Русское церковное законодательство взяло предстоящее развитие
1. в ответах других епископа духовных и Новгородского Нифонта лиц на вопросы черноризца Кярика;
2. в распоряжении Новгородского епископа Илии и
3. в уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича, данной Смоленской епископии.
Иеромонах Кирик, живший в Новгороде, предлагал собственные вопросы о предметах канонических различным духовным особам устно и, приобретая от них устные ответы, записывал все это. Возможно, он записывал лишь для себя, но скоро записки его внесены в Кормчую книгу и сделались управлением если не для всей Русской Церкви, то для Новгородской епархии [276]. В записках Кирика три части. В первой, самой широкой, находятся вопросы его и ответы на них в основном Нифонта, епископа Новгородского († 1156), и частично какого-либо Клима, возможно Климента Смолятича, тогдашнего митрополита Киевского, игумена Аркадия, бывшего преемником Нифонта на епископской кафедре, игуменьи малоизвестного монастыря Марины и какого-либо епископского чернца Луки — Евдокима; все ответы и эти вопросы изложены без всякого порядка и в большей части исходников не поделены на главы [277]. Во второй части помещены ответы малоизвестного епископа Саввы в 24 главах, либо правилах. В третьей — ответы Новгородского владыки Илии, преемника Аркадиева, в 28 правилах [278]. Но, предлагая собственные вопросы современным пастырям, Кирик пара раз приводит древних и правила святых отцов, вошедшие в состав Кормчей, конкретно: Тимофея Александрийского, святого Василия Иоанна и святого Великого Постника, и тем говорит о том, что Кормчая книга тогда у нас употреблялась; ссылается кроме этого на правила отечественных древних пастырей — митрополита преподобного Феодосия и Георгия Печерского и еще на какие-то заповеди малоизвестного происхождения, о которых Нифонт увидел, что их следовало бы сжечь [279]. Немногие ответы, видящиеся между ответами Нифонта, повторены в правилах Саввы и Илии, само собой разумеется по причине того, что повторены были Кириком самые вопросы. Принимая все эти ответы, эти различными лицами, но записанные одним, за одно целое, как внесены они были и в состав Кормчей, мы разглядим их совместно, совокупив однородные и расположив их для удобности обозрения в определенных главах.
1) Правила касательно миропомазания и крещения, и в частности образа принятия в латинян и Церковь язычников.
Кто не знает, крещен ли он либо не крещен, того надобно крестить, если не будет свидетельства о его прошлом крещении [280].
В случае, если дитя погибнет не крещенным по нерадению своих родителей либо священника, то вменять это им как душегубство и назначать три лета поста. В случае, если же погибнет по неведению их — епитимии нет [281].
Огласительные молитвы для болгарина, чухонца и половца выполнять в продолжение сорока дней пред крещением; в эти дни оглашаемые должны поститься и выходить из церкви по окончании литургии оглашенных. Для славянина то же самое продолжать лишь восемь дней, а для малого дитяти выполнять все разом, не смотря на то, что и лучше было бы продолжать пара дней. Оглашение выполнять четырьмя молитвами, каковые произносить по десяти раз [282].
При отрицании от сатаны крещаемые должны строить руки горе и произносить пять раз: “Нет твоего зла, сокрытого во мне; я нигде его не держу и не таю”, дабы отогнать от себя невидимого неприятеля.
Священник, пред тем как погружать крещаемого в воде, обязан завить себе руки, дабы не замочить облачения; на воде обязан сотворить по порядку три креста; крещаемого младенца обязан обратить лицом к себе и позже выполнять самое крещение через троекратное погружение крещаемого в воду.
Святым миром должно помазывать у крещаемого чело, ноздри, уста, уши, сердце и правую руку на ладони [283].
В случае, если кто-либо из крещенных в латинскую веру захочет присоединиться к нам, пускай ходит в церковь семь дней, а ты вначале нареки ему имя, позже совершай над ним четыре молитвы на сутки, повторяя каждую по десяти раз; мяса же и молока не давай ему как оглашенному. В осьмой сутки пускай вымоется и придет к тебе, а ты сотвори ему молитвы по обычаю, облеки его в чистые одежды либо пускай сам облечется, надень на него венец и христианские ризы, тогда помажь его святым миром и дай ему свечу. На литургии дашь ему причастие и без того держи его, как и новокрещенного, в случае, если возможно, до осьмого дня. А в тот сутки отнюдь не разрешай его, но наблюдай, каков будет человек. В Цареграде (присоединенный к православию) стоит лишь в лентии, в то время, когда мажут его миром. Маслом же не должно мазать [284].
