Сама центральная нервная совокупность является скоплением нервных клеток — нейронов (рис. 4.4). Эти нервные клетки складываются из древовидных отростков и нейрона, именуемых дендритами. Один из таких отростков удлинен и соединяет нейрон с телами либо отростками вторых нейронов. Таковой отросток стал называться аксон.
Часть аксонов покрыта особой оболочкой — миелиновой оболочкой, которая снабжает более стремительное проведение импульса по нерву. Места соединений одного нейрона с другим именуют синапсами.
Большая часть нейронов являются своеобразными, т. е. делают определенные функции. К примеру, нейроны, снабжающие проведение импульсов от периферии к ЦНС, именуются «сенсорными нейронами». Со своей стороны, нейроны, несущие ответственность за передачу импульсов от ЦНС к мышцам, именуются «двигательными нейронами». Нейроны, несущие ответственность за обеспечение связи одних участков ЦНС с другими, именуются «нейронами локальной сети».
На периферии аксоны соединяются с миниатюрными органическими устройствами, предназначенными для восприятия разных видов энергии (механической, электромагнитной, химической и др.) и преобразования ее в энергию нервного импульса. Эти органические устройства именуются рецепторами. Они расположены по всему организму человека. Особенно довольно много рецепторов в органах эмоций, специально предназначенных для восприятия информации об окружающем мире.
Исследуя проблему восприятия, переработки и хранения информации, И. П. Павлов ввел понятие анализатора. Данное понятие обозначает довольно независимую органическую структуру, снабжающую переработку своеобразной сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая ЦНС. Следовательно, любой анализатор складывается из трех структурных элементов: рецепторов, соответствующих отделов и нервных волокон ЦНС (рис. 4.5).
Как мы уже говорили, существуют пара групп рецепторов. Это подразделение на группы позвано свойством рецепторов принимать и перерабатывать лишь один вид действий, исходя из этого рецепторы делятся на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные и др. Информация, полученная посредством рецепторов, передается потом в соответствующий отдел ЦНС, включая кору головного мозга. Наряду с этим направляться подчернуть, что информация от однообразных рецепторов поступает лишь в определенную область коры головного мозга. Зрительный анализатор замыкается на один участок коры, слуховой — на другой ит. д.
направляться выделить, что вся кора головного мозга возможно поделена на отдельные функциональные территории. Наряду с этим возможно выделить не только территории анализаторов, но и двигательные, речевые и др. Так, в соответствии с классификацией К. Бродмана кору головного мозга возможно поделить на 11 поля и 52 областей.
Разглядим более детально строение коры головного мозга (рис. 4.6, рис. 4.7, рис. 4.8). Она представляет собой верхний слой переднего мозга, образованный по большей части вертикально ориентированными нейронами, их отростками — дендри-тами и пучками аксонов, идущими вниз, к соответствующим отделам мозга, и аксонов, передающих данные от нижележащих мозговых структур. Кору головного мозга подразделяют на области: височная, лобная, теменная, затылочная, а сами области делятся на еще более небольшие участки — поля. Наряду с этим направляться подчернуть, что потому, что в головном мозге выделяют левое и правое полушария,
то и области коры головного мозга соответственно будут подразделяться на правые и левые.
По времени происхождения отделов коры головного мозга в ходе филогенеза человека кору головного мозга подразделяют на старую, ветхую и новую. Старая кора имеет лишь один слой клеток, каковые не абсолютно отделены от подкорковых структур. Площадь старой коры равна приблизительно 0,6 % площади всей коры головного мозга.
Ветхая кора кроме этого складывается из одного слоя клеток, но она абсолютно отделена от подкорковых структур. Ее площадь равна приблизительно 2,6% площади всей коры. Солидную же часть коры занимает новая кора. Она владеет самая сложной, многослойной и развитой структурой.
Информация, полученная рецепторами, передается по нервным волокнам в скопление своеобразных ядер таламуса, и через них афферентный импульс попадает в первичные проекционные территории коры головного мозга. Эти территории являются конечные корковые структуры анализатора. К примеру, проективная территория зрительного анализатора находится в затылочных отделах громадных полушарий, а проективная территория слуховых анализаторов — в верхних участках височных долей.
