Бумага, из которой сделана книга, тетрадь, обложка для промокашка и нея, трамвайный билет либо чек в магазине, словом, каждая бумага либо картон изготовлены из дерева.
Лесорубы, вооруженные электрическими пилами, валят одну за второй высокие ели. Тракторы подтаскивают очищенные от ветвей стволы к самой реке. В том месте из стволов связывают плоты и спускают их вниз по течению.
Дабы не загружать железные дороги доставкой для того чтобы громадного количества леса бумажные фабрики стараются строить по берегам сплавных рек — пускай вода сама несет к фабрике сырье.
ОТКУДА ПРИШЛА БУМАГА
Перед тем как начать писать и печатать на бумаге, люди перепробовали множество разных материалов.
Первобытные племена писали прямо на камнях и скалах. Древние ассирийцы применяли для письма глиняные дощечки. Египтяне сумели изготовить особенный полезный материал для письма — папирус из прессованной сердцевины болотного растения с таким же заглавием. Греки писали на дорогом пергаменте — очень обработанной узкой телячьей коже. А в старой Руси использовали для счётов и обычных писем берёсту — верхнюю часть коры березы. Но все эти материалы были неудобны.
Берестяные грамоты XI—XV вв
Бумага пришла к нам с Востока. Ее изобрели в Китае около двух тысяч лет назад. До этого китайцы также пробовали писать на древесных либо бамбуковых дощечках либо на лакированной шелковой ткани. И только в середине I в. н. э. они стали готовить бумагу из массы измельченного бамбука, коры тутового дерева либо из тряпья.
От китайцев делать бумагу обучились корейцы, японцы, индийцы, таджики. И лишь через тысячу лет секрет изготовления бумаги определили в Европе. Но бамбук тут не растет. И бумагу стали делать из размолотых ветхих тряпок.
До тех пор пока газет и книг выходило мало, тряпичного сырья хватало. Но в то время, когда в каждом городе показались типографии, в то время, когда миллионы людей стали каждое утро потребовать газету, а миллионам школьников пригодились тетради и книжки, тряпок стало не хватать.
И тогда обучились делать бумагу из самого неистощимого по запасам сырья — из дерева.
ОТ БРЕВНА ДО КАШИЦЫ Попытаемся проследить ход за шагом, что происходит со стволом спиленной в лесу ели, пока он превратится в узкий страницу белой бумаги.
…Буксирный катер подтащил к причалу бумажной фабрики только что пришедший плот. Рабочие скоро распускают связки и баграми подают бревна на цепи лесотаски — подъемника, выносящего бревна на берег.
Из этого начинается путь древесины от автомобили к машине.
Особенные корочистные автомобили снимают со стволов кору. Круглые пилы мгновенно режут очищенные бревна на ровные, ровные поленья однообразной длины — балансы. Половину балансов конвейер несет на древесномассный завод.
Тут они попадают в дефибрер. Это высокая железная коробка, в нижней части которой вращается громадный жернов. Его шершавая поверхность, намоченная водой, сдирает с баланса слой за слоем древесину, перерабатывая ее в рыхлую волокнистую массу. Из-под жернова стремительная струя воды уносит измельченную древесину в щеполовку, где древесную массу очищают от случайно оставшихся в ней больших щепок.
Цилиндрический роторный дефибрер.
Червяк 1, поворачивающийся около оси х — х, входит в зацепление с червячным колесом а барабана 2, снабженного винтовыми ребрами b, что при вращении червяка 1 вращается около неподвижней оси О, благодаря чего бревна прижимаются к скоро вращающемуся около неподвижной оси В ротору 3, измельчающему древесину. Окно 4 помогает для загрузки бревен в рабочее пространство.
Бумага должна быть однородной, чистой, ровной. Исходя из этого древесную массу еще раз пропускают через сита очистительных автомобилей. После этого в сгустителе из нее удаляют лишнюю воду и направляют в смесительный бассейн.
Вторую половину балансов конвейер приносит на целлюлозный завод. В том месте механические ножи рубят их в транспортёр и мелкую щепу ссыпает ее в варочные котлы. В этих котлах щепу варят в растворе намерено приготовленной кислоты. Кислота растворяет те составные части древесины, каковые не необходимы для того чтобы. Остается чистая древесная клетчатка — целлюлоза в виде небольших волоконец.
Взятую в котлах целлюлозу в особенных автомобилях — роллах либо конических мельницах — размалывают в еще более небольшие волоконца и по трубам направляют в тот же смесительный бассейн, куда попадает измельченная и очищенная древесная масса.
К древесной массы и смеси целлюлозы додают клей. Это необходимо чтобы на будущей бумаге чернила не расплывались. Додают кроме этого особенный сорт белой глины — каолин, дабы бумага оказалась непрозрачной. А вдруг бумага должна быть цветной, в смесь вносят краску.
Материал для того чтобы готов. Стройная ель превратилась в жидкую кашицу. Остается сделать из нее бумагу.