В XVI в. испанские конкистадоры ринулись завоевывать страны Нового Света. Они встретились с народностями и индейскими племенами, у многих которых еще сохранился первобытнообщинный строй. Индейцы ко времени прихода испанцев не знали железа. У самые передовых народностей Америки, как, к примеру, у мексиканских ацтеков, юкатанских майя и перуанских инков, уже сформировалось рабовладельческое государство.
Изучение материалов археологических раскопок, документов и исторических памятников разрешило возможность восстановить историю населений украины до появления европейцев. Оказалось, что за довольно много столетий до заселения ацтеками равнины Мехико в том месте уже жили культурные народы. Они умели обрабатывать почву, строить строения, создавать прекрасные произведения искусства. По преданию, давным давно ацтеки жили на далеком западе Мексики, на острове Астлан, расположенном среди озера. Из этого пошло наименование народа «люди из Астлана» либо «ацтеки». Якобы по совету охоты и бога войны Уицилопочтли ацтеки покинули Астлан и под предводительством собственного вождя Теночцина, либо Теноча, с восемью вторыми племенами пустились в путь. По имени собственного вождя ацтеки именовали себя теночками либо «людьми Теноча». По окончании продолжительных странствий они достигли мексиканской равнины. Ацтекские хроники говорят, что в 1325 г. на болотистом островке в западной части озера Тескоко ацтеки основали собственный поселение Теночтитлан — «город Теноча».
Удачное островное положение города-поселения ограждало ацтеков от нашествия соседних племен. Ко времени переселения ацтеков в равнину Мехико организация их публичной жизни была такая же, как и у всех других индейских племен. Базой общества был род, складывавшийся из нескольких семей, имевших одного неспециализированного предка. Всей судьбой рода руководил старейшина. Двенадцать родов составляли племя. Любой род решал собственные дела независимо от вторых, но вопросы, касавшиеся племени в целом, решались племенным советом, складывавшимся из старейшин родов. Племя возглавлялось двумя вождями, которых выбирал племенной совет. Один вождь был полководцем, а второй ведал внутренними религиозными обрядами и делами племени. Оба вождя были важны перед племенным советом, что имел возможность в любое время поменять их. Понемногу устройство ацтекского общества изменялось. Нередкие долгие войны содействовали росту имущественного неравенства и разложению родового строя ацтеков.
Каменный столб с письменами ацтеков.
Захваченные почвы стали распределять между самыми выдающимися солдатами, а покоренных людей обращать в рабство. Так создались условия чтобы главный армейский вождь ацтеков стал постоянным должностным лицом.
Большую часть пленных отдавали в жертву кровавому всевышнему войны Уицилопочтли. На открытой площадке на вершине храма жрецы в тёмных одеждах клали военнопленных одного за другим на громадный выпуклый камень. Основной жрец острым каменным ножом вспарывал жертве грудь, вынимал еще трепещущее сердце и празднично бросал к ногам богато разукрашенного идола в жертвенный пламя.
Кое-какие военнопленные, искусные в ремесле либо выделявшиеся вторыми свойствами, становились домашними рабами либо употреблялись на работах, проводимых родовыми общинами. Наровне с пленными ацтеки порабощали соплеменников, каковые или добровольно шли в кабалу к богатым, дабы прокормиться, или становились рабами в наказание за какое-нибудь правонарушение.
Понемногу среди ацтеков появилась достаточно бессчётная прослойка богатых и знатных, жаждавших новых завоеваний для еще большего обогащения. Ацтеки захватывали почвы уже за пределами мексиканской равнины и заставляли платить тяжелую дань каждое племя, каждое покоренное селение. Появление классов рабовладельцев и рабов повлекло за собой образование страны, при помощи которого господствующий класс руководит народом. Власть армейского вождя очень усилилась и начала передаваться по наследству. Племенной совет начал слушаться лишь богатых и знатных. Второй вождь племени превратился в руководителя и верховного жреца религиозных обрядов.
Базу хозяйства ацтеков составляло земледелие. Главным орудием труда была древесная палка, легко расширенная книзу и заостренная с одного финиша. В условиях благоприятного климата кроме того такие примитивные орудия давали возможность собирать высокие урожаи. Нужно было лишь обеспечить посевы достаточным числом жидкости, исходя из этого неестественное орошение имело громадное значение в хозяйстве ацтеков. Помимо этого, они создавали на плотах маленькие плавучие огороды — «чинампа», на которых разводили помидоры (по-ацтекски — «томатль»), бобы, тыквы, кабачки, цветы и сладкий картофель. Главной сельскохозяйственной культурой была кукуруза (маис), которую, как картофель, «томатль», «чоколатль» (шоколад) и табак, испанцы потом завезли в Европу. Ацтеки занимались кроме этого охотой, рыболовством, разводили гусей, индюков и уток (о последних европейцы определили лишь по окончании открытия Америки). Ацтеки еще не знали домашнего скота. Тут приручали лишь псов, да да и то для мяса.
Сохранившиеся до отечественного времени остатки величественных храмов, другие произведения и скульптуры древнемексиканской культуры показывают, мастерства и какого совершенства достигли ацтеки в обработке камня, серебра и золота. драгоценности мексиканских мастеров были лучше, чем испанские. Весьма разнообразны и прекрасны ацтекские ткани и гончарные изделия со сложными и красочными узорами. Особенного мастерства ацтеки достигли в изготовлении из головных уборов и перьев плащей для вождей. Ацтеки пользовались рисуночным письмом — «пиктограммой», — благодаря которому они вели собственный календарь, отмечали размеры взимаемой дани, религиозные и памятные даты, составляли исторические хроники.
Ацтеки поклонялись бессчётным всевышним, из которых они особенно почитали всевышних, которые связаны с земледелием (среди них — Тлалоку). Главным всевышним был Тескатлипока («дымящееся зеркало»). Его изображали с «волшебным» зеркалом в руках, в котором, по ацтекским поверьям, отражалось все происходящее на свете. Покровителем ацтеков считался охоты и бог войны Уицилопочтли, которому, как и Тлалоку, был посвящен основной храм в столице — городе Теночтитлане.
Искусная работа из золота ацтекских ремесленников.
В августе 1519 г. военачальник и испанский авантюрист Эрнандо Кортес с отрядом в 400 человек начал поход на Мексику. Индейцы, вооруженные луками со деревянными пиками и стрелами, пробовали остановить продвижение завоевателей в глубь страны.
На стороне испанцев были огромные преимущества: они владели огнестрельным оружием, металлическими мечами, лошадьми, которых индейцы принимали за сверхъестественные существа. Кортес применял европейскую военную тактику. И все же ему было нужно израсходовать практически два года, дабы завоевать Теночтитлан.
Вряд ли испанцам удалось тогда завоевать Мексику, если бы не последовательность событий, облегчивших им эту задачу.
Ко времени вторжения испанцев ацтеки опоздали создать прочного централизованного страны. Покоренные ими народы и племена, подвергавшиеся угнетению и насилию, питали вражду и глубокую ненависть к своим притеснителям и готовься поднять на них оружие. Этим умело воспользовались испанцы: они развязали братоубийственную войну среди индейцев, а после этого покорили разобщенные индейские племена.
Завоеванию Мексики испанцами помогла распространенная среди ацтеков легенда о всевышнем Кецалькоатле. Данный всевышний был якобы изгнан из Мексики. Уезжая за океан, он давал слово возвратиться, дабы водворить порядок и справедливость. Кецалькоатля изображали белокожим, с долгой бородой. верховный жрец и Правитель ацтеков — могущественный Монтесума и его приближенные приняли испанцев за бледнолицых посланцев сурового, но честного всевышнего Кецалькоатля, исходя из этого борьба против испанцев казалась им тщетной. Незадолго до появления отрядов Кортеса в стране случилось сильное наводнение. Стихийное бедствие жрецы истолковали как предзнаменование громадных и грозных изменений. В следствии всего этого испанцам удалось захватить в плен Монтесуму и вынудить его делать их распоряжения. После этого испанские завоеватели начали грабить и разрушать культурные сокровища ацтеков.
Лишь по окончании смерти Монтесумы его преемникам — Куитлауку, а после этого гордому и свободолюбивому Куаутемоку — удалось поднять и организовать народ на борьбу с испанскими захватчиками. Куаутемок стал национальным храбрецом мексиканцев. Сейчас на месте Теночтитлана вырос город Мехико — столица Мексиканской республики. На главной площади города установлен величественный монумент Куаутемоку с надписью: «Памяти Куаутемока и тех солдат, каковые героически боролись за свободу собственной страны».
Вторым индейским народом, достигшим ко времени прихода испанцев большого уровня развития культуры, были индейцы майя. Они занимали полуостров Юкатан. Тут существовали города-страны Чичен-Ица, Майяпан, Ушмаль и др. Государство майя было рабовладельческим, не смотря на то, что в общинах и сохранились пережитки родового строя. Военная знать и жрецы эксплуатировали зависимых общинников и рабов. Обработку почвы, рыбную ловлю и охоту общинники вели сообща. Часть продуктов выделялась в пользу знати, другое распределялось между участниками общины.
Средневековая Африка. Вверху — остатки крепостной стены города Кильва на острове у побережья Танганьики (Восточная Африка). Слева — металлический наконечник стрелы с углублением для маски и яда из слоновой кости (XV в.), цари Бенина (Западная Африка) носили их на поясе на протяжении ежегодной церемонии изгнания злых духов. Внизу справа — медная голова из Священного города Ифе племен йоруба (Западная Африка). Живописец И. Н. Шалито.
Обитатели селений несли бессчётные повинности. Они были обязаны обрабатывать поля богачей, строить дома, дороги и храмы, платить дань, делать подношения жрецам и содержать армейский отряд на протяжении походов. Знатные солдаты обладали большим числом рабов из пленных, и из преступников — и соплеменников должников.
Майя, как и ацтеки, выращивали в основном кукурузу, после этого томаты, фасоль, сладкий картофель, какао, табак. Домашнего скота майя кроме этого не знали. Они разводили собак и индюков.
Майя поклонялись многим всевышним, из которых наиболее значимыми у них считались всевышние земледелия.
В стране майя громадных удач достигли такие науки, как математика и астрономия. Ученые создали превосходный по собственной точности солнечный календарь. Майя умели предвещать наступление солнечных затмений, знали других обращения планет и периоды Луны. Для этого они создали совокупность цифр и иероглифов. В городах майя строили каменные столбы — стелы, на которых иероглифами записывали события жизни и важнейшие даты страны. Суть последовательности иероглифов дошел до нас еще по документам XVI в., но их необходимо было расшифровать, т. е. перейти от толкования смысла к правильному чтению. Над ответом данной задачи трудились многие ученые. Но верное чтение отдельных слов носило случайный, несистематический темперамент.
В 1951 г. советскому ученому Ю. В. Кнорозову удалось по выработанной им совокупности начать чтение иероглифических текстов майя, передающих их звуковую обращение.
Средневековая Мексика. Вверху — ацтекский храм. Внизу — сражение между ацтеками и испанцами и ацтекская дама, обрабатывающая кукурузу (по ацтекским настенным росписям). Живописец Н. К. Скалова.
Было доказано, что письменность майя по существу не отличается от известных иероглифических письмен, не смотря на то, что она и не заимствована ни у какого именно другого народа. Ученые исследуют словарь и грамматику языка майя. В январе 1961 г. советские ученые Новосибирского отделения Академии наук СССР сказали, что им удалось расшифровать и прочесть около половины текстов майя при помощи электронно-вычислительных автомобилей. Так, историческая наука обогатилась новым полезнейшим источником. Предстоящая расшифровка совсем раскроет нам тайны текстов майя.
Очень ясные изображения животных и людей на стенах храмов и дворцов Центральной Америки говорят о высоком техническом мастерстве и художественном вкусе резчиков по камню. Майя, как и ацтеки, не знали железных орудий. Их резчики мастерски трудились каменными — нефритовыми — резцами. не меньше искусно были выполнены ткани, изделия из дерева и керамика с художественной росписью.
По окончании зверского истребления коренного населения Кубы (открытой Колумбом в 1492 г.) остров был перевоплощён в плацдарм, с которого испанские завоеватели направляли к берегам Центральной Америки одну грабительскую экспедицию за второй. Но первые попытки высадиться на полуостров Юкатан были бесплодными. Испанцы встретили такое сопротивление индейцев, что были вынуждены отойти, не обращая внимания на пламя собственной корабельной артиллерии. Лишь по окончании завоевания Мексики конкистадору Франсиско де Монтехо при прямого насилия и помощи обмана удалось установить испанское господство на Юкатане.
Но свободолюбивые индейцы майя не покорились и восставали против испанских завоевателей. Последнее свободное поселение майя — Тайясаль — было захвачено испанцами лишь в 1697 г.
Практически в один момент с завоеванием Центральной Америки и Мексики отряды испанских захватчиков, увлекаемые ненасытной жаждой наживы и золота, во главе с Франсиско Писарро вторглись в пределы владений инков. Государство инков простиралось от южной части современного Эквадора до северной части Чили, включая территории Перу и Боливии.
Семья рабов с палками на шее в знак зависимого положения.
В собственном культурном развитии инки опередили все другие населения украины. Государство инков было рабовладельческим с сильными пережитками родоплеменного строя.
К середине XIV в. инки, покорив все окружающие племена, обеспечили себе господствующее положение.
Они сами не трудились и по наследству занимали административные должности и высшие военные. В управлении страной инки опирались на родовую знать покоренных племен — «курака», которая за это пользовалась разными привилегиями. Правитель страны — главный Инка руководил войском и управлял гражданское управление. Он почитался как воплощение всевышнего солнца на земле. Основное место в религии инков уделялось культу всевышнего солнца — Инти. По окончании смерти инкских правителей их тела бальзамировали, одевали в шикарные одежды и водворяли в храм на золотом троне. На протяжении праздничных религиозных и гражданских церемоний жрецы приносили трон с восседавшей на нем мумией последнего правителя, которая своим присутствием освящала торжество. Приписывая мумии правителя сверхъестественную силу, жрецы брали ее кроме этого в походы и выносили на поле боя.
Инки очень сильно отличались от подчиненных им племен внешним видом: особенной стрижкой волос, богатыми и нарядной одеждой украшениями. Знатные инки носили золотые серьги в виде колец и дисков. Особенную, привилегированную касту составляли жрецы. Шили инки за счет эксплуатации рабов, ремесленников и рядовых общинников.
Возделываемая почва делилась на три части: «поля Солнца» — на содержание храмов и жрецов, «поля Инки», урожай которых шел в казну (в национальные амбары), и «поля общины», обрабатывавшиеся в последнюю очередь. Главными пищевыми культурами были картофель и кукуруза. Кроме этого, выращивалось еще около 40 видов нужных растений. Не считая платы податей, общинники должны были отбывать государственные йовинности: поддерживать сложную ирригационную совокупность, строить дороги, мосты, крепости и храмы. Дамы обязаны были прясть, ткать и приготовлять особенный напиток для жрецов. Инкские ткани из шерсти и хлонка отличаются тонкостью и красотой отделки.
Ацтек сажает кукурузу (со древнего рисунка).
Громадных удач инки достигли в горном обработке и деле металлов. Они добывали медь, олово, серебро. Обширно использовали латунь. Из серебра и золота ювелиры изготовляли узкой работы украшения, изысканную утварь для храмов и дворцов. Архитектура инков отличалась массивностью, художественной отделкой и грандиозностью. Большого мастерства достигли инки в изготовлении изделий керамики. Особенно искусно они делали сосуды в виде людских фигур и голов, различных животных и плодов. Не обращая внимания на горный рельеф страны, город Куско — столица инков — был связан с самыми отдаленными районами хорошими дорогами, мостами и туннелями. Связь между разными центрами страны поддерживалась при помощи вестников-бегунов, для чего на дорогах были расположены необычные почтовые станции с дежурными вестниками. Инки достигли кроме этого больших удач в медицине и астрономии. Разные сообщения, сведения и исторические факты о сборах податей передавались при помощи сложного узелкового письма — «квипу», которому юноши инков обучались в особенных школах. На основании новейших изучений ученые заключили , что у инков наровне с узелковым существовало кроме этого картинное письмо.
Предстоящее развитие общественного строя и культуры Инкского страны было прервано испанцами.
В 1532 г. отряды, предводительствуемые Франсиско Писарро, хитростью и обманом захватили главного Инку Атагуальпу, парализовав силу сопротивления индейских армий. Скоро Атагуальпа осознал, что испанцы были заинтересованы не в его обращении в «подлинную веру христову», как они его убеждали, а в захвате и разграблении сокровищ Инкского страны. Тогда главный Инка внес предложение Писарро богатый выкуп за собственный освобождение из плена. Он давал слово наполнить золотыми изделиями собственную помещение шириной 4 м, длиной 6 м и высотой 2 ? м, а соседнюю, пара меньшую, — серебряными.
Во все финиши страны были разосланы вестники. серебро и Золото потекли рекой в жадные руки испанцев. Отовсюду стали приходить караваны носильщиков, не легко нагруженных сокровищами. Но жадность захватчиков возрастала с каждым днем. Овладев этими достатками, испанцы в 1533 г. Вероломно казнили Атагуальпу, захватили и разграбили столицу, а после этого и всю страну. Так было уничтожено государство инков и стёрта с лица земли его высокая культура.
Глиняный кувшин.
В 1533 г. родственник Атагуальпы — Манко возглавил восстание против захватчиков и укрепился в горном районе Вилькапампа. Индейские солдаты к этому времени обучились владеть оружием собственных поработителей и мастерству верховой езды.
По окончании смерти Манко борьбу в течение 35 лет возглавляли его сыновья. Лишь в 1572 г. испанцам удалось подавить освободительную борьбу индейцев и казнить их вождя — Инку Тупак-Амару.
Упорное и долгое сопротивление оказали испанским захватчикам индейцы Чили, и в особенности арауканы, занимавшие территорию южнее реки Мауле. Данный мужественный и свободолюбивый народ, пребывавший еще на стадии родового строя, сумел объединить все собственные силы для борьбы с безжалостными завоевателями. Первая попытка испанцев закрепиться в Чили в 1535 г. окончилась поражением. В январе 1540 г. для завоевания непокорных индейских племен была послана экспедиция Педро де Вальдивия. Ему удалось дойти до реки Мауле, где он встретил сопротивление индейцев. Лишь через пара лет упорной борьбы отряды Вальдивия смогли перейти реку Мауле и оттеснить араукан в глубь страны. Объединенные силы индейцев возглавил умный вождь, отважный и гениальный полководец Кауполикан. В то время, когда в 1553 г. испанские завоеватели возобновили продвижение на юг в надежде совсем сломить сопротивление индейцев, Кауполикан, а после этого его преемник Лаутаро нанесли испанцам поражение.
Конкистадор Вальдивия, прославившийся собственной жестокостью, был захвачен арауканами в плени казнен. Четкая сплочённость и военная организация разрешили арауканам много лет удачно отражать наступления испанских армий.
В 1612 г. испанцы, видя собственный бессилие, были вынуждены прекратить борьбу и начать мирные переговоры с непокоренным племенем.
Но жадность испанских конкистадоров не была удовлетворена. мечом и Огнём чони покоряли и грабить новые территории. В отыскивании сокровищ испанцы вскрывали гробницы, разоряли святилища, отнимали драгоценные украшения у вождей и индейских жрецов.
Завоевание Америки сопровождалось неслыханными жестокостями. В ряде районов местное население было практически поголовно истреблено. Многие индейские племена совсем провалились сквозь землю с лица почвы. большую территорию обезлюдели, как по окончании чумы. Так, к примеру, индейское население островов Пуэрто-Рико и Ямайка в 1509 г., в то время, когда в том месте лишь показались испанцы, насчитывало 600 тыс. человек, а к 1542 г. их осталось не более 400 человек. Из многих сотен тысяч индейцев, населявших остров Гаити, сохранилось всего лишь около 200 человек.
Ацтекский календарь, высеченный на камне (хранится в Национальном музее в столице Мексики — Мехико).
Оставшихся в живых индейцев испанские конкистадоры превращали в рабов и насильственно обращали в католическую веру. Кое-какие «святые отцы», стремясь обосновать «порабощения» индейцев и законность истребления, обосновывали, что индейцы — «бездушные существа, столь же неспособные воспринять святую веру, как и дикие животные».
Современник конкисты, ученый-монах Лас Касас, лично замечавший жестокости конкистадоров, писал: «В то время, когда испанцы вступали в индейские поселения, жертвами их гневы становились старики, женщины и дети… Они загоняли индейцев, как стадо баранов, в огороженное пространство и соревновались между собой в том, кто ловче разрубит индейца пополам с одного удара… Они отрубали руки тем, кого не убивали, и издевались над ними, говоря: «Отнесите сейчас письма убежавшим от нас в леса и горы». Еще более ожесточённому обращению подвергались индейские старейшины: их распинали на древесных решетках и после этого поджаривали на медленном огне…»
зверствами и Беспощадным террором конкистадоры стремились парализовать и сломить сопротивление индейского населения, которое ни при каких обстоятельствах не прекращало борьбы против ненавистных испанских захватчиков.
Завоевание испанскими конкистадорами государств Нового Света — это кровавая история ограбления, порабощения и истребления населений украины, Центральной и Южной Америки, история смерти старейших начала колониализма и культур Америки.