Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений слуха
№ | Критерии сравнения | Моторная алалия | Нарушения слуха |
Слух | Слуховая функция сохранна | Слуховая функция нарушена | |
Спонтанное овладение речью | Некая возможность спонтанного усвоения речи (не смотря на то, что ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся) | Вне особого обучения обращение не формируется | |
Экспрессивная обращение | Наличие отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражаний | Отсутствие экспрессивной речи | |
Просодические компоненты речи | Просодика (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) сохранны | Просодика нарушена | |
Мимико-жестовая обращение | Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями | Мимико-жестовая обращение активно применяется, но вербально не сопровождается. |
Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР
№ | Критерии сравнения | Моторная алалия | Задержка речевого развития |
Темп овладения речью | Задержка темпа обычного овладения речью сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи | Задержка темпа речевого развития, его нестабильность | |
Спонтанное усвоение языка | Самостоятельно ребенок не имеет возможности овладеть лексико-грамматическими обобщениями | Возможность независимого усвоения ребенком некоторых норм родного языка | |
Импрессивная обращение | Затруднено познание грамматических трансформаций слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова) | Отлично осознаёт обращенную обращение, отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов | |
Экспрессивная обращение | · нарушена программа высказывания, · стойкие неотёсанные нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль), · аграмматизм · с накоплением словаря улучшается аграмматизм | · имеется программа речевого высказывания, · отсутствуют фразы и структуры грубые нарушения слова и аграмматизм | |
Особенности динамики в коррекционной работе | · не имеет возможности без коррекционного действия преодолеть недостаток; · вероятны остаточные явления в школьном возрасте | · способны к независимому овладению речевыми обобщениями, · речевую недостаточность преодолевают спонтанно, · коррекция направлена на звуковую сторону речи, · к школе преодолевают речевую недостаточность | |
Анатомо-физиологические изюминки | Нарушения ЦНС носят стойкий органический темперамент | Носят обратимый нейродинамический темперамент либо не наблюдаются | |
Особенности психологической деятельности | Время от времени нуждаются в преодолении речевого негативизма | Организована мотивация деятельности, нет речевого негативизма |
Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии (дизартрии)
Дифференциальная диагностика детской и моторной алалии моторной афазии
№ | Критерии сравнения | Моторная алалия | Детская моторная афазия |
Анамнез | Воздействие патологических факторов отмечается в пренатальный и ранний постнатальный период (до 3 лет) | Действие патологических факторов происходит в возрасте по окончании 3 лет | |
Механизм нарушения | Недоразвитие речи как совокупности | Избирательность в поражении какой-либо из систем речи (лексической, грамматической, фонематической) | |
Необходимость коррекционного действия | Нужно целенаправленная речевая коррекция | Допустимо спонтанное восстановление речи | |
Нарушения ЦНС | Симптомы поражения головного мозга не ярко выражены | Симптомы локального поражения головного мозга |