Четвертый раздел «курс углубленного трудового обучения в условиях производственной практики завода «салют»» (10 класс).

Реализация данной программы запланирована на один год.

Программа включает теоретическое и практическое обеспечение: 90% отводится практике, 10% на закрепление теоретического материала.

Возраст воспитанников 17-18 лет. Производственная практика на предприятии проводится три раза в неделю, по шесть часов с учетом обеденного перерыва – 45 мин..

Курс углубленного трудового обучения в условиях производственной практики завода «Салют» направлен на приобретение профзнаний и навыков по профессиям Столяр», «Швея».

Программа углубленного трудового обучения в ксловиях производственной практики завода «Салют» поволяет воспитанникам покупать :

  • навыки оформления нормативных документов при амостоятельном поступлении на работу (заявление,трудовой соглашение, трудовая книжка, открытие пенсионного страхового свидетельства, банковской карточки);
  • в ходе производственной практики формируется осознанный интерес воспитанника к выбору профессии и к предстоящему трудоустройству;
  • производственная практика разрешает воспитанникам корректировать и вырабатывать социальные нормы поведения;
  • производственная практика для воспитанников- это интеграция в рабочие коллективы предприятия;
  • по окончании производственной практики воспитанники приобретают рекомендательное письмо по усвоению профессии «Швея» и «Столяр» либо прохождение аттестации для увеличения разряда (3-4) с последующей записью в трудовой книжке.

Тематические замыслы – Приложение.

Актуальность неприятности изучения. Динамические трансформации в социально-экономической, политической и публичной жизни страны обостряют неприятности социальной адаптации молодёжи и затрудняют прогнозирование их личной жизненной возможности. актуальность и Особую остроту покупают эти неприятности для умственно отсталых лиц (JI.C. Выготский, Г.В. Грибанова, JI.B. Занков, Б.В. Зейгарник, И.А. Коробейников и другие). Недоразвитие у них мыслительных процессов ведет к упрощённости и своеобразию социальной перцепции, низкой эффективности усвоения социальных понятий, норм публичной судьбе, нарушениям эмоционально-поведения и волевой сферы. Рвение к удовлетворению ближайших побуждений мешает влиянию общечеловеческих нравственных сокровищ и устойчивых социальных установок (К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Г.Е.Сухарева и другие).

Накопление социального опыта у лиц с умственно отсталостью происходит в трудовой деятельности, исходя из этого для них особенно серьёзна социально-трудовая адаптация, в которой раскрывается содержание задач общества по отношению к данной категории людей: приспособление их к независимому публично-нужному труду (С.С.Мнухин, Д.Н. Исаев, Д.Е. Мелехов, A.A. Чуркин и другие). На данный момент переход от школы к трудовой судьбе для парней с отклонениями1 в интеллектуальном развитии происходит с громадными трудностями (И.А. Коробейников, Е.М. Старобина): они неадекватно себя оценивают, не хорошо приспособлены к общению в коллективе, к физическим и эмоциональным нагрузкам, не активны; они не имеют достаточной информации о настоящем производстве, о их требованиях и профессиях к работнику, о возможностях опытной трудоустройства и подготовки в регионе проживания и т.д.

Актуальность неприятности опытного самоопределения в ходе социально-трудовой адаптации молодежи согласится такими учеными, как К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, А.Е. Голомшток, H.H. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А.Климов, A.M. Кухарчук, А.В.Лаврентьева, А.Б. Ценципер, В.В.Чебышев, П.А.Шавир и другие. В коррекционной психологии изучения по проблеме опытного становления личности умственно отсталых лиц немногочисленны (И.М. Бгажнокова, Г.В. Васенков, Г.М., Дульнев, Л.Р. Мирский, Е.М. Старобина, Л.Д. Столяренко, A.M. Щербакова и другие). В них отмечается, что у умственно отсталых, как и у нормально развивающихся подростков, опытное самоопределение занимает одно из ведущих мест в самосознании личности, но оно затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью представлений и понятий, незрелостью интересов и чувств, неадекватностью самооценки.

