Дидактические речевые игры

Дети решают поставленную задачу, аргументируют собственный ответ. К примеру, «Какой цветок тут лишний?», «Классифицируй диких животных и домашних» и т.п. Ребенок делает выбор, показывая отличительные особенности и признаки, устанавливает связи, сопровождает вывод конструктивными высказываниями.

Словесные речевые игры

Предметная среда уголка природы получает значение дидактического материала, разрешая ребенку освоить словоизменения и принципы словообразования, пополнить деятельный словарь новыми понятиями и словами. Так, комнатные цветы – лист – листик – листочек – листики – листья; фи-кус — хло-ро-фи-тум; полить – перелить – недолить; календарь погоды – морозная, дождливая, моросит, ливневой дождь, снегопад, метель, наледь, капель, проталина и т.п.

Игры – опыты

Игры – опыты с природным материалом (песок, глина, вода, снег, лед, камень, дерево) особенно серьёзны во время дошкольного детства, С их помощью дети развивают сенсорное восприятие, формируют предпосылки к познавательно-исследовательской деятельности, расширяют знания об окружающем мире и, само собой разумеется, развивают серьёзные особенности речи, Умелым методом, взяв либо не взяв определенный итог в опыте, ребенок совершает для себя необычное открытие, о котором он может и желает поведать. Рассказ, отражая путь к успешному результату либо неудаче, будет складываться из цельных, связных высказываний, с верным грамматическим строением, интонационно окрашенных, содержательных, логичных, либо, быть может, фантазийных с элементами речетворчества. Все это — серьёзный шаг на встречу к формированию компонентов монологической речи, формированию языкового чутья, адаптации в различных речевых обстановках.

Итак, предметно-развивающая среда уголка живой природы содействует действенному речевому формированию дошкольников. Разнообразие материалов, комплексный подход и композиционные решения при создании уголка обеспечат детям доступность понимания и активизируют речемыслительную деятельность, организуют предпосылки к учебным действиям.

Ребенок обучается обнаружить и верно высказывать словом причинную и временную зависимость, последовательность, связь явлений и предметов природы, растолковывать замечаемое посредством содержательных высказываний.

Начинается диалогическая обращение через побуждение к общению, через совокупность вопросов – ответов, дидактических игр (материалом для них смогут быть не только особые пособия, но и каждые предметы уголка, каковые возможно сравнить, выделить, классифицировать). Совершенствуется умение детей обозначать задачи, сопоставлять, делать простые умозаключения и выводы. Это формирует предпосылки для создания серьёзных качеств связной речи – достоверность, действенность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок обучается рассуждать, говорить, обрисовывать. Развитие монологической речи совершенствуется через упражнения в рассказывании, к примеру об изюминках строения растений, исполнении собственных трудовых действий через сравнение и описание объектов и явлений, аргументацией действий на протяжении опытов и др.

Деятельный словарь посредством уголка природы обогащается благодаря словам, обозначающим сенсорные показатели, свойства, явления и объекты природы, характеристики природных процессов, действий человека в окружающем мире.

Практическая часть

Создание инсталляции «Лесная полянка ранней в осеннюю пору»: выбираем маленькое пространство рядом с уголком природы (возможно 1х1 м) так, дабы оно захватывало часть стенки и пола. Оформляем пол – кладем коврики пестрых расцветок, бумажные и текстильные листья различных цветов (оранжевые, бордовые, желтые, золотистые), муляжи грибов и ягод «съедобные – несъедобные», настоящие шишки, пенек, корзинку с «лесными дарами». На протяжении стенки и в композиции размещаем макеты деревьев (закрепленные, высотой до 1м, соответственно раскрашенные) с прикрепленными бумажными и текстильными страницами (береза, рябина, ель), фигурки диких зверей (еж, лиса, волк и пр.). Стенке декорируем изображениями перелетных птиц, иллюстрациями по теме. Тучка, сделанная из ваты, крепится на нитках к потолку либо на двухсторонний скотч к стенке. Снизу тучки, на нитях в пара сантиметров, приклеиваем бумажные капельки. Возможно варьировать содержание данной композиции с учетом возраста детей, изучаемых тем. Основное – ребенок может войти в такое пространство, присесть на пенек, «собрать шишки и грибы», разглядеть подробности, поиграть с фигурками, природным материалом. Так, пребывав в композиции, чувствуя себя в другом пространстве, ребенок оказывается в новой речевой обстановке.

Создание настольной диорамы «Новый год в зимнем лесу»: формируем диорамное пространство из подходящей коробки, устанавливая ее набок, открытой частью к себе. Оклеиваем коробку бумажными салфетками с зимними узорами либо любой подходящей бумагой либо тканью. В посыпаем «пол» неестественным снегом, размещаем предметы: макет елочки, Снегурочки Деда и фигурки Мороза, диких зверей (возможно дополнительно сымитировать пещеру из ваты, вовнутрь которой поместить фигурку медведя). Заднюю стенку оклеиваем иллюстрацией на тему зимнего леса либо украшаем вырезанными снежинками, серпантином и т.д. Чем насыщеннее предметное пространство диорамы – тем занимательнее. Размер элементов композиции, размер макетов и фигурок выбирается с учетом возраста детей.

Перечень литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. обучения развития и Методика речи родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2000.

2. Арушанова А.Г. речевое общение и Речь детей: Кн. для воспитателей детского сада. М., 1999.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада. М., 1991.

4. Денисенкова Н.С. Как организовать внешнюю среду// Дошкольное воспитание. 2003. №12.

5. Доронов С.Г. Пространство развития либо «витрина»? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2014. №4.

6. Скоролупова О.А. Введение в ФГОС дошкольного образования: Разработка образовательной программы ДОУ. М., 2014.

7. Ушакова О.С. Развитие речи. М., 2013.

8. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. М., 2013.

9. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную обращение: Способ. Советы. М., 2012.

Создание дидактических развивающих игр из бросового материала.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: