Этот принцип связан с организацией первичного восприятия произведения. Заинтересованность ребёнка в анализе текста, целый движение работы на уроке сильно зависит от того, как произведение было воспринято учеником.
Эмоциональность – нужное условие первичного восприятия, в особенности принципиально важно для младших школьников. Так как дети этого возраста – особенные читатели: то, что взрослый постигает за счёт осмысления, дети осваивают в следствии сопереживания, чувствования. Упрочнения преподавателя должны быть направлены на то, дабы эмоциональная реакция ученика при первичном восприятии была созвучия эмоциональному тону произведения. Исходя из этого первый этап урока – подготовка к первичному восприятию – преследует цель создать в классе нужную эмоциональную воздух, настроить детей на восприятие изученного произведения. Эта цель возможно достигнута различными методическими приёмами:
- рассказ преподавателя о писателе, событиях связанных с написанием произведения
- беседа, оживляющая жизненные впечатления детей либо дающие им нужные сведения для восприятия текста
- анализ произведений, живописи, прослушивание музыкальных произведений, родных либо конкретных по теме либо настроению литературного произведения
- викторина по уже видным произведениям писателю
Непосредственность восприятия – кроме этого серьёзное требование, которое связано с организацией подготовки к первичному восприятию произведения.Чтение не должно предваряться никаким заданиям по тексту произведения, дабы не мешать непосредственности детского восприятия, поскольку любой вопрос преподавателя задаст определённый «фокус» рассмотрения, снизит эмоциональность, сузит возможности действия, заложенные в самом произведении. К сожалению, в ряде современных пособий, выстроенных по принципу беседы с «юным втором читателем» первичное восприятие систематически предваряется заданиями. Так, принцип эмоционального и яркого восприятия оказывает помощь организовать первый этап урока – подготовить детей к первичному восприятию.
Не менее важно методически верно организовать второй этап урока – первичное восприятие текста. Для этого нужно решать, какой литературно материал отбирается для конкретного урока и как будет организовано его восприятие детьми. Принцип целостного восприятия вытекает из эстетического подхода к литературе и требует, дабы текст произведения был представлен ребёнку абсолютно без адаптации, потому, что каждая адаптация постоянно ведёт к искажению авторской идеи произведения.
Сейчас изменился круг чтения детей, существенно возрос количество изучаемых произведений. Исходя из этого принцип целостности восприятия связан ещё и с вопросом о том, направляться ли затевать анализ по окончании прочтения детьми всего произведения либо разбирать текст по частям, походу чтения.
Вероятны различные варианты анализа и организации чтения громадных по количеству текстов, любой из которых имеет недостатки и свои достоинства.
Возможно израсходовать на чтение целый урок, в конце урока проверить восприятие произведения детьми и поставить учебную задачу, организующую домашнее чтение (дочитывание до конца либо повторное прочтение текста). Анализ произведения проводится на следующем уроке. При таком подходе все дети будут привычны с содержанием произведения, но ребенку младшего школьного возраста тяжело сохранить внимание в течение 40 мин. слушания.
Допустимо предварительное прочтение произведения дома. В этом случае целесообразно начать урок с обмена впечатлениями о прочтённом, с перечитывания отрывков текста, дабы ввести получающих образование воздух произведения, напомнить сюжет и подготовить их к анализу текста на уроке. При таком подходе громадна возможность того, что не все дети прочтут произведение дома, а это сведет к нулю продуктивности анализа.
При изучении произведения, чтения которых не укладывается в один урок, целесообразно вести анализ по ходу чтения. Причем на первом уроке анализируется отрывок, прочтённый в классе, на дом задается чтение тех частей текста, каковые будут анализироваться на следующем уроке. Младшему школьнику тяжело сохранить эмоциональный строй, удержать линию рассуждений в течение долгого времени. Анализ произведения, не прочтённого до конца, затруднен и тем, что отсутствует возможность соотнести целое и часть, исходя из этого целесообразнее применять данный путь анализа при изучении популярных произведений, привычных детям по домашнему чтению, экранизациям, театральным предположениям.
Самый целесообразен первый из вышеназванных способов знакомства с произведением: чтение всего текста, предваряющее анализ как вид деятельности. В. Г. Маранцман писал: «Анализ поймёт итог чтения, чтение включает в себя элементы анализа, но в свернутом, редуцированном виде, что ведет к отличию начального и осознанного в целом отношения к тексту. Анализ как вид деятельности вероятен только на базе предшествующей деятельности чтения, при сохранении конкретно эмоциональной и образной стороны восприятия».
Продумывая организацию первичного восприятия, нужно кроме этого решить, кем и как будет прочтено произведение. Вероятны следующие формы: ясное чтение преподавателя, прослушивание аудио- либо записи опытного чтения артиста, чтение подготовленных учеников, чтение про себя. Бессчётные изучения продемонстрировали, что самоё адекватное восприятие текста достигается, если он воспринят с голоса, наименее адекватное – при чтении «про себя». не сильный техника чтения разрешает обучающимся I-II классов отнестись к самостоятельно прочтённому тексту как к произведению искусства, эмоционально отозваться на него, взять эстетическое наслаждение от чтения. Исходя из этого лучшее, если они в первый раз услышат текст в ясном чтении преподавателя. Но понемногу направляться приучать детей к чтению незнакомого текста «про себя».
Поручать ребенку просматривать незнакомое произведение вслух классу не нужно, потому, что такое чтение возможно беглым и верным, но не может быть ясным, соответственно, потеряется основное – эмоциональность первичного восприятия.
Живое чтение преподавателя в большинстве случаев предпочтительнее аудиозаписи, потому, что преподаватель устанавливает контакт с классом, учитывает реакцию детей. Аудиозапись целесообразнее применять не при первичном восприятии, а в ходе анализа, для сопоставления различных трактовок текста, различных вариантов прочтения.