ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
АНАЛИЗ ТЕКСТА
(1)Где мы? (2)В какой благословенный уголок почвы перенес нас сон Обломова?
(3)Что за чудный край!
(4)Нет, действительно, в том месте моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и безрадостного.
(5)Да и для чего оно, это дикое и грандиозное? (6)Море, к примеру? (7)Всевышний с ним!
(8)Оно наводит лишь грусть на человека: глядя на него, хочется плакать.
(9)Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взору, измученному однообразием нескончаемой картины.
(10)бешеные раскаты и Рёв валов не нежат не сильный слуха: они все твердят собственную, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания;
и все слышится в ней одинаковый стон, одинаковые жалобы словно бы обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, ужасные голоса.
(11) Птицы не щебечут около, лишь безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
(12)Бессилен гул зверя перед этими криками природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мелок, не сильный, так незаметно исчезает в небольших подробностях широкой картины! (13)От этого, возможно, так и не легко ему наблюдать на море.
(14)Нет, всевышний с ним, с морем!..
(15)пропасти и Горы созданы также не для увеселения человека. (16)Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него зубы и когти зверя…(17)И небо в том месте, над пропастями и скалами, думается таким далеким и недосягаемым, как словно бы оно отступилось от людей.
(18)Не таков мирный уголок, где внезапно оказался отечественный храбрец.
И. А. Гончаров
Цель: Совершить лексический и содержательный анализ текста с целью обнаружения его композиционных изюминок, ключевой мысли и роли лексических средств языка в создании эмоционального воздействия и художественного образа на читателя.
-На уроке нам предстоит работа с текстом определенного стиля речи.
У каждого из стилей речи существуют особенные приметы:
— цель высказывания,
— сфера применения,
— лексические, морфологические, синтаксические средства языка.
Текст, предложенный для анализа – начало 9-ой главы романа А.И. Гончарова «Обломов», что само по себе оказывает помощь осознать, что это текст художественного стиля речи, цель которого – создание художественного образа, эмоциональное действие на читателя, слушателя.
По словам литературного критика Дружинина, И.А.Гончаров создал «прекрасный эпизод, что останется в отечественной словесности на вечные времена».
А вот суждения ваших сверстников:
-Начало «Сна Обломова» произвело на меня яркое впечатление.
-Трудно не редкость сходу разобраться в тексте, верно воспринять его. Весьма необычно сначала показалось мне, что «Сон Обломова» начинается
с описания того, чего нет в этом благословенном уголке почвы. Лишь вчитываясь в строчки осознаёшь, что создатель не просто так выбрал такое начало.
-Гончаров получает создания броского и устрашающего образа неподвластной человеку природы. Каким жалким и не сильный думается себе человек если сравнивать с таковой природой!
-Я поражена мастерством А. И. Гончарова.
Одна из задач урока – изучив текст, осознать, как лексические средства языка: синонимы, антонимы, лексические повторы, перифразы, прямое и переносное значение слов – содействуют созданию художественного образа.
Для её реализации выполните задания.
1. Прочтите текст ясно, выделяя смысловые отрезки и нужные слова интонацией, паузами, увеличением либо понижением тона.
2. Отметьте композиционно-смысловые части текста. Озаглавьте их. Обратите внимание на конец и начало отрывка. Как они соотносятся? На каких приемах основана композиция текста?
Три главные части:
1-4 предложения. Чудный уголок,
5-17 предложения. Картина дикой природы (человек, море, горы, пропасть),
18 предложение. Мирный уголок.
конец и Начало отрывка замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе основную идея: выделена благословенность того мира, в котором живут обломовцы.
Композиция текста основана на противопоставлении чудного края дикой природе; ей же противопоставлен человек, чувствующий собственную ничтожность, слабость перед лицом дикой природы.
Море, горы, пропасти – любимые образы романтической литературы, связанные с этими понятиями, как неуспокоенность, борьба, постоянное рвение к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает чувство от Обломовки как от замкнутого, негромкого, благословенного мира, где царствует покой.
В один момент создатель подчеркивает собственную литературную позицию: отказ от романтизма как способа, изображающее что-то необыкновенное, необыкновенное, далекое от обыденной жизни.
3. Как именуется оборот речи, пребывающий в замене слова либо имени описательным сочетанием, содержащим элемент чёрта обрисовываемого предмета, явления либо лица.
К примеру, царь зверей- вместо лев; Петра творенье- вместо Санкт-Петербург.
Перифраза. Перифразы оказывают помощь избежать повторов, в образной форме высказывают оценку объекта.
Выпишите все перифразы, заменяющие в тексте главы романа наименование «Обломовка» (благословенный уголок почвы, чудный край, мирный уголок).
— Как вы думаете, с чьей точки зрения оценивается данный край? (С позиций обломовцев, каковые не просто любят собственную деревню, но кроме того вычисляют ее идеалом судьбы. Так думает и Илья Ильич Обломов, исходя из этого во сне он с радостью и умилением видит чудный край).
4. -Дабы выделить в тексте главное противопоставление- мир Обломова – дикая природа-употребляются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением, другими словами антонимы. Контекстные антонимы оказывают помощь установить, усилить противоположное значение в рамках законченного в смысловом отношении отрезка письменной речи.
Отыщите лексические и контекстуальные антонимы в 1-4 предложениях, 15-18 предложениях.
Благословенный уголок почвы (2 предл.) – грандиозное, дикое, безрадостное (4 предл.).