Благородный пророк — милость аллаха для миров

I. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует — милость ко всем творениям: к неверным и верующим, к людям, животным и джиннам.

Всевышний сообщил о нем:

«Мы послали тебя, (о Мухаммад) лишь в качестве милости к мирам»(21:107).

Верующие приняли эту милость и возблагодарили Аллаха за нее. Другие отвергли ее и променяли дар Аллаха на неверие.[122] Показывая на то, что Мухаммад есть милостью для всех: как для уверовавших в него, так и для неверных, — Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, сообщил: «Кто уверовал в Последний день и Аллаха, тому Всевышний предначертал милость в нашем мире и в жизни вечной, а те, каковые не уверовали в Его посланника и Аллаха, избавлены от наказаний в виде провалов под падения и землю камней с неба, которому подвергались прошлые общины, не уверовавшие в отправленных к ним пророков».[123]

Имам ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, касаясь этого аята, сообщил: «самоё правильным из двух точек зрения по поводу понимания слов Всевышнего «в качестве милости к мирам» есть то, которое передано от Ибн Аббаса. Он сказал, что Аллах отправил Собственного пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, в качестве милости ко всем творениям: как верующим из них, так и неверным. Что касается верующих, то милость к ним содержится в том, что при помощи Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, Аллах направил их к прямому пути, при помощи веры в него и деяний, совершаемых ими сообразно принесенному им от Аллаха шариату, они будут введены в Эдем. Что же касается неверных, то при помощи Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, от них отведено скорое массовое истребление, которое постигало предшествующие общины, объявлявшие лжецами собственных пророков».[124]

На то, что милость, явленная Аллахом в Мухаммаде, да благословит его Аллах и да приветствует, охватывает всю землю, показывает хадис, переданный от Абу Хурейры. В нем сообщается, что в один раз люди сообщили Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: «О Посланник Аллаха! Воззови к Аллаху и попроси у Него кару для язычников!» Пророк ответил: «Я не отправлен для проклятий, а отправлен в качестве милости».[125]

Хузейфа передал такие слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Я всего лишь человек и, подобно всем людям, могу гневаться. Но я отправлен Аллахом не в противном случае, как милость для миров. Посему, кого бы из собственной общины я ни поругал и кого бы ни проклял, прошу Аллаха сделать это благословением для него в Судный сутки».[126]

В хадисе, переданном от Абу Хурейры, приводятся такие слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Я не в противном случае, как милость, дарованная (Аллахом)».[127]

Он кроме этого сообщил: «Я — Мухаммад, и Ахмад, и аль-Мукаффи (Ступающий по следам),[128] и я аль-Хашир (Собирающий), и я — Набий ат-тавба (Пророк Раскаяния), и я — Набий ар-рахма (Пророк Милости)».[129]

II. Примеры, подтверждающие милость, явленную в Пророке, да благословит его Аллах и да приветствует.

Примеры проявления милосердия к неприятелям:

Милосердие к неприятелям на протяжении джихада:

Милосердие, заключающееся в религии Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, распространяется кроме того на ее неприятелей на протяжении битв с ними. Сражение с неприятелями в шариате Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, имеет четкие правила, которых обязаны придерживаться сражающиеся на пути Аллаха.

Всевышний говорит:

«Не преступайте! Воистину, Аллах не обожает преступающих!»(2:190).

Слова Аллаха «не преступайте!» включают запрет на такие вещи, как аль-мусля (уродование тел убитых неприятелей), аль-гулуль (воровство армейских трофеев), убийство дам, детей, и убийство стариков, каковые не принимают участия в битвах и чье мнение не воздействует на ведение войны. Не разрещаеться убийство монахов, больных, слепых, отшельников-богомольцев, в случае, если лишь они сами не сражаются либо не оказывают помощь неверным собственными рекомендациями.[130]

Ко мне же относится запрет на неоправданное убийство животных, сжигание деревьев, порчу посевов и плодов, приведение в загрязнение колодцев и негодность водоёмов, разрушение домов.[131]

В одном из походов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, нашлась убитая дама, и он высказал собственный порицание, запретив верующим убивать детей и женщин.[132]

