Автомобиль занимает особенное место среди автомобилей, обслуживающих людей. В нем воплощена давешняя мечта человечества о стремительном перемещении. Так как автомобиль — самое стремительное сухопутное средство транспорта.
Миллионы людей связаны с хозяйственным использованием и производством машин. А какое количество миллионов «болельщиков» автомобиля! Они придирчиво осматривают на улицах новые модели автомобилей, с увлечением просматривают книги и издания по автоделу, сами проектируют и строят мелкие машины.
Один из первых машин Бенца.
У нас создана замечательная автомобильная индустрия. Каждый год выпускается более 500 тыс. машин, и производство их из года в год все возрастает. К 1965 г. семилетним замыслом предусмотрено довести выпуск машин до 750-856 тыс. в год. Для машин каждый год изготовляется около четырех миллионов резиновых шин, десятки миллионов ламп и миллионы вторых электроприборов, несметное множество подшипников, миллионы тысячь киллограм стали, много километров трубок и электропроводов, многие квадратные километры стекла, кож и сукна. Миллионы тысячь киллограм бензина и других нефтяных продуктов расходуются при работе машин. Для них строятся тысячи километров ровных асфальтовых и цементных дорог, гаражи, станции обслуживания, ремонтные фабрики.
А ведь еще сто лет назад машин совсем не было. Первая безрельсовая самодвижущаяся повозка с бензиновым двигателем, которую назвали автомобилем (от греческого слова «аутос» — сам и латинского «мобилис» — движущийся), показалась в 1885 г. До этого, действительно, были повозки с паровыми двигателями либо такие, каковые двигались мускульной силой пассажиров. Но они были тихоходны, неудобны в пользовании, ненадежны. Работоспособный, эргономичный и относительно быстроходный автомобиль удалось создать лишь по окончании изобретения легкого и в любой момент готового к действию двигателя внутреннего сгорания.
У механизмов первых машин были большие недочёты. Исходя из этого конструкторы сперва заботились об усовершенствовании механизмов автомобили и мало думали о ее внешнем виде, об устройстве кузова, о том, каким должен быть автомобиль в целом. Только бы он двигался! Но со временем стало ясно, что для разных целей необходимы разные машины, и понемногу показалось множество типов автомобилей.
Машины подразделяют в первую очередь по назначению: легковые, грузовые, автобусы, самосвалы, спортивные, тягачи; после этого — по числу мест, по грузоподъемности либо по виду кузова. Помимо этого, различают машины по так называемой колесной формуле. Она складывается из двух чисел, соединенных знаком умножения. Первое число показывает количество колес у автомобиля, второе — количество колес, к каким подводится упрочнение от двигателя.
Первые советские машины: АМО-Ф15 (1924) — справа и НАМИ-1 (1928) — слева.
К примеру, у простых легковых и грузовиков колесная формула 4?2 (четыре колеса, из них два ведущих); у машин повышенной проходимости формула 4X4 либо 6X6 (четыре либо шесть колес — ведущие). Наконец, при обозначении типа автомобиля часто упоминают рабочий количество цилиндров его двигателя, к примеру «малолитражный автомобиль» либо «автомобиль среднего литража».
Любой автомобиль носит марку изготовившего его завода и порядковый номер модели, а время от времени еще и «кличку». ГАЗ-21 «Волга» свидетельствует: Горьковский автомобильный завод, двадцать первая модель, наименование «Волга». Марки советских машин — кремлевскую звезду на «Москвиче», оленя и чайку на автомобилях Горьковского завода, белорусских зубров, ярославских медведей — отлично знают во всем мире.
Зарубежом машины значительно чаще носят имя обладателя либо основателя завода: «Форд», «Бьюик», «Роллс-Ройс», «Рено», «Опель». Реже видится сокращенное наименование завода, к примеру «Фиат» — фабрика итальянских машин в Турине. Время от времени бывают и забавные исключения. Так, узнаваемая марка «Мерседес» — имя… дочери одного богача, поддержавшего в свое время изобретателя данной автомобили — Даймлера.
Заглавия автомобилей государств народной народовластии значительно чаще связаны с городом либо местностью, в которых находится завод: «Татра», «Прага», «Варшава», «Люблин», «Вартбург». Китайские грузовики носят марку «Освобождение», легковые — «Ветер с востока».
Во всем мире на данный момент около 250 моделей автомобилей и столько же грузовых. Наряду с этим у большинства из них пара главных типов кузовов, не считая бесчисленного множества особых.
В СССР выпускается пара десятков главных моделей. Мы поведаем лишь о самых серьёзных из них.
Дабы запомнить особенности каждого типа автомобиля, необходимо знать его главные части.
Типы автомобилей
Источником энергии для перемещения автомобиля помогает двигатель. В большинстве случаев он находится в передней части автомобили. Но на многих малых и автобусах автомобилях — в задней. Вращение вала двигателя через совокупность валов и шестерен силовой передачи передается к задним, реже к передним либо тем и вторым ведущим колесам. Любая пара колес вместе с рессорами и осями образует так называемый мост — передний мост, задний мост. Передний мост у автомобилей время от времени именуют передней подвеской. Мосты крепят к раме либо к кузову. В случае, если имеется рама, то кузов устанавливают на ней.
Для управления автомобилем помогают привод и руль от него к передним поворачивающимся направляющим колесам; тормоза с приводом от рычага и педали для замедления хода либо остановки; кнопки подачи контроля и педаль топлива над двигателем; рычаг и педаль для контроля над силовой передачей. Автомобиль оборудован аккумуляторной батареей, стартером — пускателем двигателя, совокупностью зажигания двигателя, осветительными и сигнальными фонарями — фарами, указателями поворота, звуковым знаком и т. п. На колеса надеты резиновые пневматические (надутые воздухом) шины. Имеется набор инструмента и запасное колесо для ремонта и обслуживания автомобили.
В СССР выпускается пара типов автомобилей : с приводом на задние и с приводом на все колеса. Самые мелкие — двухместный автомобиль для калек Серпуховского мотозавода (марки СЗА) и микроавтомобиль «Запорожец». Их маленькие двигатели расположены позади и охлаждаются воздухом (у остальных автомобилей двигатели находятся спереди и имеют водяное охлаждение). У СЗА кузов типа «фаэтон» со складным матерчатым верхом и застекленными боковинками на дверях.