Билет 7 таинство миропомазания. чин мироварения

Сообщение благодатных даров Святого Духа новокрещенным, подаваемое сейчас в Миропомазании, первоначально в апостольское время совершалось чрез возложение и молитву рук. Но с умножением верующих и крестившихся эта внешняя начальная форма таинства (руковозложение) была заменена уже при их преемниках и апостолах помазанием Миром (1 Ин. 3, 20, 27; 1 Кор. 1, 27).

В III и IV столетиях чин Миропомазания достиг собственного полного развития и слагался уже из тех элементов, какие конкретно в него входят и на данный момент: помазание святым Миром — с произнесением известных слов, руковозложение, — в большинстве случаев в Западной Церкви, — соединенное с молитвой и крестным знамением; крестное знамение именовалось печатью в отношении к Миропомазанию.

В четвертом веке таинство совершалось чрез помазание Миром конкретно по окончании Крещения (Лаодикийский Собор, 48 пр.). Этим помазанием запечатлевались разные члены и части людской тела: чело, очи, ноздри, уста, перси и уши, с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго» (Второй Вселенский Собор; Трулльский Собор, 7 пр.; Кирилл Иерусалимский, 95 пр.). Самое помазание совершалось крестообразно, как возможно заключить из свидетельств отцов Церкви Дионисия Ареопагита, блж. Августина, свт. Амвросия и др.

Обрядовая сторона таинства Миропомазания складывается из двух частей: из освящения Мира и фактически помазания.

ОСВЯЩЕНИЕ МИРА

Право освящать Миро в собственности только епископу. В Синодальный период Русской Церкви Миро освящалось в один раз в году в Москве либо в Киеве. На данный момент Миро освящается через год в Москве патриархом.

В состав Мира, не считая воды, вина и елея, входит в определенных дозах до 30, а время от времени и более, разных благовонных веществ: благовонные масла (бергамотовое, гвоздичное, померанцевое и др.), разные ладаны (росный, несложный белый и тёмный и др.) и корни (фиалковый, имбирный, кардамонный и др.), благовонные цветы (розовые и др.) и травы и другое. Разнообразие благовонных веществ символически указывает на разнообразие и обилие благодатных даров Святого Духа, информируемых в Миропомазании.

Предварительное приготовление всех благовонных веществ и других составляющих — начинается с Крестопоклонной семь дней и заканчивается к Страстной седмице. Открытое и праздничное мироварение не редкость на Страстной седмице, начиная с Великого Понедельника. Утром этого дня приготовленное вещество мира, равно как и все принадлежности мироварения, архиерей (в Москве патриарх) окропляет святой водою (для этого на месте совершается водоосвящение) и сам возжигает под котлами пламя, что и поддерживается позже на протяжении мироварения диаконами и священниками. Во все время мироварения священники непрерывно просматривают Евангелие.

В Великую Среду в приготовленное миро кладут запахи. После этого миро разливается в 12 сосудов. В Великий Четверг, пред чтением часов, священники переносят эти сосуды в алтарь и поставляют на приготовленных местах около алтаря. На алтаре же поставляется сосуд (алавастр) с Миром, освященным прежде. На протяжении великого входа священники, сослужащие патриарху, предносят пред Дарами сосуды с Миром (освященным и еще не освященным) и поставляют их около престола. Алавастр с преждеосвященным Миром поставляется на престоле. По окончании освящения Святых Даров, по окончании слов: «И да будут милости…», — патриарх освящает Миро, благословляя трижды крестным знамением любой сосуд, просматривая особенную молитву, в которой испрашивает у Господа наития Святого Духа на Миро, дабы Господь сотворил его помазанием духовным, хранилищем судьбы, освящением душ и телес, елеем радования.

В следующей молитве патриарх приносит благодарение Всевышнему за освящение Мира. После этого он благословляет еще раз трижды любой сосуд и закрывает их. Освященное так Миро по окончании литургии переносится в особенное хранилище при пении 44-го псалма. Тут в любой сосуд освященного Мира вливается из алавастра по паре капель преждеосвященного Мира, а сам алавастр дополняется снова освященным Миром. Из Столичной Патриархии освященное Миро рассылается епархиальным архиереям.

В приходских храмах полученное от епископа Миро хранится в алтаре на престоле в особом коробке, именуемом мирницей, в которой надеется сосуд со святым Миром, и сосуд с освященным елеем (с соответствующей надписью: «Святой елей» и «Святое Миро»), ножницы, губка и две кисточки для помазания — одна Миром, вторая — елеем.

МИРОПОМАЗАНИЕ

Помазание Миром совершается священником конкретно за Крещением. В обрядовой стороне этого священнодействия везде выражается идея о тесной внутренней связи его с Крещением.1

По окончании молитвы: «Благословен еси, Господи Боже Вседержителю», служащей переходом от совершения таинства Крещения к совершению таинства Миропомазания, священник помазует новокрещенного Миром крестообразно на челе, очах (столетиях), ноздрях, устах, ушах, персях, ногах и руках, произнося при каждом помазании слова совершительной молитвы таинства:

«ПЕЧАТЬ ДАРА ДУХА СВЯТАГО, АМИНЬ».

Этим видимым действием освящаются невидимо Святым Духом мысли, эмоции и все действия судьбы человека.

По окончании помазания Миром священник с восприемниками и крещаемым совершают

троекратное хождение около купели со свечами при пении: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа».

Круг имеется знак вечности, исходя из этого кругообразное обхождение со свечами высказывает вступление новопросвещенного в вечный альянс со Христом, Светом мира (Ин. 8, 12), и радость новопросвещенного и всей Церкви о совершающемся таинстве духовного рождения нового сына Церкви. (Обхождение начинается с правой стороны — как около храма).

Евангелия и Чтение Апостола. По окончании обхождения около пения и купели прокимна читается Евангелие и Апостол, каковые одинаково относятся к крещению и к миропомазанию, показывая на внутреннюю связь между ними.

Апостол растолковывает цель и плоды крещения как воскресения и образа погребения Господа и начинается словами: «Братие, елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся» (Рим. 6, 3—11). Евангелие повествует о явлении воскресшего Иисуса Христа ученикам на Галилейской горе и повелении Его учить «вся языки, крестяще их во Сына и имя Отца и Святаго Духа» (Мк. 28, 16—20). Это первое из воскресных утренних Евангелий.

По окончании чтения Евангелия не редкость ектения: «Помилуй нас, Боже», в которой прилагаются прошения о восприемнике и новопросвещенном, по окончании которой по Уставу положено выполнять отпуст.

В самом чинопоследовании Миропомазания и таинств Крещения, на сообщение их с литургией показывает: начальный возглас крещения «Благословенно Царство», великая (мирная) ектения, пение прокимна, Евангелия и чтение Апостола.

Омовение. На данный момент, по чиноположению Православной Церкви, по окончании ектении «Помилуй нас, Боже» отпуста не бывает, а священник совершает подряд еще два действия: пострижение и омовение власов.

В старой Церкви эти два действия совершались на восьмой сутки по окончании миропомазания и крещения. В продолжение предшествовавших семи дней новокрещенные шепетильно сохраняли на себе елей и святое Миро, полученные в двух таинствах, и потому не омывались, равняется и не снимали белых одежд, взятых в крещении. Все это время они проводили в молитве и посте, удалялись от развлечений и мирских удовольствий. Воспоминание о таковой практике старой Церкви сохранилось в отечественном Требнике, относящем омовение на восьмой сутки.

Омовение совершается по следующему чину: священник просматривает молитвы, в которых требует Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной, соделать его непобедимым подвижником и сподобить его вечной жизни.

Позже «разрешает, — сообщено в Требнике, — пояс отрочате и пелены» и, соединив края их, омочает их в чистую воду и кропит новокрещенного, говоря: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа отечественного Иисуса Христа, и Духом Всевышнего отечественного».

После этого совершает губкой, напоенной чистой (горячей) водою, самое омовение частей тела, помазанных Миром и елеем, произнося слова:

«Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси; во Сына и имя Отца и Святаго Духа, аминь».

Как в прошлых, так и в последующих словах указывается на преемственное совершение таинств, которых удостоился новокрещенный, то есть, слова:

оправдался еси — говорит о прощении грехов;

крестился еси — на тела и освящение души в водах крещения;

просветился — вместе с тем и на просвещение души верою в этом таинстве;

миропомазался — на таинство Миропомазания;

освятился — относится к таинству Евхаристии, которой сподоблялись новокрещенные в старой Церкви в течение семи дней;

омылся — относится к настоящему обряду омовения.

