Помогите Золушке уехать на бал. Разложите ей дорожку из полос-слов. Составьте предложение из слов уехать. Золушка, бал, на. Обозначьте слова полосами. Анализ предложения детьми.
Актуализация глагольной лексики
Что случилось на балу? Золушка с принцем … (познакомилась). Она … (танцевала, радовалась, смеялась, плясала).
Физминутка
Продемонстрируйте, как красиво танцевала Золушка с принцем.. Звучит музыка. Дети танцуют.
Падежное управление
Чем угощали гостей на балу? «Даю» вам слова с перепутанными слогами: ни-кой-клуб, лой-пас-ти, а вы назовите их верно. (Клубникой, пастилой) Назовите согласные звуки слова клубника. Попытайтесь, какая вкусная пастила. Логопед угощает детей пастилой.
12. Уточнение смыслового значения слова полночь
Включается магнитофонная запись с боем часов.
Часы пробили полночь. Как вы осознаёте это слово? (Прошло полночи.)
Развитие связной речи
Поведайте, что произошло на следующий день. Как нашли Золушку? Чем закончилась сказка? Краткий пересказ сказки детьми.
Результат занятия
Тема «Звуки л, л’»
1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ГОСТЬ — ИНОПЛАНЕТЯНИН
Материал.Предметные картины с изображениями Луны, Почвы, овощей, фруктов, ягод, зверей и птиц, инопланетян и летающей тарелки; карандаш, листки бумаги.
Движение занятия
Оргмомент
Послушайте тайную: «Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Псы лают, а дотянуться не смогут». Что это? (Луна.) А как именуется отечественная планета? (Почва.)
2. Выделение звуков л, л’ из слов луна, почва. Черта звуков. Сравнение их по звуковым и артикуляционным показателям
3. Произношение звуков л, л’ в слогах
Посмотрите, какая космическая тарелка приземлилась у нас.
Выставляется картина.
Кто это? (Инопланетянин.) По какой причине его так именуют? (Он прилетел к нам с другой планеты.)
Инопланетянин обращается к детям на своем языке. Дети повторяют за ним.
«Ла-ля-ля (как бы здороваются); лу-лю-лу (утвердительно, с удовольствием); лы-ли-ли(с огорчением)». Как тебя кличут? (Лолик.) Инопланетянин говорит, что желает определить о отечественных предметах. Поведаем ему.
4. Звуки л, л’ в предложениях и словах. Развитие фоне
матических представлений
Пригласите инопланетянина сесть. Инопланетянин садится на стол.
Это стол — за ним сидят, это стул — на нем сидят. Какие конкретно похожие слова в этом предложении? Объясните Лолику, чем они различаются, а чем похожи.
5. Анализ слов стол, стул, мебель
«Разбросайте» звуки слова стол. Соберите «разбросанные» звуки с, л, т, ув слово. (Стул).
Обозначение этих слов цветовыми знаками.
Каким одним словом возможно назвать эти два слова? (Мебель.) Обозначьте звуки этого слова кружочками. Какой последний звук в этом слове? (Звук л’.) А на данный момент продемонстрируем Лолику одежду.
Выкладываются предметы либо их изображения: пальто, платье, колготки, платок, шаль, блузка, плащ, жилет, плавки, купальник. Выделяются слова со звуком л, после этого — со звуком л’.
Поднимаются соответственно цветовые знаки звуков л, л’.
Сообщите самое маленькое слово. (Шаль.) По какой причине оно коротенькое? (В нем мало звуков.) Назовите самые долгие слова. (Купальник, колготки.) По какой причине эти слова долгие? Из чего состоят отечественные слова? (Из звуков.) Чем больше звуков, тем дольше слово.
Поведаем Лолику, что мы едим. Я сообщу вам первый слог либо перепутаю слоги, а вы дополните либо додумайтесь и назовите полное слово: са… (лат), гу…(ляш), пель…(мени), ля-ши-бе
(беляши), ле-ты-кот (котлеты), ки… (сель). А на данный момент продемонстрируем Лолику фрукты, ягоды и овощи.
Угадывание слов по первому и последнему звуку, по последнему слогу.
В слове последний слог жан, это овощ. (Баклажан.) В слове первый звук м, последний — а, что это? (Малина.) Предлагаются три-четыре подобных задания.
6. Работа над ударным слогом
Что выберет Лолик?
Слова произносятся с неправильным ударением от имени Лоли-ка. (Клубнику, лимон, алычу, малину.)
Физминутка
Продемонстрируйте, как двигаются различные животные — олень, лиса, волк, белка.
Дети имитируют повадки животных и по перемещениям определяют животного.
8. Звуки л, л’ в предложениях. Анализ словесного со
става предложения с зарисовкой схемы
Какие конкретно животные живут в отечественных лесах? Сперва назовите слова со звуком л’. (Олень, лиса.) Сообщите, как именуется детеныш оленей. (Олененок.) А на данный момент назовите зверей, в заглавии которых имеется звук л. (Волк, белка, лось.) Составьте предложения со словами лось, олень, белка, волк.
Дети составляют предложения, определяют количество слов в нем, выкладывают либо рисуют схему предложений.
Что было бы, если бы внезапно провалились сквозь землю все птицы и звери? Что вы станете делать, в случае, если заметите в лесу непогашенный костер? Что возможно сделать для отечественной планеты, для ее процветания? Рассуждения детей.
Сообщение новых знаний
Лолику весьма понравились ваши ответы, и он желает поведать вам, по какой причине бывают лето и зима.
Приводится рассказ из книги «Почемучка». Рисование детьми схемы перемещения Почвы около Солнца по примеру, нарисованному логопедом.
Вопросы детей
Раскрывается «Клуб любопытных». Что означает «любознательный», «любознательность»? Задайте собственные вопросы о Земле, Космосе.
Результат занятия
Тема «Звуки л, л’»
2. КЛАД КОТА ЛЕОПОЛЬДА
Материал.Игрушки-мышата Нелли и Нил, пес Полкан, кот Леопольд; картинки ласточки, улитки, мотылька, липы, лестницы; написанные слова угол, уголь, лук, люк.
Движение занятия
Оргмомент
Дети изображают умных, голодных, сердитых мышат. Показывают, как они подкрадываются к дремлющему коту. Изображают доброго кота и уныло идущих, раскаявшихся мышат.
Сообщение темы занятия
Дети, вспомните, кто сказал: «Парни, позволяйте жить дружно!» (Кот Леопольд.) Сейчас мы сочиним сказку про двух мышат, кота Леопольда и повторим звуки л, л’.
3. Выделение звуков л, л’ из слов. Сравнение звуков по
артикуляционным и звуковым показателям
Какой первый звук в слове Леопольд ? (Звук л’.) Назовите братца звука л’. (Звук л.) В чем их различие? Придумайте клички мышатам со звуками л, л’ (Нил, Нелли.)