Новокрещенные должны в продолжение осьми дней находиться при богослужении и принимать причастие, а в осьмой сутки разрешать их (что означало, возможно, снятие белой одежды с новокрещенного). В случае, если же кто сообщит священнику: “Разреши скорее, дабы больное дитя так не погибло”, ты отвечай: “Да разве худо стать в таком виде пред Господом, нося Христову печать неповрежденною” [285].
2) Правила касательно таинства преподавания: совершения Святых и Евхаристии литургии Даров.
В случае, если произойдёт кому-либо помогать литургию, в то время, когда он не служил ни вечерни, ни утрени, надобно ли прочесть ему вечерние и утренние молитвы? Лучше прочесть, не смотря на то, что (при потребности) не грех. отслужить и без того.
В случае, если кто, поднявшись на заутреню, не пел канона, не нужно такому помогать. А выполнять работу священник обязан, не вкушая пищи [286].
В случае, если кто, поужинав, простоит всю ночь на молитве и не успеет соснуть, возможно ли ему помогать? Возможно помогать и не поспавши.
Священник, в случае, если вздумает омыться, готовясь к священнодействию, обязан делать это с вечера, а отнюдь не утром пред самою литургиею.
Печь просфоры для литургии должно женам, отличающимся незазорною жизнию и чистым.
Возможно ли служить на одной просфоре? В случае, если это будет на большом растоянии от торга, как в селе, и негде будет забрать второй просфоры, то по потребности возможно помогать и на одной. В случае, если же близко будет торг, где возможно приобрести, то на одной помогать не нужно.
Литургию заупокойную в любой момент служи на трех просфорах: одна великая назначается для вынутая из нее Агнца, причем мертвый не поминается, а две остальные — за упокой.
Вынимать из частицы и просфоры Агнца должно не в субботу, а в воскресенье, в то время, когда совершается самая работа. И в то время, как диакон возгласит: “Святая святым”, священник, подняв Тело Господне, творит им на дискосе три креста, раздробляет Его и, положив верхнюю часть в потир, другое преломляет для приобщения священнослужащих.
В случае, если произойдёт в Великий пост, что Преждеосвященные Подарки, заготовленные для работ одной семь дней, не будут употреблены, то нет беды оставлять их и на другую семь дней, а также на третью.
Возможно ли запасные Подарки для больных держать в продолжение целого года? Приготовь Тело Христово в Великий Четверг, как приготовляешь на постные дни для Преждеосвященных литургий, и держи позже в сосуде, доколе желаешь, не смотря на то, что и до самого Великого Четверга, а тогда остатки потреби. Приготовлять запасные Подарки, в то время, когда захочешь, возбраняется: Великий Четверг имеется самый приличный для того сутки.
Священнику не нужно приобщаться наровне с мирянами в несложной одежде, хотя бы он не служил, а тем более в то время, когда помогает [287].
Священник может преподавать своей женя и причастие, равно как, если не будет близко другого священника, может давать ей всякие молитвы, не смотря на то, что по земле Греческой священники своим женам молитв не дают [288].
Новокрещенному дитяти давать причастие, хотя бы оно не было приносимо ни на вечерню, ни на заутреню, а приносилось прямо на литургию в продолжение осьми дней. Лишь мать либо кормилица дитяти обязана при таких условиях не вкушать пищи до обеда и за обедом не есть ни мяса, ни молока в течение этих осьми дней [289].
Давать матери и причастие новокрещенного, если она не состоит под епитимиею и уже очистилась по окончании родов.
В сутки Пасхи возможно давать причастие и холостым людям, если они сохранили себя в чистоте во все Великое говение [290].
Детей, каковые в сутки Пасхи не смогут дождаться литургии без принятия пищи, возможно приобщать по окончании заутрени, покинув для того Святые Подарки от субботней литургии.
В случае, если кто, дитя либо взрослый, постучит на Пасху яйцом себе в зубы прежде литургии, не лишай за это причастия, но стучать неоднократно взрослым воспрещай.
Возможно ли приобщать человека, у которого идет гной из уст? Очень возможно: не тот смрад отлучает от святыни, что идет из уст, но смрад безнравственный.
В случае, если человек, пребывающий в нераскаянности, разболится насмерть и покается пред тобою искренно, то, хотя бы он был очень безнравствен, дай ему причастие [291].
К больному идти с запасными Дарами без риз и, отпев что положено, дать ему причастие.
Как приобщать больных и что петь, в случае, если нужно будет поспешить? Сперва: “Благословен Всевышний отечественный”, позже: “Трисвятое”, “Отче отечественный”, “Верю во единаго Всевышнего…”, потом: “Вечери Твоея тайныя”, “Слава”, “Царю Небесный”, “Богородице”, “Господи помилуй” 40 раз и молитвы ко причащению. По окончании того преподай Святые Подарки и мало водицы.
В то время, когда желаешь преподать больному Святые Подарки, положи часть в потир, влей вина и без того дай. А воды к вину наряду с этим не примешивать.
В случае, если священник предоставит второму священнику причастить собственного духовного сына, а в это же время известна будет вина его, по которой запрещено будет ему причащаться, дать ли такому причастие? В то время, когда не определишь вины, дай, а в то время, когда определишь — не давай [292].
В случае, если человек, приняв причастие, изблюет от объедения либо от пьянства — подвергается епитимии на 40 дней. В случае, если это произойдёт от возгнушения, то на двадцать дней, а вдруг от напрасной заболевания, то и менее. В случае, если это будет священник, то да не помогает сорок дней. При же потребности, в то время, когда не найдется другого священника для исправления за него треб, да не помогает семь дней и пускай воздерживается от меда, молока и мяса. В случае, если изблюет на другой сутки либо на третий по причащении, епитимии нет [293].
3) Правила касательно покаяния, отцов епитимий и духовных. В случае, если кто придет к священнику для покаяния и будет просить принять его в число духовных детей, отнюдь не должно отвергать такового и отсылать к второму духовнику. Покаяние — дело вольное [294].
В случае, если человек захочет от собственного отца духовного перейти к тебе, сообщи ему: “Отпросись у него”. Если не хочешь прогневать того отца, а в это же время решишься тайно принимать нового духовного сына, внуши ему: “Ты бери молитву у прошлого отца и дарок давай ему как прежде, а со мною держи исправление тайно и слушай меня, но знай, что если ты таков же будешь и у другого, каким был у прошлого отца, нет тебе пользы” [295].
В случае, если человек покается и будет у него довольно много грехов, не должно налагать на него в тот же миг громадную епитимию, но сперва назначить что-либо малое да в то время, когда обучится тому, понемногу прибавлять, а не отягощать его через чур [296].
В случае, если находящийся под епитимиею отправится в дальний путь, разрешить его и прочесть ему разрешительную молитву, лишь пускай он держит заповедь, данную ему духовником. В случае, если же кто на рать отправится либо разболится, дать ему причастие [297].
Смогут ли супруг жене, а супруга мужу помогать в несении епитимии? Смогут по хорошей воле, как и приятель собственному приятелю и брат брату.
Мнение (которое было записано в какой-то безыменной книге), словно бы десять литургий избавляют от епитимии на четыре месяца, двадцать литургий — на восемь месяцев, а тридцать — на весь год, не может быть принято, в противном случае богатые люди, согрешая, нанимали бы лишь помогать за себя работы, а сами нимало бы себя не затрудняли [298].
4) Правила касательно духовенства и священства, белого и монашествующего.
Поставляемый в священный сан должен быть чист от плотских грехов, как и поятая им супруга [299].
В случае, если кто совершит большую кражу и она огласится пред людьми и князем, запрещено для того чтобы человека поставить в диаконы [300].
В случае, если один священник определит о втором, что он помогает недостойно, то обязан братски сообщить ему раз и второй: “Исправься, брат”. В случае, если же не послушает тебя, поведай епископу, в противном случае будешь осужден вместе с виновным.
В случае, если вдовый священник либо диакон падут в прелюбодеяние, не смогут оставаться в собственном сане. В случае, если это будет иподиакон, дай ему епитимию, но не лишай сана.
В случае, если же у священника либо диакона супруга впадет в прелюбодейство, они смогут отпустить ее от себя, удерживая собственный сан [301].
Произойдёт ли, что плат женский будет вшит в одежду священника, он может служить и в данной одежде, потому что чем погана супруга?
черницы и Чернецы недолжны вкушать масла ни в среду, ни в пяток, не смотря на то, что и тропарь будет (т. е. не смотря на то, что будет празднование святому, которому поется на утрени тропарь на “Всевышний Господь” вместо обычного “аллилуйа”).
Постригать чернецов в схиму может и тот, кто сам не облечен в схиму, но имеет сан священства, потому что священство выше. Принятие на себя схимы отлично отлагать до старости [302].
5) Правила касательно брака и по большому счету дел брачных и домашних.
Брачущиеся должны приобщаться Святых Христовых Тайн [303].
Мать, родившая дитя, сорок дней да не входит в церковь. В помещение, где мать родит дитя, не должно входить три дня; после этого помыть ее везде и прочесть молитву, которая читается над всяким осквернившимся сосудом, и тогда уже входить.
В случае, если супруга, родив дитя, начнет умирать в тот же сутки либо на другой, то вынесть ее в другую помещение, омыть и дать ей причастие [304].
В случае, если родители положат с собою дитя дремать и задавят его, убийство ли это? Убийство, если они были пьяны, но легче убийства, в случае, если были трезвы [305].
Жене нечистой непозволительно ходить в церковь, ни целовать Евангелие, ни приобщаться Святых Тайн, а возможно лишь вкушать антидор.
Жены, каковые, увидев нелюбовь к себе мужей, омывают собственный тело водою и ту воду дают мужьям, подвергаются епитимии на шесть недель либо весь год не допускаются до причастия [306].
Мужья, каковые согрешили от своих жен и позже отстали от греха, подвергаются епитимии на год.
В случае, если супруга согрешит от мужа собственного с другим, супруг вправе отпустить ее. По большому счету же в делах о разводе руководствоваться правилами Василия Великого 9, 46 и 48.
Дурно поступают и те, каковые открыто держат у себя наложниц, и те, каковые тайно грешат со многими рабынями [307].
6) Правила касательно елеосвящения, поминовения и погребения погибших.
В то время, когда желаешь дать молитву больному, сперва скажи “Трисвятое”, позже “Святый Боже”, “Пресвятая Троице”, “Отче отечественный”, “Господи помилуй” 12, наконец, молитвы за болящих: “Отче святый, врачю душ и телес…” (каковые и сейчас читаются при елеосвящении).
Должно ли отпевать погибшего младенца? Должно, хотя бы он погиб тотчас, как был крещен: не для грехов мы поем над погибшими, а как над святыми; мы должны всякого христианина вычислять за святого, а в том месте Всевышний рассудит.
Над человеком, погибшим без покаяния, священик поет без риз, дабы другие, видя то, убоялись и покаялись.
Мертвеца не хоронить по захождении солнца, а стараться погребсти, в то время, когда оно еще достаточно высоко, потому что тогда он видит последнее солнце до неспециализированного воскресения.
Кто погребет кости мертвых, где-либо валяющиеся, тот заслужит великую мзду.
Если бы мертвеца погребли с иконою, не должно разгребать могилы для вынутая иконы, потому что он христианин.
По погибших помогать сорокоусты: за гривну — пять работ; за пять кун — одну, за двенадцать — две либо какое количество возможно. А вино, ладан, просфоры и свечи должны быть того, кто заказал сорокоуст.
Над кутьею за упокой ли либо за здравие возможно ставить какое количество угодно свечей, но не должно класть просфоры и износить ее из алтаря.
Возможно ли помогать сорокоуст и ставить кутью за живого человека, если он заказывает? Лучше было бы, если бы он поручал приятелю собственному сделать это по смерти его и раздать тогда милостыню нищим в помин души его. Но если он примет сорокоуст еще при жизни собственной, то внуши ему: “Брат, отселе более не согрешай — видишь ли, мертвец не грешит” [308].
7) Правила касательно священных времен, мест, вещей и обрядов. Возможно ли в сутки воскресный резать скот либо птицу для пищи? Возможно, в том нет греха.
В сутки Воздвижения Честного Креста чернецам не должно вкушать рыбы, а бельцам мяса. Крест же целовать обязаны все, кто лишь будет пребывать в церкви, и целовать Евангелие.
В чистую семь дней должно вкушать пресный и житный квас; бельцам же дозволяется икра во все говенье.
В случае, если епископ помогает постную работу, где целовать его, в скранью (висок) ли, по обычаю? Нет, целовать в рамо (плечо).
Возможно ли мыть плат, что лежит на престоле согбенный? Возможно мыть все, не считая антиминса.
В случае, если в среду либо пяток произойдёт праздник Господский, либо святой Богоматери, либо святого Иоанна, смогут ли не состоящие под епитимиею вкушать скоромную пищу? В случае, если вкушают — отлично, а если не вкушают, то лучше.
Священник, совершающий работу, по окончании выхода возвращаясь в алтарь, целует в козмит (карниз либо выступ иконостаса), потому что то колено Христово, а войдя в алтарь, целует трапезу, потому что то перси Христовы [309]. Класть земные поклоны в субботу воспрещай [310].
Правила против злоупотреблений и суеверий благочестивыми обычаями.
Жены, каковые творят детям своим что-либо и при их заболевания носят их к волхвам, а не к священнику на молитву, подвергаются шестинедельной епитимии либо, в случае, если будут молоды, трехнедельной [311].
Тех, каковые носили детей собственных на молитву к попу варяжскому, подвергать шестинедельной епитимии, в силу того, что они сущность как бы двоеверцы [312].
Тем, каковые крают хлебы, мёд и сыр Роду и рожаницам, надобно всячески воспрещать. Потому что негде сообщено: “Горе пиющим рожанице”.
Не грех ли воспрещать некоторым странствования во Иерусалим и по большому счету ко святым местам? Не только не грех, наоборот — громадное добро, если они странствуют лишь чтобы быть праздными и дабы на протяжении путешествия лишь имеется и выпивать.
Тех, каковые дают присягу идти во Иерусалим, подвергай епитимии, потому что присяга эта (которую, возможно, давали через чур многие) портит отечественную почву [313].
9) Правила касательно быта домашнего и публичного.
В пищу использовать возможно всякую рыбу и мясо, в случае, если совесть не зазрит и человек не возгнушается; в случае, если же зазрит и, но ж, он станет имеется, то грех ему.
Кровь рыбью имеется возможно, но кровь птиц и животных запрещено. Не должно использовать в пищу удавленину и мертвечину [314].
направляться ли глиняному сосуду осквернившемуся давать молитву либо лишь древесному? Как древесному, так и глиняному, равняется сделанному из меди, стекла, серебра и всякому творится молитва. В какой ходить одежде? Не беда, хотя бы в медвежине.
Отлично отпустить кого-либо на свободу, но значительно лучше выкупить человека.
В случае, если священник дает взаймы для лихвы, сообщи ему: “Не достоит тебе помогать, пока не отстанешь от этого”. А вдруг мирянин, сообщи ему: “Не достоит тебе брать лихву”. Если они не смогут покинуть того, сообщи им: “Будьте милосерды, берите понемногу; в случае, если пять кун дал, забери три либо четыре” [315].
Не приводим некоторых вторых правил, но очень немногих, записанных Кириком: одних по причине того, что тяжело либо кроме того нереально уразуметь суть их; вторых по причине того, что они имели возможность бы обидеть целомудренное чувство. Но скажем по большому счету, что все эти вопросы Кириковы и ответы на них имеют для нас достаточно серьёзное значение, и историческое, и каноническое. Историческое по причине того, что они быстро отображают дух того времени, в то время, когда жил Кирик, и показывают многие обычаи, тогда у нас существовавшие, остатки языческих суеверий, состояние нравственности в духовенстве и нашем народе, какие конкретно предметы тогда самый занимали отечественных пастырей и как наблюдали они на эти предметы. Каноническое по причине того, что одни из ответов, записанных Кириком (большинство), сущность не что иное, как приложение древних церковных канонов к частным потребностям и обстоятельствам Церкви Русской, а другие, немногие, воображают собою индивидуальные мнения отечественных отечественных пастырей; во всяком же случае, те и другие равняется являются памятником фактически русского церковного законодательства.
Не считая 28 правил, изложенных в записках Кирика под именем Илии (Иоанна), епископа Новгородского, известно еще одно распоряжение, сделанное им вместе с Белгородским епископом (безыменным) и, возможно, имевшее силу во всей Церкви Русской, в силу того, что оно внесено было в Кормчую книгу. Распоряжение это относится двух особых случаев при совершении таинства Евхаристии и заключает в себе следующие два частные правила: 1) “В случае, если произойдёт на протяжении работы, что священник либо диакон забудут влить в чашу вино либо воду и увидят это уже по окончании того, как сказаны будут слова: “Святая святым”, раздроблено будет самое Тело а также часть Его положена в потир, тогда священнослужащий, забрав чашу, пускай вынесет ее в небольшой алтарь, вольет в нее вино и воду, произнося слова проскомидии: “Един от солдат копием”, позже пускай поставит чашу на своем месте (на престоле) и лишь ее одну благословит, произнося: “А еже в чаши этот, честную Кровь Христа твоего…”, на что диакон ответит: “Аминь”. После этого пускай причащаются по обычаю, влив теплоты, и оканчивают работу, ничего более не присовокупляя и не вынимая нового Агнца. А по окончании священник, либо диакон, либо кто из них виновен да подвергнется епитимии”. 2) “В случае, если произойдёт, что мышь начнет грызть Агнца на протяжении работы и священник заметит это до переноса либо по переносе Святых Даров, тогда, оскребши начатое ножом, пускай продолжает работу, а не вынимает нового Агнца; крохи же пускай сложит на литон и позже разрешит войти в воду” [316].
Уставная грамота смоленского князя Ростислава Мстиславича Смоленской епископии (30 сентября 1150) воображает собою использование к местным условиям края и более подробное раскрытие неспециализированного устава, данного святым Владимиром Русской Церкви. В данной грамоте Ростислав, сообщив сначала, что он по воле отца собственного Мстислава установил в Смоленске епископию, которой прежде не было, предоставляет различные преимущества новому епископу и его соборной церкви и определяет источники для их содержания. Таких источников указано пять. Первый: “Се даю, — говорит князь, — святой Богородице (т. е. соборной церкви) и епископу прощенники с медом, и с кунами, и с вирою, и с продажами, и не надобе их судити никакому же человеку”. Под именем прощенников тут разумеются, возможно, рабы, забытые обиду либо отпущенные на свободу собственными господами; составляя особенный класс в обществе, они отдавались сейчас князем в полное распоряжение епископа. Второй источник — десятина деньгами: “Се даю, — продолжает князь, — святой Богородице и епископу десятину от всех даней смоленских, что ся в них сходит истых кун, не считая продажи, и не считая виры, и не считая полюдья”. После этого детально исчисляется, сколько даней шло князю с различных мест почвы Смоленской и какое количество должно выделяться для епископа, так что в сложности выходило для ногаты 308 и епископа 3 гривен; о некоторых лишь местах увидено: какое количество с них дани — неизвестно, но какое количество бы ни пришло — десятина епископу. Третий источник — десятина продовольствиями: князь дает святой Богородице и епископу десятину от всех рыб, какие конкретно шли к нему из различных мест, и по большому счету от всех аналогичных даней, малых и великих, шедших для князя и для княгини со всего мира Смоленской. Четвертый источник — села, и почвы, и различные угодья: князь пожаловал соборной церкви и епископу два села — Дросенское и Ясенское с изгоями и землёю, а в других местах — лишь почву, озера с сеножатами, огороды и из собственного двора определенную меру воска для освещения церкви. Наконец пятый источник — церковные суды, за каковые пошлина вся шла в пользу епископа, а время от времени разделялась с князем либо посадником. Предметы этих судов исчислены тут в таком порядке: развод, кто водит две жены, незаконные браки, похищение женщин (наряду с этим увидено, что заберёт князь с епископом на полы либо что заберёт за тяжбу посадник с епископом на полы), душегубства и отравления, драка двух жен, все правонарушения людей церковных и проч. В конце грамоты Ростислав, упомянув опять об открытии им Смоленской епископии, говорит, что сделал настоящее распоряжение вместе с епископом своим Мануилом, что в суды епископские не должен мешаться никто из гражданских правительства, что, будут ли уменьшаться либо возрастать княжеские дани, в любой момент десятина из них обязана выделяться соборной церкви, и заклинает, дабы никто и по смерти его не изменял настоящей уставной грамоты и никто не осмеливался потом закрыть новооткрытой им Смоленской епископии и соединить ее с Переяславскою, как было прежде. Грамоту эту подтвердил грозными заклятиями и своею припискою и Мануил, первый епископ Смоленский [317].
В это же время как законоположение в Русской Церкви все более и более развивалось по требованию событий, самое управление и устройство церковное в главных собственных формах оставалось неизменным. Как и прежде, главным иерархом с правом и властию был у нас митрополит, что, но ж, наиболее значимые дела в Церкви решал не сам собою, а с Собором епископов. Как и прежде, в делах церковных, поколику они имели отношение к гражданскому обществу, учавствовали удельные князья и великие, а время от времени и целый народ. Как и прежде, отечественные святители и все духовенство пользовались преимуществами и разными правами в обществе, каковые либо вытекали из самого их сана, либо предоставлялись им гражданскою властию.
Власть митрополита в первую очередь простиралась на епископов. Он время от времени сам конкретно выбирал епископов, как избрал было митрополит Никифор для Ростовской епархии епископа Николая грека, которого, но ж, в Ростове не приняли [318]. Митрополит в любой момент сам рукополагал епископов, это рукоположение большею частию совершалось в Киеве, а время от времени и в новой великокняжеской столице — Владимире на Клязьме, и для принятие участия в рукоположении обыкновенно приглашаемы были окрестные иерархи [319]. Митрополит пользовался правом расправы и суда над епископами: так, митрополит Климент Смолятич вытребовал (1149) в Киев и заключил в Печерский монастырь Новгородского епископа Нифонта, что не желал повиноваться ему и поминать его в церковных молитвах, а митрополит Константин (1163) на время лишил епископии Ростовского епископа Нестора по доносу на него “от своих домашних”, но позже возвратил ему епархию, встретившись с ним невинность и заключив в темницу самых доносчиков [320]. По окончании епископов власть митрополита простиралась и на все духовенство: тот же митрополит Константин, когда прибыл в Киев, лишил было сана всех, рукоположенных Климентом, но скоро разрешил священнослужение диаконам и пресвитерам, а митрополит Константин II писал послание к священникам и игуменам епархии Ростовской, дабы они не повиновались собственному епископу Феодору, пока он не придет в Киев и не примет благословения у первосвятителя Русской Церкви [321].
Соборов, бывших у нас в настоящий период по наиболее значимым делам церковным, известно четыре, каковые все происходили в Киеве. Первый созван был в 1147 г. князем Изяславом для рукоположения и избрания митрополита Климента. Второй планировал около 1160 г. по случаю изгнания из епархии князем Андреем Боголюбским Ростовского епископа Нестора: Собор разглядел все обвинения, какие конкретно взводил князь на этого епископа, и признал его совсем невинным. Третий (1168) имел целию решить тревожившие тогда Церковь споры о посте в пяток и среду, в то время, когда в эти дни произойдёт великий праздник, не смотря на то, что благодаря сильного разногласия в мнениях между участниками не решил ничего. На четвертом (1169) был судим и осужден на смерть несчастный Ростовский епископ Феодорец как злодей и нераскаянный еретик [322]. Но, не считая этих четырех, возможно, были у нас и другие Соборы: по крайней мере, в летописи неоднократно упоминаются епископы, собранные в Киеве. Так, в 1151 г., при встрече князя Изяслава, празднично въезжавшего в Киев по окончании победы над Юрием Долгоруким, пребывали митрополит Климент и многие “святители”. В 1182 г. для пострижения во игумена Киево-Печерского монастыря попа Василия прибыли в монастырь вместе с митрополитом Никифором епископы Туровский Полоцкий Николай и Лаврентий. В 1183 г. князь Святослав Всеволодович по освящении церкви святого Василия позвал к себе на пир того же митрополита Никифора и “ины епископы”. В 1197 г. при освящении новой Васильевской церкви в Киеве пребывали митрополит епископы и Никифор Белгородский и Юрьевский [323].
Участие народа и князей в делах церковных всегда обнаруживалось при избрании епископов. В случае, если в какой-либо епархии умирал епископ либо оставлял кафедру, местный князь вместе с собственными подданными выбирал кандидата, отправлял его в Киев к князю киевскому и митрополиту и молил о рукоположении новоизбранного во епископа: такое избрание, согласное с древними обычаями Церкви, считалось законным. В случае, если же митрополит сам, без сношения с местным князем, поставлял куда-либо епископа, избрание признавалось незаконным. В 1183 г., в то время, когда скончался Ростовский епископ Леон, митрополит Никифор поставил в Ростов епископом Николая грека “на мзде”, но князь владимирский и суздальский Всеволод Юрьевич не принял его, говоря: “Не избраша этого людие земли нашея”, и отправил в Киев просить митрополита и князя Святослава, дабы в Ростов поставлен был епископом смиренный игумен Спасского монастыря на Берестове Лука. Митрополит, с собственной стороны, не желал уступить, но “неволею великою Всеволода и Святославлею” поставил Луку епископом в почву Суздальскую, назначив Николаю другую епархию — Полоцкую. Летописец наряду с этим подмечает: “Несть бо достойно наскакати на святительский чин на мзде, но егоже Всевышний позовет и святая Божия матерь, князь восхочет и людье”, — показывая тем на неспециализированное правило, какого именно держались тогда у нас при избрании епископов [324]. По смерти епископа Луки тот же князь Всеволод отправил (1190) в Киев к князю митрополиту и Святославу для рукоположения во епископа отца собственного духовного Иоанна, что и был рукоположен. В то время, когда данный епископ отказался от епархии и отошел в Боголюбов монастырь, сын князя Всеволода Константин послал (1215) к Киевскому митрополиту Матфею игумена Петровского монастыря Пахомия для поставления его епископом Ростову, а второй сын Всеволода — Юрий — послал в том же направлении игумена Рождественского монастыря Симона для поставления его епископом Суздалю и Володимеру. В 1231 г. ростовский князь Василько Константинович отправил в Киев к князю Владимиру митрополиту и Рюриковичу отца собственного духовного Кирилла для рукоположения в епископа Ростову [325]. Благодаря для того чтобы близкого участия князей в избрании епископов и говорится в летописях, что, к примеру, киевский князь Рюрик “постави епископом в Белгород отца собственного духовнаго выдубицкаго игумена Адриана” (1190), а суздальский князь Всеволод “посла на епископство в русский Переяславль Павла” (1198) [326].
В Новгороде, где все наиболее значимые дела решало народное вече, и избрание епископа совершалось вечем. В 1156 г., в то время, когда скончался Новгородский епископ Нифонт, “собрались, — говорит местная летопись, — обитатели всего города, и изволили поставить (т. е. избрать) себе епископом мужа богоизбраннаго Аркадия, и пошли всем народом, и забрали его из монастыря от святой Богоматери, и князь Мстислав Юрьевич, и целый клир святой Софии, и все муниципальные священники, игумены, и чернецы, и ввели его в двор святой Софии и поручили ему епископию”. Совершенно верно так же по смерти епископа Илии (1186) новгородцы, сдумав с князем своим Мстиславом, и с игуменами, и с священниками, изволили поставить себе епископом брата Илии Гавриила. Но из этих случаев еще не видно, как происходило самое избрание, не смотря на то, что одна из местных летописей подмечает, что Аркадия новгородцы поставили по жребию [327]. Следующие примеры растолковывают дело подробнее. В 1193 г. по смерти епископа Гавриила новгородцы вместе с князем Ярославом, игуменами, всеми священниками и софийским духовенством гадали между собою, и одни хотели избрать на епископию Митрофана, другие Мартирия, третьи какого-либо Гричина (возможно, либо мирское имя, либо переделанное из Григория), и была между ними распря. Тогда положили на святой трапезе (в Софийском соборе) три жребия и отправили с веча слепца, дабы он забрал жребий того, кого Всевышний даст, и вынулся Божиею милостию жребий Мартирия. Срочно отправили за ним, и привели его из Руссы, и посадили во дворе святой Софии. В 1229 г. при избрании нового владыки снова случилось на вече разногласие: одни желали Спиридона, иеродиакона Юрьевского монастыря, другие — Иоасафа, епископа Владимиро-Волынского, третьи — Грьцина, либо Савву, юрьевского архимандрита. Для успокоения умов князь Михаил сообщил: “Положим три жребия на святой трапезе, написав на них имена выбираемых”. И вправду, положили жребии и отправили из владычних палат княжича Ростислава забрать один жребий, и по воле Божией вынулся жребий Спиридона, которого срочно вывели из монастыря и посадили во дворе владычном [328]. Помимо этого, в деле избрания епископов у новгородцев подмечаем и другие особенности. В то время как в других епархиях во епископы избирались практически только настоятели обителей, новгородцы довольно часто выбирали себе владык из несложных иноков, кроме того из белого духовенства.
Так, Илия и брат его Григорий избраны были из священников приходских новгородских церквей, Спиридон — из иеродиаконов Юрьевского монастыря, а Антоний и Арсений — из несложных черноризцев Хутыня монастыря. И князь Михаил, предлагая новгородцам в 1229 г. избрать нового владыку соответственно их обычаю, выразился: “Поищите себе для того чтобы мужа, в попех ли, в игуменех ли, в чернцех ли” [329]. Внезапно по избрании нового епископа новгородцы вводили его во двор святой Софии и предоставляли ему руководить епархиею, а сами отправляли послов к митрополиту с просьбою поставить им избранного владыку. В то время, когда митрополит изъявлял собственный согласие и присылал за новоизбранным с великою честию, данный последний празднично ехал в Киев со свитою и принимал в том месте рукоположение. Бывали случаи, когда избранный во епископа руководил Новгородскою епархиею до собственного посвящения довольно продолжительное время, ждя, пока “будет от митрополита позвание”, к примеру, Аркадий руководил около двух лет, Илия и Митрофан — по столько же, а Арсений возведенный на владычные “сени” из чернецов Хутыня монастыря, не смотря на то, что правил епархиею два года, но посвящения вовсе не дождался, в силу того, что по прошествии двух лет был изгнан новгородцами в ту же обитель [330].