ББК 88.3
Е 63
Сведения об авторе
Еникеев Марат Исхакович – профессор психологии , психологии кафедры и профессор криминологии Столичной национальной юридической академии, создатель 70 научных книг и статей, размещённых в России и за границей, по проблемам неспециализированной, социальной и юридической психологии, а также: Судебная психология (1975), Социальная психология (1981), Неспециализированная и юридическая психология (1996), Неспециализированная социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь (1997) и др.
Еникеев М. И. Неспециализированная и социальная психология.
Учебник
Е 63 для институтов.– М.: Издательская несколько НОРМА–ИНФРА • М, 1999. – 624 с.
ISBN 5-89123-359-2 (НОРМА)
ISBN 5-86225-568-0 (ИНФРА • М)
Учебник написан в соответствии с вузовской программой курса Неспециализированная и социальная психология, отвечает современным дидактическим и методическим требованиям. В нем последовательно, доступно и на современной научной базе раскрывается совокупность общепсихологических и социально-психотерапевтических понятий. В книге детально освещаются сущность психики, психологического образа, дается классификация психологических явлений, раскрываются закономерности познавательных психических состояний и процессов, анализируется психология личности, ее поведенческие изюминки в социальной среде. Особый раздел посвящен историческому формированию психологии. Изложение учебного курса завершает терминологический словарь по неспециализированной и социальной психологии.
Для студентов, преподавателей и аспирантов высших учебных заведений, и для широкого круга читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
ISBN 5-89123-359-2 (НОРМА) © М.И. Еникеев, 1999
ISBN 5-86225-568-0 (ИНФРА•М) © Издательская несколько НОРМА-ИНФРА•М, 1999
Содержание
Еникеев М. И. Неспециализированная и социальная психология………………………………………………………………………………………………………………… 2
Учебник…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 2
Содержание…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 2
Часть I. Неспециализированная психология…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 5
Раздел I. Предмет, задачи, методы и принципы психологии. Неспециализированное понятие о психике человека. Развитие психики в эволюционном и историческом процессах. мозг и Психика – нейрофизиологические базы психики человека……….. 5
Глава 1. Предмет, задачи, методы и принципы психологии……………………………………………………………………………………………….. 6
§ 1. Предмет, задачи и правила психологии………………………………………………………………………………………………………………….. 6
§ 2. Способы психологии……………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 8
Глава 2. Понятие о психике человека. Классификация психологических явлений………………………………………………………………….. 9
§ 1. Понятие о психике человека………………………………………………………………………………………………………………………………………… 9
§ 2. Классификация психологических явлений………………………………………………………………………………………………………………………. 11
Глава 3. Развитие психики в ходе эволюции. Сознание как верховная форма развития психики……………………………… 13
§ 1. Развитие психики в ходе эволюции…………………………………………………………………………………………………………………… 13
§ 2. Антропопсихогенез – развитие и возникновение психики человека. Сознание как верховная форма психики…….. 17
§ 3. Связь трех уровней психологической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 24
§ 4. Текущая организация сознания – внимание…………………………………………………………………………………………………………….. 27
Глава 4. мозг и Психика. Нейрофизиологические базы психики человека………………………………………………………………….. 30
§ 1. функциональная организация и Строение нервной совокупности человека…………………………………………………………………. 30
§ 2. законы и Принципы высшей нервной деятельности……………………………………………………………………………………………….. 36
§ 3. Типологические изюминки высшей нервной деятельности……………………………………………………………………………….. 40
§ 4. Психофизиологическая неприятность – соотношение психологического и физиологического……………………………………….. 42
Раздел II. Психологические процессы…………………………………………………………………………………………………………………………………………. 43
I. Познавательные процессы……………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 43
Глава 1. Чувство……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 43
§ 1. Неспециализированное понятие об ощущениях………………………………………………………………………………………………………………………………….. 43
§ 2. Нейрофизиологические базы ощущений……………………………………………………………………………………………………………… 43
§ 3. Классификация ощущений………………………………………………………………………………………………………………………………………… 45
§ 4. Неспециализированные психофизиологические закономерности ощущений…………………………………………………………………………………… 46
§ 5. Особенности отдельных видов ощущений………………………………………………………………………………………………………………. 49
Глава 2. Восприятие……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 62
§ 1. Неспециализированное понятие о восприятии…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 62
§ 2. Нейрофизиологические базы восприятия…………………………………………………………………………………………………………….. 63
§ 3. Классификация восприятия……………………………………………………………………………………………………………………………………….. 65
§ 4. Неспециализированные закономерности восприятия………………………………………………………………………………………………………………………….. 65
§ 5. Особенности восприятия пространства и времени…………………………………………………………………………………………………. 77
§ 6. Личные различия в восприятии…………………………………………………………………………………………………………………. 83
§ 7. Восприятие человека человеком………………………………………………………………………………………………………………………………. 83
§ 8. Восприятие человеком окружающей его предметной среды…………………………………………………………………………………. 85
Глава 3. Мышление………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 88
§ 1. Понятие о мышлении………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 88
§ 2. Классификация явлений мышления………………………………………………………………………………………………………………………….. 89
§ 3. Закономерности мышления……………………………………………………………………………………………………………………………………….. 92
§ 4. Структура интеллектуальной деятельности при ответе нестандартных задач……………………………………………………… 93
Типы проблемно-поисковых следственных обстановок…………………………………………………………………………………………………. 100
§ 5. Творческое мышление……………………………………………………………………………………………………………………………………………… 107
§ 6. Интеллект человека………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 108
Глава 4. Воображение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 112
§ 1. Понятие о воображении…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 112
§ 2. Нейрофизиологические базы воображения……………………………………………………………………………………………………….. 112
§ 3. Виды воображения…………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 112
Глава 5. Память…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 114
§ 1. Понятие памяти………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 114
§ 2. Нейрофизиологические базы памяти…………………………………………………………………………………………………………………. 115
§ 3. Классификация явлений памяти……………………………………………………………………………………………………………………………… 117
§ 4. Закономерности памяти…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 119
§ 5. Нарушения памяти…………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 123
II. Эмоционально-волевая регуляция поведения……………………………………………………………………………………………………………. 126
Глава 6. Эмоциональная регуляция поведения………………………………………………………………………………………………………………… 126
§ 1. Понятие об чувствах…………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 126
§ 2. Эмоциональные качества личности……………………………………………………………………………………………………………………….. 128
§ 3. Физиологические базы чувств и эмоций…………………………………………………………………………………………………………….. 129
§ 4. Свойства и виды чувств………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 131
§ 5. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)…………………………………………………………….. 132
§ 6. Высшие чувства – эмоции……………………………………………………………………………………………………………………………………….. 137
§ 7. Неспециализированные закономерности чувств и эмоций……………………………………………………………………………………………………………….. 140
Глава 7. Волевая регуляция поведения…………………………………………………………………………………………………………………………….. 143
§ 1. Понятие о воле………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 143
§ 2. Нейрофизиологические базы воли……………………………………………………………………………………………………………………… 145
§ 3. Структура волевой регуляции деятельности…………………………………………………………………………………………………………. 145
§ 4. Классификация волевых действий. Черта несложных и сложных действий…………………………………………. 146
§ 5. Сложные волевые действия…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 149
§ 6. Волевые качества личности……………………………………………………………………………………………………………………………………. 158
Проявление волевых качеств личности на различных стадиях сложного волевого действия………………………………………… 159
Раздел III. Психологические состояния…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 159
Глава 1. Понятие психологических состояний и их классификация. Черта видов психологических состояний…….. 159
§ 1. Понятие психологических состояний. Классификация психологических состояний……………………………………………………….. 159
§ 2. Общефункциональные состояния психологической активности………………………………………………………………………………… 160
§ 3. Состояние психологического напряжения в страшных обстановках. Адаптивное поведение в экстремальных обстановках 161
§ 4. Кризисные состояния личности………………………………………………………………………………………………………………………………. 168
§ 5. Пограничные психологические состояния личности. Неспециализированная черта………………………………………………………….. 169
§ 6. Реактивные состояния……………………………………………………………………………………………………………………………………………… 171
§ 7. Невротические состояния – неврозы………………………………………………………………………………………………………………………. 171
§ 8. Психопатия……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 172
§ 9. Умственная отсталость……………………………………………………………………………………………………………………………………………. 174
§ 10. Агрессивное состояние………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 175
§ 11. Гипнотическое и постгипнотическое состояние. Аутосуггестия (самовнушение)…………………………………………… 176
Раздел IV. Психология личности………………………………………………………………………………………………………………………………………… 178
Глава 1. структура и Личность ее психологических особенностей…………………………………………………………………………………………………. 178
§ 1. Понятие личности. общество и Личность………………………………………………………………………………………………………………. 178
§ 2. Связь биологических и социальных факторов в психологическом развитии личности………………………………… 180
§ 3. Социализация личности………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 182
§ 4. Структура психологических особенностей личности……………………………………………………………………………………………………………. 186
Глава 2. Темперамент…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 187
§ 1. Понятие о темпераменте. Главные виды темпераментов…………………………………………………………………………………… 187
Виды темперамента и соответствующие им психологические особенности человека………………………………………………………….. 189
§ 2. Темперамент как врожденный тип психологической саморегуляции………………………………………………………………………… 190
Глава 3. Направленность личности………………………………………………………………………………………………………………………………….. 192
§ 1. Понятие направленности личности………………………………………………………………………………………………………………………… 192
§ 2. Потребности личности…………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 193
§ 3. Мотивация поведения личности……………………………………………………………………………………………………………………………… 195
Глава 4. Способности…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 198
§ 1. Понятие свойства. Виды свойств……………………………………………………………………………………………………………. 198
§ 2. Способности и задатки. Развитие свойств…………………………………………………………………………………………………… 199
Глава 5. Темперамент……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 200
§ 1. Понятие о характере………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 200
§ 2. Классификация черт характера……………………………………………………………………………………………………………………………… 203
§ 3. Типы характера………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 207
§ 4. Акцентуации характера…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 209
§ 5. Полоролевые различия характера…………………………………………………………………………………………………………………………. 211
§ 6. Национально-психотерапевтические изюминки характера…………………………………………………………………………………….. 212
§ 7. Возрастные изюминки характера. Стратегия жизненного пути человека…………………………………………………….. 213
Глава 6. Диагностика психологических особенностей личности……………………………………………………………………………………………………. 216
Часть II. Социальная психология………………………………………………………………………………………………………………………………………. 222
Раздел V. основные понятия и Сущность социальной психологии…………………………………………………………………………….. 222
Глава 1. Краткий очерк развития социальной психологии…………………………………………………………………………………………….. 222
Глава 2. виды и Понятие социальных общностей. Социум как фактор организации личного поведения…. 227
§ 1. Понятие социальной общности, социума и общества………………………………………………………………………………………….. 227
§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности………………………………………………………………………………. 228
§ 3. Социально организованные общности. Их классификация…………………………………………………………………………………. 229
Глава 3. Социально-психотерапевтическая организация социальных групп………………………………………………………………………… 230
§ 1. Понятие о социальной группе. Классификация социальных групп…………………………………………………………………….. 230
§ 2. Классификация малых социальных групп…………………………………………………………………………………………………………….. 231
§ 3. Социально-психотерапевтическая организация малой социальной группы………………………………………………………………. 232
Глава 4. Психология межличностных отношений и общения………………………………………………………………………………………… 237
§ 1. Общение как социальная сообщение. техника и Средства общения…………………………………………………………………………….. 238
§ 2. Паралингвистические средства общения………………………………………………………………………………………………………………. 239
§ 3. Психология межличностных взаимоотношений……………………………………………………………………………………………………………….. 240
§ 5. Напряженное и конфликтное психологическое сотрудничество в общении……………………………………………………………… 247
§ 6. Психология конфликта…………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 248
§ 7. Психология делового общения……………………………………………………………………………………………………………………………….. 250
§ 8. Психология маркетинга…………………………………………………………………………………………………………………………………………… 258
§ 9. Психология менеджмента………………………………………………………………………………………………………………………………………… 266
Глава 5. Многочисленные социальные группы. Психология массовидных явлений, социального управления и массовой коммуникации…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 277
§ 1. Многочисленные психологические механизмы и социальные группы их саморегуляции……………………………………………… 277
§ 2. Социально-психотерапевтические феномены громадных социальных общностей……………………………………………………….. 278
§ 3. Психология массовой коммуникации…………………………………………………………………………………………………………………….. 279
§ 4. Психология социального управления…………………………………………………………………………………………………………………….. 282
§ 5. психология и Гражданское общество гражданского самосознания…………………………………………………………………… 285
§ 6. Право как фактор социальной регуляции………………………………………………………………………………………………………………. 286
Раздел VI. Историческое развитие психологии………………………………………………………………………………………………………………… 289
Глава 1. Древние и древневосточные психотерапевтические воззрения……………………………………………………………………………… 289
Глава 2. Учение о душе в эру средневековья……………………………………………………………………………………………………………….. 290
Глава 3. Психотерапевтические воззрения ренесанса……………………………………………………………………………………………… 291
Глава 4. Формирование психотерапевтических концепций в XVII–XVIII вв…………………………………………………………………………. 291
Глава 5. психологии и Развитие нейрофизиологии в XIX в……………………………………………………………………………………………. 293
Глава 6. Зарубежные психотерапевтические школы первой половины XX в………………………………………………………………………… 297
Глава 7. психологии и Развитие нейрофизиологии в РФ в дореволюционный период………………………………………….. 305
Глава 8. Развитие психологии в РФ в послереволюционный период………………………………………………………………………. 307
Терминологический словарь………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 312
Литература……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 329
Часть I. Неспециализированная психология
Раздел I. Предмет, задачи, методы и принципы психологии. Неспециализированное понятие о психике человека. Развитие психики в эволюционном и историческом процессах. мозг и Психика – нейрофизиологические базы психики человека