Назначая начальников походов , Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, приказывал им опасаться Аллаха и отлично относиться к мусульманам, поступающим под их начало, а после этого сказал: «Отправляйтесь в поход на пути Аллаха с именем Аллаха! Сражайтесь с теми, кто не верит в Аллаха! вести войну, но не совершайте измены, не присваивайте себе незаконно армейские трофеи, не уродуйте тела убитых, не убивайте детей! А в то время, когда встретитесь с неприятелями из многобожников, то призовите их к одной из трех вещей…».[133]

Потом Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, показывал эти три вещи:

— Первым, к чему надлежало призвать неприятелей, — это переселение и принятие ислама (хиджра) в почву мусульман. При отказа переселяться их следовало призвать лишь к принятию ислама, но тогда их статус становился подобным статусу мусульман-бедуинов.

— В случае, если неприятель отказывался принимать ислам, его надлежало призвать к выплате джизьи.

— Если он не соглашался ни на что из этого, то надлежало положиться на помощь Аллаха и вступить с ним в сражение.[134]

Соблюдение соглашений с неприятелями:

Одним из наиболее значимых правил джихада есть отказ и неукоснительное соблюдение договоров от всякого измены. Всевышний сообщил:

«А вдруг опасаешься измены со стороны людей (из неприятелей), то заяви о прекращении договорных обязательств, дабы все были равны. Воистину, Аллах не обожает изменников»(8:58).

В случае, если между неверующими и мусульманами существует взаимная гарантия и договор безопасности, то мусульманам не дозволяется выполнять измены и вероломно нарушать контракт впредь до окончания его срока. При происхождения у мусульманской стороны опасений измены со стороны неприятелей, в то время, когда объективные эти говорят о большом вероятности вероломного нарушения ими заключенного соглашения без всякого предупреждения, мусульмане обязаны уведомить соперника о прекращении договорных обязательств, так, дабы и мусульмане, и неприятель в однообразной степени знали о прекращении действия контракта.

Из этого же аята возможно сделать вывод, что в случае, если измена со стороны неприятеля уже случилась, то уведомлять его о прекращении соглашения не требуется, в силу того, что при таких условиях измена делается известным фактом, а не есть всего лишь предметом опасений.

Иначе, аят показывает на то, что в случае, если у мусульман нет настоящих обстоятельств беспокоиться измены со стороны неприятелей, то заявлять о прекращении действия контракта раньше времени запрещено. Обязанностью мусульман есть соблюсти контракт до полного окончания его срока.[135]

Очень показательной в этом замысле есть история, поведанная Сулеймом ибн ‘Амиром. В ней сообщается: «в один раз, в то время, когда между Му’византийцами и авией действовал контракт о перемирии, его армии начали перемещение к византийским границам до окончания срока перемирия, для того, чтобы, когда оно кончится, сходу напасть на неприятеля. Внезапно прискакал какой-то человек на лошади либо аргамаке и начал выкрикивать возгласы: «Превелик Аллах! Превелик Аллах! Делайте соглашения и не допускайте измены!» Прискакавший был не кто другой, как ‘Амр ибн ‘Абаса. Му’авия, да будет им доволен Аллах, отправил к нему человека, дабы определить, в чем дело. ‘Амр сообщил: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «В случае, если кто-то заключит соглашение с каким-либо народом, то пускай не нарушает его, пока не закончится его срок, или пускай заявит о прекращении действия договора[136] так, дабы обе стороны знали об этом в однообразной мере». Услышав такие слова, Му’авия развернул войска обратно».[137]

Все сообщённое полностью подтверждает тот факт, что настоящей целью джихада есть возвеличивание слова Всевышнего Аллаха и утверждение истины.

Отведение кары от неприятелей:

Одним из величайших примеров милосердия Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которое распространялось кроме того на его неприятелей, есть история об ангеле гор. Аллах отправил к Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, этого ангела, в то время, когда язычники причиняли ему страдания и боль. Придя к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, ангел сообщил: «О Мухаммад! Всевышний Аллах слышал то, как твой народ издевался над тобой. Я — ангел гор. Твой Господь отправил меня в твое распоряжение. Чего ты хочешь? В случае, если желаешь, я обрушу на них две великие горы!»[138] На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил: «Нет, я прошу только о том, дабы Аллах произвел от них тех, кто начнёт поклоняться одному только Аллаху и ничему более наровне с Ним!»[139]

Чистота сердца Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и желание им хороша для иудеев и других:

Величайший пример милосердия Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, содержится в следующем хадисе, приведенном от Анаса, да будет им доволен Аллах: «Один мальчик-иудей прислуживал Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует. Как-то раз он заболел, и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел посетить его. Сев у изголовья больного, он сообщил ему: «Прими Ислам». Мальчик взглянуть на отца, пребывавшего рядом, а тот сообщил ему: «Повинуйся Абу-ль-Касиму!» Тогда он принял Ислам. (А в версии этого хадиса, приведенной у ан-Насаи, сообщается, что он сообщил: «Свидетельствую, что нет божества, хорошего поклонения, не считая Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха»). Затем Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел оттуда, говоря: “Хвала Аллаху, Что спас его от огня!”»[140] Аналогичных примеров в истории Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, множество.

Примеры проявления милосердия к верующим:

Всевышний сообщил:

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим»(9:128).

Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, отправлен Аллахом ко всем людям, но его отношение к верующим было особенным. Они были замечательно осведомлены о его качествах и имели возможность обучаться у него. Он относился к ним с искренней добротой и стремился оказать им любую помощь. Если они испытывали трудности, то это доставляло ему беспокойство. Он хотел им лишь хороша, делал все возможное чтобы оказать помощь им получить добро, и стремился наставить их на прямой путь. Он не желал, дабы их коснулось зло, и делал все возможное чтобы они обучились избегать его. К правоверным мусульманам он был лучше и снисходительнее, чем их личные родители. И исходя из этого обязанности мусульман перед Пророком Мухаммадом превосходят их обязанности перед всеми остальными людьми. Обязанностью его общины есть верить в него, почитать его, уважать и обожать.[141]

Аллах сообщил:

«Пророк ближе к верующим, чем они сами, а жены его — их матери»(33: 6).

Наиболее ценным для человека есть его личная душа, но Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, беспокоился о верующих больше, чем они сами заботятся о себе. Да и как возможно в противном случае, в случае, если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был доброжелательности и полон искренности по отношению к ним, проявлял к ним в самой высокой мере мягкость, сострадание, снисходительность. Исходя из этого верующим направляться отдавать предпочтение жажде Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, перед жаждами вторых а также перед собственными жаждами. Они обязаны ставить его слова превыше слов вторых людей, кем бы они ни были, и они кроме этого обязаны обожать его посильнее, чем кого бы то ни было из людей.[142]

Аллах сообщил:

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был неотёсанным и жестокосердным, то они обязательно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. В то время, когда же ты решишь , то уповай на Аллаха, поскольку Аллах обожает уповающих»(2:159).

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к Аллаху с таковой мольбой: “О Аллах, будь жёсток с тем, кто возьмёт хоть какую-то власть над (участниками) моей общины и будет жёсток с ними, и будь хорош с тем, кто возьмёт хоть какую-то власть над (участниками) моей общины и будет проявлять доброту по отношению к ним!”[143]

Он сказал кроме этого: «Я ближе к верующим, чем они сами. Исходя из этого тот, кто погибнет, имея долг, и не покинет средств на его погашение, я беру на себя уплату его долга. А тот, кто погибнет, покинув по окончании себя имущество, то оно в собственности его наследникам».[144]

Примеры проявления милосердия к людям по большому счету:

Джарир ибн Абдуллах, да будет им доволен Аллах, сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Тот, кто не милостив к людям, к тому не будет милостив Великий Аллах».[145]

Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, сообщил: «Я слышал, как Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Несчастен тот, в ком нет милосердия».[146]

Абдуллах ибн ‘Амр, да будет им доволен Аллах, сказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил: «Милосердных помилует Милостивый Аллах. Милосердствуйте к тем, кто на земле, и к вам будет милостив Тот, кто над небесами. Родственная сообщение — от Милостивого. Кто поддерживает ее, того поддерживает Аллах, а кто разрывает ее, с тем порывает Аллах».[147]

Примеры проявления милосердия к детям:

Анас ибн Малик поведал, что в один раз к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел старик, а люди медлили для того, чтобы уступить ему место. Тогда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Кто не жалеет младших среди нас и не почитает старших среди нас, тот не имеет к нам отношения».[148]

‘Амр ибн Шу’айб передал от собственного отца, а тот от собственного деда, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Не из нас тот, кто не милосердствует к младшим среди нас и не знает уважения к старшим среди нас».[149]

Примеры проявления милосердия к девочкам:

Абу Са’ид аль-Худри сказал: «Сообщил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Кто имеет трех дочерей, либо трех сестер, либо двух дочерей, либо двух сестер, и наряду с этим он опасается Аллаха в собственном отношении к ним и совершает для них добро, тот непременно войдет в Эдем».[150]

В сообщении Анаса, да будет им доволен Аллах, рассказывается: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил: «Тот, кто будет содержать двух либо трех дочерей, или двух либо трех сестер , пока они не выйдут замуж либо не погибнут, или пока не погибнет он сам, с тем мы будем в Раю столь же близки, как эти два пальца», — и он продемонстрировал указательный и средний пальцы руки».[151]

Примеры проявления милосердия к сиротам:

1. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил: «Опекающий сироту из собственных родственников либо посторонних будет в Раю столь же близок ко мне, как близки два этих».

Сообщив это, передатчик данного хадиса, которым был Малик ибн Анас, сделал символ указательным и средним пальцами.[152]

2. Абу Хурейра сказал, что в один раз некоторый человек пожаловался Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, на жесткость собственного сердца, и он сообщил ему: «Гладь головы сирот и корми бедняков».[153]

Примеры проявления милосердия к дамам и не сильный:

От Абу Хурейры, да будет им доволен Аллах, передано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил: “О Аллах, воистину, я запрещаю (людям) ущемлять права двух не сильный: женщины и сироты!”[154]

Передают со слов ‘Амира ибн аль-Ахваса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как на протяжении прощального паломничества Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, воздал хвалу Аллаху Всевышнему и возблагодарил Его, а позже начал наставлять и увещевать людей и сообщил кроме другого: “В любой момент обходитесь с женами отлично, потому что, воистину, они — ваши пленницы, и вы не имеете права ни на что иное».[155]

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сообщил: «В большинстве случаев Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не заходил ни в один дом в Медине, если не считать дома Умм Суляйм[156] и домов собственных жен; в то время, когда же его задали вопрос о причине этого, он сообщил: “Воистину, мне жалко ее, потому что ее брата убили, в то время, когда он был совместно со мной”».[157]

Примеры проявления милосердия к беднякам и вдовам:

Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил: «Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха либо тому, кто молится ночи напролет и всегда постится днем».

В версии, приведенной у Муслима, сообщено: «Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха и тому, кто молится ночами без устали и постится не разговляясь».[158]

2. От Абдуллаха ибн Абу Ауфы, да будет им доволен Аллах, переданы такие слова: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, довольно много поминал Аллаха, мало говорил, совершал продолжительные намазы и произносил маленькие проповеди. Ему не претило идти вместе с вдовами и бедняками и решать их неприятности».[159]

3. Абдуллах ибн Умар, да будет им доволен Аллах, говорил: «Я смотрел на лицо Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, находившегося на минбаре…, и мне на память приходили слова поэта (о нем):

…защитник вдов и Кормилец сирот…

Этим поэтом был Абу Активист движения Талибан».[160]

Хотевший во всем направляться примеру Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «В случае, если даст мне Аллах прожить в здравии еще какое количество-то, то я обязательно велю назначить для вдов в Ираке финансовые выплаты, чтобы по окончании меня они уже ни в ком не нуждались».[161]

Из этих хадисов делается очевидным милосердие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, проявляемое к беднякам и вдовам, и побуждение им людей к заботе о них и удовлетворению их потребностей.

От Умм Буджейд, да будет ею доволен Аллах, сообщается, что она обратилась к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, со словами: «О Посланник Аллаха, да пребудет над тобой благословение Аллаха! В случае, если к моей двери подойдет бедняк, а я не отыщу что ему дать, как мне быть?» «Если не отыщешь ничего, что возможно дать ему, не считая обожженного копытца, то дай ему!»[162]

Данный пример подчеркивает милосердие Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, к беднякам и показывает на то, что он побуждал людей проявлять к неимущим сочувствие и доброту и кормить их в меру собственных возможностей.

Примеры проявления милосердия к искателям знания:

От Абу Са’ида переданы такие слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, с которыми он обратился к своим сподвижникам: «К вам будут приходить люди, ищущие знания. В то время, когда встретитесь с ними, рассказываете им: «Вам очень рады, о те, каковые завещаны нам Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!» — а после этого обогащайте их знанием».[163]

Малик ибн аль-Хувайрис говорил: «В свое время мы пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а все мы были парнями приблизительно одного возраста. И мы прожили у него двадцать дней, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был хорош и мягок с нами. В то время, когда он заметил, что мы стали тосковать по своим семьям, он задал вопрос нас о том, кто остался у нас дома, и мы поведали ему об этом. Тогда он сообщил: “Возвращайтесь к своим семьям, живите с ними, учите их религии и велите им творить благое. И совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я, а в то время, когда наступает время намаза, пускай один из вас провозгласит для вас призыв к нему, а старший среди вас пускай командует вашим намазом”[164]».[165]

Приведенные примеры указывают на милосердие и доброту Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к искателям знаний.

Примеры проявления милосердия к военнопленным:

Абу Муса, да будет им доволен Аллах, передал такие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Освобождайте военнопленных, кормите голодных и навещайте больных!»[166]

В этом хадисе содержится указание на милосердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к военнопленным мусульманам, веление освобождать их, и веление кормить голодных и навещать больных.

Примеры проявления милосердия к больным и сочувствия к ним:

От Абу Хурейры передано, что он слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, такие слова: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу». Люди задали вопрос: «А что это за вещи, о посланник Аллаха?» «Если ты встретишь мусульманина, то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его приглашение, если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, сообщи ему: «Йархамука-Ллах!» («Да помилует тебя Аллах!»), если он заболеет, навести его, а если он погибнет, то проводи его в последний путь».[167]

Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что в один раз Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Воистину, мусульманин, посетивший больного, пребывает среди хурфату-ль-джанна до тех пор, пока не возвратится”. Люди задали вопрос: “О посланник Аллаха, а что такое “хурфату-ль-джанна”?”, — и он сообщил: “Райские плоды”.[168]

От Али, да будет им доволен Аллах, сообщается, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В случае, если мусульманин посетил другого мусульманина утром, то непременно семьдесят тысяч ангелов благословляют его до самого вечера, а если он посетил его вечером, то семьдесят тысяч ангелов благословляют его до утра, и даруется ему сад в Раю».[169]

От Ибн Аббаса, да будет им доволен Аллах, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «В случае, если кто-нибудь посетит больного, срок судьбы которого еще не истек, и, пребывав у него, семь раз сообщит: “Прошу Великого Аллаха, Господа великого трона, исцелить тебя!” /Ас`алю-Ллаха-ль-`Азыма, Рабба-ль-`арши-ль-`азыми, ан йашфийа-кя!/, — Аллах непременно исцелит его от этого недуга».[170]

Все эти хадисы самым очевидным образом демонстрируют то, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был хорош к больным, как горячо он стремился оказать помощь им и как очень сильно хотел для них исцеления, и то, как он побуждал собственных последователей к проявлению всяческой заботы о больных и вселению эйфории в их сердца.

Примеры проявления милосердия к животным, птицам и ко всему живому:

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что в один раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Как-то раз одного человека, шедшего (собственной дорогой), начала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился оттуда, а в то время, когда выбрался наружу, нежданно заметил перед собой собаку, высовывавшую язык и лизавшую от жажды влажная почва. При виде этого человек сообщил себе: “Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня”, по окончании чего он наполнил водой собственный башмак, забрал его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, забыв обиду ему его грехи». Люди задали вопрос: «О посланник Аллаха, разве нам надеется приз и за животных?» — на что он ответил: «Приз надеется за все живое».[171]

Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Была прощена одна блудница, которая проходила мимо высунувшей язык собаки, которая умирала от жажды у колодца: эта блудница сняла башмак, привязала его к собственному покрывалу и зачерпнула для нее воды, и за это простились ей ее грехи».[172]

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Одна дама была подвергнута мучениям за кошку, которую она держала взаперти, пока та не сдохла, и вследствие этого поступка она появилась в огне. Она держала ее взаперти, не кормя и не поя, и не производила ее, не давая возможности поедать живность, ползающую по земле»[173].

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «В случае, если какой-нибудь мусульманин посадит дерево либо посеет что-нибудь, а после этого птица, человек либо животное съест что-то из посеянного либо посаженного им, это обязательно зачтется ему как садака».[174]

Ибн Аббас, да будет им доволен Аллах, поведал, что в один раз некоторый человек решил зарезать овцу. Положив ее на землю, он стал при ней точить собственный нож. В то время, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заметил, что делает данный человек, то сообщил ему: «Неужто ты хочешь, дабы она испытала сходу пара смертей?! Разве ты не имел возможности поточить собственный нож перед тем, как уложить ее для заклания?!»[175]

Передают со слов Шаддада ибн Ауса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Воистину, Аллах предписал проявлять доброту во всем: в случае, если вам нужно будет убивать,[176] делайте это хорошим методом,[177] и в случае, если станете приносить жертву, делайте это отлично, и пускай любой из вас как направляться точит собственный нож и избавляет животное от мучений».[178]

Ибн ‘Амр, да будет им доволен Аллах, передал такие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Всевышний Аллах спросит со всякого, убившего птичку без соблюдения ее права либо убившего так что-либо больше нее». Люди задали вопрос: «О Посланник Аллаха! В чем содержится ее право?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это право пребывает в том, что человек обязан зарезать ее, как положено, и съесть, но не должен бросать ее, отрывая ей голову».[179]

Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, комментируя этот хадис, сообщил: «Запрещается убивать птичек для забавы. В случае, если же человек убил птичку, дабы съесть ее либо дать в качестве милостыни второму, то это не есть грехом».

Сообщается, что в один раз Ибн Умар, да будет им доволен Аллах, проходил мимо группы курайшитских детей, каковые подвесили птицу либо курицу и стреляли в нее из луков. Причем любая не попадавшая в цель стрела доставалась обладателю птицы. В то время, когда они заметили Ибн Умара, то разбежались, а он сообщил: «Кто это сделал? На этом человеке проклятие Аллаха, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял всякого, кто выбирает мишенью живое существо!»[180]

Сообщается, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сообщил: «в один раз, в то время, когда мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершали один из походов, он удалился по собственной необходимости, а мы заметили красную птицу с двумя птенцами. И мы забрали ее птенцов, а эта птица приблизилась к нам и начала летать около, рукоплеща крыльями. Возвратившись назад, да благословит его Аллах и приветствует, задал вопрос: “Кто вынудил мучиться эту птицу из-за ее птенцов?! Отдайте их ей!” В то время, когда же он заметил муравейник, что мы сожгли, то задал вопрос: “Кто сжег это?” Мы ответили: “Это сделали мы”. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Никто, не считая Господа огня, не должен подвергать вторых мукам огня!”[181]

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что в один раз мимо Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прошел осел, на морде которого было выжжено клеймо, и он сообщил: «Да проклянет Аллах того, кто заклеймил его!»[182]

От него же сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал наносить удары по лицу и клеймить морды животных.[183]

Абдуллах ибн Джа`фар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Как-то раз Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашел в рощу, принадлежавшую одному из ансаров, и нежданно заметил в том месте верблюда. В то время, когда же верблюд заметил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то стал жалобно стонать, а глаза его наполнились слезами. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к нему, погладил его по горбу и за ушами и он успокоился, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начал спрашивать: “Кто хозяин этого верблюда? Кому в собственности данный верблюд?” Тогда к нему подошел один парень из ансаров и сообщил: “Он мой, о посланник Аллаха.” Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, вскрикнул: “По какой причине, обладая этим животным, ты не опасаешься Аллаха, что сделал его подвластным тебе? Воистину, оно пожаловалось мне на то, что ты моришь его голодом и изнуряешь непосильным трудом!”[184]

Это только кое-какие примеры милосердия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, проявляемого к друзьям и врагам, к неверным и мусульманам, к женщинам и мужчинам, к молодым и ветхим, к животным и людям. Аналогичных примеров его милосердия — огромное множество, но количество данной книги не разрешает привести их все. Да пребудут над ним благословения и мир Всевышнего Аллаха до скончания столетий.

Благородные нравы пророка Мухаммада (ﷺ) Ч_7 Глава-5


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: