Угольный комбайн «Донбасс»: справа — кольцевой бар с режущей цепью и диски для разделения угля; слева — кольцевой погрузчик.
Еще в годы ВОВ инженеры и советские конструкторы начали создавать новую угледобывающую машину, которая в будущем взяла почетное имя — «Донбасс». В базу ее была положена замечательная врубовая машина МВ-60. Плоский бар врубовой автомобили заменили кольцевым. Он похож на букву «П» в лежачем положении совершает сходу три врубовых щели: две горизонтальных, одну под второй, и одну вертикальную, соединяющую их. Так, кольцевой бар вырезает из угольного массива громадной брусок, что после этого относительно легко разбивается на части. Делается это при помощи особого приспособления — вращающейся штанги.
Навалку отбитого угля на конвейер комбайн создаёт кольцевым погрузчиком. Его нескончаемая цепь оснащена скребками и движется с громадной скоростью. Скребки подхватывают куски угля и перебрасывают их на конвейер.
Комбайн «Донбасс» имеет два электродвигателя. Один приводит в перемещение бар, второй — кольцевой погрузчик. Управление сосредоточено в передней части корпуса. Машинисту тут трудиться весьма комфортно.
В какой бы шахте ни оказался данный комбайн, везде шахтеры принимали самое горячее участие в усовершенствовании и освоении автомобили. Лишь за два года по окончании его появления конструкторы взяли около 10 тыс. рационализаторских предложений, и свыше тысячи из них были использованы.Многие шахтеры упорно получали почетного права первыми трудиться на новой машине. Освоив работу на комбайне, они проявляли себя новаторами не только в области организации труда, но и в развитии техники.
Что же дает данный угольный комбайн? В царской России шахтер за 12 час. трудной работы добывал обушком всего 2 Т угля. А чтобы добыть эти 2 Т при помощи комбайна «Донбасс», необходимо приблизительно 2-3 мин. Многие машинисты угольных комбайнов дают за месяц до 25 тыс. Т угля, т. е. до тысячи тысячь киллограм в сутки. А ведь тысяча тысячь киллограм угля — это целый ЖД состав.
Комбайн для добывания угля из узких пластов.
Комбайны «Донбасс» — гордость отечественной угольной индустрии. Они трудятся сейчас в Китае и Польше, Болгарии и Румынии, Чехословакии и Венгрии. Везде эти прекрасные автомобили говорят о большом уровне технической мысли в Советской стране.
Но кроме того комбайн «Донбасс», не обращая внимания на собственные хорошие качества, не решил еще всех неприятностей механизации труда шахтеров. В Москве в Политехническом музее возможно заметить современный парк автомобилей и механизмов, используемых в горной технике.
Тут имеется автомобили, уже уступившие собственный первенство, и автомобили, лишь вступающие в судьбу. Вот пневматические отбойные молотки, а рядом — врубовые автомобили разных марок. Дальше — бурильные установки, каковые скоро прокладывают вертикальные стволы шахт. Сейчас имеется бурильные автомобили, каковые проходят в сутки до двадцати метров шахтного ствола диаметром в 6 м. Тут же — модели горнопроходческих комбайнов. Эти металлические гиганты прокладывают подземные коридоры — подготовительные выработки. Но особенно довольно много угледобывающих комбайнов самых формы и различных размеров, самого разного назначения.
Мы уже знаем, что пласты угля лежат на различной глубине под различными углами к поверхности и имеют разную толщину, либо мощность. Комбайн «Донбасс» рекомендован для работы на пологих и наклонных пластах определенной мощности. Исходя из этого в то время, когда в одних шахтах трудились комбайны, в других, где пласты были, скажем, крутопадающими, стучали отбойные молотки. В механизации труда в шахтах выяснилось много еще таких «белых пятен». И конструкторы решили стереть их. Был, к примеру, создан комбайн для добычи угля из крутопадающих пластов. Показались комбайны для разработки узких и весьма узких пластов, комбайн для пластов средней мощности и комбайн для работы на узких крутопадающих пластах.
Но пласты угля разны не только по положению и толщине, но и по прочности. Имеется такие угли, каковые не могли «угрызть» челюсти никого из существующих комбайнов. Для разработки таких пластов в 1957 г. был создан особый комбайн «Донбасс-2». Это — видоизмененный комбайн «Донбасс».
Замечательные гидромониторы в шахте
Новая машина снабжена сильным двигателем, ей возможно придать любую скорость — от нескольких сантиметров до одного метра в 60 секунд. А ее замечательный режущий механизм разрешает добывать самые крепкие угли.
Имеется сейчас угледобывающие комбайны маленького веса — малогабаритные. Они смогут трудиться в весьма тесных забоях; Имеется комбайны облегченного типа, имеется широкозахватные и узкозахватные, а имеется и такие, благодаря которым возможно не только добывать уголь, но и прокладывать путь к угольному пласту.
На советских шахтах трудятся сейчас много типов разных автомобилей и механизмов. Механизация перевоплотила отечественные шахты в передовые индустриальные фирмы, в громадные подземные фабрики.
Спускаясь в шахту, вы в первую очередь заметите основной ствол. Он делится на четыре отделения. Одно отведено под две подъемные клети для подъёма и спуска людей и автомобилей. В другом размещаются механизмы для подъема угля, в третьем — лестница с площадками: запасной выход. В четвертом проложены трубопроводы и кабели.
Но вот спуск окончен. Вы выходите из клети на просторный, ярко освещенный околоствольный двор. Из этого в различные стороны к угольным пластам уходят широкие туннели. Это подготовительные выработки. По ним проложены рельсовые дороги, электрические кабели, трубы для подачи сжатого воздуха, нужного для работы пневматических автомобилей и механизмов. По мере разработки угольного пласта подготовительные выработки продвигаются все дальше и дальше.
По выработкам спешат электровозы с вагонетками, груженными углем, а подземные трамваи скоро доставляют шахтеров от ствола шахты к забоям и обратно. Забой — главной пункт в шахте, а комбайн — главная точка в забое.
Медлено, с глухим шумом движется комбайн. Он подрубает и отбивает уголь, наваливает его на конвейер. Конвейер переносит уголь к откаточному штреку.
Замечательные гидромониторы в шахте будут разрушать кроме того самые прочные угольные пласты.
На отечественных шахтах используются ленточные и скребковые конвейеры. По дну скребкового конвейера движется цепь с укрепленными на ней железными скребками. Они захватывают и передвигают поступающий уголь. Поток угля, приносимого конвейером, так обилен, что 30 двухтонных вагонеток загружаются всего за 15-20 мин.
Электровоз доставляет вагонетки с углем к стволу. Тут они машинально разгружаются в особенный приемник — бункер, расположенный под околоствольным двором. Бункеры снабжены особым устройством, машинально загружающим подходящие под него скипы — десятитонные железные коробки. В скипах уголь поднимают на поверхность — «выдают на-гора», как говорят шахтеры.
На поверхности скипы выгружают уголь в бункеры. Ленточные конвейеры, расположенные под бункерами, передают уголь на погрузочные эстакады либо на обогатительную фабрику, где его сортируют и очищают от примесей.
Уголь, прошедший обработку на обогатительной фабрике, по окончании просушки кроме этого попадает на погрузочные эстакады. В то время, когда ЖД состав входит под эстакаду, люки бункеров раскрываются и уголь широкой струей сыплется в вагоны.
Таков путь, совершаемый углем из шахты.
Комбайн трудится непрерывно. И постоянный поток угля идет от забоя к поверхности. Мельчайшая неполадка на пути этого потока срочно отражается на работе комбайна, заставляет его простаивать. В случае, если остановилась врубовая машина, добыча угля не заканчивается, поскольку имеется запас уже сделанного вруба, соответственно, имеется резерв времени для устранения неисправности в машине. В случае, если же остановился комбайн, замирает целый угольный поток, простаивают все автомобили и механизмы.