Царственный библиотекарь 1 глава

Айзек Азимов

БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Isaac Asimov

THE NEAR EAST

10 000 Years of History

История десяти тысячелетий

Москва

ЦЕНТРПОЛИГРАФ 2002

УДК 820 ББК 84(7Сое) А35

Охраняется Законом РФ об авторском праве.

Воспроизведение всей книги либо любой ее части

воспрещается без письменного разрешения издателя.

Каждые попытки нарушения закона будут преследоваться по суду.

Оформление живописца И.А. Озерова

А35

Азимов Айзек

Ближний Восток. История десяти тысячелетий / Пер. с англ. Б.Э. Верпаховского. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. — 331 с.

ISBN 5-227-01706-9

В данной книге собраны полезнейшие научные информацию об истории, политике, религии, науках, мастерстве, ремёслах народов и сельском хозяйстве, живших на территории Среднего Востока (обозначение государств Ближнего Востока вместе с Афганистаном и Ираном). Вы получите полное и подробное представление о зарождении, развитии, гибели и расцвете могущественных цивилизаций шумеров, аккадян, амореев, хал-деев, персов, македонян, парфян, арабов, тюрок, иудеев.

УДК 820 ББК 84(7Сое)

ISBN 5-227-01706-9

© Перевод, ЗАО «Издательство «Центрполиграф», 2002

© Художественное оформление, ЗАО Издательство «Центрполиграф, 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

Царственный библиотекарь 1 глава

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ШУМЕРЫ

Первые земледельцы

Животворные реки

Великие изобретения

Величайшее изобретение

Потоп

Войны

Глава 2. АККАДЯНЕ

Первая империя

Кочевники-завоеватели

Город Авраама

Глава 3. АМОРЕИ

Входит Вавилон

Смена всевышних

Столп Закона

Пришествие коня.

Глава 4. АССИРИЙЦЫ

Великий охотник

Железо

Ассирийский Гитлер

Кони становятся больше

Царица, которой не было

Политика депортаций

Последняя семейство

ярость и Крах

На вершине могущества

Царственный библиотекарь

Глава 5. ХАЛДЕИ

Финиш Ниневии

Раздел добычи

Вавилон во всей славе собственной

Иудеи в изгнании

Царственный антикварий

Глава 6. ПЕРСЫ

Добропорядочный завоеватель

тьмы и Война света

Организатор

Финиш Мардука

Битва братьев

Глава 7. МАКЕДОНЯНЕ

Альянс против Персии

Давид побеждает Голиафа

Вавилон уходит

Обаяние Запада

Глава 8. ПАРФЯНЕ

Селевкиды уходят

Входит Рим

Бронированные наездники

Ничья

Рим на берегах Залива

Глава 9. САСАНИДЫ

Снова входят персы

Обаяние прошлого

Восстановление Рима

Христианский неприятель

Столетне анархии

Еретики

Краткий миг просвещения

Краткий миг успеха

Глава 10. АРАБЫ

История повторяется

Раскол ислама

Багдад

Халифы-марионетки

Глава 11. ТЮРКИ

Наследники захватывают власть

начало и Конец поединка

Ассасины

Кошмар из Центральной Азии

Оттоманы

Глава 12. ЕВРОПЕЙЦЫ

Возвращение людей Запада

Русские

Германцы

Израиль

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

До нэ

Нашаэра

БЛИЖНИЙ Восток

История десяти тысячелетий

Царственный библиотекарь 1 глава

Глава 1. ШУМЕРЫ

Первые земледельцы

Примерно 9 тыс. лет назад человечество столкнулось с громадными переменами.

В течение многих тысяч лет люди добывали пищу в том месте, где имели возможность ее отыскать. Они охотились на диких зверей, собирали ягоды и плоды, искали орехи и съедобные корешки. В случае, если им везло, то получалось выжить. Зимы всегда были голодным временем.

Постоянный надел земли не имел возможности прокормить довольно много семей, люди были рассеяны по планете. За 8 тыс. лет до н. э. на всей планете жило, возможно, не более 8 млн. человек — приблизительно столько же, сколько в современном громадном городе.

После этого понемногу люди обучились сохранять пищу впрок. Вместо того дабы охотиться на животных и убивать их на месте, человек обучился беречь их и заботиться о них. В особом загоне животные плодились и размножались. Человек убивал их иногда для пропитания. Так он приобретал не только мясо, но и молоко, шерсть, яйца. Он кроме того вынудил некоторых животных трудиться на себя.

Таким же образом, вместо того дабы собирать растительную пищу, человек обучился сажать растения и заботиться за ними, взяв уверенность, что плоды растений окажутся под рукой, в то время, когда они ему пригодятся. Более того, он имел возможность высаживать нужные растения с намного большей плотностью, чем встречал их в диком состоянии.

Из охотников и собирателей оказались земледельцы и скотоводы. Те, кто занимался скотоводством, должны были все время находиться в движении. Животных необходимо пасти, а это означало, что иногда нужно было искать свежие зеленые пастбища. Исходя из этого скотоводы становились кочевниками, либо номадами (от греческого слова, означающего «пастбище»).

Земледелие выяснилось более сложным делом. Посев должен был проводиться в необходимое время года и нужным образом. За растениями приходилось заботиться, сорняки — выпалывать, животных, травивших посевы, — отгонять. Это была нудная и трудная работа, которой недоставало беззаботной легкости и изменяющихся ландшафтов кочевой судьбе. Люди, трудившиеся сообща целый сезон, должны были оставаться на одном месте, потому что они не могли покинуть без присмотра посевы.

Земледельцы жили группами и строили недалеко от собственных полей жилища, каковые жались друг к другу, чтобы защищаться от диких зверей и набегов кочевников. Так начали появляться мелкие города.

Культивация растений, либо сельское хозяйство, разрешала прокормить на данном наделе земли значительно больше людей, чем было допустимо при собирательстве, охоте а также скотоводстве. Количество продовольствия не только кормил земледельцев по окончании сбора урожая, но и разрешал запастись едой на зиму. Произошло создавать так много пищи, что ее хватало земледельцам, их другим людям и семьям, каковые не трудились на земле, но снабжали земледельцев вещами, в которых те нуждались.

Кое-какие люди имели возможность посвятить себя изготовлению глиняной посуды, инструментов, созданию украшений из камня либо металла, другие становились жрецами, третьи — воинами, и всех их приходилось кормить земледельцу. Деревушки росли, преобразовывались в громадные города, и общество в таких городах становилось достаточно сложным, дабы разрешить нам сказать о «цивилизации» (самый данный термин происходит от латинского слова, означающего «громадный город»).

По мере того как совокупность обработки почвы распространялась, а человек обучался сельскому хозяйству, население начало расти и растет до сих пор. В 1800 г. людей на земле насчитывалось в сто раза больше, чем перед изобретением сельского хозяйства*.

Сейчас тяжело сообщить совершенно верно, в то время, когда сельское хозяйство взяло собственный начало либо как конкретно его открыли. Археологи, но, совсем уверены, что неспециализированная область этого эпохального открытия пребывала в том месте, где лежит регион, что мы сейчас именуем Средним Востоком, — очень возможно, где-то около современной границы между Ираком и Ираном.

В этом районе произрастали в диком состоянии ячмень и пшеница, и эти растения идеально поддавались культивации. Их легко обрабатывать и возможно вынудить близко расти. Зерно размалывалось в муку, которую хранили месяцами без порчи и выпекали из нее вкусный и питательный хлеб.

В северном Ираке, к примеру, имеется место называющиеся Ярмо. Это низкий бугор, на котором с 1948 г. американский археолог Роберт Дж. Брейдвуд проводил тщательные раскопки. Он нашёл остатки весьма старого селения, причем фундаменты домов были с узкими стенки-ми из утрамбованной глины, а дом разделялся на мелкие помещения. В эти дома, по всей видимости, вмещалось от ста до трехсот человек.

Были открыты весьма древние следы наличия сельского хозяйства. В самых нижних, старейших слоях, появившихся за 8 тыс. лет до н. э., нашли кроме этого каменные инструменты для пшеницы и жатвы ячменя, и каменные сосуды

* По окончании 1800 г. в мире начала распространяться так называемая «индустриальная революция», разрешившая человечеству множиться темпами, неосуществимыми при одном доиндустриальном сельском хозяйстве — но это вторая история, выходящая за рамки данной книги. (Примеч. авт.)

для воды. Посуду из обожженной глины раскопали лишь в более высоких слоях. (Керамика являлась большим шагом вперед, потому что во многих районах глина видится значительно чаще камня и с ней несравненно легче трудиться.) Отысканы кроме этого и останки одомашненных животных. Ранние земледельцы Ярмо имели коз, а возможно, и псов.

Ярмо расположено на подножии горной цепи, где воздушное пространство, поднимаясь, охлаждается, содержащийся в нем пар конденсируется, и идет ливень. Это разрешало древним земледельцам приобретать богатые урожаи, нужные для прокорма возрастающего населения.

Животворные реки

Но у подножия гор, где дожди выпадают в изобилии, почвенный слой узок и не весьма плодороден. К западу и к югу от Ярмо лежали ровные, тучные, плодородные почвы, превосходно подходящие для сельскохозяйственных культур. Это был вправду плодоносный регион.

Эта широкая полоса хороших земель шла от места, которое мы сейчас именуем Персидским заливом, изгибаясь к северу и к западу, до самого Средиземного моря. На юге она окаймляла Аравийскую пустыню (которая была через чур сухой, песчаной и каменистой для сельского хозяйства) огромным полумесяцем длиной более 1600 км. Эту территорию в большинстве случаев именуют Плодородным Полумесяцем.

Дабы стать одним из богатейших и многонаселенных центров людской цивилизации (которым он со временем и стал), Плодородному Полумесяцу необходимы были регулярные, качественные дожди, а их-то именно и недоставало. Страна была равнинной, и утепленные ветры проносились над ней, не роняя собственного груза — жидкости, пока не долетали до гор, окаймлявших Полумесяц с востока. Те дожди, каковые выпадали, приходились на зиму, лето было сухим.

Но вода в стране имелась. В горах, к северу от Плодородного Полумесяца, обильные снега являлись неистощимым источником вод, стекавших по горным склонам в низины юга. Потоки планировали в две реки, каковые текли более чем на 1600 км в юго-западном направлении, впредь до впадения в Персидский залив.

Реки эти известны нам под заглавиями, каковые им дали греки, через тысячи лет по окончании эры Ярмо. Восточная река именуется Тигр, западная — Евфрат. Страну между реками греки именовали Междуречьем, но они пользовались и заглавием Месопотамия.

Разные области этого региона в истории приобретали различные заглавия, и ни одно из них не стало общепринятым для всей страны. Месопотамия подходит к этому ближе всего, и в данной книге я буду пользоваться им не только для заглавия почвы между реками, но и для всего региона, орошаемого ими, от гор Закавказья до Персидского залива.

Эта полоса почвы длиной около 1300 км простирается с северо-запада на юго-восток. «Вверх по течению» постоянно означает «к северо-западу», а «вниз по течению» — «к юго-востоку». Месопотамия, по этому определению, охватывает площадь около 340 тыс. кв. км и по размеру и форме близка к Италии.

Царственный библиотекарь 1 глава

Месопотамия включает в себя верхний изгиб дуги и восточную часть Плодородного Полумесяца. Западная часть, которая не входит в Месопотамию, в более поздние времена начала именоваться Сирией и включила в себя старую страну Ханаан.

Большинство Месопотамии входит сейчас в страну, которая именуется Ираком, но северные ее районы перекрывают границы данной страны и принадлежат к современной Турции, Сирии, Армении и Ирану.

Ярмо лежит всего в 200 км к востоку от реки Тигр, так что мы можем вычислять, что селение пребывало на северо-восточной границе Месопотамии. Легко представить себе, что техника обработки почвы должна была распространяться к западу, и к 5000 г. до н. э. земледелие уже практиковалось в верхнем течении обоих громадных их притоков и рек. Техника обработки почвы была принесена не только из Ярмо, но и из вторых поселений, расположенных на протяжении гористой границы. На востоке и севере стали выращиваться улучшенные сорта зерновых и был одомашнен овцы и рогатый скот. Реки в качестве источника воды были эргономичнее дождей, и селения, каковые вырастали на их берегах, стали больше и богаче, чем Ярмо. Кое-какие из них занимали 2 — 3 га почвы.