Пострижение власов совершается за омовением. Оно предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божие на новокрещенного и на главу его, да преуспев в возрасте, «сединами старости славу Всевышнему возслет» и заметит благая Иерусалимова.

После этого крестовидно постригает волосы на голове новокрещенного, произнося:

«Постригается раб Божий (имя) во Сына и имя Отца и Святаго Духа» (певцы — «Аминь»).

Пострижение волос на голове свидетельствует подчинение новокрещенного Иисусу Христу и посвящение его на служение Всевышнему.

Пострижение волос на голове совершается обыкновенно в том порядке, в каком благословляется голова: вначале постригается затылок, позже — передняя часть головы, потом правая и левая ее стороны.

За пострижением волос направляться краткая ектения: «Помилуй нас, Боже», — о новокрещенном и восприемнике. А после этого не редкость отпуст с крестом, где обыкновенно поминается святой, в честь которого дано имя крещенному. По окончании отпуста дается крест для целования вначале новокрещенному, позже восприемникам.

Воцерковление

Воцерковление имеется введение новокрещенного человека в причисление и церковное общество к нему. По собственному происхождению воцерковление имеет еще значение дозволения входить в храм.

Чин воцерковления младенца совершается на 40-й сутки по рождении над уже крещенным младенцем.

Данный чин направляться в большинстве случаев сразу после чтения «Молитв жене родильнице в 40-й сутки» («сороковой молитвы»). По окончании чтения последней (4-й) молитвы священник, забрав младенца на руки, творит им образ креста, — вначале пред вратами храма (в притворе), — произнося слова:

«Воцерковляется раб Божий (либо раба Божия) (имя) во Сына и имя Отца и Святаго Духа, аминь».

Входя в храм, произносит:

«Внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему».

Среди же церкви опять творит образ креста со словами:

«Воцерковляется раб Божий…» и по окончании них говорит:

«Посреде церкве прославит Тя».

Наконец, перед царскими вратами в третий раз священник, творя младенцем образ креста, произносит те же слова: «Воцерковляется раб Божий». И в случае, если младенец мужского пола, то вносит его в алтарь, обнося около престола чрез горнее место, и по окончании поднесения его (приложив) к местным иконам, отдает в руки принесшим его. В случае, если же младенец женского пола, то в алтарь не вносится, а лишь пред царские врата. Воцерковление священник заключает молитвой Симеона Богоприимца: «Сейчас отпущаеши…» и отпустом с крестом.

Билет 8 Таинство Брака

Брак имеется таинство, в котором невеста и жених пред Церковью и священником дают свободное обещание о обоюдной их супружеской верности, и альянс их благословляется, во образ альянса Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к христианскому воспитанию и благословенному рождению детей (Катехизис).

Брак, по христианскому взору, имеется великая тайна единения двух душ, в образе единения Христа с Церковью (см. Апостол, читаемый на венчании — Еф. зач. 230).

жена и Муж, по мысли святого Киприана Карфагенского, приобретают цельность и полноту собственного бытия в духовно-нравственном и взаимном восполнении и физическом единении одного личностью другого, что достигается в христианском браке.

жены и Взаимные обязанности мужа указаны в Свящ. Писании: супруг обязан обожать жену, как Христос возлюбил Церковь; а со стороны жены должно быть повиновение мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5, 22—26).

ОГЛАШЕНИЕ ПРЕД БРАКОМ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ Своих родителей

невеста и Жених как члены Православной Церкви, по старому обычаю, «да могут (т. е. должны знать) исповедание веры, сиречь: Верю во единаго Всевышнего, и Молитву Господню, сие имеется: Отче отечественный; (и) Богородице Дево и десятословие» (Кормчая, 2, 50).

Предохраняя от вступления в незаконный брак (по степени родства), Православная Церковь ввела предварительное троекратное «оглашение» (в три ближайшие воскресения), т. е. делает известным участникам прихода намерение лиц, желающих вступить в брак. Церковь кроме этого внушает вступающим в брак «предочистить», преднапутствовать себя на новое поприще судьбы подвигом поста, молитвы, причащения и покаяния Святых Таин.

невесты и Православные родители жениха, сохраняя старый благочестивый похвальный обычай, «предварительно благословляют» их не только по эмоции родительской любви, но и от лица Господа и святых, — благословляют святыми иконами со знамениями потребностей судьбы — хлебом и солью. Начало родительского благословения детям, вступающим в брак, указано в слове Божием. Так, некогда Вафуил благословил дочь собственную Ревекку для супружества с Исааком (Быт. 24, 60), Рагуил дочь собственную Сарру для супружества с Товием (Тов. 7, 11—12).

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ БРАКА

Чинопоследование брака положено постоянно совершать в храме, и притом самым приличным временем для совершения брака указывается время по окончании литургии.

Любой брак надеется выполнять раздельно, а не совместно пара браков.

Чинопоследование брака складывается из: 1) чина обручения и 2) последования разрешения и венчания венцов, т. е. совершения фактически таинства.

В обручении утверждается пред Всевышним «глаголанное у брачущихся слово», т. е. обоюдное обещание брачующихся, и в залог этого им дают кольца; в венчании же благословляется альянс брачующихся и испрашивается на них благодать Божия. В древности обручение совершалось раздельно от венчания. На данный момент венчание в большинстве случаев направляться в тот же миг за обручением.

Чин обручения. Пред обручением священник думает для освящения на престоле с правой стороны кольца («кольца») брачующихся (одно около другого), наряду с этим серебряное (которое по окончании перемены достается жениху) надеется на престоле с правой стороны от золотого. Кольца надеются на престоле в знак того, что альянс обручаемых скрепляется десницей Всевышнего и что брачующиеся поручают собственную жизнь Промыслу Божию.

Для обручения священник, облачившись в фелонь и епитрахиль, выходит из алтаря чрез царские врата. Он выносит с собой в предшествии светильника Евангелие и крест и думает их на аналое среди храма. Крест, свеча и Евангелие являются знаками невидимого присутствия Христа Спасителя.

Обручение совершается в притворе храма либо при самом входе в храм (в «преддверии храма»).

Священник (трижды) благословляет крестообразно вначале жениха, а позже невесту зажженною свечой, которую позже вручает каждому, показывая тем, что в браке преподается свет благодати совершаемого таинства и что для вступления в законный брак нужна чистота судьбы, сияющая светом добродетели, по какой причине зажженные свечи не даются второбрачным как уже не невинным.

Позже (по Уставу) священник кадит их крестовидно, говоря о молитве и преподание благословения Божия, знаком которых помогает фимиам, как средство к отражению всего враждебного чистоте брака. (На данный момент невесты и каждение жениха пред обручением не совершается.)

Затем священник творит простое начало: «Благословен Всевышний отечественный…» и произносит мирную ектению, в которой находятся прошения о брачующихся и о спасении их, о ниспослании им любви идеальной и сохранении их в твёрдой вере и единомыслии.

По окончании ектении священник вслух просматривает две молитвы, в которых испрашивается обручающимся благословение Божие, единомыслие, мирная и непорочная судьба и проч. Наряду с этим воспоминается Ревекки и брак Исаака как непорочности и образец девства для брачующихся. Сейчас диакон идет в алтарь и приносит с престола кольца.

Священник, забрав вначале золотой кольцо, трижды осеняет жениха на его главе, произнося (трижды):

«ОБРУЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя) ВО СЫНА и Имя ОТЦА И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ», и думает кольцо на палец правой руки (обыкновенно на четвертом пальце).

Совершенно верно так же вручает серебряный кольцо невесте с произнесением слов: «ОБРУЧАЕТСЯ РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ…».

Затем кольца трижды переменяются, и, так, кольцо невесты остается как залог у жениха, а кольцо жениха — у невесты.

Вручением колец священник напоминает брачующимся о непрерывности и вечности их альянса. Происходящая после этого троекратная перемена колец показывает на обоюдное согласие, которое должно быть в любой момент между супругами, а совершение ее восприемником либо кем-либо из родственников говорит о том, что на обоюдное согласие брачующихся имеется согласие и их своих родителей либо родственников.

Возложив кольца на десницы обручающихся, священник произносит молитву обручения, в которой требует Господа, дабы Он благословил и утвердил обручение (греч. aёёabоna — залог, ср. 2 Кор. 1, 22; 5, 5; Еф. 1, 14), подобно тому как Он утвердил Ревекки и обручение Исаака, благословил положение колец благословением небесным, сообразно с силою, явленною кольцом в лице Иосифа, Даниила, Фамари и блудного сына, упоминаемого в евангельской притче, утвердил обручающихся в вере, любви и единомыслии, и даровал им Ангела Хранителя во все дни их жизни.

Наконец, произносится краткая ектения: «Помилуй нас, Боже…», какая не редкость в начале утрени, с присоединением прошения об обручающихся. Этим оканчивается обручение. Обыкновенно за этим отпуста не бывает, а направляться венчание.

На данный момент, по принятому обычаю, священник возглашает: «Слава Тебе, Боже отечественный, слава Тебе», и при пении 127-го псалма: «Блажени вси боящиися Господа», восторженно рисующего блага богобоязненной семьи, брачующиеся с зажженными свечами, в предшествии священника приводятся к поставленному среди храма аналою с Евангелием и крестом. (Псалом обязан, по Уставу, петь сам священник, а не диакон и не певец, и к каждому стиху псалма народ, а не только певцы, отвечает припевом: «Слава Тебе, Боже отечественный, слава Тебе». Такое выполнение псалма было принадлежностью старого богослужения соборных церквей в самые великие праздничные дни.)

Последование венчания. Пред началом венчания, приведя брачующихся пред аналой, священник, по Уставу, обязан растолковать им, что такое христианский брак как таинство и как жить в супружестве богоугодно и честно.

Позже он задаёт вопросы жениха и невесту, имеют ли они благое непринужденное крепкое намерение и взаимное согласие вступить в брак и не обещались ли они второму лицу.

Таковой вопрос: «Не обещался ли еси другой (либо иному)?» — предлагаемый невесте и жениху, не только свидетельствует, не давал ли формального обещания жениться на другой даме либо выйти замуж за другого, вместе с тем свидетельствует: не вступал ли в незаконную связь и отношения с другой дамой либо с другим другом, налагающие определенные нравственные и домашние обязанности.

По окончании утвердительного ответа брачующихся о необязательном вступлении их в брак совершается венчание, складывающееся из великой ектении, молитв, возложения венцов, чтения слова Божия, питья неспециализированной хождения и чаши около аналоя.

Диакон возглашает: «Благослови, владыко».

Священник творит начальный возглас: «Благословенно Царство», и произносится диаконом мирная ектения, в которой прилагаются прошения о брачующихся, о их спасении, о даре им целомудрия, о рождении от них сынов и дщерей и о Божием покровительстве им во все дни судьбы.

По окончании ектении священник просматривает три молитвы о сочетающихся браком, в которых молит Господа благословить настоящий брак, подобно тому как Он благословил браки ветхозаветных праведников, — даровать сочетающимся мир, долгоденствие, друг и целомудрие ко приятелю любовь, и сподобить их видеть чада чад и выполнить дом их пшеницы, елея и вина.

По окончании молитв священник, приняв венцы, поочередно осеняет ими крестообразно жениха и невесту (позволяя целовать самый венец) и возлагает на их главы как знамение и приз сохраненной ими целомудрия и чистоты до самого брака, и как символ власти и брачного соединения над будущим потомством.

Наряду с этим священник произносит каждому из брачующихся:

«ВЕНЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) РАБЕ БОЖИЕЙ (имя)» либо «РАБА БОЖИЯ (имя) РАБУ БОЖИЮ (имя), ВО СЫНА и Имя ОТЦА И СВЯТАГО ДУХА».

По окончании возложения венцов священник трижды благословляет жениха и невесту совместно простым иерейским благословением, произнося:

«Господи Боже отечественный, славою и честию венчай я (их)».

Это молитвы и возложение венцов (на протяжении возложения венцов) — «Венчается раб Божий… рабе Божией» и «Господи Боже отечественный, славою и честию венчай я», — рассказать о богословии совершительными, т. е. составляющими основной момент совершения таинства Брака и запечатлевающими его, по какой причине и самое последование священнодействия именуется венчание.

После этого произносится прокимен: «Положил еси на главах их венцы», и по окончании прокимна читается Евангелие и Апостол, из которых в первом (Еф. 5, 20—33) раскрывается учение о высоте и существе христианского брака, обязанностях жены и мужа и показывается начальное установление и знаменование брака, а во втором (Ин. 2, 1—11) — повествованием о посещении Иисусом Христом брака в Кане Галилейской и о претворении в том месте воды в вино показывается богоугодность христианского брака и присутствие в нем благодати и благословения Божией.

По окончании прочтения Евангелия произносится ектения: «Рцем вси», и по окончании возгласа — молитва о брачующихся, в которой испрашивается им у Господа единодушие и мир, непорочность и чистота, достижение маститой старости и постоянное соблюдение заповедей Божиих.

Молитва о брачующихся содержится просительной ектенией за всех верующих (с древним ее началом от прошения «Заступи, спаси») и пением молитвы Господней, соединяющей сердца всех в одном духе молитвы, дабы так возвысилось само торжество брака и умножилось излияние благодати не только на сочетавшихся браком, но и на всех верующих. После этого направляться преподание мира и молитва главопреклонения.

Затем приносится «неспециализированная чаша» с вином, в воспоминание того, как Господь благословил вино на браке в Кане Галилейской; священник благословляет ее с молитвой и трижды преподает брачующимся поочередно. Вино подается невесте и жениху из неспециализированной чаши в знак того, что они должны жить в неразрывном альянсе и дробить между собою чашу скорбей и радостей, несчастье и счастье.

Преподав неспециализированную чашу, священник соединяет правые руки молодоженов, покрыв их епитрахилью, как бы связав их руки пред Всевышним, знаменуя тем их соединение во Христе, и то, что супруг чрез руки священника приобретает жену от самой Церкви, и обводит молодоженов троекратно около аналоя, на котором лежат Евангелие и крест. Это хождение образом круга по большому счету свидетельствует духовную торжество и радость брачующихся (и Церкви) о совершающемся таинстве и выражение их жёсткого обета, данного пред Церковью, всегда и правильно хранить собственный супружеский альянс. Обхождение совершается три раза — во славу Святой Троицы, Которая так призывается во свидетельство обета.

На протяжении обхождения поются три тропаря. В первом из них: «Исаие, ликуй…» — прославляется воплощение Сына Божия, Его рождение от преблагословенной Девы Марии и тем празднично напоминается о Божественном благословении чадорождения.

Во втором тропаре: «Святии мученицы…» — прославляются и призываются к молению за нас мученики и подвижники, наровне с которыми как бы поставляется и венчанная чета как победившая искушения, сохранившая целомудрие и сейчас выступающая на подвиг судьбы в супружестве. По их примеру новобрачным внушается побеждать в собственной жизни все диавольские искушения, дабы удостоиться венцов небесных.

Наконец, в третьем тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже» — прославляется Христос как похвала радость и апостолов мучеников и совместно слава и радость молодоженов, помощь и надежда их во всех событиях судьбы.

По окончании троекратного обхождения священник снимает венцы с молодоженов и наряду с этим говорит каждому из них особенные приветствия, в которых хочет им возвеличения от Всевышнего, радости, хранения заповедей и умножения потомства. После этого он просматривает две молитвы, в которых требует Всевышнего благословить сочетавшихся браком и ниспослать им блага земные и небесные.

По принятой практике затем читается молитва на разрешение венцов «в осьмый сутки». И не редкость отпуст.

Затем в большинстве случаев направляться многолетствование, время от времени предваряемое кратким молебном, и поздравление молодоженов.

Билет 9 Таинство Священства

В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:

Священство имеется Таинство, в котором через святительское рукоположение на верно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его выполнять пасти и Таинства стадо Христово.

Целый церковный народ, составляющий Тело Церкви, подразделяется на мирян и духовенство (народ и клир). К клиру Православной Церкви принадлежат церковнослужители и священнослужители, служение которых с позиций литургической судьбе неравноценно, другими словами их иерархические полномочия разнятся между собой. Священники, которым принадлежат права богослужений и совершения Таинств, со своей стороны имеют иерархическое деление: одни из них поставлены по отношению к вторым на более высокую ступень и наделяются поэтому большей духовной властью.

Священником Православной Церкви может стать далеко не все благочестивый мирянин. Таинство Священства совершается лишь над православно верующим другом, принадлежащим к клиру (другими словами являющимся уже церковнослужителем), пребывающим в первом венчанном браке либо принявшим монашеские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии.

Нужно подчернуть, что в Церкви каждые служения вероятны лишь на базе благодатных даров, каковые в ней же и сообщаются. Лишь лица, их взявшие, смогут быть священниками. Исходя из этого Рукоположение в Церкви не есть назначением, а благодатным актом, в котором ниспосылаются на ставленника подарки Духа. Но эти подарки ниспосылаются на того, кого Сам Всевышний предназначает и призывает к служению. Церковь же участвует в этих избраниях и поставлениях.

Как и все остальные Таинства, Священство имеет собственную внешнюю и внутреннюю сторону.

Внешнюю сторону Таинства образовывает святительское Рукоположение верно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви сначала ее существования Рукоположение образовывает главную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, взяв власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение: и избрали Стефана, мужа, выполненного Духа и веры Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6; 5, 6). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в верховный священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.

Внутреннюю сторону Таинства образовывает благодать Святого Духа, преподаваемая рукополагаемым во дьякона, священника либо епископа. Священническое служение не имеет возможности совершаться самостоятельно, людскими силами, как не имеет возможности любым христианином совершаться что-либо благое без помощи Божьей. Отличие тут только в том, что чрезвычайность священнического служения требует и таких же чрезвычайных благодатных даров, каковые и подаются ставленнику в Таинстве.

Установление Таинства

Таинство Священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, Что избрал из Собственных учеников сперва 12, а позже еще 70 апостолов и дал им власть учить и выполнять Таинства. До Собственного Вознесения Господь дал им следующее обетование: но вы примете силу, в то время, когда сойдет на вас Дух Святый; и станете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Самарии и Иудей а также до края почвы (Деян. 1; 8). Эти слова Господа исполнились в сутки Пятидесятницы, в то время, когда Он ниспослал апостолам Святого Духа, давшего им нужные для их служения силы: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали сказать на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2; 3, 4).

Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через Рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священникам. Эта непрерывность преемственной связи благодатных власти и даров священства есть нужным условием действенности всех совершаемых Таинств.

Неизменными с апостольских времен остаются и главные литургические тайнодействия Таинства.

1. Возложение рук апостола (в послеапостольский период — епископа) на главу ставленника.

2. Соборная молитва.

Этим литургическим тайнодействиям предшествует избрание кандидата на принятие в священный сан. Рукоположение — акт сакраментальный; в нем, по словам Иоанна Златоуста, возлагает руку человек, а все делает Всевышний, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, в случае, если рукополагается как должно.

Степени церковной иерархии

Клир (греч. клэрос — жребий), духовенство, причт — это совокупность всех церковнослужителей и священнослужителей одного храма. К клиру Русской Православной Церкви относятся церковнослужители и священнослужители всех ее храмов.

Низшая степень клира, которую обязан пройти любой кандидат на священнослужение, именуется церковнослужитель. Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается лишь по окончании прохождения низших степеней клира, каковые являются как бы приготовительными.

Церковнослужитель — низший клирик, над которым Таинство Священства не совершается. Прислуживает в алтаре, помогая священникам при совершении церковных работ и обрядов. Второе наименование, не употребляемое в канонических и литургических текстах, но ставшее общепринятым к концу XX века в Русской Церкви, — алтарник.

на данный момент в обязанности алтарника входит:

1) возжигание лампад и свечей в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения;

2) подготовка облачения для священников и дьяконов;

3) подготовка просфор, вина, воды и ладана;

4) подготовка и разжигание угля кадила;

5) помощь дьякону на протяжении Причащения мирян;

6) нужная помощь священнику при совершении треб и Таинств;

7) содержание в чистоте алтаря;

8) чтение на протяжении богослужения;

9) колокольный звон до и на протяжении богослужений.

Алтарнику запрещается касаться Престола, их принадлежностей и жертвенника; переходить с одной стороны алтаря на другую между Царскими вратами и Престолом.

Церковнослужители (нынешние алтарники) делились на пара групп, имевших определенные обязанности:

1) иподьяконы (в старой Церкви — субдьяконы);

2) чтецы (псаломщики);

3) пономари;

4) певцы (канонархи) церковного хора.

Священники — лица, взявшие в Таинстве Священства благодать выполнять Таинства (священники и архиереи) либо конкретно принимать участие в их совершении (дьяконы).

Таинство миропомазания — Закон Божий. Телеканал \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: