Дрейфующая станция «северный полюс-3» (1954—1955) (продолжение)

Дрейфующая станция «северный полюс-3» (1954—1955) (продолжение)

Многие раньше думали, что ночные полеты в Арктике с посадкой на дрейфующие льды практически неосуществимы. Неоднократные полеты отечественных полярных летчиков на дрейфующие станции опровергли это мнение.

Дабы обеспечить бесперебойную работу дрейфующих станций «Северный полюс-3» и одновременно организованной с ней станции «Северный полюс-4» на протяжении продолжительной полярной ночи, нужно было дополнительно доставить с баз, пребывавших на побережье материка и на арктических островах, много продуктов, разные устройства, газ, каменный уголь, бензин, разборные домики — всего около 100 тысячь киллограм груза. Для этого было выделено пара самолетов, оборудованных современными аэронавигационными устройствами, снабжающими полеты в полярной ночи и условиях зимы. В состав экипажей самолетов входили лучшие штурманы и полярные лётчики — И. П. Мазурук, И. И. Черевичный, В. Н. Задков, И. С. Котов, М. А. Титлов, И. Г. Бахтинов, Ф. А. Шатров, Б. С. Осипов, В. П. Падалко, Н. В. Зубов, Д. Н. Морозов и другие.

Особенно тяжелым был один из первых полетов в лагерь дрейфующей станции «Северный полюс-3». Самолет И. С. Котова должен был доставить в том направлении оборудование для аэропорта и обеспечить тем самым предстоящие ночные полеты. В районе Северного полюса, где в то время пребывала станция «Северный полюс-3», полярная ночь была в разгаре. На автостраде полета стояла нехорошая погода, но ожидать было нельзя. Встав в атмосферу с одного из островов Почвы Франца-Иосифа, самолет сперва шел в тумане, после этого собрал высоту 2700 метров и продолжал полет над тучами. Через пара часов он приблизился к дрейфующей станции, где видимость в то время не превышала 500 метров. Над льдами на высоте 50 метров висели частые тучи. Над лагерем дрейфующей станции самолет прошел на высоте 200 метров. Покрытый слоем льда и терявший скорость, он не хорошо слушался управления. Напрягая зрение и ориентируясь больше по устройствам, И. С. Котов по окончании второго захода рискнул пойти на посадку.

В полосе света навстречу самолету понеслись высокие торосы. Казалось, авария неизбежна. в первых рядах взвились красные ракеты, извещавшие об опасности. Избегая встречи с торосами, пилот еле-еле успел немного поднять машину в атмосферу. Он постарался сделать еще один заход на посадку, но отяжелевший самолет не слушался управления. Тогда И. С. Котов, чуть пройдя страшную гряду торосов, решил посадить его на ледяную дорожку. Машина грузно опустилась на лед, пробежала пара десятков метров и остановилась…

За относительно маленькое время полярные летчики совершили более 60 полетов, перевезли для двух дрейфующих станций много грузов, нужных для продолжения научных работ.

Зимовщики замечательно осознавали, что как бы ледяные поля ни были прочны, они постоянно могут расколоться на части кроме того при отсутствии какое количество-нибудь подвижек и сильных сжатий. При громадной разнице температур, в большинстве случаев наблюдающейся зимний период на протяжении сильных морозов, в то время, когда температура льда на поверхности близка к температуре воздуха (30—40 градусов мороза), а внизу — близка к температуре воды, другими словами около минус 1,7 либо минус 1,8 градуса, в ледяных полях появляются сильные внутренние напряжения. В следствии этого сначала появляются не заметные для глаза трещины, пересекающие ледяные поля в разных направлениях. Под влиянием приливо-отливных явлений либо ветра льдины приходят в перемещение, трещины возрастают, и отдельные части льдины расходятся, образуя время от времени широкие каналы.

Дрейфующая станция «северный полюс-3» (1954—1955) (продолжение)

Метеорологическая площадка станции «Северный полюс-3»

Для станции «Северный полюс-3» особенно неспокойными были последние семь дней декабря. Сейчас тут довольно часто проходили глубокие циклоны; температура окружающей среды время от времени падала до 42 градусов ниже нуля. Довольно часто свирепствовали ветер и пурга. Наблюдались громадные подвижки льдов.

в один раз ночью льдина, на которой был лагерь, раскололась. Практически посередине, между магнитными павильонами, жилыми домиками, складами и аэрологической станцией прошла долгая извилистая трещина. После этого она стала скоро расширяться, образовав канал шириной до 50 метров.

Не считаясь ни с морозом, ни с темнотой, рискуя каждую 60 секунд оказаться в холодной воде, зимовщики стали перетаскивать домики и грузы подальше от каналов и трещин. Вертолет держали наготове на случай предстоящего разрушения льдины. В то время, когда страшные 60 секунд прошли и большая часть лагеря была перенесена в надёжное место, глава станции

А. Ф. Трешников обследовал на вертолете состояние льда. Он понял, что неповрежденной осталась лишь часть льдины, на которой был лагерь, а около размешались гряды громадных торосов.

Скоро канал покрылся молодым льдом; зимовщики стали перебазироваться на новое место. Но тут опять случилась подвижка льда, и лед в канале начал расходиться.

Лагерь был разделен на части. Для связи между ними в самые узких местах каналов были устроены мостки. И лишь спустя пара дней, в то время, когда лед в каналах достаточно окреп, полярники приступили к перебазированию лагеря. Но скоро новое сильное торошение вынудило их прервать работу. Опять нужно было выручать жилые помещения, оборудование, продовольствие, перебрасывая все это по ледяным переправам и мосткам на соседнюю льдину. Огромные торосы со всех сторон окружали льдину, на которой прежде был лагерь. Ледяная гряда показалась в том месте, где стояла кают-компания, и вся территория ветхого лагеря, к которому уже так привыкли, сейчас представляла собой гряды наторошенных льдов.

На новом месте также было небезопасно. Сжатия льдов все еще длились, обломки ледяного поля время от времени расходились, образуя каналы чистой воды. Все это затрудняло переброску тяжёлых грузов и домиков. С каждым сжатием около временного лагеря вырастали гряды торосов. Дорога из ветхого лагеря в новый, с трудом проложенная среди торосов, была уничтожена, и ее было нужно строить опять.

Жизнь в лагере была неспокойной, люди дремали, не раздеваясь, готовые в любую секунду выйти на борьбу со льдами. И лишь в двадцатых числах декабря, в то время, когда сжатия закончились, произошло абсолютно перебазировать лагерь на новое место.

Перебазировка лагеря была произведена одновременно с. Опоздали зимовщики перевезти последние грузы, как по замерзшему разводью прошла громадная трещина. На месте опустевшего лагеря началось новое сильное торошение, а разразившаяся скоро пурга засыпала снегом следы нахождения на нем человека.

Шесть раз в течение зимы ломалось ледяное поле, на котором был лагерь станции «Северный полюс-3». Наряду с этим были случаи, в то время, когда льдина раскалывалась на такие маленькие куски, что оставаться на них было нереально, и зимовщикам, при морозах, достигавших 46 градусов, приходилось перебираться на второе ледяное поле. Время от времени трещины оказались прямо под палатками. А бывало и без того — выскочит кто-либо по сигналу дежурного из палатки либо домика за дверь, осветит не сильный светом карманного фонаря себе путь и внезапно найдёт, что шагать-то, фактически, дальше и некуда — перед ним тёмная полоса воды…

Но кончилась зима, приближалась годовщина работы дрейфующих станций. Пора было подготовиться к возвращению на родину. Станция «Северный полюс-3», продрейфовав через околополюсные районы, находилась сейчас на 86°00? северной широты и 24°00? западной долготы, примерно в 300 километрах от северных берегов Гренландии. За последние месяцы она, как и станция «Северный полюс-4», практически не меняла собственного положения.

За время нахождения на дрейфующих льдах коллективы станций «Северный и-3» Северный «полюс -4» удачно выполнили научные задания и собрали всевозможный и полезный материал.

Более десяти тысяч своевременных метеорологических наблюдений было выполнено за год; с целью изучения высоких слоев воздуха было выпущено свыше тысячи радиозондов и шаропилотов; зимовщики произвели более двух тысяч актинометрических измерений, более чем в тысяче пунктов измерили глубину океана, причем в некоторых местах забрали образцы донных отложений. Помимо этого, было забрано пара десятков глубоководных гидрологических станций, на которых изучались течения, распределение температуры, соленость воды, состав ее, растительный и животный мир; во многих пунктах определялось напряжение магнитного поля Почвы и т. д.

К концу первого года дрейфа станция «Северный полюс-3» прошла путь более 2000 километров (по прямой — около 825 километров). К этому времени уже достаточно отлично определился путь, по которому она должна была продолжать собственный дрейф. Вероятнее она должна была быть вынесена в Гренландское море, где для обычной работы условия очень негативные. Помимо этого, льды недалеко от станции «Северный полюс-3» были такими ненадёжными, что оставлять ее тут для продолжения дрейфа было нецелесообразным. Решено было станцию «Северный полюс-3» абсолютно эвакуировать, а вместо нее открыть новую станцию — «Северный полюс-5» — в более восточных и еще слабо изученных районах.

Это возложено было на новую воздушную высокоширотную экспедицию под управлением В. Ф. Бурханова, которая, кроме смены станций, должна была произвести гидрологические работы в практически не изученном районе, расположенном к северу от Почвы Франца-Иосифа.

В последних числах Марта и в первых числах Апреля 1955 года в Арктику из Ленинграда и Москвы опять направилась армада воздушных судов. На борту их был отряд полярников во главе с П. А. Гордиенко, что должен был поменять работников станции «Северный полюс-4», персональный состав станции «Северный полюс-5», возглавлявшийся Н. А. Волковым, и научные группы, каковые должны были произвести последовательность изучений. Самолеты везли экспедиции и оборудование станций, продовольствие, хозяйственный инвентарь и довольно много другого груза. Работники новых станций должны были продолжить изучения собственных предшественников. Научные программы станций если сравнивать с прошлыми были пара расширены.

При снаряжении новых станций учитывался стаж работы станций «Северный и-3» Северный «полюс -4». Были изготовлены новые устройства и усовершенствованы кое-какие ветхие; существенно улучшены домики — в них была усилена теплоизоляция, да и размеры их увеличились; были сделаны устройства и различные приспособления, облегчающие работы и условия жизни на льду.

Эвакуация станции «Северный полюс-3» происходила в сверхсложных условиях: льды недалеко от станции были в таком состоянии, что отыскать посадочную площадку вблизи лагеря было нереально. Летчики все же выбрали подходящую льдину и на ней устроили аэропорт. Он пребывал в 40 километрах от лагеря станции. 20 апреля ко мне іпри помощи вертолета начали перевозить имущество станции, личный состав и научное оборудование. Через два дня эвакуация станции была закончена. Часть оборудования из этого вывезли на дрейфующую станцию «Северный полюс-5», а другое оборудование вместе с личным составом должны были перебросить на материк.

К этому времени была закончена и смена личного состава станции «Северный полюс-4». Коллективы обеих дрейфующих станций вылетели в Москву. 22 апреля много людей, собравшиеся на одном из столичных аэропортов, — близкие и родные, работники Министерства морфлота, представители общественных организаций и Академии наук, школьники и пионеры, представители печати — празднично встречали отважных полярных исследователей, вписавших новую блестящую страницу в историю изучения Центральной Арктики.

Дрейфующая станция «Северный полюс-1» (СП-1). 1937 год


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: