Главный показатель сказочной игротерапии — инструкция к игре в форме сказки либо притчи, в зависимости от возраста клиента. Мы увидели, что инструкция в сказочной форме формирует условия для более глубокого проживания ребенком, ребёнком и взрослым всего хода игры. Помимо этого, в контексте сказкотерапии, игры становятся ответственным инструментом для «подачи» выделяемых нами видов сказок.
Мы выделяем два метода превращения простой игротерапии в сказочную.
Метод первый. Сейчас, к счастью, опубликовано множество книг, обрисовывающих разнообразные игры. Их возможно забрать за базу. Преобразовываясь в сказочного игротерапевта, необходимо «» инструкцию к игре в форме сказки либо притчи. Заберём к примеру, всем известную игру «в колечко». Не забывайте, «колечко, колечко, выйди на крылечко»? Попытаемся перевоплотить ее в сказочную игру. Главный образ игры — колечко. Тот, кому оно досталось, может смело выходить «на крылечко». Причем, задача вторых играющих — этого не допускать.
Нельзя исключать, что эта игра относится к разряду предбрач-ных. Давным-давно, возможно, в нее игрались пара девушек
и парень. парень выбирал себе невесту. Показатель выбора — тайная передача избраннице кольца. Позже парень имел возможность выйти за подать и порог собственной суженой символ словами: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Женщина должна была скоро отреагировать, не дать своим конкуренткам опомниться и удержать ее. На крылечке, вместе с юношей, она уже в безопасности, и готова принять новую социальную роль жены. Это только версия, но она может лечь в базу сказочной инструкции к игре. «В некоем царстве, в некоем стране, жил-был царь. И было у него двенадцать дочерей. Все, как на подбор, красоты неписаной. Но темперамент красивые женщины имели лютый. На людях радуются, скромными кажутся, а как между собой останутся, все ссорятся да ругаются. Все приятель друге питают зависть к. Все им думается, что батюшка кому-то из них лучшие подарки делает! Вот беда царю: дочек замуж выдавать, да женихов нет. Никто так как не желает в жены забрать сварливую, да злобную. А характера-то не скроешь под ухмылками да речами сладкими!
Но, к счастью, не все дочери были характера злонравного. Одна, самая младшая, в ссоры не вступала, козней не строила. Была она кроткой и ласковой. Да лишь сестры ее не жаловали. Как приедут к ним женихи заморские, все норовят сестры заслонить младшенькую. Чтобы не почуял никто сердца хорошего.
Да лишь жемчужину-то не утаишь! Шла молва о красоте и нраве кротком младшей дочери царя. И вот в один раз заехал в царство принц знатный, богатый, заморский. Не обращая внимания на то, что вырос он в почитании и роскоши, имел он золотое сердце, был умным и ловким. Слыхал принц о дочерях царя, и захотелось ему взглянуть на них, познакомиться.
Царь принял его с радушием. Еще бы, родовитый богатый жених объявился! Царевны принца обсту-
выпивали. Расспрашивают его о делах заморских, да глазки строят. Видит принц, что сестры между собой не дружны. То одна пихнет сестру, то вторая ущипнет, — все к принцу поближе подняться пробуют.
Но сердце-то у принца было чуткое. Почувствовал он, что будущее его где-то рядом, но глаза ее пока не видят. Что же делать?
Но принц недаром заморским был. Имел он колечко особое, чудесное. Колечко то по наследству у них передавалось, от отца к сыну. Еще во времена стародавние хороший колдун прадеду за особенную доблесть его подарил, да сообщил: Не даю тебе ни злата, ни серебра; самый дорогой презент делаю — это кольцо окажет помощь тебе выбрать самую лучшую жену. И сыновьям своим этот кольцо передай. Так с той поры и повелось у них в роду: все принцы себе лучших жен выбирали. И дети исходя из этого в любви рождались. От того и сердца у них были хорошие.
Отошел принц в сторонку, зажал колечко в кулаке и шепнул ему: Лети к суженой моей. А как выйду я на крыльцо, позову тебя. Пускай суженая моя и передаст тебя мне. А колечко-то чудесное. Оно невидимым стало, да по воздуху, незаметное для сестер, перенеслось к младшенькой, да прямо на ее пальце выяснилось. Удивилась женщина, но виду не подала.
Принц же, тем временем, с царем распрощался, за прием поблагодарил, царевнам поклонился и в путь заторопился. А как вышел из дворца, так позвал: Колечко, колечко, выйди на крылечко!
Услыхало его колечко. А оно же на пальце у младшенькой было! Так царевна и побежала к собственному суженому. Пробовали сестры удержать ее, дане смогли.
Увез принц собственную ненаглядную, сыграли они свадьбу. Жили продолжительно и счастливо. А колечко-то позже к сыну их перешло ».
С того времени многие играются «в колечко», давайте сыграем и мы.
Согласитесь, дорогие читатели, в далеком прошлом знакомая игра купила совсем другой суть благодаря сказочной инструкции. Сейчас игра станет осознанным приобщением к жизненным сокровищам, к сокровищам коллективного бессознательного. Так, возможно приспособить любую известную игру. проживание и Восприятие ее значительно углубится.
Метод второй. Он подразумевает обратное воздействие: игра придумывается к сказке. Как вы уже понимаете, в совокупности сказкотерапии мы выделяем пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные. В зависимости от проблем клиента и целей работы либо воспитанника подбираются соответствующие сказки, и на базе их сюжета придумываются игры.
К примеру, нам нужно проработать с детьми идею помощи ближнему. Без этого действенная созидательная коммуникация неосуществима. В случае, если мы сами не имеем возможности написать сказку либо притчу на эту тему, то ищем среди художественных сказок сюжет, иллюстрирующий эту идею. К примеру, сказка «Цветик-семицветик». Фабула ее всем известна: девочка приобретает в качестве подарка прекрасный цветок, выполняющий жажды. Шесть лепестков она израсходовала с мельчайшей пользой. Но последний лепесток принес пользу больному мальчику. В игре «Цветик-семицветик» мы обыграем прекрасные особенности цветка и обучимся их созидательно применять. Но прежде мы непременно обсудим сказку.
Итак, с правилами игры знакомит ведущий. Из оборудования потребуются один лист ватмана, комплект цвет-
ной бумаги, клей, ножницы, ручки и карандаши по количеству играющих.
— Сказка поведала нам, дорогие приятели, о прекрасном цветке, выполняющем жажды. Цветик-семицветик был подарен волшебницей. Но мы с вами находимся в сказочной стране, и сами можем быть колдунами. Тем более, что это нам неоднократно получалось! Давайте вырастим собственный Цветик-семицветик.
— Вы задаёте вопросы, как это сделать? Вот громадный лист бумаги. Давайте его сделаем чудесным. Вы уже понимаете, что для этого необходимо передать странице частичку собственного тепла. Положите, прошу вас, руки на лист бумаги, поводите по нему руками. Ощущаете, он понемногу делается чудесным? Сейчас заберите простые карандаши.
— Давайте договоримся между собой: кто рисует стебель, кто — листочки, кто серединку, а кто лепестки Цветка.
— Замечательно, дорогие колдуны! Эскиз отечественного Цветка готов. Сейчас необходимо сделать его чудесным, в особенности его лепестки. Но понимаете ли вы, что необходимо для этого сделать?
— Дабы лепесток был чудесным, в него нужно заключить хорошее пожелание близкому человеку.
— Заберите цветную бумагу, ножницы. Вырежьте по одному лепестку. На обороте лепестка напишите хорошее пожелание кому-то. Не спешите, отлично поразмыслите. Так как все может сбыться!
— Итак, прекрасные многоцветные лепестки готовы. Прошу вас, прочтите ваши пожелания, написанные на обороте лепестков.
— Дорогие колдуны, вы создали прекрасные лепестки с хорошими пожеланиями. Сейчас приклейте, прошу вас, кончик лепестков в серединке Цветка.
— Вот мы и создали Чудесный Цветок, выполняющий жажды. Давайте отыщем в памяти сказку. Девочка с маленькой пользой истратила шесть лепестков. По какой причине? Да, она думала лишь о собственных желани-26
ях. Вы, дорогие колдуны, поразмыслили о тех, кто рядом с вами, ваших родных.
— Отечественный цветок создан чтобы нести радость. Мы можем оторвать по лепесточку для отечественных родных, и отнести им хорошие пожелания.
Второй пример. В группе имеется неприятность взаимодействия и конструктивного проявления чувств между собой. Дети проявляют агрессию, скоро обижаются, тревожны. С одной стороны, нам нужно снизить уровень психоэмоционального напряжения, иначе, принципиально важно проработать с детьми тему чувств и эмоций. В противном случае говоря, нам необходимо преодолеть «хаос» в эмоциональной сфере и «включить» естественные механизмы саморегуляции.
Как добиться этого? Само собой разумеется, посредством психотерапевтической сказки, которая поведает ребятам о Стране Эмоций. Сказку мы сразу же разыграем в песочнице.
Мысль пребывает в представлении нашего внутреннего мира в образе сказочной страны, которой правит хороший и умный Король. Он имеет множество слуг — это отечественные эмоции, жажды, мысли, намерения. Самое основное для нас — поделить его слуг и Короля (а на психотерапевтическом языке — «усилить Я»). Для этого мы последовательно знакомимся со слугами Короля, определим их поближе, понимаем, что самое основное уровень качества королевского слуги — чувство МЕРЫ. Образ Меры — образ баланса во внутреннем мире.
Мы говорим с ребятами о том, что у каждого из нас в имеется такая сказочная страна, имеется слуги и Король. Но как силен Король? Не редкость, что слуги захватывают власть в стране, а Король оказывается в темнице либо изгнании. Как, к примеру, было, в то время, когда власть в стране захватили слуги по имени Обида, Страх и Злость. А произошло это так…
«Само собой разумеется, приятнее видеть слуг по имени Радость, Наслаждение, Интерес, а Злость, Обиду, Ужас встречать нечасто. Но мы так как с вами знаем, что они также верные слуги Короля. Но не все подданные Короля так вычисляли. Кое-какие стали говорить: «Для чего нам эти неприятные Злость, Ужас, Обида? В то время, когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам весьма не очень приятно. Давайте подговорим Короля, дабы он выгнал этих слуг из страны!»
Но Король был умён и останавливал собственных подданных. Но, в случае, если о нас за глаза говорят не хорошо, перешептываются и перемигиваются за отечественной спиной, мы это почувствуем? Само собой разумеется! Нам будет приятно либо не очень приятно? Само собой разумеется, не очень приятно! А в то время, когда нам не очень приятно, мы какие конкретно дела будем делать стремительнее: хорошие и нехорошие? Многие люди, в то время, когда о них не хорошо говорят, обижаются и совершают не весьма хорошие поступки. Так произошло и в отечественной прекрасной стране эмоций… (Потом рассказ ведущего разыгрывается в песочнице. Ведущий предлагает ребятам создать Страну Эмоций, позже продолжает собственный рассказ.)
Так вот, чёрной ночью, на краю леса собрались слуги по имени Обида, Страх и Злость. Обида, обиженно поджав губы, говорила о том, что их желают выгнать из страны. «Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы им, видите ли, совсем не необходимы!» — фыркала Обида, а слуга по имени Злость сжимал кулаки. «Мы им продемонстрируем, что мы можем! Вот посадим Короля в темницу, да будем править страной, вот они у нас попляшут!»
И вот заговорщики пробрались во дворец, схватили дремлющего Короля и бросили его в темницу (фигурка Короля возможно в этом эпизоде зарыта в песок).
В то время, когда на следующее утро придворные, по собственному обыкновению, собрались в тронном зале, они
замерли в изумлении и ужасе. На королевском троне сидел слуга по имени Злость (либо Ужас — в зависимости от того, какую проблему вам принципиально важно проработать: агрессивность либо тревожность). Он пробовал одеть на собственную голову корону, но она была чудесной и сползала. Тогда слуга по имени Злость со злобой кинул ее под трон (наряду с этим корона Короля кроме этого закапывается в песок). Как вы думаете, каков первенствовал указ нового правителя? Да, было решено начать войну соседнему стране. Помимо этого, отныне каждому обитателю королевства надлежало доносить на собственных соседей, решать все споры посредством кулаков, пугать друг друга всевозможными проблемами. Воображаете, какая жизнь настала в стране, тем более что слуги по имени Радость, Интерес и Удовольствие были из нее изгнаны?
Само собой разумеется, страна разрушалась и превратилась… (парни в песочнице разрушают постройки, деревья и другое). Видите, что может случиться со страной, в случае, если у власти были не законный Король, а Обида, Страх и Злость, забывшие о Мере?.. Приятно ли на это наблюдать?..
Возможно, то же самое происходит и у человека внутри, если он неизменно со всеми ссорится, дерется, обижается…
Давайте попытаемся честно ответить на вопрос: не редкость ли в нашей жизни так, что власть во внутреннем королевстве захватывает слуга по имени Обида, либо Злость, либо Ужас? Что вы ощущаете и что, как вы думаете, ощущают окружающие вас люди? В каких обстановках это происходит?
Итак, к власти пришел самозванец, и в стране начались бедствия и разруха. Ничего другого нереально ожидать, в случае, если у власти находятся Злость либо Ужас.
А отечественные изгнанники, слуги Короля — Радость, Наслаждение, Интерес, что же стало с ними? Само собой разумеется, их сердце не имело возможности вынести для того чтобы ужасного зрелища.
Они отыскали в памяти, что далеко-далеко, за горами, за долами, живет волшебница по имени… Как вы думаете, каково ее имя?.. Конечно же, волшебницу кличут Любовь!
Ах, и нелегок же путь к волшебнице! какое количество опробований было нужно выдержать верным слугам Короля! И сразиться с гигантскими муравьями и ужасными людоедами, пройти через Тёмный лес… Но они дошли до царства Любви. Умывшись из колодца, почувствовали ликования и невероятный прилив сил. Сомнений не было — они почувствовали Любовь.
Волшебница дала путешественникам сосуд с Любовью, дабы они отнесли его собственному повелителю. Так как в этом было спасение их страны.
Путь назад был уже не таким тяжелым. Тем более что верных слуг Короля окрыляла Любовь.
Вот мы и выяснили, что самое основное во внутренней сказочной стране — Любовь. Давайте приложим руку к сердцу: так как именно там, в соответствии с древним преданиям, живет Любовь. Она разрешает заботиться о себе и родных людях, оказывает помощь создавать хорошее настроение, дает силы на свершение хороших дел, учит прощать тех, кто нас обидел… Ощущаете тепло от своих сердец? Это значит, что Любви в ваших сердцах много-много. Давайте, выйдя из сказочной страны, подарим Любовь тем, кто на данный момент заботится о нас, а позже и отечественным родным людям. А как это сделать — посоветует сердце…
Но отечественная история не закончилась. Слушайте, что было дальше.
Само собой разумеется, путь к себе легче, чем из дома. Тем более, в случае, если несешь сосуд с Любовью! Итак, слуги по имени Радость, Интерес и Удовольствие добрались до собственной страны, нашли темницу и высвободили Короля. Лишь повелитель пригу-
бил из сосуда с Любовью, как к нему возвратились силы, уверенность, мудрость и мужество. Царственной поступью он отправился в тронный зал.
Когда самозванцы — слуги по имени Обида, Страх и Злость — заметили Короля, они затрепетали и ринулись на колени. А придворные зашипели: «Вот, Ваше Величество, мы же говорили Вам, нужно было избавиться от этих слуг, и ничего бы не было!»
Но Король остановил их: «Дело не в моих слугах, дело в разговорах и дурных мыслях! Я даю им три дня сроку, пускай они сами решат: покинуть ли нашу страну либо отыскать в ней себе хорошее использование».
Так сообщил великодушный Король. Как вы думаете, верно ли он поступил?
Через три дня слуги по имени Злость, Страх и Обида пришли к Королю и сообщили: «Ваше Величество! Простите нас и Вы, и вы, обитатели королевства! Мы отыскали в памяти о собственном качестве Меры и осознали отечественное назначение в стране. Разреши нам выстроить собственные дома НА ГРАНИЦЕгосударства» .
«Отчего же на границе? — удивился Король». Вот, что сообщили слуги: «Слуга Ваш, по имени Ужас, самый чуткий, самый осмотрительный, он на большом растоянии ощущает опасность и сможет Ваше Величество предотвратить одновременно с. Вы станете иметь время на то, дабы достойно встретить опасность либо не допустить ее. Слуга по имени Злость придаст Вам силы для противодействия врагу , сможет скоро наказать обидчика. Но не «переусердствовать», потому что он не забывает о Мере. Слуга по имени Обида чуток к разговорам и дурным мыслям, он будет защищать Ваше преимущество и предотвращать действия и недостойные разговоры». (В песочнице страна перестраивается, дома Злости, Страха и Обиды переносятся на окраины.)
Вот как закончилась эта история. Сосуд с Любовью установили на самом прекрасном месте (в песочнице парни совещаются, выбирая место для сосуда с Любовью). К этому месту имел возможность легко подойти любой, когда ощущал себя раздраженным либо тревожным. Так как Любовь приносила покой в души обитателей. Так, слуги по имени Злость, Ужас, Обида защищали страну, а Любовь согревала ее. Все жили продолжительно и счастливо».
Эта сказочная игра, в особенности разыгранная в песочнице либо посредством кукол, окажет помощь ребятам понять обстоятельства собственного деструктивного поведения и осознать собственные сильные и не сильный стороны. Сейчас мы постоянно сможем задать вопрос отечественного воспитанника: кто правит в твоей стране, Король либо самозванец? В случае, если самозванец, что может сделать Король, дабы вернуть порядок вещей?
Само собой разумеется, «не так долго осталось ждать сказка отражается, но нескоро дело делается»… Чтобы внутренний Король вырос, требуется время и огромное терпение. Но путь сейчас освещен.
Итак, дорогие читатели, сейчас вам известны два метода превращения игротерапии в сказочную игротерапию. Возможно, их намного больше. И осознание этого раскрывает перед нами довольно широкие возможности.
игровой практикум
В этом параграфе мы приводим три игры. Первая, «Дебаты», не есть, фактически, сказочной. Мы включили ее для мягкого входа в сказочную игротерапию. Так как при всей мягкости сказкотерапевтического действия нельзя не развивать способности к аргументации собственного мнения…
Вторая игра «Шесть шляп» и третья «Чудесный круг» являются примерами сказочной игротерапии.
1. Мастерство дебатов
В данной игре две команды, отстаивая собственный тезис, применяют разнообразные доводы, контраргументы, эмоционально конструктивные средства выражения. Сперва играются две команды наставников (имеются в виду педагоги, воспитатели и другие взрослые), а парни являются зрителями, а время от времени и судьями. Следующий этап игры — парни играются посредством тренера-наставника либо в условиях смешанной команды (наставники плюс парни); последний ход — независимая игра.
Условия игры «Дебаты» таковы.
Участники игры (на первой стадии это воспитатели и педагоги) делятся на две творческие группы. Одна группа подбирает материал для утверждения какого-либо постулата, а вторая собирает материал для отрицания оного. Так, первая несколько делается командой Утверждения,а вторая — командой Отрицания(жеребьевку проводит ведущий).
Для первой игры рекомендуем сделать предметом дебатов заявление Фреда Роджера: «Чтобы вырасти здоровым, ребенку необязательно мочь просматривать, ему нужно мочь играться!» Команда Утверждения соглашается с мэтром. Команда Отрицания выдвигает антитезис: «Чтобы вырасти здоровым, ребенку нужно мочь просматривать и необязательно мочь играться».
Задача обеих команд пребывает в том, дабы собрать «пакет доказательств, подтверждающий истинность выдвигаемого постулата, готовиться к оспариванию предполагаемых доказательств соперников и привести исторические, литературные и другие примеры, иллюстрирующие отстаиваемую позицию.
В ходе дискуссии тезиса и подбора доказательств члены команды выявляют и назначают троих активных игроков, каковые будут воображать команду в ходе дебатов.
Первый спикер— игрок, начинающий игру. «Мозг команды», так как конкретно в его руках находится пакет собранных вами доказательств. Он и предъявляет данный пакет для оспаривания и дальнейшего обсуждения. Его обращение неспешна, убедительна. фраза и Каждое слово выверены, тут нет безлюдных либо «пространных» рассуждений — тут сущность, «соль» неприятности.
Второй спикер— деятельный слушатель, гибко и тактично ведущий линию оспаривания высказанных доказательств противоборствующей команды, мягко и ненавязчиво подводящий к мысли о ненадёжности и шаткости выдвинутых соперниками доказательств, готовящий зрителей и жюри (в случае, если таковое имеется) к выступлению спикеров собственной команды. В его речи довольно часто видятся такие обороты, как «…с громадным наслаждением я выслушал(а) Ваше выступление, и хотелось бы уточнить вот что…», «…весьма полезное замечание раздалось в Ваших словах, но…», «…как мы все слышали, Вы утверждаете, что…, а как быть с тем, что…» и т. д.
Третий спикер— весьма эмоциональный игрок, отлично обладающий не только речью, но и телом — актер, импровизатор. Его задача — «влюбить в себя» и жюри, и публику, обращаясь к жизненному опыту участника игры и каждого зрителя, приводя в пример исторические факты, судьбы литературных и сказочных храбрецов, читая высокую поэзию, говоря байки и анекдоты.
Порядок выступления спикеров:
Открывает дебаты первый спикер команды Утверждения(не более 5 мин.). После этого слово предоставляется второму спикеру команды Отрицания(не более 4 мин.). Эстафету подхватывает первый спикер команды Отрицания(не более 5 мин.). Его оспаривает второй спикер команды Утверждения(не более 4 мин.). Позже в бой вступает третий спикер команды Отрицания(не более 4 мин.). Завершает дебаты третий спикер команды Утверждения(не более 4 мин.).
По окончании того как ведущий поведал играющим главные условия, командам дается 30 мин. на сбор материала. Наряду с этим разрешается пользоваться литературой.
Звучит гонг. Команды планируют в зале. В центре зала уже оборудовано место для спикеров обеих команд (это смогут быть столы, на которых расставлены таблички «КОМАНДА УТВЕРЖДЕНИЯ», «КОМАНДА ОТРИЦАНИЯ» и обозначены места для 1, 2, 3 спикеров).
Опять звучит гонг, и ведущий призывает спикеров занять собственные места. Остальные участники игры становятся болельщиками и зрителями (в будущем возможно назначать и свободное жюри, которое будет оценивать работу спикеров и присуждать победу той либо другой команде). Ведущий делается «тайммейкером». Он будет смотреть за временем, отпущенным на каждое выступление спикеров.
Традиционно игра начинается с представления спикеров. Делают это первые спикеры. К примеру: «Я, Первый спикер команды Утверждения — Иванова Екатерина, воображаю собственную команду. Второй спикер — Петрова Светлана, Третий спикер — Сидорова Ольга».
В качестве иллюстрации приводим стенограмму игры в Шек-снинской спецшколе. Отметим: игрались взрослые, парни были зрителями и болельщиками.
Ведущий: Слово предоставляется первому спикеру команды Утверждения.
1 спикер: Мы утверждаем, что чтобы вырасти здоровым, ребенку надобно мочь играться. Что же такое игра в нашей жизни?
В первую очередь, это перемещение. Рука новорожденного потянулась за игрушкой, и это перемещение; глаза смотрят за игрой — манипуляцией взрослого с погремушкой — и это перемещение. Полза-нье — ничто иное, как первые игры в путешественника и разведчика. И это имеется перемещение, а перемещение — путь к здоровью.
Еще игра — это метод познания себя. Собственных сил, желаний и возможностей.
В игре ребенок осознаёт, что очень многое может, очень многое может, поскольку он берет на себя тот груз, к которому внутренне и физически готов. Соответственно в игре ребенок, в большинстве случаев, успешен. «А вдруг что-то не так, не так Я ловок, не так силен, как хотелось бы, то и это не беда, поскольку на следующий день возможно игру повторить», — думает ребенок. Игра постоянно даёт право на неточность, соответственно, сохраняет психологическое здоровье, наряду с этим направляя ребенка, показывает ему разные дороги к достижению цели. Игра развивает у ребенка хорошее представление о себе. А это — дорога к счастью, успешной адаптации в социуме и здоровью. Отечественное здоровье,
дорогие приятели, зависит и от успешного сотрудничества с окружающим нас миром. А где, как не в детской игре, в первый раз раскрываются таинства песка(игры в песочнице); воды(беганье по лужам и пускание корабликов); землии ее загадочных жителей (не забывайте, дорогие приятели, собственный восхищение от встречи с дождевыми червями, прочими жителями и муравьями отечественной планеты); воздуха(о, эти броские воздушные шары, самолетики, воздушные змеи…); огня(романтичные ночные костры, бенгальские огни и другое). Тут и радость открытий, и, конечно же, первые знания о технике безопасности, так нужной для жизни и сохранения здоровья.
Как прожить без стрессов, на каковые нас иногда обрекает сотрудничество с себе подобными? Умению жить в коллективе, подчинять себе и подчиняться самому, быть социально эластичным — всему этому ребенок может обучиться в коллективных играх. Как непросто в наши дни быть человеком команды — отыскать в ней собственный хорошее место. Что получается у меня оптимальнее , кто я таков? Фаворит-организатор, либо генератор идей, либо гениальный исполнитель?
Какое тестирование ответит на эти вопросы более полно и совершенно верно, чем игра?
наше счастье и Наше здоровье зависят и от того, какой жизненный путь мы себе выберем. Кем будем, будет ли отечественная профессия приносить нам удовлетворение и радость? Как тут не совершить ошибку? А весьма легко, нужно только наиграться в конструкторов, строителей, преподавателей, докторов, астронавтов, полицейских и разбойников. И тогда пускай отдыхают психологи, занимающиеся профориентацией, для чего нам их советы и выводы. Мы принимаем ответ сами, уже испытав себя в отечественных играх и отыскав дело себе по душе, в котором мы и будем самый успешны.
Еще счастье и наше здоровье зависят от выбора партнера, с которым нам идти по жизненному пути, растя собственных наследников. Как нам не совершить ошибку и в этом?
В играх дети и формируют идеал собственного спутника, единомышленника и помощника, с которым хотелось бы играться, дружить и жить. А уже имея конкретные представления о желаемом партнере, возможно приступать и к выбору, что точно будет успешным.
Так, мы утверждаем, что чтобы вырасти здоровыми, детям нужно мочь играться.
Ведущий: Благодарю громадное первому спикеру команды Утверждения, слово предоставляется второму спикеру команды Отрицания.
2 спикер команды Отрицания: С громадным наслаждением мы выслушали это блистательное выступление. Разрешите оспорить только кое-какие Ваши положения.
Итак, в случае, если я верно осознала, то вы утверждаете, что главный путь к здоровью — это перемещение. Любое ли перемещение есть таковым? Отнюдь!
Так как принципиально важно знать, куда двигаться, в каком направлении, какие конкретно опасности смогут подстерегать нас на этом пути, что в том месте, за поворотом? Как может игра дать ответ на данный вопрос? Да никак! Выбрать направление перемещения вам окажет помощь карта либо схема, которую, простите меня прошу вас, нужно пристально разглядеть и прочесть. Но и этого мало. Дабы выбрать собственную дорогу, надобно знать и о многих вторых, а все их не прошагаешь и не проиграешь. Но об этих дорогах возможно прочесть в приключенческой литературе, чудесных сказках, справочниках и энциклопедиях. Итак, перемещение — это путь к здоровью, но выбор этого перемещения нужно дать все-таки чтению.
Потом в собственной речи Вы, уважаемый спикер, говорили о том, что игра позволяет ребенку познать себя, возможности и свои силы. Я и с этим согласна, но… Вспомните собственную первую, самую дорогую победу! В то время, когда же это было, в то время, когда вы удачно спрятались от друга либо запятнали его; либо в то время, когда сами, без посторонней помощи, прочли слово, после этого предложение, страничку, книгу? Ответьте мне, глубокоуважаемые сотрудники! Вот это открытие, вот это возможность личностного роста!
Но Вы утверждали да и то, что игра разрешает Вам открывать таинства Вселенной, ковыряясь в песке, барахтаясь в луже, разрывая несчастных червяков и поджигая леса — достояние человечества. Ну, что ж, как говорится, каждому собственный! Я же приглашаю вас всех пробраться в необычные миры прошлого и будущего, только открыв книгу. Книгу, которая поведет вас по доселе нехоженым тропам, вынудит покорять океан, пошлёт за поиском мечты и истины. Книга станет вашим преподавателем, втором, тактичным и умным попутчиком. И, важная подробность, совсем недокучливым. В то время, когда вас что-либо утомит, вы легко собственную книгу закроете.
Глубокоуважаемый первый спикер, как я осознала, Вы говорили и о том, что для полноценного здоровья, нужно отыскать собственный призвание, выбрав профессию по душе. И в этом, смею Вас уверить, Вам окажут помощь книга, издания, газеты. Конкретно из них вы почерпнете знания о великих открытиях, выдающихся личностях, их добропорядочном и добром труде. Познакомясь с их трудами, вы сможете выбрать то дело, которое и будет вам по душе. А что касается выбора спутника судьбы, то просматривайте сказки и испытывайте собственных избранников так, как это предписано делать лицам королевской крови!
Благодарю всем, благодарю за внимание! Ведущий: Благодарим за выступление второго спикера команды Отрицания. Слово предоставляется первому спикеру команды Отрицания.
1 спикер команды Отрицания: Я счастлива, глубокоуважаемые сотрудники, вашему искреннему участию в отечественной полемике. Разрешите мне ознакомить вас с главными положениями команды Отрицания.
Мы утверждаем, что чтобы вырасти здоровым, ребенку надобно мочь просматривать.
направляться подчернуть, что мы понимаем здоровье как совокупность интеллектуального, эмоционального, психологического и физического развития.
Разглядим роль чтения в каждом из перечисленных выше качеств развития личности.
Интеллектуальное развитие немыслимо без активного участия в нем второй сигнальной совокупности — речи. Отечественная обращение не что иное, как «ее величество Слово».
Мы можем совершенствовать собственный слово, только неизменно расширяя собственный словарный запас, тем самым формируя образную, четкую, эмоциональную и грамотную обращение. А образцы таковой речи мы сможем забрать лишь из книг — отечественных великих преподавателей.