Биологические и функциональные системы

Развитие физиологии в 19-20 вв. разрешило осуществить глубинные механизмы, субмолекулярные процессы в организме. Было накоплено огромное количество аналитических информации о функциях клеток, тканей, органов и таковой аналитический подход был оправдан и нужен.

Но созрела необходимость объединить и систематизировать полученные эти для описания функций организма в целом. В 50-60 гг. Берталанфи, применяя кибернетические подходы, создал неспециализированную теорию биологических совокупностей:

1 принцип целостности. Нереально свести свойства совокупности к несложной сумме ее частей;

2. принцип структурности. Любую биологическую совокупность возможно обрисовать через ее структуру;

3. принцип иерархичности. Элементы совокупности подчинены друг другу сверху вниз, другими словами вышележащие компоненты руководят нижележащими;

4. связь совокупности со средой. Организм есть открытой совокупностью.

Берталанфи не распознал главного системного фактора. Главные же системные закономерности живых организмов создал П.К. Анохин.

В физиологии в далеком прошлом существует понятие физиологических совокупностей – это комплекс морфологически и функционально объединенных органов, имеющих неспециализированные механизмы регуляции и делающих однообразные функции. Анохин установил, что в организме имеется и другие системы, снабжающие поддержание параметров гомеостаза. Он назвал их функциональными совокупностями.

Функциональная совокупность — это совокупность тканей и органов, каковые снабжают достижение цели в определенном виде жизнедеятельности. Эту цель он назвал полезно-приспособительным результатом (ППР). Им возможно тот либо другой параметр гомеостаза, либо итог поведения, удовлетворяющий биологической потребности, хороший итог социальной деятельности человека.

ППР есть тем причиной, что объединяет ткани организма и различные органы в единое целое — функциональную совокупность, причем, не по морфологическому показателю, а по функциональному. Исходя из этого в функциональную совокупность смогут входить ткани и органы из различных функциональных совокупностей. Функциональные совокупности смогут быть как наследуемыми, так и формирующимися в ходе жизнедеятельности.

Неспециализированная схема функциональной совокупности для поддержания гомеостаза включает следующие элементы: [рис. схемы]

В случае, если параметры ППР отклоняются от обычных, возбуждаются рецепторы ППР. Импульсы от них по афферентным дорогам идут в нервный центр, регулирующий этот параметр. От нервного центра импульс поступает к аккуратным органам, снабжающим поддержание этого параметра, включается вегетативная и гуморальная регуляция. В случае, если наряду с этим ППР не приходит к норме, то импульсы от нервного центра поступают в кору громадных полушарий. Возбуждаются определенные нейроны и включается поведенческая регуляция. Изменяется целенаправленное поведение организма. В следствии ППР приходит к исходному уровню. Помимо этого на ППР воздействует обмен веществ, а иначе и ППР воздействует на метаболические процессы.

регуляции и Возрастные особенности формирования физиологических функций

В ходе развития организма происходят как количественные, так и качественные его трансформации. В следствии усложнения структуры появляются новые функции, к примеру мозг ребенка получает свойство к абстрактоному мышлению. В базе возрастных трансформаций лежат:

1. гетерохронность либо неравномерность органов и созревания систем;

2. этапные возрастные скачки;

3. акселерация, т.е. ускорение темпов биологического развития в определенные периоды.

Это обусловлено влиянием окружающей среды, социальными факторами, урбанизацией судьбы. На базе наблюдений за формированием функциональных совокупностей в онтогенезе Анохин создал учение о системогенезе. Гетерохронность систем и развития органов отлично видна на примере двигательного аппарата ребенка. Первоначально формируется двигательные единицы и рефлекс, снабжающие держание головы, после этого обуславливающие свойство сидеть, находиться, ходить.

Программа личного развития выполняется за счет генетического аппарата. На определенных возрастных этапах происходит активация определенных генов, в следствии включаются определенные функции организма и формируются новые функциональные совокупности. Это проявляется возрастным скачком либо критическим периодом. К примеру, функции органов и скачкообразное изменение структуры, совокупностей, каковые наблюдаются во время полового созревания.

Акселерация – ускорение роста скелета, мышц, ускоренное половое созревание. Она связана с действием природной социальных факторов и среды на организм.

развитие и Формирование организма заканчивается к 20-ти годам. 20-55 (60) лет – зрелый возраст. В это время функциональная активность систем и органов находится на одном уровне. С 65-70 лет — пожилой возраст — выраженные инволюционные перестройки: понижается главной обмен, нарушается метаболизм в клетках, что и определяет длительность судьбы человека.

По окончании 75 лет наступает старость, быстро снижается активность процессов, появляются старческие заболевания, к примеру атеросклероз. Возраст более 90 лет именуется периодом долгожительства.

Механизмы нейро-гуморальной регуляции с возрастом изменяются. У новорожденных ограничено количество сложных абсолютных рефлексов и нет условных. Нервная регуляция несовершенна, но клетки и органы высоко чувствительны к влиянию ФАВ. По мере роста совершенствуется рефлекторная деятельность ЦНС. К первому году судьбы формируются сложные рефлексы, снабжающие обращение. В один момент понижается чувствительность к ФАВ. У зрелого человека нейро-гуморальная регуляция высоко организована. В старости отмечается деструктивные трансформации нервных окончаний, понижается количество рецепторов в клетках, понижается их чувствительность к действию ФАВ.

В детском возрасте по В. Аршавскому выделяют следующие периоды:

1. новорожденный – 7-8 дней;

2. грудного вскармливания – 5-6 месяцев;

3. смешанного питания – 6-12 месяцев;

4. ясельного возраста – 1-3 года;

5. дошкольного возраста – 3-7 лет;

6. младшего школьного возраста – 7-12 лет;

7. стершего школьного возраста – 12-17 лет;

8. юношеского возраста – 17-20 лет.

3.7 Самоорганизующиеся системы — Философия для бакалавров


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: