Представьте себе современный аэропорт либо ЖД вокзал. поезда и Самолёты каждый день доставляют и увозят десятки тысяч пассажиров, тысячи тысячь киллограм грузов. И каждому самолету нужно обеспечить взлет либо посадку, каждому поезду — вольный путь. На транспорте счет времени идет на 60 секунд. взглянуть на расписание. прибытия и Время отправления — будь то самолет либо поезд — указывается с точностью до 1 мин. А ведь нужно еще в малейшие сроки загрузить и выгрузить багаж, грузы, обеспечить посадку и высадку пассажиров. И вместе с тем нужно осуществлять контроль перемещение вторых самолетов в зоне поездов и аэропорта на дорогах ЖД узла, дабы не допустить аварии и столкновение.
Этим занимается диспетчер — эксперт, что руководит работой сложных объектов, где требуется постоянная, ритмичная, согласованная и бесперебойная работа всех работ.
Весьма непроста работа авиационного диспетчера. Он обязан знать, какие конкретно самолеты взлетают и идут на посадку, сколько самолетов находится в зоне аэропорта; нужно указать пилотам направление и высоту полета, вовремя высвободить взлетно-посадочную полосу, сказать местные погодные условия.
Имеется собственные диспетчеры и на стройках. Они осуществляют контроль работу на каждом участке строительства, регулируют перемещение транспорта, доставку стройматериалов, подачу электричества, работу автомобилей и механизмов. Диспетчеры руководят работой электростанций, шахт, заводских цехов, автобаз, перемещением на дорогах.
Рабочее место диспетчера — диспетчерский пункт. Оборудован он устройствами и аппаратами дистанционного управления, в том месте имеется и портативные радиостанции, и телефоны для связи, к примеру, с машинистом электровоза, пилотом воздушного лайнера либо оператором в заводском цехе. На щите перед диспетчером — множество сигнальных измерительных приборов и ламп, по которым он может делать выводы о состоянии контролируемого объекта. Современный диспетчерский пункт имеет кроме этого установку промышленного телевидения. На телеэкране возможно видеть, что происходит на управляемом объекте. К примеру, при помощи установок для того чтобы рода диспетчеры метро осуществляют контроль загруженность эскалаторов на многолюдных станциях метро.
Диспетчер — важное лицо в автоматизированной совокупности управления на любом предприятии, а диспетчерский пункт — необычный информационный центр, куда поступают все информацию о состоянии объектов управления. В случае, если предприятие громадное и производственный процесс сложен, то осуществляют контроль его работу пара диспетчеров, а все данные о ходе процесса поступает на центральный диспетчерский пункт. В том месте установлены электронные счётные автомобили (ЭВМ). Электронный ассистент обрабатывает данные и дает диспетчерам советы, но лишь знания и опыт окажут помощь им при анализе данной информации принять верное ответ.