Лекция 2
Тема: «его место и Сущность воспитания в целостной структуре педагогического процесса»
Вопросы:
1. Воспитание как намерено организованная деятельность по достижению целей образования.
2. Цель и задачи гуманистического воспитания.
3. Сущность личности в гуманистической теории воспитания.
4. Тенденции и правила гуманистического воспитания.
ВОПРОС 1. Воспитание как намерено организованная деятельность по достижению целей образования.
Личность человека формируется и начинается под влиянием бессчётных факторов, объективных и субъективных, природных и публичных, внутренних и внешних, свободных и зависимых от сознания и воли людей, действующих стихийно либо в соответствии с определенным целям. Наряду с этим сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект собственного развития и собственного формирования.
Понятие «воспитание» есть одним из ведущих понятий в педагогической науке. Употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле рассматривается как публичное явление, как действие общества на личность. Фактически отождествляется с социализацией. В узком педагогическом смысле воспитание рассматривается как намерено организованная деятельность воспитанников и педагогов по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где деятельность педагогов именуется воспитательной работой.
Виды воспитания классифицируются по различным основаниям.
Пример 1: Русский энциклопедия: в 2-х Т, Т 1-м, 93, с 165.
1) самая обобщённая классификация включает:
§ нравственное;
§ трудовое;
§ физическое.
2) в зависимости от разных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют:
§ гражданское;
§ политическое;
§ интернациональное;
§ нравственное;
§ эстетическое;
§ трудовое;
§ физическое;
§ правовое;
§ экологическое;
§ экономическое.
3) по институционному показателю:
§ домашнее;
§ школьное;
§ внешкольное;
§ конфессиональное (религиозное);
§ воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике);
§ воспитание в детских, юношеских организациях;
§ воспитание в особых образовательных учреждениях.
Целенаправленное управление процессом развития личности снабжает научно-организованное воспитание либо намерено организованную воспитательную работу. В случае, если имеется воспитание, значит:
1) учитываются движущие силы развития;
2) возрастные и личные изюминки детей;
3) употребляются влияния публичной и природной среды;
4) ослабляются негативные действия окружающей среды;
5) достигается согласованность и единство всех социальных университетов;
6) ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Современное научное представление о воспитании сложилось в следствии долгого противоборства последовательности педагогических идей.
Во время средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в разных формах существует и до наших дней.
Какова обстоятельство ее происхождения?
Иоганн Фридрих Гербарт — германский педагог, броский представитель данной теории. Цель воспитания – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону». Приемами управления вычислял угрозу, надзор за детьми, запрещения и приказания.
Как протест против авторитарного воспитания появляется теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо.Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать на протяжении воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория отыскала собственных последователей. Отрицательными моментами данной теории считаются самотёк и стихийность в воспитании. Эта теория оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.
опыт учителей и Нормативные документы-новатов 20-х годов ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания, другими словами на самоуправления и развитие самостоятельности.
Интенсивно развивалась педагогика, и закладывались базы для воспитания и дифференциации обучения.
Но гуманистический расцвет отечественной педагогики приводил к восхищению и завлекал внимание всей земли лишь три года. С усилением тоталитарного страны понемногу стали вводиться контроль и жёсткая регламентация за сознанием растущего человека, подгон его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов.
Цель и задачи гуманистического воспитания.
Гуманистическое воспитание имеет соей целью гармоничное развитие личности и предлагает добрый темперамент взаимоотношений между участниками педагогического процесса.
Для обозначения таких взаимоотношений употребляется термин «доброе воспитание», он предполагает особенную задачу общества о воспитании подрастающего поколения.
В гуманистической теории развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных трансформаций в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Конкретно достижение данной гармонии есть базой направления гуманистического воспитания.
Самость и Социумность — сферы личностного проявления, взаимосвязанные направления личности на себя и на общество, две стороны самосоздания.
Самость – отражение внутреннего замысла развития личности (психотерапевтического) характеризует глубину индивидуальности личности. Обуславливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных психотерапевтических состояний, где требуется саморегуляция, самореализация, самоорганизация.
Пример: А. Суворов, А. Чехов, Л. Толстой, К. Ушинский и др.
Социумность – отражает внешний замысел развития, в первую очередь, социальный. Имеет такие параметры, как высота и широта восхождения личности к социальным сокровищам, нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень купленных на их базе личностных качеств. Она достигается посредством адаптации, самоутверждения, реабилитации и коррекции, проявляющихся в самореализации личности.
Гармония самости и социумности характеризует личность с всесторонности представлений и позиции целостности об ее «Я», которое начинается во связи с внешним природным и социальным миром.