Дрейфующая экспедиция на ледокольном пароходе «г. седов» (1937—1940)

Дрейфующая экспедиция на ледокольном пароходе «г. седов» (1937—1940)

Летом 1937 года разнообразные гидрографические и океанографические изучения в море Лаптевых делали три ледокольных парохода — «Садко», «Г. Малыгин» и «Седов». На стыке двух морей — Карского и Лаптевых, в проливе Вилькицкого, и к западу и к востоку от него ледовая ситуация в тот год сложилась очень неблагоприятно. Задержавшись в море Лаптевых, ледокольные пароходы не могли отыскать выхода ни на запад, ни на восток. В течение многих дней «Садко», «Г. Малыгин» и «Седов» пробовали пробиться через юные льды, скоро покрывавшие море. 23 октября суда были совсем затерты льдами. Это случилось на 75°21? северной широты и 132°15? восточной долготы, около острова Бельковского, неподалеку от того места, где в свое время вмерз в лед известный «Фрам».

Вначале суда начали дрейфовать совместно со льдами на север; после этого, в то время, когда они достигли 77°30? северной широты, дрейф быстро изменился и их понесло на восток. Так длилось до марта 1938 года, в то время, когда «Г. Седов», «Садко» и «Малыгин», миновав Новосибирские острова, достигли 159° восточной долготы. Тут дрейф поменял направление, и суда понесло на север, а после этого на северо-запад. К весне они вышли за пределы материковой отмели и вступили в глубоководную область Арктического бассейна.

Первая зимовка во льдах, не обращая внимания на то, что их экипажи и суда не были к ней в достаточной степени подготовлены, прошла в полной мере благополучно. Научные работы, каковые сосредоточились в большинстве случаев на «Садко», дали очень увлекательные результаты. Но предстоящее нахождение на дрейфующих судах солидного числа людей (217 человек) было не нужно, тем более что для новой зимовки во льдах они не были достаточно обеспечены. Одновременно с этим светло определилось, что суда попадут в «громадный дрейф» в центре Северного Ледовитого океана и пройдут путь, подобный пути «Фрама».

Дрейфующая экспедиция на ледокольном пароходе «г. седов» (1937—1940)

Г. Седов

В последних числах Февраля 1938 года к дрейфующим судам из Москвы направились три замечательных четырехмоторных самолета. Их вели испытанные полярные летчики — Герой Советского Союза А. Д. Алексеев, Герой Советского Союза П. Г. Головин и Г. К. Орлов. 18 марта самолеты достигли бухты Тикси, а 3 апреля совершили первый полет к дрейфующим судам, пребывавшим в то время на 79° северной восточной долготы 152° и широты. Трижды самолеты летали к «Садко», «Г. Малыгину» и «Седову»; они доставили на суда запасы продовольствия, некое оборудование и вывезли на материк 184 человека. На дрейфующих судах осталось лишь 33 человека.

Все дальше и дальше на северо-запад, по пути «Фрама», неумолимый ледовый дрейф уносил все три плененных корабля. В августе они пребывали уже за пределами 82-й параллели, другими словами в том месте, где еще ни при каких обстоятельствах не плавало ни одно судно. Сейчас по указанию правительства начал готовиться к походу ледокол «Ермак». Он должен был высвободить пленников невольного дрейфа.

18 августа «Ермак» вошел в море Лаптевых. Ледокол забрал курс к острову Котельному, а оттуда к «Садко», «Малыгину» и «Г. Седову». Наконец, 27 августа «Ермак» под звуки гимна, целый расцвеченный знамёнами, подошел к дрейфующим судам. Это была новая блестящая победа ледокольного флота, новый успех советских моряков. «Ермак» достиг 83°05? северной широты и 138°22? восточной долготы.

Посредством «Ермака» два ледокольных парохода были выведены из льдов. Но «Г. Седов», у которого льды повредили рулевое управление, не смог следовать за ледоколом, и его покинули продолжать дрейф. Команду «Г. Седова», складывавшуюся из 15 человек, управлял юный капитан К. С. Бадигин. Со всех судов на «Г. Седов» было перегружено научное оборудование; начальником научных работ был назначен юный гидрограф В. X. Буйницкий. Было решено, что команда судна на протяжении дрейфа будет делать гидрологические, метеорологические, магнитные, биологические и другие научные наблюдения.

Дрейфующая экспедиция на ледокольном пароходе «г. седов» (1937—1940)

К. С. Бадигин

В сентябре была предпринята еще одна бесплодная попытка высвободить «Г. Седова». К нему был направлен новый замечательный ледокол «И. Сталин», совершавший собственный первый арктический рейс. Два раза капитан ледокола «И. Сталин» В. И. Воронин пробовал подойти к «Г. Седову», но пробиться через тяжелые льды, встреченные на 83° северной широты, так и не удалось.

В сутки первой годовщины дрейфа «Г. Седов» был далеко за пределами 84-й параллели. Для седовцев данный сутки явился громадным праздником. Полученная от правительства и руководителей партии поздравительная весточка придала им энергии, твердости, настойчивости в исполнении порученных задач. В данный сутки седовцы еще раз поклялись прочно держать в руках знамя Отчизны, до конца защищать собственный любимый корабль — целым и невредимым доставить его в коммунистический порт.

Наступила вторая зимовка среди дрейфующих льдов.

К ней команда «Г. Седова» готовилась основательно. Были приняты все меры на тот случай, в случае, если придется по каким-либо обстоятельствам покинуть судно. Экипаж судна отлично осознавал, что в любую секунду возможно ожидать всяких проблем от ледяных полей, жертвой сжатий которых стало уже не одно судно.

Не так долго осталось ждать для «Г. Седова» и седовцев наступили дни тяжёлых опробований, дни напряженной борьбы с грозными разбушевавшимися силами полярной стихии.

26 сентября «Г. Седов» чуть не стал жертвой ледового сжатия. Вечером, в то время, когда как словно бы нет ничего, что предсказывало бедствия, «Г. Седов», без движений находившийся среди окружающих его льдов, нежданно содрогнулся и очень сильно накренился на правый борт. Отливное отверстие холодильника выяснилось под водой, и через него вовнутрь судна хлынула вода. Механики Д. Г. Трофимов, В. С. машинист и Алферов И. М. Недзвецкий ринулись в машинное отделение, где царила кромешная тьма. Тщетно пробовали они заделать появившуюся течь. Вода все прибывала и прибывала, крен возрастал, возрастал напор воды. Казалось, судну угрожала неминуемая смерть. Через пара мин., когда капитан заявил о произошедшем, практически вся команда пребывала уже на собственных местах в машинном отделении; притащили ручной корабельный насос и с свирепой энергией начали откачивать воду.

Дрейфующая экспедиция на ледокольном пароходе «г. седов» (1937—1940)

Экипаж «Г. Седова»

За одной аварией последовала вторая: в радиорубке от сильного крена сдвинулись аккумуляторная батареи и на некое время, благодаря разрыва контактов, закончилась связь; продолжительно не получалось запустить дизель-динамо и дать электрический свет. Отсутствие света очень сильно затрудняло спасательные работы. Мелькнула идея — не начать ли перегрузку аварийного запаса на лед? Но кинуть корабль — означало точно обречь его на смерть. И седовцы трудились с еще большей энергией.

К концу дня крен достигал 30°. Еще мало, и все грузы, какие конкретно лишь пребывали на корабле, должны были с треском и грохотом сорваться с мест и обрушиться на правый борт; а это было бы началом финиша. Скоро получило судовое динамо; трудиться стало легче, но вода так же, как и прежде все еще прибывала.

Дабы спасти корабль, механик С. Д. машинист и Токарев Н. С. Шарыпов решили спуститься за борт в ледяную воду и попытаться заделать отливное отверстие, которое ушло под воду метра на полтора. Спустив за борт резиновую шлюпку, они, попеременно ныряя в воду, старались забить отверстие паклей и тряпками. Люди скоро коченели, ноги и руки прекратили их слушаться, но все же по окончании 20 мин. трудной работы приток воды уменьшился. Пользуясь ручной помпой, экипаж начал откачивать воду… И вдобавок через пара часов в одном из котлов были подняты пары, и получила замечательная паровая помпа; вода скоро убывает, судно стало понемногу выпрямляться. 12 ноября «Г. Седов» опять подвергся сильнейшему сжатию.

Всего за осенние месяцы 1938 года «Г. Седов» испытал 51 сжатие. Но не обращая внимания на все трудности, седовцы не прекращали научной работы: пренебрегая опасностью, они уходили во мраке полярной ночи на бушующие около льды, дабы вести наблюдения в не изученных еще районах Северного Ледовитого океана. В часы, в то время, когда льды не тревожили их, седовцы устраивали в кают-компании занятия кружков, «домашние» концерты либо делали, как их шутя именовали, «сверхпрограммные» дела — изобретали разные осветительные и отопительные устройства и т. п.

Новый, 1939 год седовцы встретили под 84°44? северной широты и 129°1? восточной долготы.

Георгий Седов (1974) Полная версия


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: