Джордж Стефенсон
Джордж Стефенсон, один из конструкторов и выдающихся изобретателей в области ЖД транспорта, появился в семье шахтера Роберта Стефенсона в горняцком поселке Вайлем, неподалеку от Ньюкасла, большого центра каменноугольной индустрии Англии. С ранних лет Джордж должен был вносить собственную лепту в скудные доходы семьи. Он трудился и пастухом, и погонщиком лошадей при подъемном вороте, и кочегаром, и машинистом при паровом двигателе.
До 18 лет парень оставался неграмотным, как и большинство ньюкаслских шахтеров. Позже он по окончании тяжелого, продолжительного рабочего дня начал посещать вечернюю начальную школу. Но главные знания по математике, механике и вторым техническим наукам Стефенсон купил самостоятельно. А в редкие часы досуга он изобретал разные устройства.
В 1802 г. Стефенсон обосновался в поселке Уиллингтон, где ему поручили руководить паровой подъемной машиной. Дежуря по ночам у автомобили, Стефенсон не терял ни 60 секунд, усердно занимаясь нескончаемыми математическими расчетами либо … починкой обуви шахтерам — ему нужны были средства на учение.
В 1805 г. Стефенсон с сыном и женой переехал на Уэстмурскис копи, где начал работать механиком при громадной подъемной паровой машине. Тут на него обрушилось несчастье — по окончании серьёзной болезни погибла супруга, а через год струя тёплого пара выжгла глаза его отцу.
Началась жизнь, полная лишений. В эти годы Стефенсон, показав настойчивость и упорство, так пополнил собственные знания, что начал решать технические задачи, дешёвые только эксперту-инженеру. Управляющие копями обратили на него внимание и прописали механиком всех копей.
Зная по опыту, какое огромное значение имеет систематическое образование, Стефенсон приложил все силы к тому, дабы сын его стал квалифицированным инженером. Это потребовало затрат, огромных для средств семьи Стефенсона. И механик громадных копей чинил обувь соседям, исправлял часы — словом, не отказывался ни от какой работы, только бы дотянуться деньги на обучение сына. Помогая сыну готовить уроки, Стефенсон пополнял и собственные знания по алгебре, тригонометрии, физике, химии.
В 1813 г. Джордж Стефенсон, которому в то время было 32 года, в первый раз занялся устройством «самодвижущейся паровой машины» — паровоза. Он решил, применяя опыт прошлых конструкторов паровозов, создать более идеальную машину.
В июле 1814 г., по окончании десятимесячной работы, Стефенсон закончил первый паровоз для Киллингуортской рельсовой дороги. По устройству котла, размещению цилиндров и совокупности передачи он напоминал кое-какие из предшествующих типов паровозов и был слишком мало замечательным. На первом опробовании паровоз передвигал состав весом в 30,5 Т, развивая скорость до шести километров/час. По окончании года эксплуатации паровоз Стефенсона дал только маленькую экономию, и расчетливые хозяева предпочли до тех пор пока сохранить конную тягу на рельсовых дорогах.
Но Стефенсон не унывал. Он упорно работал .
В 1816 г. изобретатель создал трехосный паровоз «Киллингуорт», что имел возможность вести состав весом 50 Т со скоростью 10 км/час. Преимущество паровозов перед конной тягой становилось явным.
Хозяев смущало главное требование Стефенсона — в один момент с паровозами улучшать и путь. Так как чугунные рельсовые дороги, рассчитанные на конную тягу, были через чур не сильный и несовершенными для локомотивной тяги. Это потребовало громадных дополнительных затрат, а хозяева на них скупились. Но грузок на заводах и шахтах перевозилось все больше, и кое-какие обладатели решили рискнуть. Стефенсону стали поручать переоборудование конных рельсовых дорог на паровую тягу. В 1830 г. была открыта известная дорога Манчестер-Ливерпуль протяженностью 48 км.
Борьба за постройку данной дороги — одна из самых волнующих страниц в славной биографии гениального сына британского народа. Это была решительная победа пара на сухопутном транспорте и начало новой ЖД эры.
Удачам Стефенсона помогало стремительное развитие британской индустрии. Большое машинное производство нуждалось сейчас в новых, более идеальных средствах передвижения. Обладатели манчестерских фабрик и ливерпульские торговцы стали поддерживать замыслы строительства железных дорог с паровой тягой. Против них выступали самые духовенство силы — и реакционные помещики.
Пригодилась непреклонная убежденность, энергия, настойчивость Стефенсона, дабы довести строительство железной дороги до конца. Хозяева всегда подводили его, неприятели подвергали яростной травле.
в один раз все сделали вывод, что и упрямый Стефенсон отойдёт: на пути лежало торфяное болото шириной 6,5 км. Стефенсон распорядился соорудить легкую насыпь, которая держалась бы на поверхности болота, как понтонный мост. «Потонет! Болото существует с сотворения мира!» — злорадствовали неприятели. И в одном месте насыпь вправду начала уходить под воду. Стефенсон распорядился сыпать в данный глубокий провал мох, торф и фашинник. Три с половиной года постоянный поток тачек подвозил материалы к проклятому болоту. И воля Стефенсона победила. Рельсовый путь пересек болото и не давал ни мельчайшей осадки.
Сын Стефенсона Роберт, возвратившись из Южной Америки, где он совершил пара лет, помог отцу завершить строительство. На заводе в Ньюкасле они организовали постройку паровозов нового типа. На опробованиях паровозов лучшего типа победил стефенсоновский паровоз «Ракета». Ответственной изюминкой «Ракеты» было использование парового котла с двадцатью пятью дымогарными трубами. По этим трубам шли раскаленные топочные газы. Они отдавали собственный тепло воде в котле, что существенно увеличивало поверхность нагрева. Котлы первых паровозов имели в большинстве случаев одну прямую жаровую трубу.
По окончании 1830 г. сын и отец Стефенсоны стали всемирно признанными авторитетами по ЖД постройке. Они приняли участие в постройке многих серьёзных дорог в Англии и за рубежом.
Особенно гордился Джордж Стефенсон Норт-Мидлэндской линией между Эдинбургом и Лондоном. Дорога шла 115 км по очень сильно пересеченной гористой местности, по 200 мостам и через 7 туннелей.
Стефенсоновские паровозы экспортировались в Бельгию, Францию, Германию, США. В 1834 г. на заводе Роберта Стефенсона был выстроен трехосный паровоз, названный «Патентовладелец». Он взял громадное распространение в Англии и за ее пределами.
Джордж Стефенсон принимал живое участие в нескольких научно-технических обществах, разглядывал новые изобретения, консультировал сооружение новых дорог и т. д.
Но наряду с этим он настойчиво отклонял присвоение ему каких-либо званий либо титулов. Гордый своим несложным происхождением, Стефенсон писал, что не желает «этих безлюдных добавок к собственному имени».
Будущее Стефенсона — это волнующая повесть о славном сыне британского рабочего класса, что в тяжёлых условиях капиталистической Англии времен промышленного переворота добился решающих удач благодаря собственному таланту, неиссякаемой энергии, самоотверженности и железной воле.