Первичные проективные территории анализаторов время от времени именуют сенсорными территориями, в силу того, что они связаны с формированием определенного типа ощущений. В случае, если уничтожить какую-либо территорию, то человек может утратить свойство принимать определенный вид информации. К примеру, в случае, если уничтожить территорию зрительных ощущений, то человек слепнет. Так, ощущения человека зависят не только от целостности органа и уровня развития эмоций, в этом случае — зрения, но и от целостности проводящих дорог — нервных волокон — и первичной проективной территории коры головного мозга.
направляться подчернуть, что кроме первичных полей анализаторов (сенсорные поля) существуют и другие первичные поля, к примеру первичные двигательные поля, которые связаны с мышцами тела и несущие ответственность за определенные перемещения (рис. 4.9). Нужно кроме этого обратить внимание на то, что первичные поля занимают довольно маленькую площадь коры головного мозга — не более одной третьей части. Значительно громадную площадь занимают вторичные поля, каковые значительно чаще именуют ассоциативными, либо интегративными.
Вторичные поля коры являются как бы «надстройку» над первичными полями. Их функции заключаются в синтезе либо интегрировании отдельных элементов информации в целостную картину. Так, элементарные ощущения в сенсорных интегративных полях (либо перцептивных полях) складываются в целостное восприятие, а отдельные перемещения, благодаря двигательным интегратив-ным полям, формируются в целостный двигательный акт.
Вторичные поля играются только ключевую роль в обеспечении функционирования как психики человека, так и самого организма. В случае, если на эти поля влиять электрическим током, к примеру на вторичные поля зрительного анализатора, то у человека возможно привести к целостным зрительным зрительным, а их разрушение ведет к распаду зрительного восприятия предметов, не смотря на то, что отдельные ощущения и остаются.
Среди интегративных полей коры головного мозга человека нужно выделить дифференцированные лишь у человека центры речи: центр слухового восприятия речи (так называемыйцентр Вернике) идвигательный центр речи (так называемый центр Брока). Наличие этих дифференцированных центров говорит об особенной роли речи для поведения человека и регуляции психики. Но существуют и другие центры. К примеру, сознание, мышление, формирование поведения, волевой контроль связаны с деятельностью лобных долей, так называемых ирефронтальной и премоторной территорий.
Представительство речевой функции у человека асимметрично. Она локализована в левом полушарии. Подобное явление стало называться функциональной асимметрии. Асимметрия характерна не только для речи, но и для других психологических функций. Сейчас как мы знаем, что левое полушарие в собственной работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций: чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логического, либо абстрактного, мышления, произвольной речевой регуляции вторых состояний и психических процессов. Правое полушарие делает не связанные с речью функции, и соответствующие процессы в большинстве случаев протекают на чувственном уровне.
Левое и правое полушария делают разные функции при формировании и восприятии образа отображаемого предмета. Для правого полушария характерна высокая скорость работы по опознанию, его чёткость и точность. Таковой метод опознания предметов возможно выяснить как интегрально-синтетический, целостный по преимуществу, структурно-смысловой, т. е. правое полушарие несёт ответственность за целостное восприятие объекта либо делает функцию глобальной интеграции образа. Левое полушарие функционирует на базе аналитического подхода, заключающегося в последовательном переборе элементов образа, т. е. левое полушарие осуществляет отображение предмета, формируя отдельные части психологического образа. направляться подчернуть, что в восприятии внешнего мира задействованы оба полушария. Нарушение деятельности любого из полушарий может привести к неосуществимости контакта человека с окружающей действительностью.
Нужно кроме этого выделить, что специализация полушарий происходит в ходе личного развития человека. Большая специализация отмечается при достижении человеком периода зрелости, а после этого, к старости, эта специализация снова теряется.
При знакомстве со строением центральной нервной совокупности мы должны непременно остановиться на рассмотрении еще одной мозговой структуры — ретикулярной формации, которая играется особенную роль в регуляции многих свойств и психических процессов. Такое наименование — ретикулярная, либо сетевидная, — она взяла из-за собственного строения, потому, что является совокупностью разреженных, напоминающих узкую сеть нейронных структур, анатомически расположенных в спинном, продолговатом и заднем мозге.
Изучения функциональной асимметрии мозга
На первый взгляд две половины людской мозга кажутся точной копией друг друга. Но при более внимательном рассмотрении раскрывается их асимметрия. Много раз предпринимались попытки по окончании вскрытия измерить мозг. Наряду с этим практически в любое время левое полушарие появилось больше правого. Помимо этого, в правом полушарии содержится довольно много долгих нервных волокон, соединяющих на большом растоянии расположенные друг от друга участки мозга, а в левом полушарии множество маленьких волокон образуют много связей в ограниченном участке.
В 1861 г. французский доктор Поль Брока, исследуя мозг больного, страдавшего утратой речи, понял, что в левом полушарии поврежден участок коры в лобной доле именно над латеральной бороздой. Эта область известна на данный момент как территория Брока. Она важна за функцию речи. Как мы знаем сейчас, разрушение подобного участка в правом полушарии в большинстве случаев не ведет к нарушениям речи, потому, что территории, участвующие в понимании речи и снабжающие свойство писать и осознавать написанное, в большинстве случаев кроме этого находятся в левом полушарии. Только у весьма немногих левшей речевые центры смогут быть находятся в правом полушарии, но у подавляющего их большинства они находятся в том месте же, где и у правшей, — • левом полушарии.
Не смотря на то, что роль левого полушария в речевой деятельности стала известна относительно в далеком прошлом, лишь сейчас стало возмможно выяснить, что же может делать каждое полушарие само по себе. Дело в том, что в норме мозг трудится как единое целое; информация из одного полушария тут же передается в второе по именующемуся мозолистым телом широкому пучку соединяющих их нервных волокон. При некоторых формах эпилепсии данный соединительный мост может приводить к по причине того, что судорожная активность одного полушария распространяется на второе. Стремясь не допустить такую генерализацию судорог у некоторых не легко больных эпилептиков, нейрохирурги стали применять хирургическое рассечение мозолистого тела. Для некоторых больных такая операция оказывается успешной и сокращает судороги. Наряду с этим отсутствуют нежелательные последствия: в повседневной судьбе такие больные действуют не хуже людей с соединенными полушариями. Потребовались особые тесты, дабы узнать, как разделение двух полушарий воздействует на умственную деятельность.
Так, а 1981 г. была вручена нобелевская премия Роджеру Сперри, что одним из первых провел работы по изучению деятельности расщепленного мозга. В одном из его опытов испытуемый (подвергшийся операции по рассечению мозга) был перед экраном, закрывавшим его руки. Испытуемый должен был фиксировать взор на пятне в центре экрана, а в левой части экрана на весьма маленькое время (всего 0,1 с) предъявлялось слово «орех».
Зрительный сигнал поступал в правую часть мозга, которая руководит левой стороной тела. Левой рукой испытуемый имел возможность легко выбрать орех из кучи предметов, недоступных наблюдению. Но он не имел возможности сообщить экспериментатору, какое слово оказалось на экране, потому, что речью руководит левое полушарие, а зрительный образ слова «орех» в это полушарие не передавался. Более того, больной с расщепленным мозгом, по всей видимости, не осознавал, что делает его левая рука, в то время, когда его задавали вопросы об этом. Потому, что сенсорный сигнал от левой руки поступает в правое полушарие, левое полушарие не получало никакой информации о том, что ощущает либо делает левая рука. Все данные шла в правое полушарие, взявшее исходный зрительный сигнал слова «орех».
В проведении этого опыта ответственным было то, дабы слово оказалось на экране не более чем на 0,1 с. В случае, если это длится продолжительнее, больной успевает перевести взор, и тогда информация попадает и в правое полушарие. Было обнаружено, что в случае, если испытуемый с расщепленным мозгом может вольно переводить взор, информация поступает в оба полушария, и это одна из обстоятельств, по которой рассечение мозолистого тепа фактически не отражается на повседневной деятельности для того чтобы больного.
Ретикулярная формация оказывает заметное влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, подкорковых центров, спинного мозга и мозжечка. Она же имеет яркое отношение к регуляции главных жизненных процессов: дыханию и кровообращению.
Часто ретикулярную формацию именуют источником активности организма, потому, что формируемые данной структурой нервные импульсы определяют работоспособность организма, состояние сна либо бодрствования. Нужно также подчеркнуть регулирующую функцию данного образования, потому, что формируемые ретикулярной формацией нервные импульсы отличаются по частоте и своей амплитуде, что ведет к периодической смене функционального состояния коры головного мозга, которая, со своей стороны, определяет главное функциональное состояние всего организма. Исходя из этого состояние бодрствования сменяется состоянием сна и напротив (рис. 4.10).
Нарушение деятельности ретикулярной формации приводит к нарушению биоритмов организма. Так, раздражение восходящей части ретикулярной формации оказывает характерную для состояния бодрствования организма реакцию трансформации электрического сигнала. Постоянное раздражение восходящей части ретикулярной формации ведет к тому, что у человека нарушается сон, он не имеет возможности уснуть, организм проявляет повышенную активность. Подобное явление именуется десинхронизацией и проявляется в исчезновении медленных колебаний электрической активности мозга. Со своей стороны, преобладание волн низкой большой амплитуды и частоты приводит к длительному сну.
Существует кроме этого мнение, что деятельность ретикулярной формации определяет темперамент реагирования на действия объектов и явлений внешнего мира. Принято выделять своеобразную и неспецифическую реакции организма. В упрошенном виде своеобразная реакция — это простая реакция организма на привычный, либо обычный, раздражитель. Сущность своеобразной реакции содержится в формировании стандартных адаптивных форм реагирования на привычный внешний раздражитель. Неспецифическая реакция — это реакция организма на необыкновенный внешний раздражитель. Необычность может заключаться как в превышении силы простого раздражителя, так и в характере действия нового малоизвестного раздражителя. Наряду с этим ответная реакция организма
114 ¦ Часть I. Введение в неспециализированную психологию
Анохин Петр Кузьмич (1898-1974) — узнаваемый отечественный физиолог. Предложил свое собственное познание подкрепления, хорошее от хорошего (павловского). Он разглядывал подкрепление не как эффект действия абсолютного раздражителя, а как афферентный сигнал о самой реакции, свидетельствующий о соответствии ожидаемому результату (акцептору действия). На данной базе им была создана теория функциональных совокупностей, которая стала широко известна во всем мире. Предложенная Анохиным теория содействовала пониманию адаптивных механизмов живого организма.
носит ориентировочный темперамент. Благодаря наличию для того чтобы типа реакций организм имеет возможность потом организовать адекватную адаптивную реакцию на новый раздражитель, что сохраняет целостность организма и снабжает его предстоящее обычное функционирование.
Так, мы можем констатировать, что нервная совокупность человека делает функции совокупности, регулирующей деятельность всего организма. Благодаря нервной совокупности человек в состоянии приобретать данные о внешней среде, разбирать ее и вырабатывать адекватное ситуации поведение, т. е. удачно приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Связь мозга и психики человека. В IV в. до н. э. Алкмеон Кротонский сформулировал идею о том, что психологические явления тесно связаны с работой мозга. Эту идею поддерживали многие древние ученые, к примеру Гиппократ. Мысль психики и взаимосвязи мозга развивалась в течении всей истории накопления психотерапевтических знаний, в следствии чего оказались все новые и новые ее варианты.
В начале XX в. из двух различных областей знаний — психологии и физиологии — сформировались две новые науки: физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Физиология высшей нервной деятельности изучает органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие разные телесные реакции. Психофизиология, со своей стороны, исследует анатомо-физиологи-ческие базы психики.
направляться сходу напомнить, что более детально основы физиологии и проблемы психофизиологии высшей нервной деятельности изучаются в рамках курсов психофизиологии и нормальной физиологии. В данном разделе мы разглядываем психики взаимосвязи и проблему мозга с целью неспециализированного ознакомления с ней, для получения целостного представления о психике человека.
Солидный вклад в познание того, как связана работа организма и мозга человека с поведением и психическими явлениями, внес И. М. Сеченов. Позднее его идеи развил И. П. Павлов, открывший явление условно-рефлекторного научения. Сейчас идеи и разработки Павлова послужили базой для новых теорий, среди которых выделяются концепции и теории Н. А. Бернштейна, К. Хал-ла, П. К. Анохина, Е. Н. Соколова и др.
И. М. Сеченов полагал, что психологические явления входят в любой поведенческий акт и сами являются необычные сложные рефлексы, т. е. физиологические явления. Согласно точки зрения И. П. Павлова, поведение складывается из сложных условных рефлексов, образованных в ходе научения. В будущем стало известно, что условный рефлекс — это очень простое физиологическое явление и не более. Но, не обращая внимания на то, что по окончании открытия условно-рефлекторного научения были обрисованы иные пути приобретения живыми существами навыков — импритинг, оперантное обусловливание, викарное научение, мысль условного рефлекса как одного из способов приобретения опыта сохранилась и взяла предстоящее развитие в работах таких психофизиологов, как Е. Н. Соколов и Ч. И. Измайлов. Ими было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги, складывающейся из трех взаимосвязанных, но довольно независимых совокупностей нейронов: афферентной (сенсорного анализатора), эффекторной (аккуратной, несущей ответственность за органы перемещения) и модулирующей (управляющей связями между афферентной и эффекторной совокупностями). Первая совокупность нейронов снабжает получение и переработку информации, вторая совокупность снабжает их выполнение и выработку команд, третья совокупность осуществляет обмен информацией между первыми двумя.
Наряду с данной теорией существуют и другие, очень перспективные разработки, касающиеся, с одной стороны, роли психологических процессов в управлении поведением, а с другой — построения неспециализированных моделей регуляции поведения с участием в этом ходе физиологических и психотерапевтических явлений. Так, Н. А. Берн-штейн думает, что кроме того самое простое купленное перемещение, не говоря уже о сложной людской деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. Он говорит, что формирование любого двигательного акта имеется активная психомоторная реакция. Наряду с этим освоение перемещения осуществляется под действием сознания, которое наряду с этим осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной совокупности, снабжающей исполнение нового перемещения. Чем сложнее перемещение, тем больше требуется корригирующих трансформаций. В то время, когда же перемещение освоено и увеличено до автоматизма, процесс управления выходит из поля сознания и преобразовывается в фоновый.
Американский ученый К. Халл разглядывал живой организм как саморегулируемую совокупность со своеобразными механизмами поведенческой и генетико-био-логической регуляции. Эти механизмы большей частью врожденные и помогают для поддержания оптимальных условий физического и химического равновесия в организме — гомеостаза — и включаются в воздействие тогда, в то время, когда это равновесие нарушено.
П. К. Анохин предложил свою концепцию регуляции поведенческого акта. Эта концепция стала широко распространена и известна как модель функциональной совокупности (рис. 4.11). Сущность данной концепции содержится в том, что человек не существует изолированно от окружающего мира. Он всегда испытывает действие определенных факторов окружающей среды. Действие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией. Одни действия для человека несущественны либо кроме того неосознаваемы, но другие, — в большинстве случаев, необыкновенные — вызывают у него ответную реакцию. Эта ответная реакция носит темперамент ориентировочной реакции и есть стимулом для проявления активности.
*
Все влияющие на человека условия и объекты деятельности, независимо от их значимости, воспринимаются человеком в виде образа. Данный образ соотносится с информацией, хранящейся в памяти, и мотивационными установками человека. Причем процесс сопоставления осуществляется, вероятнее, через сознание, что ведет к происхождению плана и решения поведения.
В центральной нервной совокупности ожидаемый результат действий представлен в виде необычной нервной модели, названной Анохиным акцептором результата действия. Акцептор результата действия — это цель, на которую направлено воздействие. При наличии программы действия и акцептора действия, сформулированной сознанием, начинается яркое выполнение действия. Наряду с этим включается воля, и процесс получения информации о исполнении поставленной цели. Информация о итогах действия имеет темперамент обратной связи (обратной афферентации) и направлена на формирование установки но отношению к делаемому действию. Потому, что информация проходит через эмоциональную сферу, она приводит к определённым эмоциям, воздействующие на темперамент установки. В случае, если чувства положителен , то воздействие заканчивается. В случае, если эмоции негативны, то в исполнение действия вносятся коррективы.
Теория функциональных совокупностей П. К. Анохина стала широко распространена потому, что она разрешает приблизиться к решению вопроса о связи физиологических и психотерапевтических процессов. Эта теория показывает, что физиологические процессы и психические явления занимают важное место в регуляции поведения. Более того, поведение в принципе нереально без одновременного участия психологических и физиологических процессов.
Существуют и другие подходы к рассмотрению мозга и взаимосвязи психики. Так, А. Р. Лурия внес предложение выделить анатомически довольно независимые блоки головного мозга, снабжающие функционирование психологических явлений. Первый блок рекомендован для поддержания определенного уровня активности. Он включает ретикулярную формацию ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, структуры лимбической совокупности, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Второй блок связан с познавательными психологическими процессами и рекомендован для процессов получения, хранения и переработки информации. Этот блок складывается из участков коры головного мозга, каковые по большей части находятся в задних и височных отделах громадных полушарии. Третий блок снабжает функции мышления, самоконтроля и поведенческой регуляции. Структуры, входящие в этот блок, находятся в передних отделах коры головного мозга.
Эта концепция была выдвинута Лурией в следствии анализа результатов проводимых им экспериментальных изучений функциональных и органических заболеваний и нарушений мозга. Но направляться подчернуть, что неприятность локализации психологических явлений и функций в головном мозге увлекательна сама по себе. В свое время была выдвинута мысль о том, что все психологические процессы связаны с определенными участками мозга, т. е. локализованы. В соответствии с идее локали-зационизма, любая психологическая функция возможно «привязана» к определенному органическому участку мозга. В следствии были созданы детальные карты локализации психологических функций в мозге.
Но спустя определенное время были взяты факты, свидетельствующие о том, что разные нарушения психологических процессов часто связаны
с повреждением одних и тех же мозговых структур, и напротив, поражение одних и тех же участков в определенных случаях может приводить к разным нарушениям. Наличие аналогичных фактов стало причиной появлению другой догадки — антилокализациопизма,— утверждающей, что работа отдельных психологических функций связана с деятельностью всего мозга. С позиций данной догадки между разными участками мозга сложились определенные связи, снабжающие функционирование определенных психологических процессов. Но и эта концепция не смогла растолковать многих нарушений работы мозга, каковые говорят в пользу локализа-ционизма. Так, нарушение затылочных отделов коры головного мозга ведет к поражению зрения, а височных долей громадных полушарий — к нарушению речи.
Неприятность локализационизма-антилокализационизма не решена до сих пор. Возможно с полной уверенностью утверждать, что взаимосвязь структур и организация мозга между отдельными участками мозга существенно сложнее и многограннее, чем имеющаяся на данный момент информация об изюминках функционирования центральной нервной совокупности. Возможно кроме этого сказать о том, что существуют участки мозга, каковые конкретно связаны с определенными органами движения и чувств, и реализацией свойств, свойственных человеку (к примеру, речи). Но в полной мере возможно, что эти участки в определенной мерс взаимосвязаны с другими отделами мозга, каковые снабжают реализацию того ли иного психологического процесса полностью.
Психофизиологическая неприятность в психологии. Разглядывая вопросы мозга и взаимосвязи психики, мы не можем не познакомиться с так называемой психофизиологической проблемой.
Говоря о естественнонаучных базах психики, мы сейчас не сомневаемся в том, что между мозгом и психикой существует определенная связь. Но и Сейчас обсуждается неприятность, узнаваемая с конца XIX в. как психофизиологическая. Она есть независимой проблемой психологии и носит не конкретно-научный, а методологический темперамент. Она имеет отношение к ответу последовательности фундаментальных методологических вопросов, таких как предмет психологии, методы научного объяснения в психологии и др.
В чем сущность данной неприятности? Формально она возможно выражена в виде вопроса: как соотносятся физиологические и психологические процессы? На этот вопрос имеется два главных ответа. Первый в наивной форме был изложен Р. Декартом, вычислявшим, что в головном мозге имеется шишковидная железа, через которую душа воздействует на животных духов, а животные духи на душу. Либо, иначе говоря психологическое и физиологическое находятся в постоянном сотрудничестве и влияют друг на друга. Подобный подход стал называться принципа психофизиологического сотрудничества.
Второе ответ известно как принцип психофизиологического параллелизма. Сущность его пребывает в утверждении неосуществимости причинного сотрудничества между психологическими и физиологическими процессами.
На первый взгляд истинность первого подхода, заключающегося в утверждении психофизиологического сотрудничества, не приводит к. Мы можем привести множество примеров действия физиологических процессов мозга на психики и психику на физиологию. Все же, не обращая внимания на очевидность фактов психофизиологического сотрудничества, существует последовательность важных возражений против этого подхода. Одно из них содержится в отрицании основного закона природы — закона сохранения энергии. Если бы материальные процессы, какими