Махабхава деви даси
Я ни при каких обстоятельствах не была знакома с матаджи Ништхой и видела ее лишь один раз в жизни — в сутки ее ухода из этого мира. О ней я определила за полторы семь дней до этого на нама-хатте от Дояла Чайтаньи прабху.
Он поведал нам, в каких негативных условиях пребывала матаджи Ништха до поликлиники, о том, как преданные приложив все возможные усилия стараются ей оказать помощь духовно и материально. Кроме этого он воодушевлял и нас оказать какую-то посильную помощь ей.
Около пяти часов вечера 17-го февраля я созвонились с Махабхавой деви даси. Она была сильно обеспокоена тем, что на эту ночь матаджи Нилаканте Прие не удалось отыскать никого из преданных, а матаджи Ништха, наверное, именно в эту ночь и покинет тело. Она весьма волновалась по этому поводу. Тогда мы попросили отечественных мужей отпустить нас совместно.
Мы приехали около девяти часов вечера, ситуация была достаточно негромкой и спокойной. Мы стали повторять мантру. В собственной жизни я в первый раз появилась в таковой обстановке, как эта поликлиника. Как сообщила Махабхава деви даси, это было подобно очереди к Ямараджу. Койка матаджи Ништхи стояла в коридоре, не считая нее в том месте пребывало еще довольно много больных. Кто-то , но были и такие, кому осталось крайне мало. Это были по большей части бабушки. Лица всех их были искажены от страданий и боли, кое-какие всегда стонали и кликали на помощь. Было видно, что эти старики на данный момент легко никому не необходимы. Это поколение, которое строило коммунизм, свято веря в то, что Всевышнего нет, и вот на данный момент возможно было видеть результат их жизни: несчастье, панический страх и одиночество перед тем, что будет дальше…
Матаджи Махабхава поведала о том, как оставлял тело Его Святейшество Шридхара Свами, о том, что настроение у нас не должно быть нехорошим. Я не знала, какой возможно моя реакция на смерть, исходя из этого попыталась отлично настроиться и хотя бы теоретически не забывать о том, что это душа, которая не так долго осталось ждать может покинуть собственный тело, что затем ей станет значительно легче, что она возьмёт второе тело, дабы и дпльше заниматься преданным служением.
Матаджи Ништха жила вместе с матерью и сыном, но было видно, что, к сожалению, никому из них нет дела до неё, не смотря на то, что в свое время у них были какие-то утепленные отношения. Эта обстановка продемонстрировала, кто есть отечественной настоящей семьей. Если бы Гуру Махарадж не молился за неё, а старшие преданные не показали собственную искреннюю заботу о ней, неясно, как она покинула бы данный мир.
К счастью, в тот сутки все события помогали спокойному уходу матаджи Ништхи под громкие звуки мантры Шрилы Прабхупады. Доктора уже не обращали внимание на то, что она с плеером, а на голове у нее лежит гирлянда от Божеств. По окончании того, как все случилось, мы еще некое время прославляли Святое Имя, позже окропили тело водами из святых рек. На отечественных глазах завершилась жизнь данной вайшнави…
Было видно, что развитие событий около матаджи Ништхи явилось следствием молитв Гуру Махараджа. Кроме этого в данной ситуации мне открылись превосходные возвышенные качества Вишнураты прабху и матаджи Дхвани, Нилаканты Прии, Махабхавы и Анубхавы. Харе Кришна.
Ваша слуга Надежда Фролова
Таинство
При жизни мама была честным, принципиальным человеком, женой и любящей матерью. К старости мама очень сильно заболела, и мне приходилось заботиться за ней и днем, и ночью.
в один раз, заметив в моей руке мешочек с четками, мама спросила: что это? Весьма сокровенно я поведала ей о Кришне. Слушала она с громадным вниманием и все расспрашивала, пока не устала. Я написала на листе бумаги мантру, и мама начала ее просматривать, сперва с моей помощью, позже и самостоятельно. Время от времени язык не повиновался ей, а руки еле держали лист, но она просматривала. И как! Это было как таинство. Мама весьма шепетильно подготовилась, дабы начать повторение мантры и установить дыхание. Никто ее этому не учил. Она просила не торопить ее. Позже просматривала маха-мантру и кликала Кришну, как ребенок кличет собственную мать — любяще, просяще. Я обучалась у мамы и думала: «Какая же любовь к Всевышнему живет в ее сердце, в случае, если будучи совсем больной и беззащитной, она с таковой верой и силой повторяет мантру!»
К сожалению, меня не было рядом с мамой в последнии секунды ее жизни, но хочется думать, что ее упрочнения были не напрасны.
Людмила Зюзина
Нама Чинтамани Кришна
Моя мама была броским представителем «медицинского материализма». Она была против всякой религии и, в особенности, против сознания Кришны. В различные моменты ее жизни эти ее протест и сопротивление принимали различные формы и проявлялись с различной интенсивностью, и мне не получалось ее переубедить. Тем более, что у нее был надежный союзник в лице моего отчима.
Он был броским представителем советской технической интеллигенции. «Для души» ему в полной мере хватало хорошей поэзии и музыки. Он кроме того старался оберегать маму от моего «тлетворного влияния». Он не разрешал ей имеется прасад. В то время, когда мама ложилась в поликлинику на последнюю в собственной жизни операцию, мы их отвозили в том направлении на машине пресс-центра, и отечественный шофер передал ей Бхагавад-гиту. Но отчим книгу изъял. Ясно, что я старался у них не посещать. В том месте в любой момент возможно было услышать какие-нибудь оскорбления в адрес Кришны и преданных. Я, в большинстве случаев, ограничивался телефонными звонками, да и то другой раз приходилось обрывать разговор.
Практически сразу после последней операции у матери был обнаружен рак легких, и в один раз она позвонила мне в пресс-центр и сообщила: «Я умираю. Желаю проститься». Перед этим у нее дома побывал любимый внук — мой старший сын (пара последних лет он живет в Лондоне, обучается и трудится в том месте, а в Москву приезжает раз в год на 7 дней). Позже он позвонил мне: «Тебе, возможно, также нужно к ней приехать. Лишь ты не проповедуй. Дай ей тихо погибнуть».
Но в то время, когда она сама мне позвонила, я почему-то забыл наставление умного сына и сходу выпалил — к собственному удивлению: «Нужно повторять Харе Кришна!» Она также оторопела и задала вопрос: «Другими словами как: повторять?» Я ответил: «Легко повторять. Хотя бы в уме». На этом разговор отечественный закончился, а через пара дней я к ней приехал. Она уже фактически не двигалась, лишь двигала головой и имела возможность сама забрать поильник, дабы попить — но не более того. Я с ней сказал, но В этом случае уже не забывая наставление умного сына. Говорили мы о нем, поскольку он — любимый внук, и эта тема для нее была неисчерпаемой. Мы поболтали о том, как он живет в Лондоне, какой он гений, как все ему удается.
И внезапно среди беседы, без всякой связи с темой, она мне сообщила: «Ты знаешь, а я так как повторяю! Лишь про себя, чтобы он не услышал», она кивнула в сторону отчима, что находился в соседнем помещении. В конце беседы она меня поразила еще раз. Для «медицинского материализма» характерна уверенность, что мы сами все можем — это вопрос лишь отечественной квалификации, отечественной сноровки, отечественного умения. И таковы были ее убеждения в любой момент. Но в конце данной отечественной беседы она стала мне говорить, как ее мучат боли: «Отлично бы и не проснуться! По какой причине нужно так мучаться?» На что я смог сообщить лишь: «Ну, не все в отечественной власти». И она совсем нежданно ответила: «Да ничего нет в отечественной власти!» Такая идея имела возможность у нее появиться лишь по милости Святого Имени, Которое она начала повторять в эти последние дни собственной жизни. А также так оказалось, что нама чинтамани Кришна — Святое Имя, выполняющее все жажды, — выполнило кроме того последнее желание моей матери: она, вправду, в очередной раз заснула и не проснулась.
Кршнананда дас
Я Гуру Махараджа не подведу
В последний месяц, в то время, когда я выяснил, что Навадвипа Лила будет в критическом состоянии, то заезжал к ней ежедневно. Мне не хотелось повторять неточность, идеальную в прошлом — безразличие к смертной казни собственного отца.
Я весьма желал поступить верно, как сказал Шрила Прабхупада, и взять урок, что давала Навадвипа Лила деви даси.
До тех пор пока ее состояние было обычным, она старалась сама выполнять чистоту, строго направляться садхане, с утра просматривать джапу. Она жила одна, и дети приходили к ней ежедневно. Они не были преданными, не повторяли мантру, но относились с громадным пониманием к ней и к нам, зная, для чего мы приходим. И это итог ее верного, без фанатизма, отношения к своим родным. Последние 14 дней Навадвипа Лила практически ничего не ела, лишь сок и чуть-чуть жидкой каши. Она отказалась от обезболивающих наркотиков. Из поликлиники ее выписали, сообщив, дабы пришла через полгода, не смотря на то, что было видно, что она столько не проживёт.
Преданные всегда приходили к ней к себе домой, помогали, сочувствовали, задавали вопросы о состоянии здоровья, звонили, и она каждому старалась уделить время и дать то, что человек желает услышать. В конце всех бесед она садилась в постель и сказала: «Как много праджалпы, и как мало говорим о Кришне». Довольно часто она делилась собственными впечатлениями, как пробует сконцентрироваться на Святом Имени. В последние пара дней у нее уже не оставалось сил просматривать джапу, голос слабел, и максимум, на что она была способна — это 5-6 кругов. Губы пересыхали, тяжело было глотать, ее руки слабели и не могли держать книги. Преданные сами просматривали ей книги, и она старалась пристально слушать. Киртан и бхаджаны всегда звучали в помещении.
Ее тело на глазах высыхало. С каждым днем кожа все туже обтягивала кости, она двигалась, как привидение. Она была так скромна, что не желала никого быть обузой, и иногда убеждала преданных, что возможно одна. Но преданные старались ее поддерживать, пели киртан, просматривали джапу, книги: «Источник вечного удовольствия», Шримад-Бхагаватам.
В последние три дня Навадвипа Лила была как растение. Глаза были полны тумана, и сказала она с трудом. Сейчас она по большому счету ничего не выпивала и не ела. Заболевание брала собственный. У нее был рак груди, и заболевание в далеком прошлом прогрессировала. Любой вздох приносил ей невыносимую боль, в легких скапливалась жидкость, и доктора прекратили ее откачивать. Все это она терпеливо переносила. Родственники весьма переживали, пробуя уменьшить страдания ее тела, в эти 60 секунд создавалась суматоха. Преданные умоляли ее не обращать внимание ни на что, а концентрировать сознание на Гуру и Святом Имени.
Ее Гуру — Бхакти Чайтанйа Свами. Лишь благодаря его благословению она смогла отправиться в Святую Дхаму и выдержать в том месте все аскезы. Она довольно часто вспоминала эту собственную поездку весной в Индию на Гаура-Пурниму, рассвет в Джаганнатха Пури. Эти впечатления перебивали боль и окружающую суету.
В таком состоянии проходили последние два дня. Время от времени она обнаружила в себе силы и поднималась, ничего не говоря, а просто перемещаясь по квартире. Ночью с ней пребывали родственники, она весьма обожала собственных детей. В тот сутки у всех было предчувствие. Не сговариваясь, вечером приехало довольно много преданных. С этого момента решили всегда быть с ней. Ее губы пересыхали, и преданные всегда смачивали их чаранамритой, в помещении курились благовония, кто-то просматривал книги. Ближе к вечеру преданные стали петь киртан безостановочно, сменяя друг друга. Так произошло, что все родственники также собрались в данный сутки. Они сообщили: «Вы делайте собственный дело, а мы будем вам помогать». В последние часы Навадвипа Лила лежала с искривленным от боли лицом, как призрак.
В девять тридцать вечера киртан усилился, и ее лицо внезапно просветлело, глаза стали ясными-ясными. Она весьма тихо набралась воздуха, призрачность ее тела куда-то провалилась сквозь землю, с лица ушло выражение боли. Парни вели киртан безостановочно, и Навадвипа Лила деви даси сделала собственный последний выдох. Мы влили ей в рот чаранамриты, положили листик Туласи. Тело окропили водой из Ганги, посыпали пылью Вриндавана, под голову положили гирлянду от отечественных Божеств. Зажгли маха-благовония, чакрыли все зеркала и начали просматривать девятую главу Бхагават-гиты. Просматривали до двух часов ночи, пока тело не забрала разведслужба. Родственники пребывали в данной же комнате все время.
На следующее утро приехали преданные, поставили маха-прасад от Божеств перед ее фотографией. Тело Навадвипы Лилы было кремировано родственниками по ее последней просьбе.
Надеюсь, что я почерпнул из этого довольно много. Я осознал, что лишь в критической обстановке мы можем функционировать совместно и сотрудничать по-настоящему. Я осознал, что ценю мало что в жизни, а она делала все, как учил Шрила Прабхупада и ее Гурудев. И в то время, когда ее задавали вопросы о чем она думает, она кивала головой и шептала: «Все в порядке, не волнуйтесь, я не забываю о Кришне». Она сражалась.
Это первенствовал случай в Красноярске, в то время, когда преданная оставляла тело, а другие преданные были рядом с ней. Мы весьма опасались сделать что-либо не так. Мы осознали, как необходимы друг другу и как ответственна забота о каждом. Возможно, мы до конца не поняли, какой опыт взяли. Громадное благодарю Навадвипе Лиле деви даси за данный урок.
Ваш слуга Сергей Давыдович
Я была у матаджи Навадвипы Лилы за три дня до смерти. В то время, когда мы позвонили, она весьма долго не открывала двери, а в то время, когда отрыла, я ее кроме того не определила. Она постарела лет на двадцать, и я сходу заметила, что смерть стоит у нее за спиной.
В комнате было весьма тихо, игрался диск с фестиваля. В то время, когда мы стали беседовать, матаджи Навадвипа Лила весьма тихо сказала, что это последний экзамен, к которому она должна быть готова. Моя первая реакция в аналогичных обстановках — это ужас, но с ней мне было тихо. Мы говорили о духовном мире, она пробовала на этом сконцентрироваться и сказала, что Гуру благословил ее. Мы договорились, что еще раз приедем.
Страно: в то время, когда мы вышли, у меня на сердце было тепло, тихо и негромко. Мне не было страшно за нее.
Гопа Мохини деви даси
в один раз матаджи Навадвипа Лила позвонила в храм и заявила, что ее состояние быстро ухудшилось. Все знали, что жить ей оставалось мало. Но не считали, что все случится так скоро.
Приблизительно за 14 дней до смерти мы приезжали к ней, и она была уже весьма нехороша. Но еще ходила и готовила. По всему было заметно, что она подготавливалась уйти. Когда мы вошли, она сходу поведала нам, что к ней во сне пришел Кришна. Она просила Его забрать ее к Себе, сказала, что Он — единственный, кому она помогает, но Он ответил: «Еще рано, ты еще не сделала все служение». На что Атмарама прабху сообщил: «Помогите нам: продемонстрируйте, как уйти к Всевышнему, а мы, помогая Вам, поможем Вам». Она осознала, что, вправду, именно это служение — то, чего ожидает от нее Кришна.
31 августа, незадолго до Радхаштами, мы приехали к матаджи Навадвипе Лиле, дабы пригласить ее на праздник. 1 сентября (за чемь дней до ухода) ее привезли в храм. Она весьма изменилась. Она давала общение всем, кто желал, но таковых, необычно, было мало. Побыв мин. 15, она уехала, поскольку не хорошо себя почувствовала.
8 сентября (в сутки ее ухода) утром мы выяснили, что ей стало совсем не хорошо. Мы с Атмарамой прабху отправились к ней. Это было приблизительно в 12 часов дня.
Она лежала, глаза ее были закрыты. Она слабо улыбнулась, поприветствовав нас. Но, увидев Атмараму прабху, она засияла и постаралась кроме того подняться, но встать, само собой разумеется, не было сил. За сутки до этого у нее были сильные приступы боли. Она кричала, и родственникам было нужно ставить ей обезболивающий укол.
Побыв мало, мы уехали. А вечером этого дня, в 21.15, Навадвипа Лила деви даси ушла.
Страно, но в то самое время, в то время, когда Навадвипа Лила оставляла тело, одна матаджи, владеющая некоторым видением, определив о состоянии матаджи Навадвипы Лилы, сосредоточилась на ней и начала чувствовать то, что она переживает. Она заявила, что Навадвипу Лилу обуял сильный, весьма сильный ужас. Но после этого она словно бы заметила броский свет: показался Кришна с флейтой, что позже принял форму Гопала — тогда лишь Навадвипа Лила успокоилась.
А сейчас Навадвипа Лила деви даси, вправду, оставляла тело. учащённое дыхание и Безумные глаза. И внезапно — резкая остановка дыхания. Преданные положили ей в рот листок Туласи. Позже она еще раз набралась воздуха, открыв глаза, они были такими чистыми и ясными.
Преданные устроили неистовый киртан ! Все ее родственники были тут же, но они не мешали преданным делать все нужное — такие она установила с ними отношения.
Нет никаких сомнений в том, что она ушла в духовный мир! Она просто верила Кришне, что Он окажет помощь ей.
в течении последних 14 дней перед ее уходом преданные навещали ее, просматривали ей книги, включали лекции. Чувствовалось, что шла борьба, и она иногда судорожно сжимала руки. Последнее время она уже не имела возможности просматривать вслух джапу, не имела возможности сказать ни слова. Исходя из этого повторяла мантру в уме.
Ее тело воображало собой только кости, обтянутые кожей, а ее вес на момент смерти был килограммов 15.
Шридам дас (пуджари)
Я была у матаджи Навадвипы Лилы пара раз перед ее уходом. Последние 3 — 4 дня она совсем ничего не ела. Она отказалась от пилюль, каковые оказывали влияние на мозг. Но те, каковые она принимала, иссушали ее организм.
А потому, что она совсем не выпивала жидкостей, тело ее совсем высохло. Воздух в помещении, где она лежала все это время, была весьма тяжелая. Ей было очень не легко. Она не имела возможности просматривать, не имела возможности сосредоточиться на аудио-лекциях, не имела возможности ни слова сказать из мантры, не имела возможности дремать — ей было весьма непросто. Наряду с этим она пребывала в постоянной тревоге, не находила себе места. Это было совсем не просто! Она боролась. Но за пара мин. до ее ухода воздух в помещении изменилась (как говорили преданные, каковые в том месте находились). Просветлело. В то время, когда слышишь, что где-то преданные оставляют тело и уходят в духовный мир, то это думается в полной мере понятным, а в то время, когда это происходит конкретно вблизи тебя — то кроме того как-то не верится.
Я не забываю, как в один раз она приехала из Таиланда. Она была именно в том месте и в то время, в то время, когда произошло то ужасное цунами, которое унесло довольно много судеб.
Приехав, она поведала, что цунами прошло, в то время, когда они были в полете — они приземлились на еще мокрую полосу. А их гостиница, где они должны были остановиться, пострадала, исходя из этого их разместили в другом месте, не затронутом цунами. Она сказала, что родственник, что приехал в аэропорт встречать их, ехал по той дороге, которой спустя два часа попросту не стало. Она сказала, что зрелище было страшное: все было перерыто, разломано, машины появились в самых неожиданных местах. Было довольно много раненых и погибших. Ее поразило, что перво-наперво местные обитатели начали восстанавливать храмы. Кришна уже тогда готовил ее к смертной казни…
в один раз мы встретились с ней в очереди к одному доктору нетрадиционной медицины. Нам было нужно прождать часа два, перед тем как до нас дошла очередь. Я и Наташа (так ее тогда кликали) пришли к нему от безысходности. Я не забываю, что за беседой время пролетело, как пять мин.. Я была поражена и очарована ее разумом и удивительной верой. Придя к доктору подавленной, утомившейся, я по окончании общения с ней вышла обновленной и радостной. Я тогда ожидала от Кришны чего-то, сама не осознавая, что именно, но не ожидала, что Он преподнесет все так — в очереди, от несложной, тогда еще не инициированной преданной. Наташа стала для меня открытием.
Она говорила о себе. Она утвержает, что будущее баловала ее. У нее было все в жизни: любящий супруг, хорошие дети. Она сказала, что за всю жизнь она не подняла тяжелой сумки, трудной работой не утруждалась — супруг обожал и оберегал ее. Сама она по образованию педагог. «Я ни при каких обстоятельствах не пришла бы к религии, в силу того, что у меня было все, и я была радостна. Единственным «не сильный» местом было здоровье».
Нежданно погиб ее супруг. Он был мастером спорта по дзюдо. Пустяковая простуда обернулась тем, что в легком лопнул сосуд, отправилась кровь горлом, и через пара мин. он погиб. Все случилось неожиданно — утром он еще ходил, а вечером его уже не стало. Для нее это был ужасный стресс. Она с большим трудом его пережила. Скоро у ее старшей дочери появился сын, но с врожденной патологией. ноги и Руки его не двигались. От маленькой простуды ребенок погиб, причем совершенно верно равно как и его дедушка. Наташа сказала, что была полностью уверена, что это был ее погибший супруг. Она сказала, что ее супруг при жизни довольно часто побеждал на соревнованиях, но делал это, калеча соперника. Он разламывал руки либо ноги соперника и так побеждал. Его жизнь выяснила его следующее рождение. Она была твердо уверена, что это ее супруг и довольно часто обращалась к нему: «Я знаю, что это ты». Это был очередной стресс.
На земле стресса она и взяла эту заболевание — рак, что по окончании каждого стресса начинал прогрессировать. Она продолжительно скрывала от родных. И в себя не имела возможности пережить диагноз, к тому же не знала, как жить без мужа, одной.
«Я была весьма подавлена сперва, я вела ежедневник, в котором изливала душу. Позднее, в то время, когда я перечитывала его, удивлялась: «Неужто это я писала?» Я так очень сильно предавалась!»
«Я не волнуюсь ни о чем. Кришна дает все, что необходимо. Уверена, что Он позаботится обо мне, как в любой момент это делал».
«Раньше, в то время, когда я лишь пришла в Перемещение, то сказала: «Кришна так меня обожает, так обожает! Преданные говорили, что не только меня, Он всех обожает. «Не знаю, не знаю, но меня Он так обожает, так обожает!» И она смеялась.
Ей пожертвовали деньги на поездку в Святую Дхаму. Она сомневалась, сможет ли вынести все тяготы путешествия. И при эргономичном случае сообщила об этом Бхакти Чайтанье Махараджу. «Я просто заявила, что весьма опасаюсь, что тело не разрешит пройти Навадвипа-парикраму, на что он благословил меня и я «» парикраму. Все трудности пути не ощущались, «»! Бхакти Чайтанья Махарадж попросил меня написать ему, как я прошла парикраму. Я и написала, что по его милости «». Скоро он сам дал мне посвящение, не смотря на то, что я просматривала пранама-мантру недолго. Кроме этого он сообщил мне просматривать об играх Господа Чайтаньи и медитировать на них и дал это имя — Навадвипа Лила. Само собой разумеется, я осознаю, что это была милость Гуру. Я весьма ему признательна. Я так как не готова еще была к посвящению, а он принял меня. Но он не пожалеет, что так сделал. Я Гуру Махараджа не подведу». Я заметила слезы на ее глазах.
В то время, когда мы прямо обсуждали ее уход, я сообщила: «Отлично бы в необходимый момент преданные были рядом — лучшего финиша не захочешь. Исходя из этого в случае, если почувствуете себя не хорошо — сходу дайте знать». На что она ответила: «А я и не сомневаюсь, что преданные будут рядом». Меня тогда весьма поразила ее эта жёсткая уверенность, что преданные в момент смерти будут рядом. Так как где гарантии, что смерть не будет неожиданной?
Но эта уверенность была продолжением ее веры в Кришну.
Гокула-Таруни деви даси (Красноярск)
Баларама прабху, в миру Бобин Александр Михайлович, появился 3 августа 1972 г. С детства был фаворитом, весьма живой, подвижный, спортивный. Увлекался конным спортом, боксом, занимая призовые места, взял звание мастера спорта по боксу. Параллельно занятиям по боксу занимался бизнесом.
В начале 90-х познакомился с Сознанием Кришны, общаясь с втором детства Нитьянандой Чараном прабху, и понемногу начал духовную практику. Благодаря его проповеди стали преданными его приятели. Спустя некое время Баларама прабху начал проводить программы в своей квартире и проповедовать, проводя харинамы, распространяя книги и приглашая проповедников, посвящая фактически все усилия распространению миссии Шрилы Прабхупады.
В 1999 г. он открыл спортивную секцию по боксу, тренируя молодежь и в один момент проповедуя всем, кто приходил заниматься. Именно поэтому довольно много молодых парней стали преданными, практикующими сознание Кришны сейчас и составляющими базу ятры г. Черткова.
Баларама был сердцем ятры, основным источником воодушевления. Сутью его жизни стала погружение и проповедь в настроение Шрилы Прабхупады. Он всегда обзванивал преданных, задавал вопросы о жизни, воодушевлял продолжать практику. Систематично организовывались выезды в деревни и близлежащие города, где они вместе с преданными распространяли книги и проводили харинамы. Для этого Баларама приобрел микроавтобус, на котором он кроме этого возил собственного духовного преподавателя, Его Святейшество Ниранджану Свами по региону Украина-Молдова. На нем же они вместе с брахмачари из Киевского храма ежегодно путешествовали по Западной Украине, устраивая харинамы в каждом городе и в каждой деревне.
Супруга Баларамы прабху Тунгавидья деви даси стала преданной опять-таки благодаря его проповеди и личному примеру. Во второй половине 90-ых годов XX века у них появилась дочь Рамешвари.
В 2002 году его прописали президентом храма в г. Тернополе. Баларама прабху вместе с семьей переехали в скромный, не хорошо отапливаемый храм, дабы развивать проповедь в этом городе. Наряду с этим он испытывал сильную разлуку с родными чертковскими преданными, исходя из этого каждую пятницу он приезжал проводить программы в Чертков.
В 2004 г. взял инициацию в сутки явления Господа Баларамы.
Неприятности со здоровьем у него начались ещё по окончании армии, в начале 90-х. Он довольно часто жаловался на почечную недостаточность и плохое пищеварение. Он систематично ездил лечиться на разные источники минеральных вод. Понемногу здоровье ухудшалось.
В августе 2005 началось ухудшение, на фестивале в Вудстоке стали нередкими приступы заболевания, на Одесский фестиваль он приехал уже заметно больным, с желтизной лица, болями и общей слабостью в области печени. Из-за заболевания он не имел возможности кроме того посещать семинары и нормально питаться. Сразу после фестиваля он обратился в поликлинику, где ему сначала поставили диагноз «желтуха». Но скоро оказалось, что заболевание более важна, по окончании 20 дней, совершённых в поликлинике, его направили на онкообследование в Ровно. Тесты заняли еще пара недель и, в итоге, были хорошими. Оттуда Баларама прабху отправился в Киев, в трансплантологии и Институт хирургии. Доктора продолжительно не могли выяснить правильный диагноз, исходя из этого Баларама должен был совершить в том месте два месяца. Все анализы были нехорошими, доктора нашли опухоль, которая пережимала желчные протоки, исходя из этого желчь действовала в кровь. Доктора заключили, что у него холангиоканцерома (раковая опухоль желчных дорог).
На новый 2006 год Баларама прабху отправился к себе. Дома все сперва было без трансформаций, а в апреле ему стало тяжело передвигаться. В ногах планировала жидкость, они опухали.
В первых числах Мая Балараму забрали в реанимацию — открылось внутреннее кровотечение, доктора остановили кровь, но затем он фактически прекратил ходить. Сперва он еще ходил на палках, но все хуже и хуже, преданные на руках выносили его в сад, подышать и посидеть под деревом. На глазах Баларама прабху худел, и ноги его все больше опухали. Никакие лекарства не помогали, он мало ел, аппетит отсутствовал, ночью он не имел возможности дремать, под вечер поднималась температура. Преданные организовали постоянное дежурство около Баларамы. Днем рядом с ним была его жена, а ночью в две смены дежурили преданные. Ему было весьма сложно повторять джапу.
Состояние все ухудшалось и ухудшалось. В июле его опять забрали в поликлинику. Пять дней он лежал под капельницей, весьма ослабел, но все нремя был в сознании Кришны. Он всегда просил преданных просматривать ему ежедневник Тамал Кришны Госвами, обрисовывающий уход Шрилы Прабхупады, и «Вену-гиту». Начиная с мая, рядом с ним всегда находились старшие брахмачари из Киева.
20 июля Балараме стало весьма не хорошо, он прекратил говорить и еле-еле двигал пальцами. Но сознание, если судить по всем показателям, оставалось возвышенным. Становилось ясно, что близится уход. Преданные всегда повторяли около него маха-мантру и просматривали «Источник» либо «Вену-гиту». По окончании нескольких суток молчания, в один раз утром, за два дня до ухода Баларама прабху не сильный голосом сообщил собственной супруге: «Ты — наилучшая супруга», что привело матаджи Тунгавидью к слезам.
Ночью на 27 июля у Баларамы прабху началась икота, которая не останавливалась ничем, но утром он принял мало прасада. По окончании обеда случилось внутреннее кровотечение, дыхание становилось тяжелым, температура и пульс падали. К 18 часам Парам Бхавам прабху, старший брахмачари из Киева, что заботился за Баларамой прабху, обзвонил преданных, прося их придти к себе к Балараме, дабы петь киртан и оказать помощь ему в этом нелегком опробовании. Собралось более 10 человек. Преданные пели негромкий, сладкий киртан. Около Баларамы прабху пребывали Божества Шри Шри Гаура-Нитай, которым он поклонялся в течении многих лет, изображения Шри Шри Радха-Мадхавы, Туласи деви, тень от которой падала на него, изображения Ниранджаны Свами и Шрилы Прабхупады.
Ближе к 19.00 дыхание стало весьма тяжелым, и паузы между вдохами становились все дольше и дольше. Балараму окропили водой Радха-кунды и осыпали пылью Вриндавана. На него надели гирлянду от Божеств Канай-Балай Его Святейшества Мадхавы Свами. В его левое ухо положили наушник, дабы он имел возможность слушать бхаджаны Шрилы Пабхупады. А киртан все увеличивался… В 19.14 семь дней прабху сделал последний выдох. Преданные пели киртан, многие из них рыдали, испытывая боль разлуки с таким возвышенным и дорогим сердцу каждого преданным. Затем его обрили, а тело омыли в водах Радха-кунды, Ямуны, Ганги, нанесли тилаки и одели в вайшнавские одежды. Казалось, что Баларама прабху радовался и сиял. Преданных переполняли эмоции разлуки, но, иначе, была радость от для того чтобы благоприятного ухода данной возвышенной души, которая сделала так много для миссии Шрилы в один раз и для каждого из находившихся преданных.