Первые пушки стреляли ядрами, каковые сначала обтесывали из камня, а после этого (в конце XV в.) стали отливать из чугуна отдельные мастера-оружейники. Любой из них придавал собственной продукции те размеры, каковые ему лично казались лучшими. Ядра обтесывались либо отливались по внутреннему диаметру пушки. И редко случалось, дабы ядра одной пушки доходили к второй. Поэтому стали стремиться создать взаимозаменяемые части пушек и ружей. Нужна была громадная работа поколений гениальных механиков, дабы обучиться создавать абсолютно взаимозаменяемые подробности в огромных количествах.
В нашей жизни подробностей, каковые смогут заменять друг друга, множество. В автомобиле износилась либо почему-либо испортилась какая-то подробность одного из ходовых механизмов. Беда мала! Подробность эта продается в магазине, и не требуется никаких возни и особых хлопот чтобы поставить ее на место ветхой.
Если бы цоколи обычных ламп не были однообразными, не скоро удалось бы подобрать лампу, «влезающую» в патрон
И не только единичные подробности, но и целые узлы (сочетания нескольких частей) автомобилей и деталей механизмов, самолетов, станков и других автомобилей заменяют новыми — также без всякой подгонки. Все это допустимо лишь по причине того, что детали и узлы автомобиля отличаются наиболее значимым для массовых автомобилей свойством — взаимозаменяемостью.
Если бы такие автомобили строились из невзаимозаменяемых подробностей, сколько бы лишнего времени, средств и труда для подгонки при сборке пригодилось для замены износившихся частей! Нереально было бы производить их в массовом количестве.
Самый распространенные изделия широкого потребления также делаются стандартными. В особенных документах — стандартах — для них устанавливается один либо пара типов, определенный материал, размер и вес. И это непременно для фабрик и заводов в всей страны, а для таких изделий, как цоколи электролампочек и патроны, лезвия и держатели надёжных бритв,— кроме того всей земли. В случае, если же два стандартных изделия предназначены для соединения, их размеры устанавливаются так, дабы они были взаимосопряженными.
И, наконец, кроме того в какого-либо завода либо отдельной отрасли для удешевления и ускорения производства кроме этого устанавливаются собственного рода стандарты — назначаются строго определенные нормы для разных черт изделия либо его частей, среди них и для размеров. Это именуется нормализацией. Нормализованные изделия, соединяемые между собой, также должны быть взаимосопрягаемымв.
Часто бывает, что заводу поручено изготовить сложную машину, складывающуюся из бессчётных и трудоемких подробностей. Одному заводу это не под силу, ему нужна помощь вторых фабрик. Все эти фирмы кооперируются. У каждого имеется чертежи заказанных подробностей. И в то время, когда с 10-15 фабрик изготовленные подробности приходят на «головной» завод, из них легко, без всякой подгонки собирают машину. Значит, и в этом случае нужна взаимосопряженность подробностей.
Итак, взаимосопряженность нужна конкретно в тех случаях, в то время, когда происходит сборка (соединение двух подробностей либо частей — охватывающей и охватываемой).
А как этого получают?
Конструктор делает собственные расчеты и приобретает так называемый номинальный размер охватывающей и охватываемой подробностей либо частей изделия, к примеру цилиндрического отверстия и входящего в него валика. Данный размер — одинаковый для обеих сопрягаемых подробностей. Но ни при каких обстоятельствах не удается изготовить изделие полностью совершенно верно. Размер постоянно окажется больше либо меньше номинального. Исходя из этого в каждом отдельном случае конструктор заблаговременно назначает пределы допускаемых отклонений в обе стороны — допуски. И в случае, если уже известны пределы отклонений для отверстия, то пределы отклонений для валика подбираются так, дабы обе подробности были взаимосопрягаемы.
Каким же методом «ловят» заданный в пределах допуска размер? Вот тут-то и приходят на помощь особые приборы и измерительные инструменты — настоящие «ловцы» микронов, «притаившихся» у пределов допускаемых отклонений.