Модели психолого-педагогической, помощи» старшеклассников с умственной отсталостью, создающие условия для развития их-свойств к профессиональной деятельности в теоретическом и в практическом замысле остаются неразработанными. Это обусловливает актуальность решения проблемы опытного самоопределения, поиска действенной модели психолого-педагогической помощи процесса саморазвития умственно отсталых получающих образование образовательной среде, повышающей их адаптационные и интеграционные возможности.

В- разработке современных содержания и средств психолого-педагогического сопровождения опытного становления личности умственно отсталых старшеклассников громадное значение имеет изучение изюминок их психологического развития на данном возрастном этапе, что и выяснило проблему диссертационного изучения.

Цель изучения: обнаружение психотерапевтических условий оптимизации профессионально-трудовой адаптации умственно отсталых старшеклассников.

Объект изучения: изюминки формирования опытного самоопределения личности умственно отсталых школьников, содействующие формированию их компенсаторных и интеграционных возможностей для оптимизации их последующей социально-трудовой адаптации.

Предмет изучения: адаптация и подбор диагностического инструментария для изучения опытного самоопределения личности умственно отсталых старшеклассников; содержания и определение направлений психолого-педагогического сопровождения его становления.

Догадка изучения: комплексное изучение изюминок формирования опытного самоопределения личности умственно отсталых старшеклассников содействует обнаружению компенсаторных и интеграционных возможностей и разработке особых психотерапевтических условий оптимизации их последующей социально-трудовой адаптации. К таким условиям относятся:

— применение диагностического инструментария с учётом возможностей обучающихся с психологическим недоразвитием;

— формирование у обучающихся практических навыков планирования, самоконтроля, поведения и самооценки деятельности;

— применение в работе наглядных игр и средств для обстановок рефлексии, т. к. у многих умственно отсталых подростков преобладает наглядно-образное мышление;

— создание благоприятного психотерапевтического климата при проведении профориентационной работы;

— вовлечение своих родителей умственно отсталых старшеклассников в профориентационную работу;

— сотрудничество коррекционной школы с учреждениями начального профобразования и работодателями, принимающими выпускников на работу;

— сопоставление спроса профессиональных труда намерений и рынка региона подростков для осознания ими выбора будущей профессии.

В соответствии с целью, предметом, гипотезой и объектом были поставлены следующие задачи изучения:

1. Проанализировать литературные источники в области особой психологии и педагогики по теме изучения; выяснить степень разработанности неприятности в практике и теории.

2. Подобрать и приспособить комплекс диагностических методик для изучения опытного самоопределения личности обучающихся старших классов особой коррекционной школы VIII вида.

3. Совершить изучение изюминок личности умственно отсталых старшеклассников и на базе анализа результатов распознать условия компенсации их психологических нарушений для увеличения адаптационных и интеграционных возможностей.

4. Выяснить направления и содержание психолого-педагогического сопровождения опытного самоопределения личности старшеклассников с целью оптимизации их предстоящей социально-трудовой адаптации.

5. Оценить степень эффективности апробированной авторской программы помощи психолога старшеклассникам с умственной отсталостью.

Методологической базой изучения являются: культурная теория развития психики (JI.C. Выготский), теории развития личности (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, В.А. Петровский) и личностного самоопределения (К.А. Альбуханова-Славская, Л.И. Божович, И.В.Дубровина, С.Л. Рубинштейн), теории социализации (Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферова, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, В.А. Ядов), теоретические подходы к типологии структуры нарушений и определению дефекта психологического развития (Л.С. Выготский, В.В. Ковалёв, И.А. Коробейников, В.В. Лебединский и другие); положения о единстве неспециализированных и своеобразных закономерностей обычного и аномального развития (Т.А. Власова, JI.C. Выготский, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и другие); теоретические подходы к пониманию психологического недоразвития ребёнка как результата действия факторов органического и социального последовательности, соотношение которых обусловливает темперамент нарушений интеллектуального, социального и личностного развития (Л.С.Выготский, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалёв, И.А. Коробейников, Й. Лангмейер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Г.Е. Сухарева и’ другие); теоретические подходы к компенсации проблемы и пониманию коррекции нарушенных психологических функций (H.A. Бернштейн, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, В.В. Лебединский, К. Левин, А.Р. Лурия, И.М. Соловьёв и другие); концептуальные положения об содержании и организации психолого-педагогического сопровождения лиц с отклонениями в развитии (С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.А. Стребелева и другие); правила психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии (С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и другие); конкретные фактические эти, каковые накоплены в отечественной особой психологии по изучению детей с психологическим недоразвитием (Т.А. Власова, E.H. Васильева, Е.Е. Дмитриева, Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейников, Т.Н. Князева, И.А. Конева, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени, Л.Э. Семенова, У.В. Ульенкова, Н.В. Шутова и другие); работы в области опытной ориентации и опытной подготовки лиц с умственной отсталостью (семь дней.В. Васенков, Е.М. Старобина).

Способы изучения определялись на базе указанных теоретических позиций особой психологии и в соответствии с целью отечественного изучения. Для реализации гипотезы и проверки исследования задач были использованы следующие способы:

— анализ психотерапевтической, педагогической и методической литературы по проблеме изучения;

— анализ медицинской и педагогической документации;

— психотерапевтический опыт с применением комплекса психодиагностических методик, направленных на изучение изюминок опытного самоопределения личности умственно отсталого старшеклассника (интеллектуальная деятельность, мотивационная и волевая сферы, опытные намерения личности);

— психокоррекционная программа;

— способы статистической обработки результатов.

надёжность и Достоверность взятых результатов обеспечиваются методологическим подходом, опирающимся на современные успехи психотерапевтической науки, адекватным задачам диссертационного изучения, как следует-количественным анализом взятых данных, применением способов математической статистики.

Этапы изучения.

I этап (2005-2006 гг.) — теоретическое изучение состояния неприятности, определение базы экспериментального изучения, разработка его стратегии и тактики, конструирование диагностического комплекса.

II этап (2006-2007 гг.) — экспериментальное изучение опытного самоопределения личности умственно отсталых старшеклассников.

III этап (2007-2009 гг.) — реализация и разработка психокоррекционной программы «Опытное самоопределение», обнаружение динамики опытного становления старшеклассников на протяжении психокоррекционной работы.

IV этап (2009-2010 гг.) — как следует-количественный анализ взятых эмпирических данных, обобщение и систематизация результатов, формулирование выводов; оформление диссертационного изучения.

Научная новизна изучения:

1. Создан и апробирован психодиагностический инструментарий для изучения изюминок опытного самоопределения с целью обнаружения адаптационных и интеграционных возможностей личности умственно отсталого старшеклассника.

2. Дана черта качественных и количественных оценок уровней развития интеллектуальной деятельности, мотивационной сферы, личностной активности в опытном самоопределении умственно отсталого старшеклассника.

3. В первый раз на базе комплексного изучения обрисованы особенности развития умственно отсталых подростков во время завершения школьного обучения, взяты новые информацию об изюминках их опытного самоопределения.

4. На базе взятых результатов изучения выяснены психотерапевтические условия оптимизации профессионально-трудовой адаптации умственно отсталых старшеклассников.

Теоретическая значимость изучения.

— Уточнены и конкретизированы современные представления об изюминках когнитивного и личностного развития умственно отсталых старшеклассников.

— Расширены теоретические представления о развитии опытного самоопределения личности старшеклассников с умственно отсталостью.

— Распознано влияние регулятивной функции речи на формирование опытного самоопределения личности умственно отсталого школьника.

— Теоретически доказана необходимость включения в профконсультативную и профориентационную работу своих родителей умственно отсталых обучающихся.

— Обосновано сотрудничество коррекционной школы с учреждениями начального профобразования и фирмами, принимающими выпускников на работу.

Практическая значимость изучения.

Предложена программа психолого-педагогического сопровождения опытного самоопределения личности умственно отсталых старшеклассников чтобы повысить эффективность их послешкольной адаптации.

Созданные параметры как следует-количественного анализа изюминок развития интеллектуальной деятельности (мотивация, операционная сторона, субъективная активность) профессиональных намерений и личности • обучающихся смогут употребляться для диагностики психологического развития умственно отсталых старшеклассников, для определения содержания, результативности и направлений коррекционной работы с данной категорией детей.

Предложенный психодиагностический и методический материал может использоваться психологом, педагогом, преподавателем-дефектологом в практической деятельности особых школ.

Адаптированные психодиагностические методики «Ценностные ориентации» • М. Рокича и «Опытные намерения» (Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович) для обучающихся коррекционных школ VIII вида смогут употребляться школьными психологами.

Главные положения работы смогут быть включены в учебные направления «Особая психология», «Психология умственных отсталых», «Олигофренопедагогика», «Особая’ педагогика», «Психодиагностика», употребляться в ходе переподготовки и- подготовки экспертов по специальной педагогике и специальной психологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Опытное самоопределение умственно отсталых старшеклассников определяется изюминками их интеллектуальной деятельности, мотивационной и волевой сфер личности, своеобразием опытных намерений.

2. Для изучения личностных качеств умственно отсталых старшеклассников нужны адаптация и подбор психодиагностического инструментария, учитывающего своеобразие их умственного развития.

3. Обнаружение компенсаторных механизмов личностного развития умственно отсталых старшеклассников разрешает теоретически обосновать совокупность психокоррекционной работы с обучающимися старших классов школы VIII вида с целью оптимизации их социально-трудовой адаптации*.

4. Особые психотерапевтические условия, учитывающие изюминки личностного и когнитивного развития умственно отсталых старшеклассников, направленные на оптимизацию их опытного самоопределения, на отечественный взор, смогут повысить возможности социально-трудовой адаптации умственно отсталых выпускников особой школы.

Организация изучения.

Изучение проводилось в особых (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида Владимирской и Столичной области. На констатирующем этапе в экспериментальной работе приняло участие 97 обучающихся 8-9 классов. Апробация психотерапевтической программы проходила в особой школе VIII вида г. Коврова Владимирской области. В формирующей работе приняло участие 30 старшеклассников с лёгкой умственной отсталостью в возрасте 14-16 лет (16 девочек, 14 мальчиков), из которых продолжили обучение в профессионально-техническом училище №16 г. Коврова числом 21 человека (11 девочек, 10 мальчиков).

внедрение и Апробация результатов изучения.

Теоретические и результаты экспериментов обсуждались на совещании кафедры особой психологии и клинических баз дефектологии Столичного национального гуманитарного университета имени М.А. Шолохова (2009 г.); на совещании кафедры психологии ГОУ ВПО «Ковровская национальная технологическая академия» (Ковров, КГТА, 2009); на методических объединениях «Особой (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида г. Коврова» (Ковров,

2010); на Интернациональной научно-практической конференции «содержание и Организация образования детей с нарушениями развития» (Москва, 2008); на Межрегиональной конференции «Акмеология: качества развития человека» (Иваново, 2010); на межвузовской конференции «Проблемы современной дефектологии» (Москва, 2010).

Использование на практике результатов изучения осуществлялось на базе Областного национального особого (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Особая (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат VIII вида г. Коврова» и профессионально-технического училища № 16 г. Коврова.

объём и Структура диссертации. Диссертация складывается из введения, трех глав, заключения, перечня литературы, включающего 203 приложений и 11 наименования. Работа содержит 16 рисунков и 8 таблиц. Главные результаты диссертационного изучения отражены в 7 публикациях.

Заключение диссертациипо теме Коррекционная психология, Муравьёва, Елена Владимировна

Выводы по главе

1. Возрос уровень формирования механизма разделения жизненных сокровищ на 10-13%.

2. Приоритетными становятся такие жизненные сокровища, как верное принятие ответов, увлекательная работа, активная деятельность в I жизни, хорошие и верные приятели, уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе. Незначимой сокровищем для испытуемого остаётся творчество, и добавляются развлечения и любовь к природе.

3. Большая часть опрощеных хотят трудиться на производстве либо продолжать учёбу в ПТУ. При выборе профессии испытуемые ориентируются на получение высокой заработной платы, но уже вспоминают над тем, что работа обязана соответствовать возможностям и, дабы быть хорошим экспертом на производстве, нужно совершенствовать трудовые навыки и прислушиваться к рекомендациям эксперта-наставника.

4. По большей части, сфера деятельности обучающимися выяснена, они более адекватны в выборе профессии и знают больше способов опытного сотрудничества (в бригаде, лично, с наставником-экспертом).

5. Определившись с профессией, респонденты пробовали применить кое-какие умения и свои знания дома (шили с мамой, варили обед, вели сварочные работы с братом).

6. Дети при выборе профессии ориентируются не только на рекомендации педагогов, своих родителей, друзей, но и на мнение экспертов, работников производств, обдумывают телепередачи и видеосюжеты о выбранной профессии, просматривают особую литературу. 13,3 % опрощеных в контрольном опыте утверждали, что выбор профессии — это их независимый выбор.

Так, целенаправленная, комплексная профориентационная деятельность при активном сотрудничестве всех участников педагогического процесса: обучающихся, педагогов, психологов, медиков, учителей ГТГУ и своих родителей — оказывает хорошее влияние на формирование опытного самоопределения умственно отсталого школьника и содействует его личностному формированию. Об этом свидетельствуют представленные результаты сравнительной диагностики (рисунок 7) констатирующего и контрольного опытов.

Рисунок 7 — Динамика показателей опытного самоопределения умственно отсталых старшеклассников

Результаты статистической обработки данных посредством непараметрического критерия Вилкоксона распознали:

• хорошую динамику формирования механизма разделения жизненных сокровищ.

• трансформации в определении жизненных замыслов, ориентиров при выборе профессии — это не только получение высокой заработной платы, но и учёт собственных возможностей, наличие интереса к выбранной профессии, в выборе людей, воздействующих на выбор профессии — это не только педагоги, родители, приятели, но и эксперты, работники производств, старшие товарищи, опытные эту профессию.

• отсутствие ближайших задач испытуемых: закончить ПТУ, попытаться себя в выбранной профессии, поработать на производстве, совершенствовать собственные трудовые навыки.

• минимальные трансформации в динамике эффективности и профессиональных намерениях взятых знаний о профессии (убеждений, встреч, экскурсий на производство, литературы), в их применении в самоопределении обучающихся.

Катамнестические эти продемонстрировали, что по окончании окончания школы 70% выпускников, занимавшихся по программе «Опытное самоопределение» поступили в ПТУ №16 г. Коврова на профессии швея (26,6%), каменщик (26,6%) и маляр-штукатур (16,6%). 50% опрощеных удачно приспособились к условиям нового учебного заведения, 16,6% -испытывали трудности при овладении учебным программным материалом. Эти полученные по окончании реализации формирующей работы продемонстрировали, что большая часть выпускников школы удачно приспособились к условиям нового учебного заведения (Рисунок 8), положительно характеризовались на протяжении прохождения производственной практики. Результаты опроса обучающихся, педагогов училища продемонстрировали, что у опрощеных отмечается высокая дисциплинированность и профессиональная направленность (рисунок 8). Собеседования с представителями компаний и предприятий распознали хороший настрой как испытуемых, так и начальников на продолжение трудовой деятельности опрощеных на швейных фирмах и в строительных компаниях города.

Рисунок 8 — Изюминки адаптации умственно отсталых подростков к условиям учебного заведения начального профобразования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении диссертационного изучения сформулированы следующие неспециализированные выводы.

1. Неприятность опытного самоопределения личности умственно отсталых старшеклассников слишком мало изучена, не смотря на то, что актуальна в связи с задачами успешной социализации выпускников и социальной адаптации особых (коррекционных) школ VIII вида.

2. Использование психодиагностического комплекса обследования опытного самоопределения личности разрешает сделать прогноз довольно ближайшего развития старшеклассника, предлагает материал для разработки программ психолого-составления и педагогического сопровождения личных коррекционных программ по формированию опытного самоопределения личности умственно отсталых обучающихся.

3. Комплексное изучение развития опытного самоопределения личности умственно отсталых старшеклассников распознало следующие неприятности:

• формирование личности связано с изюминками главного недостатка,

• неадекватность представления испытуемыми себя в будущем,

• несформированность механизма разделения жизненных профессиональных намерений и ценностей,

• заниженная слабость и самооценка волевой регуляции деятельности личности,

• осознание умственно отсталым старшеклассником потребностей, возможностей, изюминок личности оказывает помощь в выборе условий компенсации психологических нарушений.

4. На основании взятых данных были выяснены главные цели программы психотерапевтического сопровождение формирования опытного самоопределения личности умственно отсталого старшеклассника:

• единство диагностической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися;

• направленность на здоровье: создание конфиденциальных взаимоотношений с участниками семей испытуемых, создание хороших эмоциональных контактов с их сверстниками, выпускниками школы и взрослыми;

• психопрофилактическая работа с семьёй;

• необходимость ставить получающего образование позицию активного субъекта деятельности, содействовать его саморазвитию, содействовать включению его в социальную судьбу общества;

• необходимость преемственности школы с Национальным Учреждением «Центр занятости населения», учебными заведениями начального профобразования, производственными фирмами.

5. Эти направления легли с базу разработки профессионально ориентационного курса для обучающихся VIII —IX классов ОГСОУ СКОШИ VIII вида г. выпускников и Коврова школы, обучающихся в ПТУ №16 г. Коврова. Цель программного курса: актуализация процесса опытного самоопределения воспитанников за счёт включения их в намерено организованную деятельность по получению знаний о себе, о мире профессионального труда; устранение и выявление неприятностей адаптации.

6. Для оптимизации профессионально-трудовой адаптации умственно отсталых старшеклассников нужно создать следующие условия:

• применение особого диагностического инструментария для обнаружения их опытного самоопределения (когнитивных и личностных качеств);

• обнаружение изюминок личностного развития умственно отсталых старшеклассников разрешает теоретически обосновать совокупность психокоррекционной работы с обучающимися старших классов школы VIII вида.

• сопоставление изюминок профессиональных труда склонностей и рынка региона умственно отсталых подростков содействует осознанному выбору будущей профессии и повышает адаптационные и интегративные возможности социализации выпускников коррекционных школ.

• оптимизация профессионально-трудовой адаптации в коррекционных школах VIII вида основывается на способе действенного научения, формирования практических навыков деятельно действующей личности.

• распознанная динамика развития опытного самоопределения личности продемонстрировала пригодность применения предложенного диагностического инструментария для анализа развития личности умственно отсталого обучающегося;

• результаты изучение являются базой для комплексной программы психотерапевтического сопровождения опытного становления личности, включающей в образовательный процесс обучающегося, психолога, своих родителей, учреждений и педагогов школы начального профобразования, значимых сверстников.

7. Программа действенна для работы с умственно отсталыми старшеклассниками.

Научная библиотека авторефератов и диссертаций disserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-usloviya-optimizatsii-professionalno-trudovoi-adaptatsii-umstvenno-otstaly#ixzz2ChH8kH6a

Как заполнить дневник по практике


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: