На первой стадии экспериментальной работы мы совершили диагностику уровня сформированности хорошего отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Базой изучения явился детский сад № 35 «Соловушка», г. Набережные Челны. Диагностика была совершена в старшей группе детского сада. Это был констатирующий опыт, целью которого являлось изучение влияния строительно-конструктивной игры на формирование хорошего отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. В констатирующем опыте учавствовали 20 детей из двух групп — контрольной и экспериментальной.
Было выделено четыре методики для обнаружения уровня сформированности хорошего отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
1. -Беседа.
Цель: распознать уровень сформированности хорошего отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Материал: Иллюстрации с несложным, дешёвым сюжетом, чтение художественной литературы, экскурсии.
Задачи: Организовать у детей понятие о том, что каждый труд почетен и нужен, что человек красив своим трудом.
2. -Наблюдение.
Цель: распознать отношения и умения детей старшего дошкольного возраста к хозяйственно-бытовому труду.
Материал: Иллюстрации с изображением процессов хозяйственно-бытовой деятельности, наблюдение за трудом дворника, экскурсия на пищеблок.
Задачи: организовать у детей хорошее отношение к труду взрослых.
3. -Анкетирование.
Цель: распознать отношение детей старшего дошкольного возраста к поручениям в семье.
Материал: анкетирование детей и родителей.
Задачи: организовать у детей хорошее отношение к исполнению поручений в семье.
4. -Игра.
Цель: распознать сформированность хорошего отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста при помощи строительно-конструктивной игры.
Материал: предварительная беседа о профессиях, разглядывание иллюстраций, выбор темы для строительно-конструктивной игры.
Задачи: организовать у детей хорошее отношение к труду при помощи строительно-конструктивной игры.
Анализ результатов оценивался по трехбалльной шкале.[10, с 256]
1 балл — низкий уровень
2 балла — средний уровень.
3 балла — большой уровень
Результаты оценивания детей по методикам представлены в таблицах.
Для детей седьмого года судьбы это не весьма прекрасные результаты
Рис 2.1. В сравнении с контрольной группой результаты хорошие.
На основании данных методических приемов было совершено диагностирование детей и выделено три уровня сформированности хорошего отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень сформированности хорошего отношения к труду образуется у каждого ребенка, независимо от какого-либо намерено воспитательно-систематических знаний и образовательного воздействия, составляющих содержание его образования. Этот уровень формирует возможности стартового развития ребенка и снабжает его контакты с окружающим миром. Он характеризуется умением детей именовать и элементарно растолковывать собственные представления о трудовой деятельности человека. Он отличается от других уровней отсутствием самостоятельности в действиях и их обедненным содержанием, слабо развитой речью, отсутствием эмоциональной окрашенности деятельности, низким качеством аккуратных операций.
Средний уровень сформированности хорошего отношения к труду образуется при особом педагогическом действии на детей в условиях реализации определенной совокупности знаний в строго регламентированной деятельности дошкольников. Характеризуется повышением возможностей детей, некоторыми удачами в их развитии, но, в также время средний уровень не ведет еще к саморазвитию детей в их независимой деятельности, поскольку действия репродуктивны, подражательны. На этом уровне дети отличаются умением осознавать закономерности и простые связи, умением выразить их в речи, построением собственной деятельности с учетом этих закономерностей. Содержание их трудовой деятельности более разнообразно, они способны функционировать под управлением взрослого и частично самостоятельно. Но проявления творчества, любопытства, воображения, инициативы ограничены.
Большой уровеньсформированности хорошего отношения к труду вероятен лишь при развивающемся сотрудничестве взрослого с детьми, в ходе усвоения детьми их собственной трудовой деятельности. Данный уровень характеризуется наличием у детей элементарных системных знаний о трудовой деятельности, свойством детей к рассуждениям, умозаключениям, выводам; богатым содержанием детских деятельностей, каковые носят творческий независимый темперамент; возросшей социальной интеллектуальной, эмоциональной активностью.
Так же на основании данных методик был совершён сравнительный анализ групп направленный на обнаружение уровня сформированности хорошего отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов оценивается по трех бальной шкале:[11, с 192]
1 балл — низкий уровень сформированности хорошего отношения к труду.
2 балл — средний уровень сформированности хорошего отношения к труду.
3 балла — большой уровень сформированности хорошего отношения к труду.
Рис 2.2 Уровень сформированности хорошего отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Контрольная несколько
Рис. 2.3 Уровень сформированности хорошего отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная несколько.
Как показывают результаты обследования, уровень сформированности хорошего отношения к труду у экспериментальной группы выше, чем у контрольной.
На этом констатирующий этап опыта был закончен. Потом проводилась работа лишь с детьми экспериментальной группы.