Баллов 8-9 баллов 4-7 баллов 2-3 балла 0-1 балл 3 глава

2*

Часть I. Психотерапевтическая диагностика
ручном варианте методика В первую очередь и до конца употребляется без применения средств электронно-вычислительной техники для презентации либо обработки экспериментального материала. В компьютерном варианте на одном из указанных этапов психодиагностики используется электронно-вычислительная техника. К примеру, текстовый и рисуночный материал возможно предъявлять испытуемым через экран дисплея, а процессор автомобили применять для производства количественных вычислений, и вывода на печать приобретаемых результатов.
Особенное место среди психодиагностических методик занимают проективные, каковые, со своей стороны, смогут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их применения на практике кроме этого велика и с каждым годом возрастает по той причине, что методики данной группы самый валидные и информативные.
Следующая несколько методик — объективно-манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме настоящих предметов, с которыми предстоит что-то сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т.п.
Опираясь на представленную попытку разделения психодиагностических методик на группы, попытаемся предложить более развернутую их классификацию, выделив сначала неспециализированные параметры, в соответствии с которыми потом способы психодиагностики будут поделены на частные группы. Такими параметрами являются следующие:

1. Тип используемых в методике тестовых задач.

2. Адресат применяемого в методике тестового материала.

3. Форма представления тестового материала испытуемым.

4. Темперамент данных, применяемых для выводов о итогах психодиагностики.

5. Наличие в методике тестовых норм.

6. Внутреннее строение методики.

По типу используемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на опросные (в них употребляются вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие (в них употребляются кое-какие суждения либо утверждения, с которыми испытуемый обязан выразить собственный согласие либо несогласие),
36

Глава 2. Неспециализированная черта способов психодиагностики
продуктивные (тут используется тот либо другой вид собственной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной либо воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные(испытуемый приобретает задание выполнить некий комплекс практических действий, по характеру которых делают выводы о его психологии), физиологические (в этом случае психодиагностика производится на базе анализа непроизвольных физических либо физиологических реакций организма человека).
К примеру, для оценки психологии некоего человека возможно применять его ответы на прямые либо косвенные вопросы, его согласие либо несогласие с теми либо иными суждениями, результаты его устной, письменной, изобразительной, технической либо другой деятельности, его произвольные и реакции и непроизвольные действия в ответ на кое-какие стимулы и другое. Данной же цели могут служить кроме этого электроэнцефалограмма, электрокардиограмма, электромиограмма, кожно-гальваничес-кая реакция (КГР) и другие рефлексы, включая сердечно-рефлексы и сосудистые рефлексы дыхательной совокупности.
По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательные, апеллирующие к сознанию испытуемого, и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека. Примером методик первого типа могут служить опросники, а примером второго — проективные методики.
По форме представления тестового материала испытуемым психодиагностические методики делятся на бланковые (являются тестовый материал в письменной либо какой-либо другой знаковой форме: рисунок, схема и т.п.),технические (пре-зентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео- либо киноформе, и через иные машины и технические устройства), сенсорные (воображают материал в виде физических стимулов, конкретно направленных органам эмоций).
По характеру данных, применяемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные (употребляются показатели, не зависящие от желания и сознания испытуемого либо экспериментатора) и субъективные(употребляются эти, зависящие от желания и сознания экспериментатора
37

Часть I. Психотерапевтическая диагностика
либо испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него). Примером методик объективного типа могут служить тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей либо практических результатов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективизм в оценках сведен к минимуму. Иначе, хорошим примером методики субъективного типа есть такая, которая по большей части опирается на выводы и интроспекцию, делаемые на базе внутреннего опыта и интуиции.
По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими.
Наконец, по внутренней структуре психодиагностические методики возможно поделить на мономерные и многомерные. Первые характеризуются тем, что в них диагностируется и оценивается единственное уровень качества либо свойство, а вторые — тем, что они предназначены для психодиагностики и оценки сходу нескольких однотипных либо разнотипных психотерапевтических качеств человека. В последнем случае психодиагностическая методика подразделяется, в большинстве случаев, на пара частных методик — под-шкал, оценивающих отдельные психотерапевтические качества. К примеру, узнаваемый тест Спилбергера—Ханина для оценки тревожности — это мономерная методика, а личностный тест Кет-тела — многомерная методика.
Одинаковая психодиагностическая методика в один момент может рассматриваться и квалифицироваться с различных сторон, по разным параметрам. Исходя из этого практически любую методику возможно отнести не к одной, а сходу к нескольким классификационным группам. В данной связи выделенные и обрисованные выше критерии классификации психодиагностических методик направляться расценивать не .как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие друг друга в чёрте различных методик, как вероятные нюансы их разделения и анализа на классы.
В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в известных научных понятиях, а во вто-
38

Глава 2. Неспециализированная черта способов психодиагностики
ром случае — через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Время от времени количественные и качественные характеристики сочетаются в рамках одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство приобретает двойную, количественно-качественную чёрта. К примеру, в тесте А.Е. Личко, предназначенном для диагностики акцентуаций характера у подростков, любая из изучаемых черт характера имеет двойную чёрта: и количественную, и качественную в один момент.
Все способы психодиагностики возможно кроме этого поделить на научные и практические, не смотря на то, что такое деление условно: большая часть известных психодиагностических методик употребляется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании. Но между ними все же имеется отличие, которая содержится в том, что научно-исследовательские методики в большинстве случаев ориентированы на последующее изучение и выявление того либо иного психотерапевтического качества в целях его сугубо научного познания, а практические — на оценку степени его использования и развития в практических целях. Помимо этого, научная методика возможно неповторимой, трудоемкой, дорогостоящей и использоваться лишь в рамках научного изучения, будучи из-за указанных ее качеств негодной для широкой практической психодиагностики. Практическая же методика, наоборот, должна быть универсальной, простой и довольно недорогой.
Существование множества психодиагностических методик разъясняется не только громадным числом особенностей, каковые с их помощью приходится оценивать, вместе с тем тем, что фактически все методики имеют ограничения в применении, в силу которых приходится создавать и применять другие методики, не владеющие подобными ограничениями. Разглядим в данной связи преимущества и недочёты некоторых типов методик. Преимущество методик, обращенных к сознанию, в том, что они разрешают делать выводы о психологии данного человека конкретно на базе того, что говорит он о себе либо окружающие люди о нем. Но испытуемый может слишком мало честно либо некритично отвечать на направленные ему вопросы, а также под
39

Часть I. Психотерапевтическая диагностика
влиянием субъективно воспринятой инструкции, предвзятого отношения к психодиагносту либо ситуации психодиагностики. Словом, сознательное субъективное искажение результатов тестирования — один из самых больших недочётов данной группы методик. Действительно, кое-какие особые приемы, применяемые конструкторами аналогичных методик, в частности введение в ее структуру контрольных вопросов, суждений, намерено оценивающих степень искренности отвечающего, разрешают значительно снизить уровень субъективности приобретаемых результатов. Вместе с тем увидим еще раз: абсолютно избежать данного недочёта в аналогичного типа методиках фактически нереально, что делает их не всегда валидным, надежным и однозначным измерительным инструментом.
Преимущество объективных методик, опирающихся не на словесные ответы, самохарактеристики либо самооценки, а на не зависящие от сознания человека реакции и непроизвольные действия, и продукты его деятельности, содержится в том, что они разрешают избежать субъективности, и в данной связи достаточно надежны. Вместе с тем их однозначность и валидность, и точность время от времени не радуют. Поясним сообщённое. Объективные показатели не всегда отражают собственными трансформациями конкретно те психотерапевтические особенности, для оценивания которых они предназначаются. К примеру, физиологические реакции не всегда соответствуют состояниям человека и психологическим свойствам. Они, помимо этого, связаны с сиюминутными физическими состояниями организма, а не только психотерапевтическими процессами, и в этом смысле не в полной мере однозначны. Наконец, для показателей подобного рода тяжело создать узкую измерительную шкалу, разрешающую выявлять разные степени проявления диагностируемого качества и дифференцированно их оценивать. Иначе говоря объективные показатели не являются правильными мерками силы отражаемого в них свойства. Допустим, что для выводов о наличии у ребенка определенного отношения к участникам собственной семьи употребляются изюминке рисунка семьи, сделанного самим ребенком. Таковой рисунок, как продемонстрировано в бессчётных изучениях, вправду может отражать сложившиеся в семье отношения, но, по-
40

Глава 2. Неспециализированная черта способов психодиагностики
мимо этого, кроме этого и художественно-изобразительные свойства ребенка, его желание рисовать, рвение понравиться психологу, настроение в момент тестирования и другое. В зависимости от всего этого может изменяться темперамент рисунка, а также те показатели, по которым в большинстве случаев делают выводы об отношениях ребенка к отдельным участникам семьи.
Проективные методики по сравнению со всеми уже рассмотренными имеют одно очень значительное преимущество: они, в большинстве случаев, валидны и довольно надежны при большом уровне опытной подготовки пользователя. Они менее субъективны и мало подвержены случайным, ситуативным влияниям. Недочёт их — трудоемкость и большие временные затраты, нужные для получения нужного психодиагностического результата.
Методики, разрешающие приобретать количественные эти, отражающие степень развитости изучаемого свойства, позволяют применять меры и способы количественной обработки результатов психодиагностики. В то же самое время посредством таких методик нереально отличить друг от друга как следует разные психотерапевтические особенности, имеющие однообразные количественные показатели. Скажем, в случае, если посредством методики Д. Маккелеланда, Дж. Аткинсона и других мы оцениваем силу мотивации успехи удач, то, взяв те либо иные показатели, не в состоянии делать выводы о том, есть ли мотивация успехи удач разной у тех испытуемых, каковые имеют количественно однообразные эти. А в это же время она возможно как следует разной. В свое время X. Хекхаузен продемонстрировал, что в общем показателе силы мотивации успехи удач по Д. Маккелеланду и др. в действительности прячутся два как следует разных мотива: мотив — рвение к удачам и мотив — рвение избежать неудачи. Два человека, имеющие однообразные по силе мотивы успехи удач, смогут значительно отличаться друг от друга тем, что стремятся к удачам в соверщенно различных сферах людской деятельности: один — в бизнесе, второй — в мастерстве, третий — в спорте и т.п.
Иначе, методики, каковые опираются лишь на качественный анализ экспериментальных данных, не разрешив-
41

Часть I. Психотерапевтическая диагностика
ют использовать количественные способы обработки результатов, делать выводы об уровне развития соответствующих особенностей и напрямую обосновывать причинно-следственные отношения между изучаемыми переменными.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К Ситуациям и
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИМ МЕТОДИКАМ
Чтобы психолого-педагогический опыт был достаточно надежным средством изучения и разрешал приобретать в полной мере точные результаты, которым возможно доверять и на базе которых возможно делать верные практические выводы, нужно, дабы применяемые в нем психодиагностические способы были научно обоснованными, Такими вычисляют способы, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность, точность и однозначность. Разглядим каждое из этих требований в отдельности.
Термин «валидность» — евроязычного происхождения. Он практически свидетельствует: «полноценный», «пригодный», «соответствующий». Черта психодиагностической методики как валидной говорит о ее пригодности и соответствии для оценивания конкретно того психотерапевтического качества, для которого она предназначается.
Черта валидности методики включает в себя не только сведения о том, что эта методика в действительности измеряет, вместе с тем данные об условиях, о сфере ее применения.
Имеется пара разновидностей валидности, каждую которые показывают разглядывать и оценивать раздельно, в то время, когда стоит вопрос о выяснении валидности психодиагностической методики. Валидность возможно теоретической и практической (эмпирической), внутренней и внешней.
Валидность теоретическая определяется по соответствию показателей исследуемого качества, приобретаемых посредством данной методики, показателям, приобретаемым при помощи вторых методик — таких, с показателями которых обязана существовать
42

Глава 2. Неспециализированная черта способов психодиагностики
теоретически обоснованная зависимость. Теоретическую валид-ность контролируют по корреляциям показателей одного и того же свойства, приобретаемым при помощи различных методик, опирающихся либо исходящих из одной и той же теории.
Валидностъ эмпирическая проверяется по соответствию диагностических показателей настоящему поведению, замечаемым реакциям и действиям испытуемого. В случае, если, к примеру, посредством некоей методики мы оцениваем черты характера у данного испытуемого, то используемая методика будет принимать во внимание фактически либо эмпирически валидной тогда, в то время, когда мы установим, что этот человек ведет себя в жизни конкретно так, как предвещает методика, т.е. в соответствии с имеющейся у него чертой характера.
По критерию эмпирической валидности методику контролируют методом сравнения ее показателей с настоящим жизненным поведением либо результатами практической деятельности людей.
Валидностъ внутренняя свидетельствует соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т.п. неспециализированной цели и плану методики в целом. Она считается внутренне невалидной либо слишком мало внутренне валидной тогда, в то время, когда все либо часть включенных в нее вопросов, заданий либо субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.
Валидностъ внешняя — это приблизительно то же самое, что и эмпирическая валидность, с той только отличием, что в этом случае речь заходит о связи между показателями методики и самые важными, главными внешними показателями, относящимися к поведению испытуемого.
При создании методики сходу оценить ее валидность тяжело. В большинстве случаев валидность методики проверяется и уточняется в ходе ее достаточно долгого применения, тем более что речь заходит о проверке как минимум с четырех обрисованных выше сторон.
Не считая видов валидности, принципиально важно знать критерии валидности. Это главные показатели, по которым возможно фактически делать выводы о том, есть либо не есть эта методика валидной. Такими параметрами смогут стать следующие:
1. Поведенческие показатели — реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных обстановках.
43

Часть I. Психотерапевтическая диагностика

1. Успехи испытуемого в разных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и других.

2. Данные, говорящие о исполнении разных контрольных заданий и проб.

3. Эти, приобретаемые при помощи вторых методик, валид-ность либо сообщение которых с контролируемой методикой считается точно установленной.

Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора либо изменяемого психотерапевтического свойства).
Результаты психотерапевтического тестирования зависят от множества тяжело контролируемых факторов: качества измерительного инструмента, постоянства релевантных черт обстановки психотерапевтического тестирования, правильности понимания инструкции испытуемым, поведения экспериментатора, актуального психотерапевтического состояния испытуемого. Изменение любого из этих факторов на протяжении психодиагностического обследования в большинстве случаев ведет к понижению степени надежности измерений. Потому, что держать все эти факторы в постоянстве в любой момент фактически нереально, то рассчитывать на высокую надежность любой психодиагностической методики не приходится. Из всех этих факторов самоё важным есть надежность самой методики, поскольку все остальные вносят намного меньший вклад в постоянство приобретаемых результатов.
Надежность психодиагностической методики возможно установить двумя методами: методом сравнения результатов, приобретаемых при помощи данной методики различными людьми, и методом сравнения результатов, приобретаемых при применении одной и той же методики в аналогичных условиях.
Точность методики отражает ее свойство тонко реагировать на мельчайшие трансформации оцениваемого свойства, происходящие на протяжении психодиагностического опыта. Точность психотерапевтической методики в определенном смысле возможно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов. Метр, к примеру, поделённый лишь на сантиметры, будет гру-
44

Глава 2. Неспециализированная черта способов психодиагностики
бее измерять длину, чем линейка, калиброванная по миллиметрам. Со своей стороны микрометр — прибор, разрешающий оценивать длины, отличающиеся друг от друга на 0,001 мм, будет намного более правильным измерительным инструментом, чем школьная линейка.
Чем правильнее психодиагностическая методика, тем уже с ее помощью возможно оценивать градации и выявлять оттенки изме^ ряемого качества. Но в практической психодиагностике далеко не всегда требуется довольно высокая степень точности оценок. Ее нужная практическая мера определяется задачей разделения, либо разделения испытуемых на группы. В случае, если, к примеру, всю изученную выборку испытуемых необходимо поделить всего лишь на две подгруппы, то и точность используемой методики обязана соответствовать этому делению, не больше. В случае, если нужно поделить испытуемых на пять подгрупп, то достаточно применить методику, имеющую измерительную шкалу, складывающуюся из пяти пунктов, скажем такую: «да», «скорее да, чем нет», «ни да, ни нет», «скорее нет, чем да», «нет».
Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени приобретаемые с ее помощью эти отражают трансформации конкретно и лишь того свойства, для оценивания которого эта методика используется. В случае, если наровне с этим свойством в приобретаемых показателях отражаются и другие, никак не связанные с данной методикой, выходящие за пределы ее валидности, то считается, что методика не соответствует критерию однозначности, не смотря на то, что наряду с этим частично может оставаться валидной. К примеру, в случае, если экспериментатора интересуют оценки мотивов поведения человека и чтобы их взять, он задает испытуемому прямые вопросы относительно мотивов его поведения, то ответы на эти вопросы вряд ли будут соответствовать критерию однозначности. В них наверняка отразятся и степень осознания испытуемым мотивов собственного поведения, и его желание предстать в благоприятном свете в глазах экспериментатора, и оценки им вероятных последствий диагностического опыта, и другое.
Критерию однозначности кроме этого может не в полной мере удовлетворять метод оценки знаний обучающихся лишь по успеваемости,
45

Часть I. Психотерапевтическая диагностика
так как оценки успеваемости выставляются не всегда объективно. В них, не считая самих знаний обучающегося, отражается отношение к нему учителя и поведение обучающегося.
Перед тем как использовать в практической психодиагностике те либо иные методики, экспериментатор обязан убедиться в том, что они отвечают требованиям валидности, надежности, однозначности и точности. Самыми ответственными из названных четырех параметров являются первые два: надёжность и валидность, и в случае, если измерительный инструмент им не соответствует, то его по большому счету нельзя использовать как средство психодиагностики. В случае, если же методика не в полной мере правильна и не абсолютно однозначна, то ее однако возможно использовать с определенными оговорками. Но наряду с этим нужно не забывать, во-первых, о том, что неточная методика может не разрешить установить относительно маленькие трансформации, каковые происходят в следствии совершённого опыта, и, следовательно, может указать на отсутствие трансформаций в том месте, где они в действительности имеется. Слишком мало однозначная методика не всегда позволяет соотносить величину приобретаемых показателей со степенью трансформации конкретно оцениваемого качества, а не какого-либо другого.
Не считая используемой методики, на результаты психодиагностики воздействуют обстановка, ее познание испытуемым, приобретаемая им инструкция, и поведение и личность самого экспериментатора на протяжении тестирования.
В случае, если обстановка воспринимается испытуемым как экзаменационная, то он будет вести себя в ней соответственно. Высокотревожный человек, возможно, в любой момент и везде будет испытывать повышенное беспокойство, видеть угрозу для собственной личности и, следовательно, принимать любую обстановку как возможно несущую в себе опасность для его личности. Низкотревожный индивид, наоборот, кроме того в реально угрожающей его Я ситуации будет вести себя довольно тихо.
Поведение испытуемых и результаты, каковые они показывают, зависят и от того, как они знают инструкцию. Исходя из этого к точности и доступности формулировок инструкции в психодиагностике предъявляются особенные требования. Инструкция должна быть достаточно несложной и понятной, не содержать в себе
46