Селения, как и Ярмо, строились из необожженных глиняных кирпичей. Это было конечно, потому что в большей части Месопотамии нет камня и строевого леса, но глина имеется в изобилии. В низинах было теплее, чем в буграх около Ярмо, и ранние дома на реках строились с толстыми стенками и немногими отверстиями, дабы не впускать жару в дом.

Совокупности уборки отбросов в старейших селениях, само собой разумеется, не было. Мусор понемногу скапливался на улицах и утрамбовывался животными и людьми. Улицы становились выше, и в зданиях приходилось поднимать полы, укладывая новые слои глины.

Время от времени строения из высушенного на солнце кирпича разрушались бурями и смывались наводнениями. Время от времени сносило целый город. Сохранившимся либо снова пришедшим обитателям приходилось восстанавливать его прямо на развалинах. В следствии города, строившиеся опять и опять, были стоящими на курганах, поднимавшихся над окружающими полями. Это имело кое-какие преимущества — город был лучше защищен от неприятелей и от наводнений.

Со временем город совсем разрушался, и оставался лишь бугор («телль» по-арабски). Тщательные археологические раскопки на этих буграх открыли нам обитаемые слои друг за другом, и чем глубже копали археологи, тем следы судьбы становились примитивнее. Это отлично видно в Ярмо, к примеру.

Бугор Телль-Хассуна, в верхнем течении Тигра, приблизительно в 100 км к западу от Ярмо, был раскопан в 1943 г. Его самые древние слои содержат раскрашенную керамику, более идеальную, чем каждые находки в старом Ярмо. Считается, что тут представлен хассуно-самаррский период месопотамской истории, длившийся от 5000-го до 4500 г. до н. э.

Бугор Телль-Халаф, около 200 км выше по течению, открывает нам остатки города с улицами, мощенными булыжником, и кирпичные дома более идеальной конструкции. Во время Халафа, от 4500-го до 4000 г. до н. э., старая месопотамская керамика достигает наивысшего развития.

По мере того как развивалась месопотамская культура, совершенствовались приемы применения речной воды. В случае, если покинуть реку в природном состоянии, возможно пользоваться лишь полями, расположенными конкретно на берегах. Это быстро ограничивало площадь нужных земель. Более того, количество снегов, выпадавших в северных горах, как и скорость снеготаяния, варьируются от года к году. В июне постоянно происходили наводнения, и, если они появились посильнее, чем в большинстве случаев, воды становилось через чур много, в то время как в другие годы ее появилось через чур мало.

Люди додумались до того, что по обоим берегам реки возможно выкопать целую сеть траншей либо канав. Они отводили воду от реки и через небольшую сеть подводили ее к каждому полю. Каналы возможно было выкопать на протяжении реки в течении километров, так что поля, далекие от реки, выяснялись все же на берегах. Более того, самих рек и берега каналов возможно было поднять посредством плотин, каковые вода не имела возможности преодолеть на протяжении наводнений, не считая тех мест, где это было нужно.

Таким методом возможно начало рассчитывать, что воды, по большому счету говоря, будет не через чур много и не через чур мало. Очевидно, в случае, если уровень воды падал неординарно низко, каналы, не считая расположенных у самой реки, выяснялись ненужными. И в случае, если наводнения появились через чур замечательными, вода затопляла плотины либо разрушала их. Но такие годы были редкими.

Самым регулярным водоснабжение было в нижнем течении Евфрата, где сезонные и годовые колебания уровня меньше, чем на бурной реке Тигр. Около 5000 г. до н. э. в верхнем течении Евфрата начала строиться сложная совокупность ирригации, она распространялась вниз и к 4000 г. до н. э. достигла самоё благоприятного нижнего Евфрата.

Именно на нижнем течении Евфрата расцвела цивилизация. Города стали намного больше, а в некоторых к 4000 г. до и. э. население достигало 10 тыс. человек.

Такие города сделались через чур громадными для ветхих племенных совокупностей, где все жили одной семьей, повинуясь ее патриархальному главе. Вместо этого людям без отчетливых домашних связей приходилось селиться совместно и мирно сотрудничать в работе. Альтернативой был бы голод. Для принуждения и поддержания мира к сотрудничеству нужно было избрать фаворита.

Любой город сделался тогда политической общностью,под контролем которой находиться сельскохозяйственные почвы в собственных окрестностях, дабы прокормить население. Появились города-страны, и во главе каждого города-страны поднялся царь.

Жители месопотамских городов-стран, в сущности, не знали, откуда поступает столь нужная речная вода; по какой причине наводнения происходят в один сезон, а не в второй; по какой причине в кое-какие годы их не бывает, а в другие они достигают губительной высоты. Казалось разумным растолковать все это работой существ, довольно много более могущественных, чем простые люди, — всевышних.

Потому, что думали, что колебания уровня воды не следуют какой-либо совокупности, но абсолютно произвольны, легко было высказать предположение, что всевышние были вспыльчивы и капризны, как очень сильные дети-переростки. Дабы они давали столько воды, сколько необходимо, их следовало умасливать, уговаривать — в то время, когда они злились, поддерживать в хорошем настроении — в то время, когда они были настроены мирно. Были изобретены ритуалы, в которых всевышних без финиша восхваляли и старались умилостивить.

Допускалось, что всевышним нравились те же вещи, каковые нравятся людям, так что самым серьёзным способом умилостивить всевышних было накормить их. Действительно, всевышние не едят, как люди, но дым от горящей пищи поднимался к небу, где, как мнили, жили всевышние, и животных приносили им в жертву методом сожжения*.

В одной старой месопотамской поэме описывается великий потоп, ниспосланный всевышними, что уничтожает человечество. Но всевышние, лишенные жертвоприношений, проголодались. В то время, когда праведник, сохранившийся при потопе, приносит в жертву животных, всевышние нетерпеливо планируют около:

Всевышние почуяли запах,

Всевышние почуяли аппетитный запах,

Всевышние, как мухи, собрались над жертвой.

Конечно, правила общения с всевышними были еще сложнее и запутаннее, чем правила общения между людьми. Неточность в общении с человеком имела возможность привести к убийству либо кровавой неприязни, но неточность в общении с всевышним имела возможность означать голод либо наводнение, опустошающее всю округу.

Исходя из этого в земледельческих общинах выросло могущественное жречество, намного более развитое, чем то, которое возможно встретить в охотничьих либо кочевых обществах. Цари месопотамских городов были кроме этого и первосвященниками и приносили жертвы.

* Представление о том, что всевышние живут на небе, имело возможность проистекать из факта, что старейшие земледельцы зависели скорее от дождя, падающего с неба, чем от наводнений на реке. (Примеч. авт.)

Центром, около которого вращался целый город, был храм. Жрецы, занимавшие храм, несли ответственность не только за отношения между богами и людьми, но и за управление самим городом. Они были казначеи, сборщики налогов, организаторы — чиновничество, бюрократия, сердце и мозг города.

Великие изобретения

Ирригация всего не решала. Цивилизация, основанная на орошаемом земледелии, также имела собственные неприятности. К примеру, речная вода, текущая по поверхности земли и фильтрующаяся в ней, содержит больше соли, чем дождевая вода. За продолжительные столетия ирригации соль понемногу накапливается в земле и разрушает ее, если не применять особые способы промывки.

Кое-какие ирригационные цивилизации снова впали в варварство конкретно по данной причине. Месопотамия избежала этого. Но земля понемногу засолялась. Это, кстати, было одной из обстоятельств того, что основной культурой был (и остается до этого дня) ячмень, что отлично переносит легко засоленную землю.

Притом нужно заявить, что накопленное продовольствие, инструменты, железные украшения и по большому счету все полезные вещи являются постоянным искушением для соседних народов, не имеющих земледелия. Исходя из этого история Месопотамии была продолжительной чередой спадов и подъёмов. Сначала цивилизация строится в условиях мира, накапливая богатства. После этого из-за пределов приходят кочевники, опрокидывают цивилизацию и толкают ее вниз. Отмечается упадок материальной культуры а также «чёрные столетия».

Но эти инопланетяне обучаются цивилизованной судьбе, и материальное положение опять поднимается, часто достигая новых высот, но лишь чтобы снова быть поверженными новым нашествием дикарей. Так повторялось опять и опять.

Месопотамия граничила с чужаками на двух флангах. На северо востоке и-севере жили жёсткие горцы. На юго западе и-юге — столь же жёсткие сыны пустыни. С того фланга либо с другого Месопотамия была обречена на ожидание нашествия, а быть может, и трагедии.

Так, около 4000 г. до н. э. пришел к концу период Халафа, потому что кочевники обрушились на Месопотамию с горного массива Загр, ограничивающего Месопотамскую низменность с северо-востока.

Культуру следующего периода возможно изучать в Телль-аль-Убайд, кургане в нижнем течении Евфрата. Находки, как и следовало ожидать, во многом отражают упадок если сравнивать с произведениями Халафского периода. Убайдский период длился, возможно, с 4000-го до 3300 г. до н. э.

Кочевники, выстроившие культуру Убайдского периода, в полной мере могли быть народом, что мы именуем шумерами. Они селились на протяжении нижнего течения Евфрата, и данный район Месопотамии в этот исторический период принято именовать Шумером либо Шумерией.

Шумеры нашли в собственном новом доме уже установившуюся цивилизацию, с развитой системой и городами каналов. В то время, когда они освоили цивилизованный образ судьбы, они начали борьбу за возвращение к уровню цивилизации, существовавшей до их разрушительного вторжения.

После этого, как это ни страно, в последние столетия Убайдского периода они встали выше прошлого уровня. За эти столетия они ввели в обиход последовательность наиболее значимых изобретений, которыми мы пользуемся до этого дня.

Они создали мастерство строительства монументальных сооружений. Спустившись с гор, где дождей хватало, они сохранили понятие о всевышних, живущих на небе. Ощущая потребность приблизиться к небесным всевышним, дабы ритуалы были самые эффективными, они строили из обожженных кирпичей пирамиды с плоскими вершинами и на вершинах приносили жертвы. Скоро они сообразили, что на плоской вершине первой пирамиды возможно выстроить вторую, мельче, на второй — третью и т. д.

Такие ступенчатые сооружения известны как зиккураты, каковые были, возможно, самые внушительными сооружениями собственного времени. Кроме того египетские пирамиды показались лишь через столетия по окончании первых зиккуратов.

Но катастрофа шумеров (и других народов Месопотамии, каковые им наследовали) пребывала в том, что они имели возможность трудиться лишь с глиной, в то время как египтяне имели гранит. Египетские монументы в основном еще стоят, приводя к удивлению всех последующих столетий, а от монументов Месопотамии не осталось ничего.

Сведения о зиккуратах достигли современного Запада через Библию. Книга Бытия (достигшая собственной нынешней формы спустя двадцать пять столетий по окончании окончания направляться периода) говорит нам о древних временах, в то время, когда люди «нашли равнину в почве Шинар и поселились в том месте» (Быт. 11:2). «Почва Шинар» — это, само собой разумеется, Шумер. Поселившись в том месте, продолжает Библия, они сообщили: «Идем, выстроим себе город и башню, вершина которой достигла бы небес» (Быт. 11:4). Это известная «Вавилонская башня», легенда о которой основана на зиккуратах.

Очевидно, шумеры старались достигнуть неба по причине того, что сохраняли надежду, что священные обряды будут действеннее на вершине зиккуратов, чем на земле. Современные читатели Библии, но, в большинстве случаев считаюм, что строители башни вправду пробовали достигнуть неба.

Шумеры, должно быть, применяли зиккураты и для астрономических наблюдений, потому, что перемещения небесных тел возможно истолковать как серьёзные указания о намерениях всевышних. Они были астрологами и первыми астрономами.

Астрономические труды привели их к разработке математики и календаря. Очень многое из того, что они придумали более 5 тыс. лет назад, остается с нами сейчас. Конкретно шумеры, к примеру, поделили год на двенадцать месяцев, дни на двадцать четыре часа, час на шестьдесят мин. и 60 секунд на шестьдесят секунд. Быть может, они кроме этого изобрели семидневную семь дней.

Они создали кроме этого сложную совокупность коммерческих расчётов и торговли. Дабы содействовать торговле, они создали сложную совокупность мер и весов и изобрели почтовую совокупность.

Они изобрели кроме этого колесную повозку. Ранее тяжелые грузы передвигались на катках. Катки по мере перемещения оставались сзади, и их снова необходимо было переносить вперед. Это была медленная и изнурительная работа, но так было все же легче, чем волочить груз по земле при помощи неотёсанной силы.

В то время, когда к платформе была прикреплена пара колес на оси, это означало два постоянных катка, движущихся вместе с ней. Колесная повозка с единственным осликом разрешала сейчас перевозить грузы, каковые ранее потребовали упрочнений дюжины мужчин. Это была революция в транспорте, равносильная изобретению железных дорог в новейшие времена.

Величайшее изобретение

Главными городами Шумера в течение Убайдского периода были Эриду и Ниппур.

Эриду, старейшее, возможно, поселение на юге, датирующееся примерно 5300 г. до н. э., размешалось на берегу Персидского залива, возможно, в устье Евфрата. на данный момент его руины находятся в 16 км к югу от Евфрата, потому что за тысячелетия река неоднократно меняла собственный русло.

От Персидского залива руины Эриду отстоят сейчас еще дальше. В ранний период от Шумера Персидский залив простирался на северо-запад дальше, чем сейчас, и Тигр с Евфратом впадали в него отдельными устьями, отстоявшими друг от друга на 130 км.

Обе реки приносили с гор гумус и ил и откладывали их в устьях, создавая низменность с богатой землёй, которая медлительно продвигалась на юго-восток, заполняя верхнюю часть залива.

Протекая через снова намытые почвы, реки понемногу сближались, пока не слились в одну, организовав единое русло, впадающее в Персидский залив, берега которого сейчас отодвинулись на юго-восток практически на 200 км дальше, чем в дни расцвета Эриду.

Ниппур размешался в 160 км от Эриду, выше по течению. Его руины кроме этого сейчас на большом растоянии от берегов капризного Евфрата, что протекает на данный момент на 30 км западнее.

Ниппур оставался религиозным центром шумерских городов-стран еще долго по окончании окончания Убайдского периода, прекратив кроме того быть одним из наибольших и самые могущественных городов. Религия — вещь более консервативная, чем каждые другие нюансы людской судьбе. Город имел возможность стать религиозным центром сначала по причине того, что был столицей. После этого он имел возможность утратить собственную важность, сократиться по размеру и по населенности, кроме того попасть под контроль завоевателей, однако оставаясь почитаемым религиозным центром. Достаточно отыскать в памяти о важности Иерусалима в те века, в то время, когда он был всего лишь полуразрушенной деревней.

По мере того как Убайдский период двигался к завершению, созревали условия для величайшего из всех изобретений, самого серьёзного в цивилизованной истории — изобретения письменности.

Одним из факторов, каковые вели шумеров в этом направлении, должна была быть глина, которую они применяли при постройке. Шумеры не могли не подметить, что мягкая глина легко принимала отпечатки, каковые сохранялись и по окончании того, как она обжигалась и затвердевала в кирпич. Исходя из этого мастера в полной мере имели возможность додуматься до того, дабы делать отметины умышленно, наподобие подписи на собственной работе. Дабы помешать «подделкам», они имели возможность придумать

Царственный библиотекарь 1 глава

выпуклые штампы, каковые возможно было оттиснуть на глине в форме картины либо рисунка, являвшихся подписью.

Следующий ход был сделан в городе Урук, расположенном в 80 км выше по течению от Эриду. Урук достиг преобладания к концу Убайдского периода, и следующие два столетия, с 3300-го по 3100 г., именуют Урукским периодом. Возможно, Урук стал деятельным и процветающим конкретно по причине того, что в том месте были сделаны новые изобретения, либо, напротив, изобретения показались по причине того, что Урук стал деятельным и процветающим. Сейчас тяжело различить следствие и причину этого процесса.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: