируются только из бюджетов данного уровня, смогут передаваться местным бюджетам лишь методом включения соответствующих норм в закон субъекта РФ о бюджете на очередной внесения изменений и финансовый год в Бюджетный кодекс Российской Федерации. К таким расходам относятся, к примеру, обеспечение реализации региональных целевых программ, развитие и содержание предприятии, организаций и учреждений, находящихся в ведении органов власти субъектов РФ, погашение и обслуживание госдолга субъекта РФ и иные затраты, предусмотренные ст. 86 Бюджетного кодекса РФ.
Наровне с затратами из бюджета одного уровня бюджетной совокупности бюджету другого уровня возможно произведена передача доходов. Эта передача осуществляется лишь в соответствии с нормативами, устанавливаемыми законом о бюджете страны на очередной денежный год на срок как минимум несколько лет. Срок действия нормативов возможно сокращен лишь при внесения трансформаций в налоговое законодательство страны.
Личные доходы бюджетов субъектов РФ от налогов и сборов смогут быть переданы местным бюджетам на постоянной базе абсолютно либо частично на срок как минимум несколько лет. Срок действия этих нормативов возможно сокращен лишь при внесения трансформаций в налоговое законодательство страны.
Доходы местных бюджетов также будут быть переданы бюджетам вторых уровней по тем нормативам, каковые определяются правовыми актами муниципальных органов власти.
Переданные так денежные средства учитываются в соответствующем бюджете как доходы в форме безвозмездных перечислений. Затраты, передаваемые из одного уровня бюджета в второй, учитываются как отдельный вид затрат того бюджета, из которого они передаются.
Ответственной есть норма Бюджетного кодекса, в соответствии с которой органы представительной и аккуратной власти, и представительные муниципальные органы власти не имеют права принимать решения, способные привести к повышению бюджетов или к понижению доходов бюджетов вторых уровней бюджетной совокупности. Принятие таких ответов допустимо лишь в том случае, если будут внесены дополнения и соответствующие изменения в законы о бюджетах.
Межбюджетные отношения строятся на принципе равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с бюджетом страны. Этот принцип предполагает установление единых для всех субъектов нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты, и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Такие нормативы денежных затрат, как затраты на предоставление национальных одолжений, минимальная бюджетная обеспеченность, определяются на базе единой методики с учетом социально-экономических и иных изюминок субъектов РФ и согласовываются с ними при принятии закона о бюджете на очередной денежный год.
Законодатель четко определяет формы финпомощи, т.е. безвозвратной и безвозмездной передачи средств из бюджета бюджетам субъектов РФ, к каким относятся: 1) предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; 2) предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых затрат; 3) предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, появляющихся при выполнении бюджета субъекта РФ.
Дотация (от лат. dotatio — дар, пожертвование) — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной совокупности РФ на безвозмездной и безвозвратной базах для покрытия текущих затрат (ст. 6 БК РФ).
Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной совокупности РФ либо юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной базах на осуществление определенных целевых затрат (ст. 6 БК РФ).
Субвенции бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование затрат, имеющих целевой темперамент, а также затрат по федеральным целевым программам; капитальных затрат; затрат, передаваемых из бюджетов вторых уровней, и иных целевых затрат.
В ряде зарубежных государств (США, Италия, Германия, Япония и др.) субвенции предоставляются местным органам на финансирование программ, осуществляемых ими по собственной инициативе, одобренной центром. Субвенция как способ бюджетного регулирования употреблялась ранее в СССР с 1924 по 1931 гг.
Различают текущие и инвестиционные виды субвенций. К текущим относятся субвенции, направленные на финансирование текущих затрат, предусмотренных соответствующими бюджетами. Под инвестиционными понимаются субвенции, направляемые на финансирование инвестиционной и других затрат и инновационной деятельности, которые связаны с расширенным воспроизводством. Субвенционное финансирование осуществляется в форме долевого участия бюджета страны в соответствующих расходах бюджетов субъектов РФ. Применение субвенций не ведет к трансформации форм собственности на финансируемые с их помощью проекты и объекты.
Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые второму бюджету на возвратной, безвозмездной либо возмездной базах на срок не более шести месяцев в пределах денежного года (в один раз. 6 БК РФ). Субъекты РФ есть в праве на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат или сезонным характером поступлений доходов, на срок до полугода на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления указанных ссуд, возврата и условия оплаты целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются законом о бюджете страны на очередной денежный год. В случае, если полученные бюджетные ссуды не погашены до конца денежного года, появившаяся задолженность погашается за счет средств финпомощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из бюджета в очередном денежном году. В случае, если же этот бюджет не приобретает финпомощи из бюджета, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в этот региональный бюджет.
Порядок предоставления бюджетных ссуд из бюджета определяется Правительством РФ в соответствии с бюджетным законодательством.
Кроме названных форм финпомощи смогут употребляться такие способы бюджетного регулирования, как субсидии, трансферты.
Субсидия (от лат. subsidium — помощь, помощь) — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной совокупности РФ, физическому либо юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых затрат.
Наровне с классическими способами сейчас начал применяться трансферт (от фр. transfer — переношу, перемещаю) — перевод средств из федерального фонда денежной помощи субъектов РФ в бюджеты нижестоящих уровней. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от практически поступающих в вышестоящий бюджет доходов. Формирование федерального фонда денежной помощи, например, устанавливается законом о бюджете страны на соответствующий год, что закреплено законом «О бюджетной классификации» от 15 августа 1996 г., где говорится о средствах фонда денежной помощи, приобретаемых из бюджета в порядке финпомощи (трансфертов).
Бюджетным кодексом РФ (ст. 75) предусмотрены трансферты населению для финансирования необходимых выплат: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, вторых социальных выплат, установленных федеральным законодательством, законами субъектов РФ и правовыми актами муниципальных органов власти.
При превышении уровня бюджетного недостатка вводится механизм сокращения затрат (секвестр). В случае, если в ходе выполнения бюджета происходит понижение количества поступлений доходов бюджета либо поступлений из источников финансирования недостатка бюджета, что ведет к неполному если сравнивать с утвержденным бюджетом финансированию затрат не более чем на 5 процентов годовых назначений, начальник денежного органа (по бюджету страны принимает ответ глава МинФина РФ) вправе самостоятельно решить о введении режима сокращения затрат бюджета и ввести указанный режим. При необходимости сократить затраты бюджета более чем на 5 процентов, но не более чем на 10 процентов, Правительство РФ, орган аккуратной власти субъекта РФ либо орган местного самоуправления вправе решить о введении режима сокращения затрат и ввести указанный режим.
При необходимости сокращения затрат бюджета более чем на 10 процентов орган аккуратной власти воображает представительному органу проект закона о внесении дополнений и изменений в закон о бюджете (ст. 229,230, 258, 259 БК РФ).
В целях осуществления денежного контроля за законностью исполнения и формирования региональных бюджетов, уполномоченный федеральный орган власти (контрольный орган Минфина РФ, Счетная палата РФ) вправе совершить ревизию бюджета субъекта РФ — получателя финпомощи из бюджета. При получении финпомощи в количестве, превышающем 50 процентов затрат консолидированного бюджета, ревизия бюджета субъекта РФ проводится в административном порядке.
Финпомощь может выясняться кроме этого из бюджета субъекта РФ местному бюджету. Эта финпомощь осуществляется в следующих формах: 1) предоставление из фондов денежной помощи городов субъектов РФ финпомощи на выравнивание уровня минимальной обеспеченности финансирования минимальных, национальных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на муниципальные органы власти; 2) предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых затрат; 3) бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, появляющихся при выполнении местного бюджета, и иные формы финпомощи.
Порядок предоставления финпомощи на выравнивание уровня развития экономики, ее условия и размеры, и порядок предоставления субвенций определяются законом субъекта РФ или законом субъекта РФ о бюджете на очередной денежный год.
Предоставление бюджетных ссуд в этом случае определяется органом аккуратной власти субъекта РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законом субъекта РФ о бюджете на очередной денежный год.
При оказании финпомощи местному бюджету субъектом РФ его уполномоченный орган (орган денежного контроля аккуратной власти либо контрольный орган субъекта РФ) вправе совершить ревизию местного бюджета — получателя финпомощи. Заключение контрольного органа оглашается при рассмотрении представительным органом субъекта РФ проекта бюджета субъекта РФ.
Финпомощь местным бюджетам может выясняться и из бюджета на финансирование целевых затрат, предусмотренных федеральными целевыми программами или законами . В этом случае органы власти РФ вправе осуществлять контроль за расходованием средств бюджета страны, поступивших в местный бюджет.