Цветовая гамма богослужебных облачений складывается из следующих главных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, светло синий, светло синий, фиолетовый, тёмный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, либо света, как его совершенно верно именовали в древности, кроме этого имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству’ храмов. Исходя из установившихся классических цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов старой живописи, возможно дать неспециализированные богословские толкования символики двета.
Наиболее значимые праздничные дни Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, возможно объединить в шесть главных групп.
- Несколько дней и праздников памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений — золотой (желтый), всех оттенков.
- Несколько дней и праздников памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений — светло синий и белый.
- Несколько дней и праздников памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений — фиолетовый либо темно-красный.
- Несколько дней и праздников памяти мучеников. Цвет облачений — красный. (В Великий четверг цвет облачений — темно-красный, не смотря на то, что все убранство алтаря остается тёмным, на престоле — белая пелена.)
- Несколько дней и праздников памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений — зеленый. Сутки Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, сутки Святаго Духа празднуются, в большинстве случаев, в зеленых облачениях всех оттенков.
- Во время постов цвет облачений — темно-светло синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, тёмный. Последний цвет употребляется в основном во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях других седмиц цвет облачений тёмный; в воскресные и праздники — чёрный с золотой либо цветной отделкой.
Погребения, в большинстве случаев, совершаются в белых облачениях.
В древности в Православной Церкви не было тёмных богослужебных облачений, не смотря на то, что повседневные одежды духовенства (особенно — монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в багровы ризы — в облачения темно-красного цвета. В РФ в первый раз было официально предложено облачиться по возможности в тёмные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для принятие участия в похоронах Петра II. С того времени тёмные облачения входят в обиход погребальных и великопостных работ.
В каноне богослужебных облачений нет собственного места у оранжевого цвета. Но он присутствует в Церкви с старейших времен. Данный цвет тонкий, и не каждый глаз принимает его верно. Будучи соединением жёлтого цветов и красного, оранжевый цвет в тканях фактически всегда скользит:
с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый (золото довольно часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного — как красный. Такая неустойчивость оранжевого цвета: отнять у него возможности занять определенное место в последовательности общепринятых цветов для облачений. Но фактически он довольно часто видится в церковных ризах, каковые считаются или желтыми, или красными.
В случае, если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно подметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет, как знак света, все семь цветов спектра солнечного света и черный цвет.
Церковная литургическая литература хранит полное молчание о символике цветов. Иконописные лицевые подлинникиуказывают, какого именно цвета одеяния направляться писать на иконах того илк иного святого лица, но не растолковывают по какой причине. Поэтому расшифровка символического значения цветов в Церкви довольно-затруднительна. Но кое-какие указания Священного Писания. Предлагаемая ниже трактовка главных значений цветов в церковной символике дается с учетом современных научных изучений в данной области.
Внешний, вещественный, земной свет постоянно рассматривался Церковью только как знамение и образ невещественного Божественного света. В действительности, в случае, если нет и не может быть ничего внешнего, что не было бы явлением в видимом веществе невидимого, духовного, то свет и составляющая его цветовая гамма должны содержать в себе отображения определенных Божественных явлений и истин, быть образами тех цветов, каковые в области небесного бытия свойственны лицам духовным и определённым явлениям. Откровение Иоанна Богослова изобилует поразительным множеством цветовых подробностей. Отметим главные. ангелы и Святые в области небесной судьбе облачены в белые ризы Божественного света, в такие же яркие одежды облачена супруга Агнца — Церковь. Данный неспециализированный для Божественной святости свет как бы раскрывается в многоцветий радуги, и в сиянии около престола Вседержителя, и в блеске разных драгоценных золота и каменьев, из которых состоит Новый Иерусалим, духовно кроме этого означающий Церковь — жену Агнца. Господь Христос есть то в подире (ветхозаветное облачение первосвященника, которое у Аарона было голубым), то в одеянии цвета крови (красном), что соответствует пролитию крови Сына Божия за спасение людской рода и тому, что Господь Христос всегда питает Кровию Собственной Церковь в таинстве Причащения. Ангелы опоясаны по персям золотыми поясами, на окружающих и главах Христа Его старцев-священников Тайнозритель видит золотые венцы.
Золото благодаря собственному солнечному блеску есть в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет. Оно имеет и особенное смысловое значение — царственной славы, преимущества, богатства. Но, это символическое значение золота духовно объединяется с его первым значением как образа Божественного света, Света и Солнца правды миру. Господь Христос имеется Свет от Света (Всевышнего Отца), так что понятия царственного преимущества Небесного Царя и свойственного Ему Божественного света объединяются на уровне представления о Едином в Троице Всевышнем, Творце и Вседержителе.
В. В. Бычков в указанной статье пишет об этом так: Свет игрался ключевую роль фактически на любом уровне восточнохристианской культуры. Целый мистический путь познания причины в той либо другой форме был связан с созерцанием в себе Божественного света. Преображенный человек мыслился как просветленный. Свет, освещение, возжигание свечей и различных светильников в определенные моменты работы, светильнич-ные мотивы — все это имело громадное значение в структуре богослужения — литургическом пути приобщения к высшему знанию. Канон утрени завершался восклицанием предстоятеля: Слава Тебе, продемонстрировавшему нам свет!. Имелся в виду и свет солнца (восход), и свет истины, потому что Иисус Сам сообщил о Себе: Я свет миру (Ин. 9, 5). Исходя из этого и золото — устойчивый знак истины.
Тот же В. В. Бычков подмечает и выделяет, что в иконописи Чудотворный свет символизировался не только золотом, но и белым цветом, что свидетельствует сияние вечной судьбе и чистоты в противоположность тёмному цвету ада, смерти, духовной тьмы. Исходя из этого в иконописи чернотой закрашивались лишь изображения пещеры, где в белых пеленах покоится Появившийся Богомладенец, гроба, из которого в белых пеленах выходит воскресший Лазарь, отверстие ада, из глубины которого изводятся Воскресшим Христом праведники (тоже-в белых пеленах). А в то время, когда на иконах необходимо было изобразить что-то, имеющее в обыденной жизни черный цвет, то старались данный цвет заменить каким-нибудь вторым. К примеру, тёмных коней рисовали светло синий;
Необходимо заметить, что по подобной обстоятельству в старой иконописи старались избегать и коричневого цвета, потому что он есть по существу цветом грязи и земли. И в то время, когда на древних иконах мы встречаем другой раз коричневый цвет, то возможно думать, что художник все же имел в виду темно-желтый, охристый цвет, стремился передать некую телесность, но не земную, поврежденную грехом.
Что же касается чистого желтого цвета, то в богослужебных облачениях и иконописи он есть в основном синонимом, образом золота, но сам по себе, конкретно не заменяет белый цвет, как может заменять его золото.
Ипостаси Духа Святого отлично соответствует светло синий цвет неба, извечно льющего Его Духа благодати и дары Святого. Небо вещественное имеется отображение Неба духовного — невещественной области небесного бытия. Дух Святой и именуется Царем Небесным.
Лица Святой Троицы едины в Существе Собственном, так что, по учению Православной Церкви, Сын — в Духе и Отце, Папа — в Духе и Сыне, Дух — в Сыне и Отце. Исходя из этого в случае, если принимать цвета в качестве знаков Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества. Все промыслительные действия Божии содержат в себе участие всех Лиц Троицы. Но имеется Божественные акты, в которых в основном прославляются либо Всевышний Папа, либо Всевышний Сын, либо Всевышний Дух Святой. Так, в Ветхом Завете заметней всего слава Всевышнего Отца — Творца и Промыслителя мира. В жизни и крестном подвиге Иисуса Христа прославлен Всевышний Сын. В Пятидесятнице и последующем излиянии благодати в Церкви прославляется Утешитель, Дух Истины.
Соответственно этому красный цвет может высказывать в основном представления о Всевышнем Отце, золотой (желтый) — о Всевышнем Сыне, светло синий (светло синий) — о Всевышнем Духе Святом. Указанные цвета, само собой разумеется, смогут владеть и владеют кроме этого особенными, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих обстоятельствах не нужно при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трех главных, непроизводных цветов. Это позволяет истолковать суть церковных облачений.
Праздник праздничных дней — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а после этого вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду людской, явленной в Привлекательном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона поменять облачения, так что священник предстает любой раз в ризах иного цвета. В этом имеется суть. Игра цветов радуги весьма соответствует этому торжеству торжеств.
Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, поскольку это прямо связано с понятием о Христе как Предвечном Архиерей и Царь Славы и о тех Его служителях, каковые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.
Праздничные дни Богородицы знаменуются голубым цветом облачений по причине того, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, два раза осенена Его наитием – и в Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Богоматери , светло синий цвет одновременно с этим символизирует Ее непорочность и небесную чистоту. светло синий цвет есть кроме этого цветом высокой энергии, что соответствует представлению о Его Духа действии и силе Святого.
Но на иконах Матерь Божия, в большинстве случаев, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого либо зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наровне с золотыми, были в древности одеждой цариц и царей. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь есть Царицей Небесной.
Праздникам, где прославляется конкретно воздействие Святого Духа, — Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не светло синий, как возможно было бы ожидать, а зеленый цвет. Данный цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Бога Сына и Духа Святого, Господа отечественного Иисуса Христа, что совершенно верно соответствует по смыслу тому, как Господь выполнил Собственный обетование отправить от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, Господа животворящего. Все имеющее жизнь творится волей Отца при помощи Сына и оживотворяется Духом Святым. Исходя из этого знаком вечной судьбе явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и простая земная зелень деревьев, полей и лесов постоянно воспринималась религиозным эмоцией, как знак судьбы, весны, обновления, оживотворения.
В случае, если спектр солнечного света представить в виде круга, дабы финиши его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет есть средостением двух противоположных финишей спектра — красного и голубого (светло синий). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Так фиолетовый цвет объединяет в себе конец и начало светового спектра. Данный цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным работам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа для спасения людей. Господь Иисус сообщил о Себе: Я есмь Альфа и Омега, конец и начало, Первый и Последний (Откр. 22, 13).
Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном людской естестве. Это соответствует упокоению Всевышнего от дел творения мира в седьмой сутки, по окончании создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Свойственный памяти о Распятии и Кресте фиолетовый цвет, содержа в себе красный и светло синий цвета, обозначает, помимо этого, некое особенное присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И одновременно с этим фиолетовый цвет может высказывать идея о том, что Собственной смертью на Кресте Христос победил смерть, поскольку соединение совместно двух крайних цветов спектра не оставляет в появившемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как знаку смерти.
Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с понятием о крестном подвиге Спасителя данный цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается целый в крестный подвиг Небесного Архиерея, подражателем и образом Которого епископ есть в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.
Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу всем сердцем и всею душею (Мк. 12, 30). Так, красный цвет в церковной символике-это цвет бесконечной обоюдной любви человека и Бога.
Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных свидетельствует, что духовный подвиг, умерщвляя безнравственные начала низшей людской воли, не умерщвляет наряду с этим самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (светло синий цвет) к судьбе вечной и обновлению всей людской природы.
Белый цвет богослужебных облачений принят в праздничные дни Рождества, Богоявления, Благовещения по причине того, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Чудотворный свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По данной причине в белых ризах помогают и в Вознесения и праздники Преображения Господня.
Белый цвет кроме этого принят для поминовения усопших, в силу того, что он весьма светло высказывает содержание и смысл заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, в соответствии с Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.
Седмичный круг богослужения
Православная Церковь, по примеру христиан апостольских времен (Деян. 2, 46), освящает все дни седмицы совершением церковных работ. Каждому дню отводятся определенные священные воспоминания, и ежедневные церковные работы, в главных собственных чертах оставаясь неизменными, изменяются только в частностях, и лишь в таких частях богослужения, каковые изменять не запрещаеться.
Дни седмицы имеют следующие посвящения: воскресенье (семь дней), первый сутки седмицы, Святая Церковь посвящает прославлению и воспоминанию Воскресения Христова; понедельник — сотворенным раньше человека Бесплотным Силам, являющимся в Церкви торжествующей духами, ближайшими к Всевышнему и отправляемыми Им на помощь людям с целью достижения спасения; вторник — ветхозаветным пророкам, как провозвестникам Царства Христова на земле, и особенно честно?му и славному пророку — Предтече и Крестителю Господню Иоанну, более которого не было из рожденных супруга?ми (Мф. 11, 11).
Первый сутки седмицы по окончании ветхозаветной субботы ознаменован событием славного Воскресения Христова. Из этого и наименование его — сутки Господень. Воскресный сутки именуется семь дней (церковносл. — отдых, покой), соответственно заглавию ветхозаветной субботы (дневнеевр.-арам. шабата — отдых, покой) — неделание мирских дел и посвящение себя в данный сутки служению Всевышнему.
Сутки воскресный в седмичном круге то же, что и Пасха в круге годичном. Исходя из этого богослужение в воскресенье не редкость особенно праздничным. Святая Церковь воспоминанию Воскресения Христова придает такое высокое значение, что не оставляет его и тогда, в то время, когда в воскресный сутки произойдёт какой-либо второй праздник, не считая двунадесятых Господних праздничных дней.
В соответствии с со связанными с ними воспоминаниями, вторник и понедельник как бы воображают ветхозаветные времена. Вступая во времена новозаветные, со пятницей и средой Святая Церковь связывает воспоминание о предании Иисуса Христа на смерть и страдания, смерти и самих страданиях, особое поклонение воздавая в эти дни Животворящему Кресту — орудию спасительных искупительной смерти и страданий Иисуса Христа.
В четверг Церковь прославляет апостолов — первых провозвестников Евангелия о совершившемся искуплении человека, а из преемников благовестнического их служения — очень Чудотворца и Святителя Николая, епископа Мирликийского.
В субботу закончено творение мира Всевышним. Данный сутки показывает в основном на вечный блаженный покой, ожидающий верных рабов Его в единении с Всевышним. Исходя из этого и посвящена суббота прославлению и воспоминанию наслаждающихся блаженством в обителях Отца Небесного святых и всех в вере скончавшихся.
Как всегдашняя Предстательница за христиан перед Престолом Сына Собственного, Пресвятая Матерь Божия воспоминается и прославляется Церковью во все дни седмицы, по преимуществу же в воскресенье, пяток и среду. Работы седмичного круга совершаются по Октоиху, где они расположены по дням и по порядку гласов.
Вседневное, либо будничное, богослужение совершается в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, в случае, если в эти дни не произойдёт особенного праздника. Последования церковных работ, обозначенных в богослужебных книгах как вседневные либо совершаемые по вся дни, отправляются по Октоиху и Минее. На этих работах одинаково чествуются священные воспоминания и седмичного, и годичного кругов данного дня, исходя из этого в изменяемых частях богослужения, заимствованных из Минеи и Октоиха, соблюдается равновесие: какое количество изменяемых молитвословий берется из Октоиха, столько же и из Минеи, причем песнопения Октоиха предшествуют минейным.
Субботнее богослужение отправляется по Октоиху и Минее, и прежде читаются либо поются песнопения Минеи, а позже Октоиха. Отличие субботнего богослужения от вседневного в большинстве случаев пребывает в том, что на Господи, воззвах и по окончании тропарей употребляются Богородичны воскресные, а не седмичные и по окончании кафизм произносятся ектении.
Посты
С старейших времен Святая Церковь создала посты. Пост освящен Самим Господом Иисусом Христом, Что перед началом Собственного публичного служения провел в посте 40 дней.О великом значении поста говорят многие Учители и Отцы Церкви, и соблюдение постов вменяется в строгую обязанность всем участникам Церкви.
Наиболее значимым из постов, установленных Церковью, есть Великий пост, либо Святая Четыредесятница. Пост данный установлен в подражание и память сорокадневному посту Господа Иисуса Христа, с той целью, дабы христиане, очистившись от своих прегрешений, достойно встретили Св. Пасху. К Св. Четыредесятнице примыкает Страстная седмица, посвященная воспоминанию о крёстной и страданиях смерти Христа Спасителя. Данный пост строгий: запрещается вкушать мясную, молочную, яичную и рыбную пищу, не считая Входа и двунадесятых праздников Благовещения Господня в Иерусалим, в то время, когда разрешается вкушение рыбы.
Следующим постом есть Петров пост в честь и память святых Апостолов. Он начинается с понедельника по окончании семь дней Всех святых и оканчивается в сутки памяти свв. апп. Петра и Павла. Длительность его в различные годы неодинакова (от 40 дней до одной семь дней и одного дня) и зависит от дня празднования Пасхи в данном году. В данный пост разрешается вкушение рыбы, не считая пятницы и среды.
Третьим годовым постом есть Успенский пост. Установлен он в честь Богоматери, в память Ея Успения. Пост начинается с 1 августа и оканчивается в праздник Успения. В данный пост, как и в Великий, запрещается вкушать рыбу, не считая праздника Преображения.
Последним годовым постом есть Рождественский пост, установленный в честь Рождества, цель его приготовить христиан к встрече этого яркого и весёлого праздника. Начинается пост через день после памяти св. ап. Филиппа (из этого он время от времени именуется в народе Филиппов пост) и длится до праздника Рождества. В данный пост разрешается рыба, как и в Петров пост.
Не считая этих многодневных постов имеется посты однодневные, К ним относятся еженедельные посты в пятницу и среду каждой семь дней. Пост в среду установлен в воспоминание предания Иисуса Христа Иудой, а пост в пятницу в смерти крестных Спасителя и память страданий.
В году имеется пара недель, в каковые пост в пятницу и среду отменяется (целые семь дней-седмицы): это 1)святки, т.е. время от празднования Рождества до кануна праздника Крещения Господня, 2 семь дней о фарисей и мытарь, 3) сырная семь дней (либо масленица, на этой неделе запрещается вкушать мясо), 4) Пасхальная и 5) Троицкая семь дней.
К однодневным постам относятся посты в сутки праздника Воздвижения, в сутки памяти Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а также в канун праздничных дней Рождества (сутки очень строгого поста, которым завершается Рождественский пост), и Богоявления, последние два дня именуются сочельниками.
Годичный круг богослужений
Начиная с Филиппова либо Рождественского поста впредь до Пятидесятницы, Церковь вспоминает священно-исторические события, имевшие целью спасение людей, как откровение триипостасного Всевышнего миру. Рождество, крещение, страдания, воскресение, вознесение на сошествие и небо Святого Сущность же празднований как седмичного, так и годичного круга лежит в одном и том же — конкретно, в воспоминаниях о воскресении и страдании Иисуса Христа.
В настоящем периоде, не считая Пятидесятницы и Пасхи, выступают уже и другие дни-праздники, и церковный год растет и расширяется.
I. Праздник Пасхи в собственной церковно-догматической сущности был выяснен еще во II веке. По старому обычаю, этому празднику предшествовал пасхальный пост (Четыредесятница), что в разных Церквах длился разное время: одни постились 20 дней, другие — шесть либо кроме того семь. При чем у восточных исключались воскресение и суббота, как не дни постов; а западные постились и в субботу, так что восточным необходимо было больше времени, дабы оказалось 40 (36) (Десятая часть года) дней.
Предшествующий великому страстному понедельнику недельный сутки назывался семь дней, еще со времени Иоанна — семь дней Ваий. По окончании мессы либо литургии в данной сутки совершалась процессия с пальмовыми ветвями в память входа Господня в Иерусалим. Ко дню Ваий было приурочено предварительное возвещение кающимся прощения. От древности особенно священным днем св. великой седмицы считался четверток, как сутки установления Евхаристии, в особенности в Африканских Церквах он чтился двумя Евхаристиями — утренней и вечерней. Вместе с тем он был довольно часто днем опробования оглашенных , днем прощения для кающихся . Помимо этого четверток ознаменовывался омовением ног. К этому дню приурочивалось еще, в особенности в Риме, освящение мира.
Богослужение в понедельник, вторник и частично в среду имеется последование либо подражание порядку папы Льва Великого. Он имел обыкновение каждый год в конце великого поста пред Пасхой объяснять страдания Спасителя. Он начинал в воскресение пред Пасхою, т.е. в неделю Ваий и, будучи не в силах в одной речи исчерпать предмет, он продолжал изложение предмета в понедельник, вторник и заканчивал в среду, как сутки стояния. Пяток пред Пасхою, как сутки изготовление, сутки Христова распятия, сутки смерти Христа — был днем покоя и глубочайшего траура, без мельчайшей торжественности, дне строжайшего поста; исходя из этого он в соответствии с апостольским распоряжениям проходил без евхаристической жертвы, лишь в Сирии вечером допускалось евхаристическое приобщение вне, на кладбищах, в воспоминание сошествия Иисуса Христа в преисподняя к погибшим. Великая суббота уже в предполуденные часы имела оживленный темперамент, потому что это был произнесения окончания символа и день оглашения , на Востоке в данный сутки происходило крещение оглашенных.
Праздник Пасхи, посвященный весёлому событию воскресения Христова, раскрывался полунощницею, которая в Иерусалиме начиналась в субботу по окончании обеда и длилась всю ночь до пения петуха. Не смотря на то, что с этою работой соединялся крещения и последний акт покаяния оглашенных, господствующее настроение было весёлое по поводу победы Спасителя над смертью; в эту же ночь верующие ожидали и второго пришествия Господня . От первого причащения в пасхальную ночь и до следующего воскресения для общины и для неофитов продолжался праздник эйфории целые 8 дней, что не прерывался работою, как и страстная седмица. Празднование пребывало в ежедневных богослужениях и в делах милосердия. Власть давала амнистии и свободу осуждённым .
Пасхальная седмица простиралась, в некоем роде, на 50 дней. Все это время принято именовать Пятидесятницей. Никейский Собор запретил сейчас зрелища . Каждый день совершалась Евхаристия. Последний же сутки Пятидесятницы был днем излияния Святого Духа . Начинался данный величайший праздник полунощницей с крещением оглашенных, и празднование его, как и Пасхи, продолжалось 8 дней. В круг Пятидесятницы входило с IV века везде празднование Вознесения Господня в 40 сутки по окончании Пасхи — сутки кроме этого прославляемый особенным богослужением, воздержанием от работ, кроме того для рабов/
8 сутки по окончании Пятидесятницы греческая Церковь делает праздником всех святых и мучеников. В течение всей Пятидесятницы как и в воскресные дни молились стоя, без коленопреклонения
Стихиры – это церковные песни, составленные в честь праздника либо святого. Имеется три вида стихир: первые — стихиры на Господа воззвах, каковые, как мы уже отметили, поются в начале вечерни; вторые, каковые звучат в конце вечерни, между стихами, забранными из псалмов, именуются стихиры на стиховне; третьи – поются перед финишем второй части Всенощной в соединении с псалмами, в которых довольно часто употребляется слово хвалите, и потому именуются стихирами на хвалите.
Стихиры воскресные прославляют Воскресение Христово, стихиры торжественные говорят об отражении данной славы в разных священных событиях либо подвигах святых, потому что, в конечном итоге все в церковной истории связано с Пасхой, с победой Христа над адом и смертью. По текстам стихир возможно выяснить, кто либо какое событие вспоминается и прославляется в работах данного дня.
Осмогласие
Стихиры, как и псалом Господи, воззвах, кроме этого являются характерной изюминкой Всенощного бдения. На вечерне поются от шести до десяти стихир на определенный глас. С древних времен существует восемь гласов, составленных преп. Иоанном Дамаскиным, подвизавшимся в восьмом веке в палестинском монастыре (Лавре) святого Саввы Освященного. Любой глас включает в себя пара напевов либо мелодий, по которым поются определенные молитвы за богослужением. Гласы сменяются понедельно. Через каждые восемь недель круг так именуемого осмогласия, другими словами серии восьми гласов, начинается опять. Собрание всх этих песнопений содержится в богослужебной книге – Октоих либо Осмогласник.
Гласы составляют одну из особенных кидающихся в глаза линия православной богослужебной музыки. В Русской Православной Церкви гласы бываются различных распевов: греческого, киевского, знаменного, обиходного.
Догматики
Ответом Божьим на надежду и раскаяние ветхозветных людей явилось рождение Сына Божия. Об этом повествует особенная богородичная стихира, которая поется на данный момент же по окончании стихир на Господи воззвах. Именуется эта стихира Догматиком либо богородичным догматиком. В догматиках – их всего восемь, на любой глас – содержится хвала Богородице и учение Церкви о воплощении Иисуса Христа и о соединениии в Нем двух природ – Божеской и людской.
Отличительная черта догматиков – их исчерпывающее вероучительное поэтическая возвышенность и значение. Вот русский перевод Догматика 1-го гласа:
Прославим Марию Деву, славу всей земли, случившуюся от людей и родившую Владыку. Она – небесная дверь, прославляемая бесплотными силами, Она украшение верующих! Она явилась как небо и как храм Божества – уничтожила вражью преграду, подарила мир и открыла Царствие (Небесное). Имея Ее как твердыню веры, мы имеем и Защитника Господа от Нее появившегося. Дерзайте люди, дерзайте люди Божии, потому что он победил неприятелей как Всесильный.
Данный догматик в краткой форме излагает православное учение о людской природе Спасителя. Главная идея Догматика первого гласа в том, что Богоматерь случилась от простых людей и Сама была простым человеком, а не сверхчеловеком. Следовательно человечество, не обращая внимания на собственную безнравственность, все же соблюло собственную духовную сущность так, что появилось в лице Богоматери хорошим принять в собственные недра Божество – Иисуса Христа. Богоматерь , по мысли Отцов Церкви, имеется оправдание человечества перед Всевышним. Человечество в лице Богоматери понялось до неба, а Всевышний, в лице Иисуса Христа, Что от Нее появился, преклонился до почвы – вот сущность и смысл воплощения Христа, разглядываемого с позиций православной мариологии, т.е. учения о Богоматери.
Вот русский перевод другого Догматика 2-го гласа:
Прошла тень закона, по окончании того, как явилась благодать; и как купина, опаляемая, не сгорала, так и Дева родила – и осталась Девой; вместо (ветхозаветного) столпа огненного воссияло Солнце Правды (Христос), вместо Моисея (пришел) Христос, спасение душ отечественных.
Суть этого догматика в том, что через Деву Марию пришла в мир освобождение и благодать от бремени ветхозаветного закона, что есть только тенью, другими словами знаком будущих благ Нового Завета. Вместе с тем в догматике 2-го гласа выделено приснодевство Богородицы, изображенное в знаке неопалимой купины, забранном из Ветхого Завета. Эта неопалимая купина есть тем терновым кустом, что видел Моисей у подножия Синайской горы. В соответствии с Библии данный куст горел и не сгорел, другими словами был объят пламенем, но сам не горел.
Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве необязательных жертв. Литургист XV в. блаженный Симеон, епископ Солунский, растолковывая символическое значение воска, говорит, что чистый воск свидетельствует чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак отечественного раскаяния в готовности и упорстве впредь к послушанию Всевышнему подобно податливости и мягкости воска. Как выработанный пчелами по окончании собрания нектара с деревьев и множества цветов воск символически свидетельствует приношение Всевышнему как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в пламя, свидетельствует обожение, превращение земного человека в новую тварь действием теплоты и огня благодати и Божественной любви. Потому, что свеча покупается, она имеется символ необязательной жертвы человека храму и Богу Его.
Елей, как и воск, свидетельствует также искренность и чистоту человека в его поклонении Всевышнему. Но елей имеет и собственные особые значения. Елей — это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, дабы в жертву Всевышнему был приносим чистый без осадка елей . Свидетельствуя чистоту людских взаимоотношений к Всевышнему, елей есть знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное воздействие, одобряет пищу.
В Православной Церкви одним из семи таинств есть таинство Елеосвящения, другими словами особенного освящения елея, которым помазуются люди для исцеления от заболеваний. По смыслу таинства, елей содержит в себе в этом случае милость Божию к больному человеку, выражающуюся в оставлении (прощении) его грехов, благодать Духа Святого, очищающего и духовно возобновляющего, человека, и целительную силу от телесных и душевных заболеваний.