Глава 2. Неспециализированная черта способов психодиагностики
неоднозначно трактуемых выражений и слов. оптимальнее , в случае, если инструкция будет предложена испытуемым в письменном виде, поскольку устная инструкция различными людьми произносится с разными паралингвистическими компонентами: жестами, мимикой, пантомимикой, интонациями, темпом, паузами и т.п. Помимо этого, устная инструкция достаточно скоро забывается испытуемыми и, следовательно, вероятны непроизвольные отклонения от нее.
Время от времени на результаты изучения воздействуют поведение и личность экспериментатора. Увидено, к примеру, что в случае, если экспериментатор лично красив испытуемым, в случае, если его поведение говорит об уважении и добром отношении к испытуемым, то они со своей стороны нечайно будут стараться подыграть ему и продемонстрировать такие результаты, каковые должны доставить экспериментатору наслаждение. Наоборот, если он приводит к антипатии у испытуемых, демонстрирует недоброе и неуважительное к ним отношение, то они, в большинстве случаев, отвечают ему тем же: стараются дать такие результаты, каковые, согласно их точке зрения, не понравятся экспериментатору.
Главная совет, которая касается поведения экспериментатора, содержится в том, дабы он был уравновешенным, а его поведение — достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым.
ТЕСТИРОВАНИЕ и ТЕСТЫ
Тестами в психологии именуют стандартизированные методики психодиагностики, разрешающие приобретать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых особенностей. Подстандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они в любой момент и везде должны использоваться однообразным образом, начиная от инструкции и ситуации, приобретаемой испытуемым, заканчивая методами интерпретации и вычисления приобретаемых показателей.
Сопоставимость свидетельствует, что оценки, приобретаемые при помощи теста, возможно сравнивать между собой независимо от того,
47

Часть I. Психотерапевтическая диагностика
где, в то время, когда, как и кем они были взяты, в случае, если, очевидно, тест использовался верно. Из всех вероятных психодиагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, однозначности и точности.
Существует довольно много разновидностей тестов, каковые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается посредством данного теста); по изюминкам применяемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у человека разных познавательных процессов), личностные и межличностные. По изюминкам применяемых задач выделяют практические, образные и словесные (вербальные) тесты. По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки — на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты свойств и состояний.
Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память, обращение. Личностные тесты связаны с пси-ходиа-гностикой устойчивых личных изюминок человека, определяющих его поступки; ко мне относятся тесты темперамента, характера, мотивации, чувств, свойств. Среди тестов видятся такие, каковые дают разностороннюю, комплексную оценку состояния личности либо степени развитости ее отдельных особенностей. Комплексными, к примеру, являются тест Кеттела, MMPI и другие. К числу частных возможно отнести тесты, благодаря которым оцениваются отдельные черты личности человека, мотивы, эмоции, к примеру, акцентуации характера, тревожность, локус контроля, мотив успехи успеха, агрессивность и другие.
Межличностные тесты разрешают оценивать человеческие отношения в разных социальных группах, к примеру, социометрический тест, тест социально-психотерапевтической самоаттестации группы как коллектива.
Практические тестовые задания включают в себя упражнения и задачи, каковые испытуемый обязан выполнить в наглядно-
48

Глава 2. Неспециализированная черта способов психодиагностики
действенном замысле, т.е. фактически манипулируя настоящими материальными предметами либо их заменителями.
Образные задания содержат в себе упражнения с образами, с картинами, картинками, схемами, представлениями. Они предполагают активное применение воображения, мысленных преобразований образов.
Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, к примеру, определение понятий, умозаключения, содержания и сравнение объёма разных слов, исполнение с понятиями разных логических операций и т.п.
Многие задания, каковые употребляются в тестах, имеют комплексный темперамент, т.е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и упражнения и вербальные действия. Это связано с тем, что большая часть задач, с которыми сталкивается человек в реальности, являются комплексными по характеру, а тестирование проводится чтобы угадать возможные достижения и поведение человека не в неестественной лабораторной обстановке, а в реальности.
Бланковыми именуются такие тесты, при применении которых испытуемый приобретает тестовый материал в форме разных бланков: картинок, схем, таблиц, опросников и т.п.
Аппаратурные — это такие тесты, в которых употребляется разного рода аппаратура для обработки и предъявления результатов тестирования, к примеру аудио- и видеотехника, электронно-счётные автомобили.
Процессуальными именуют тесты, благодаря которым исследуется какой-либо психотерапевтический либо поведенческий процесс, и ему в следствии дается правильная качественная либо количественная черта, к примеру процесс запоминания человеком материала, процесс межличностного сотрудничества индивидов в группе.
К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге применения которых оцениваются удачи человека в том либо другом виде деятельности, в той либо другой сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и др.
49

Средний балл и итоговая оценка – чему верить?


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: